Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.
-ф- № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 иIm— iinIни iiiHiiwiи Iin hi 'Ihi iiin i ПОЗНАНИЕ Величайшие сокровища духа На стене кабинета истории искусств Мончегорской шко лы висит старинная икона. Буквицами с принятыми со кращениями на ее полях на писано: «Утоли моя печали». Это один из самых теплых и нежных образов Богоматери с младенцем на руках. Цвето вой строй иконы светел: от тенки золотистых охр и виш нево-коричневый в одежде Богоматери. Краски ветхи, местами потрескались и осы пались. Она подарена учени ком нашей школы в годы, ког да я вовсе не задумывалась о духовной стороне жизни. Икона дол го лежала в ф он де школы, где хранились все старые вещи, которые и с пользуются в постановках натюрмортов. Подобному отношению к иконе было много причин, одна из кото рых —атеистическое воспи- таниё, полученное в детские и школьные годы. Вспоми наю, что самое первое впе чатление от иконного и зоб ражения было весьма нега тивным, окрашенным даже чувством страха.... Это отношение стало м е няться, начиная с 70 годов, когда в художественном учи лище, где я училась, нас ста ли знакомить с древнерус ским искусством. Впервые светлый лик иконы открыл ся мне в Третьяковской га лерее, которую я регулярно посещала, будучи проездом через Москву. Я вдруг увиде ла настоящие живые иконы и поразилась разнообразию размеров и стилей изобра жения. На одной из икон был п о казан процесс «раскрытия» реставраторами веками пе реписываемых красочных слоев, и я с удивлением рас сматривала маленькую «за платку» — кусочек открытой древней живописи. Рядом с иконой висели рентгеновс кие снимки, запечатлевшие каждый из имевшихся живо писных слоев и краткое опи сание процесса реставрации. На выходе из зала я вне запно встретилась взгля дом с иконой «Троица» са мого Рублева! Радостного приподнятого состояния от встречи с ней не забыть ни когда! Реальный свет исхо дил от иконы, голубой дым кой светились одежды анге лов,... и тонкий нежный луч Любви влился в меня. Мне везло потом не раз, когда я оказывалась с этими сокровищами духа или в му- шшш «Битва новгородцев с суздадьцами»' ТРАГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ изобра жена и в другой новгородской ико не 15 века «Битва новгородцев с суз- дальцами», у которой есть еще одно название «Чудо от иконы Знамение»! Икона —необыкновенная, особенная среди многих других, выполнена не по канонам и представляет огромный интерес для искусствоведов и худож ников... Довольно больших размеров (166,3 х 120,8) из древнейшей церк ви святого Николая, так называемой «Николы на Липне» в Новгороде. Изображение на иконе расположе но в три ряда. Сверху вниз, последо вательно изображены сцены торжес твенного выноса иконы «Знамение» из стен церкви, Спаса Преображения на Ильине улице, перенос ее на сте ны кремля, приход неприятеля, его стрелы, битву, победу новгородцев... Изображено реально происходив шее историческое событие —«земли родной минувшая судьба». Важное, и утверждающее —новгородцы нахо дятся под особой защитой и покро вительством Божьей Матери! Для икон подобные темы, взятые из жизни, их письмо в историческом жанре, аналогично станковой карти не, сложность композиционного раз мещения сюжета обычно не приня ты. Как правило, на иконах пишутся лики святых или погрудное их и зоб ражение, иногда в окружении более мелких изображений, в так называе мых клеймах. Но в Великом Новеграде от пост роек д о иконных изображ ений д е лалось не по канонам , и даже воп реки им. В композиции иконы, д е лящей доску на три части мы видим новаторство ее безвестного худож ника. Красочность иконы, созвучна корню слова, в ней много красных- алых, карминных красок, которые становятся еще ярче на ф оне конт растного ему белого, цвета слоновой кости, что характерно для новгород ской иконы вообще, в сравнении с цветовыми особенностями иконных изображ ений в других областях — княжествах Руси. Красный — цвет силы, напряжения, — колористи чески собирает икону воедино. Здесь све тло как днем’. Э то Свет, и с ходящий от икон!!! Чистые, звонкие краски полны жизнерадостности : светлая о хра , алый и белый цвета! Такого ощущения приподнятости над миром не ощущаешь нигде. Хочется подойти б лиже , чтобы вобрать в с е бя ее неповторимую кра со ту и лю боваться плавностью и певучестью линий. Икона - неотъемлемая часть храма, она не может существовать в рамках ма териального мира. По ка храмы не восстановлены , иконы могут сохраняться музеями как ху дожественные ценности, но иконы - сущ ества духовные и им, как воздух, нужны молитвы священства и прихо жан. И, как в те ле человека есть д у ша, так и в те ле храма д о лж н а быть душ а храма - икона, икона, с о е д и - неная песнопениями с литургией! Икона стала символом новгород цев, ее «флагом». От нее веет мужест вом, собранностью, волей, вся она — призыв идти и сразиться за Отечество под образом Пресвятой Богородицы. Посредством языка иконописного искусства здесь показано проявление высших небесных сил, помогающих сражаться за правду, победить вра га, и упование человека на эти силы в борьбе с ними. Это одна из самых по читаемых верующими икон Новгоро да, и в тоже время высочайшее произ ведение художественного искусства, принадлежащего одинаково всем: и верующим и не верующим людям. зеиных залах, или в храмах, монастырях Пскова, Трои- це-Сергиевой лавры и Пет розаводска, Великого Устю га, Владимира, Суздаля... Мое отношение к икон ным изображениям только как к произведениям искус ства резко изменилось после обряда крещения, которое я приняла вместе со свои ми детьми в древнем Галиче Костромской области. Раньше, рассказывая уче никам об иконе, говорила исключительно о художест венных особенностях и с о глашалась с мнением про- ф ес си он ал ов -и ск у с с тв ов е - дов, ратовавших за то, чтобы «Троица» Рублева осталась в собрании Третьяковки... ...Время словно бы оста новилось, когда я пересту пила порог Софийского собора В. Новгорода и за шла внутрь. В холодном и темном безмолвии храма, в мерцании лампад едва ви димы фрески, иконы, раки с мощами великих князей и святителей. На небольшом возвышении перед алтарем, словно в сердце собора, мне открылась главная святы ня —драгоценнейшая икона «Богоматерь Знамение». Такая маленькая, потем невшая от времени, с едва видимым изображением Бо гоматери, с высоким кругом золотого нимба над головой и темно-вишневым покры валом —мафорием. Золотые звезды — ассисты на голо ве и рукавах символизируют ее небесную чистоту и н епо рочность. Слева и справа по краям нимба - обозначение личности Богоматери на чальными буквами греческих слов —«Мать Бога». На груди - медальон, с изображением Христа — Эммануила. Руки Богоматери подняты вверх, и этот жест не случаен —вос ходит к библейскому сюж е ту о пророке Моисее, кото рый помог соотечественни кам в битве с врагами. Пока он молился богу с «воздеты ми» руками, его племя одер живало победу. Эта икона не раз помогала новгородцам. Летопись Новгорода повес твует о том, как выставлен ная на стене крепости она спасла город, «заплакала и отвернулась» от неприятель ских стрел, попавших в нее (вот откуда выщербленность иконной доски!), и это было «знамение», знак — непри ятель будет повержен. Рассказывая ученикам об иконе «Знамение» и п о казывая репродукцию с ее изображением , недоумева ла: отчего так плохо виден рисунок?... Оказалось, что красочный слой большей частью утрачен, а поверх ность «выщерблена» до д е ревянной основы — следы неприятельских стрел. Тог да, в соборе, я не смогла рас смотреть эти детали, а те перь, взяв лупу рассмотрела и изображения святых вок руг образа Богоматери, на писанные на полях. Благодарные новгород цы построили для своей за ступницы немало храмов и монастырей. «Десятинный» и «Знаменский» монасты ри, собор святой Софии, Церковь Спаса Преображе ния на Ильине улице, исто рия каждого из них связана с иконами «Битва Новгород- • цев с суздальцами» и обра зом «Знамение». Всматриваясь в мерцаю щее позолотой изображе ние, я мысленно прошу ее заступничества. Татьяна КУГАВДА 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz