Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.
•ф - № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ПРАВОСЛАВНАЯ Э К О Н ОМ И К А Благотворительность русских купцов и предпринимателей конца XIX—начала XXвеков КАРПОВА Татьяна Михайловна В соответствии с основами РПЦ труд является необхо димым элементом челове ческой жизни,но с христианс кой точки зрения не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработ- ничество Господу. Священ ное писание свидетельствует о двух нравственных побуж дениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, ни кого не отягощая, и трудить ся, чтобы подавать нуждаю щемуся. Вместе с тем, Церковь не определяет прав людей на собственность, и в первую очередь призывает искать «Царства Божия» и правды его. Но полагает, что человек должен иметь средства для достойного существования, при этом предостерегая от чрезмерного увлечения мате риальными благами. По уче нию церкви право собствен ности имеет относительный характер и только Богу при надлежит абсолютное право владения земными благами. Это неоднократно показано в притчах Спасителя. Мате риальные блага не делают че ловека счастливым, но в Свя щенном Писании нет и пори цания богатства, кактакового, особенно, если человек ис пользует его согласно с волей Бога и законом любви, так как радость и полнота жизни не в приобретении и обладании, а вдарении и жертве. «Истинно говорю вам, что трудно бога тому войти в Царство Небес ное; удобнее верблюду прой ти сквозь игольные уши», — говорит Спаситель в Еванге лии от Матфея. Но поясняет в Евангелии от Марка: «трудно войти надеющимся на богатс тво», то есть уповающим на материальные блага. Идея о предпочтении благ высшего порядка благам мате риальным и жертвовании вто рыми ради обретения первых, не была чужда и дохристиан- скаму миру. Аристотель так представил эту идею в своей «Никомаховой этике»: «Прав да о добропорядочном заклю чается втом еще, чтоон многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если на- Савва Васильевич Морозов до: он расточает имущество и почести и вообще блага, за ко торые держатся другие, остав ляя за собой лишь нравствен ную красоту... они расточат свое достояние на то, от чего больше получат их друзья; тог да друзьям достанутся деньги, а им самим нравственная кра сота, так что самим себе уде ляется большее благо.» В XVII веке Паскаль математизиро вал эту идею, придав ей форму, получившую название «пари Паскаля». Он рассуждал сле дующим образом. Стоит ли жить так, чтобы достичь бес конечного блаженства вечной жизни ценой отказа от многих земных радостей и удоволь ствий или лучше изведать, сколько возможно, земные на слаждения, распростившись с вечным блаженством. Человек рискует, не будучи уверенным в действительности вечной жизни. Если бы он веровал — единственным его разумным выбором было бы стремление к вечной жизни. Но в то же время, человек не может быть уверен в том, что вечная жизнь невозможна. По мнению Пас каля, выбор должен быть сде лан в пользу вечной жизни, ибо малая вероятность вы игрыша (вечной жизни) дает бесконечный результат, тогда как большая вероятность вы игрыша конечного приза всег да дает и конечный результат. Христианская точка зре ния и святоотеческая состоит в том, что материальные бла га —это ценность, при помо щи ик человек может творить добро, милосердствовать, но эти ценности не высшие, дух должен быть устремлен к доб ру и справедливости. Низшие ценности лишь средства к вы сшим. Иоанн Златоуст гово рит: «Богатые и бедные оце ниваются не по количеству достатка, а по образу жизни. Имущий должен свободно отдавать для того, чтобы по мочь неимущему; пусть никто не беспокоится —ни богатый, ни бедный». А блаженный Ие роним считает: «Богатому не вредит богатство, если он хо рошо пользуется им, а бедного не украшает бедность, если он не избегает греха». Эти положения можно проследить на примерах бла готворительности отечествен- твовало не менее 4762 благо творительных обществ и 6278 благотворительных заведений различных видов. Из их обще го бюджета лишь 25% состав ляли средства казны и мест ных органов власти. Остав шихся три четверти составля ли частные пожертвования, в основном пожертвования ку печества. Предприниматель ский труд крайне сложен, тру ден и, безусловно, заслужи вает вознаграждения. Но не малую важность представляет ответ на вопрос: как совмес- «И п р и з р е л Г о с п о д ь на А в е ля и на д а р е го , а на К а и н а и д а р е г о н е п р и з р е л » П р и ч и н у э т о г о н уж н о в и де ть н е т о л ь к о в к а ч е с тв е с а м и х д а р о в , а во в н у тр ен н ем р а с п о л о ж е н и и д у х а д л я п р и н е с е н и я их. Э тим д а в а л с я у р о к , ч то ж е р тв а Б о гу д о л ж н а с о е д и н я т ь с я с в н у тр е н н е й ж е р тв о й д о б р о г о с е р д ц а и д о б р о д е т е л ь н о й жи зни . ных предпринимателей конца XIX — начала XX веков. Тра диции благотворительнос ти были издавна распростра нены в России. Знаменитая фраза М. Цветаевой «созна ние неправды денег в русской душе невытравимо» не слу чайна. Она охватывает одну из важных особенностей рус ского сознания —глубоко за ложенное чувство справедли вости. Стремление избежать внутреннего разлада души, жить в согласии с совестью, усиленное строгим религиоз ным воспитанием, было глав нейшей побудительной при чиной расцвета российской благотворительности. В связи с этим вспоминается история о ветхозаветных братьях Каи не и Авеле, которые принесли жертву Богу. «И призрел Гос подь на Авеля и надар его, а на Каина и дар его не призрел». Причину этого нужно видеть не только в качестве самих даров, а во внутреннем рас положении духа для прине сения их. Этим давался урок, что жертва Богу должна со единяться с внутренней жерт вой доброго сердца и доброде тельной жизни. Первые биографические очерки о предпринимателях появились в 60-х годах XIX ве ка. В 1910 году в России сущес тить основной принцип хрис тианской экономии с пред принимательской прибылью, без которой ведение успешно го бизнеса невозможно. Здесь следует отметить, значитель ная ее часть после уплаты на логов и обязательных плате жей государству направлялась предпринимателями на рас ширение дела, на создание но вых рабочих мест и сфер при ложения труда. Речь может ид ти лишь об остающейся пос ле данных отчислений части прибыли. Расходовались эти средства целенаправленно, чаще всего, учитывая пред принимательский опыт жерт вователей, гораздо эффектив нее, чем при государственном финансировании социальных программ. Деньги направля лись, в основном, на помощь инвалидам, вдовам и преста релым, детям и учащимся, на медицинскую помощь. Пред- приниматели-христиане во все времена стремились, пре жде всего, своими матери альными средствами служить ближним, часто оставляялишь минимальное их количество для своего личного потребле ния. Это были люди глубоко религиозные и непоколе-би- мое отношение к вере спо собствовало упрочению дело вой репутации.Религиозность в предпринимательской среде воспринималась как безуслов ная добродетель. Например, известные пред приниматели братья Прохо ровы, владевшие Трехгорной мануфактурой. Один из них был автором трактатов в еван гельском духе: «О богатении», «О спасении». «Живите не для богатства, а для Бога», — учили они своих детей. А при их предприятии были откры ты госпиталь на 75 мест, ро дильный дом, школа, ремес ленное училище, дома деше вых квартир. Одна из самых сильных промышленных династий России — семья Морозовых, основателей Никольской ма нуфактуры, определявшей многие годы экономику стра ны. Передовые текстильные предприятия имели при фаб риках разветвленную ветвь благотворительных организа ций. Морозовы, сознавая свою социальную ответственность перед обездоленными наем ными рабочими, постепенно преодолевали узкоклассовый эгоизм. Общественная и бла готворительная деятельность Морозовых была многообраз ной и интенсивной. Начало было положено основателем династии Саввой Васильеви чем еще в 1825 году. Из всех Морозовых в историю Рос сийской империи, как круп ный благотворитель вошел его сын Тимофей Саввич. Еще в 1876 году им был устроен ла зарет для оказания помощи участникам русско-турецкой войны, стоимостью 20 тысяч рублей. В 1889 —освящение и открытие гинекологической клиники на Девичьем поле. Для этой цели было ассигно вано 80 тысяч рублей. После смерти Т.С. Морозова его д е ло продолжила жена Мария Федоровна. Ей было внесено 100 тысяч рублей на расшире ние Преображенской и возве дение Алексеевской психиат рических больниц. Морозова много помогала старообряд ческой общине Рогожского кладбища (отдала вдар 213 ты сяч рублей). Мария Федоров на заявила о себе и как покро вительница образования. 125 тысяч передано в дар Москов скому техническому училищу. Окончание в следующем номере.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz