Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.

-ф- № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 иIm— iinIни iiiHiiwiи Iin hi 'Ihi iiin i ПОЗНАНИЕ Величайшие сокровища духа На стене кабинета истории искусств Мончегорской шко­ лы висит старинная икона. Буквицами с принятыми со­ кращениями на ее полях на­ писано: «Утоли моя печали». Это один из самых теплых и нежных образов Богоматери с младенцем на руках. Цвето­ вой строй иконы светел: от­ тенки золотистых охр и виш­ нево-коричневый в одежде Богоматери. Краски ветхи, местами потрескались и осы­ пались. Она подарена учени­ ком нашей школы в годы, ког­ да я вовсе не задумывалась о духовной стороне жизни. Икона дол го лежала в ф он ­ де школы, где хранились все старые вещи, которые и с­ пользуются в постановках натюрмортов. Подобному отношению к иконе было много причин, одна из кото­ рых —атеистическое воспи- таниё, полученное в детские и школьные годы. Вспоми ­ наю, что самое первое впе­ чатление от иконного и зоб ­ ражения было весьма нега­ тивным, окрашенным даже чувством страха.... Это отношение стало м е­ няться, начиная с 70 годов, когда в художественном учи­ лище, где я училась, нас ста­ ли знакомить с древнерус­ ским искусством. Впервые светлый лик иконы открыл­ ся мне в Третьяковской га­ лерее, которую я регулярно посещала, будучи проездом через Москву. Я вдруг увиде­ ла настоящие живые иконы и поразилась разнообразию размеров и стилей изобра­ жения. На одной из икон был п о ­ казан процесс «раскрытия» реставраторами веками пе­ реписываемых красочных слоев, и я с удивлением рас­ сматривала маленькую «за­ платку» — кусочек открытой древней живописи. Рядом с иконой висели рентгеновс­ кие снимки, запечатлевшие каждый из имевшихся живо­ писных слоев и краткое опи ­ сание процесса реставрации. На выходе из зала я вне­ запно встретилась взгля­ дом с иконой «Троица» са­ мого Рублева! Радостного приподнятого состояния от встречи с ней не забыть ни ­ когда! Реальный свет исхо­ дил от иконы, голубой дым­ кой светились одежды анге­ лов,... и тонкий нежный луч Любви влился в меня. Мне везло потом не раз, когда я оказывалась с этими сокровищами духа или в му- шшш «Битва новгородцев с суздадьцами»' ТРАГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ изобра­ жена и в другой новгородской ико­ не 15 века «Битва новгородцев с суз- дальцами», у которой есть еще одно название «Чудо от иконы Знамение»! Икона —необыкновенная, особенная среди многих других, выполнена не по канонам и представляет огромный интерес для искусствоведов и худож­ ников... Довольно больших размеров (166,3 х 120,8) из древнейшей церк­ ви святого Николая, так называемой «Николы на Липне» в Новгороде. Изображение на иконе расположе­ но в три ряда. Сверху вниз, последо­ вательно изображены сцены торжес­ твенного выноса иконы «Знамение» из стен церкви, Спаса Преображения на Ильине улице, перенос ее на сте­ ны кремля, приход неприятеля, его стрелы, битву, победу новгородцев... Изображено реально происходив­ шее историческое событие —«земли родной минувшая судьба». Важное, и утверждающее —новгородцы нахо­ дятся под особой защитой и покро­ вительством Божьей Матери! Для икон подобные темы, взятые из жизни, их письмо в историческом жанре, аналогично станковой карти­ не, сложность композиционного раз­ мещения сюжета обычно не приня­ ты. Как правило, на иконах пишутся лики святых или погрудное их и зоб ­ ражение, иногда в окружении более мелких изображений, в так называе­ мых клеймах. Но в Великом Новеграде от пост­ роек д о иконных изображ ений д е ­ лалось не по канонам , и даже воп ­ реки им. В композиции иконы, д е ­ лящей доску на три части мы видим новаторство ее безвестного худож ­ ника. Красочность иконы, созвучна корню слова, в ней много красных- алых, карминных красок, которые становятся еще ярче на ф оне конт­ растного ему белого, цвета слоновой кости, что характерно для новгород­ ской иконы вообще, в сравнении с цветовыми особенностями иконных изображ ений в других областях — княжествах Руси. Красный — цвет силы, напряжения, — колористи­ чески собирает икону воедино. Здесь све тло как днем’. Э то Свет, и с ­ ходящий от икон!!! Чистые, звонкие краски полны жизнерадостности : светлая о хра , алый и белый цвета! Такого ощущения приподнятости над миром не ощущаешь нигде. Хочется подойти б лиже , чтобы вобрать в с е ­ бя ее неповторимую кра со ту и лю ­ боваться плавностью и певучестью линий. Икона - неотъемлемая часть храма, она не может существовать в рамках ма териального мира. По­ ка храмы не восстановлены , иконы могут сохраняться музеями как ху­ дожественные ценности, но иконы - сущ ества духовные и им, как воздух, нужны молитвы священства и прихо­ жан. И, как в те ле человека есть д у ­ ша, так и в те ле храма д о лж н а быть душ а храма - икона, икона, с о е д и - неная песнопениями с литургией! Икона стала символом новгород­ цев, ее «флагом». От нее веет мужест­ вом, собранностью, волей, вся она — призыв идти и сразиться за Отечество под образом Пресвятой Богородицы. Посредством языка иконописного искусства здесь показано проявление высших небесных сил, помогающих сражаться за правду, победить вра­ га, и упование человека на эти силы в борьбе с ними. Это одна из самых по ­ читаемых верующими икон Новгоро­ да, и в тоже время высочайшее произ­ ведение художественного искусства, принадлежащего одинаково всем: и верующим и не верующим людям. зеиных залах, или в храмах, монастырях Пскова, Трои- це-Сергиевой лавры и Пет­ розаводска, Великого Устю­ га, Владимира, Суздаля... Мое отношение к икон ­ ным изображениям только как к произведениям искус­ ства резко изменилось после обряда крещения, которое я приняла вместе со свои ­ ми детьми в древнем Галиче Костромской области. Раньше, рассказывая уче­ никам об иконе, говорила исключительно о художест­ венных особенностях и с о ­ глашалась с мнением про- ф ес си он ал ов -и ск у с с тв ов е - дов, ратовавших за то, чтобы «Троица» Рублева осталась в собрании Третьяковки... ...Время словно бы оста­ новилось, когда я пересту­ пила порог Софийского собора В. Новгорода и за­ шла внутрь. В холодном и темном безмолвии храма, в мерцании лампад едва ви­ димы фрески, иконы, раки с мощами великих князей и святителей. На небольшом возвышении перед алтарем, словно в сердце собора, мне открылась главная святы­ ня —драгоценнейшая икона «Богоматерь Знамение». Такая маленькая, потем­ невшая от времени, с едва видимым изображением Бо­ гоматери, с высоким кругом золотого нимба над головой и темно-вишневым покры­ валом —мафорием. Золотые звезды — ассисты на голо­ ве и рукавах символизируют ее небесную чистоту и н епо­ рочность. Слева и справа по краям нимба - обозначение личности Богоматери на­ чальными буквами греческих слов —«Мать Бога». На груди - медальон, с изображением Христа — Эммануила. Руки Богоматери подняты вверх, и этот жест не случаен —вос­ ходит к библейскому сюж е­ ту о пророке Моисее, кото­ рый помог соотечественни­ кам в битве с врагами. Пока он молился богу с «воздеты­ ми» руками, его племя одер ­ живало победу. Эта икона не раз помогала новгородцам. Летопись Новгорода повес­ твует о том, как выставлен­ ная на стене крепости она спасла город, «заплакала и отвернулась» от неприятель­ ских стрел, попавших в нее (вот откуда выщербленность иконной доски!), и это было «знамение», знак — непри­ ятель будет повержен. Рассказывая ученикам об иконе «Знамение» и п о ­ казывая репродукцию с ее изображением , недоумева­ ла: отчего так плохо виден рисунок?... Оказалось, что красочный слой большей частью утрачен, а поверх­ ность «выщерблена» до д е ­ ревянной основы — следы неприятельских стрел. Тог­ да, в соборе, я не смогла рас­ смотреть эти детали, а те­ перь, взяв лупу рассмотрела и изображения святых вок­ руг образа Богоматери, на­ писанные на полях. Благодарные новгород­ цы построили для своей за­ ступницы немало храмов и монастырей. «Десятинный» и «Знаменский» монасты­ ри, собор святой Софии, Церковь Спаса Преображе­ ния на Ильине улице, исто­ рия каждого из них связана с иконами «Битва Новгород- • цев с суздальцами» и обра­ зом «Знамение». Всматриваясь в мерцаю­ щее позолотой изображе­ ние, я мысленно прошу ее заступничества. Татьяна КУГАВДА 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz