Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.

•ф - № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ПРАВОСЛАВНАЯ Э К О Н ОМ И К А Благотворительность русских купцов и предпринимателей конца XIX—начала XXвеков КАРПОВА Татьяна Михайловна В соответствии с основами РПЦ труд является необхо­ димым элементом челове­ ческой жизни,но с христианс­ кой точки зрения не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработ- ничество Господу. Священ­ ное писание свидетельствует о двух нравственных побуж­ дениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, ни­ кого не отягощая, и трудить­ ся, чтобы подавать нуждаю­ щемуся. Вместе с тем, Церковь не определяет прав людей на собственность, и в первую очередь призывает искать «Царства Божия» и правды его. Но полагает, что человек должен иметь средства для достойного существования, при этом предостерегая от чрезмерного увлечения мате­ риальными благами. По уче­ нию церкви право собствен­ ности имеет относительный характер и только Богу при­ надлежит абсолютное право владения земными благами. Это неоднократно показано в притчах Спасителя. Мате­ риальные блага не делают че­ ловека счастливым, но в Свя­ щенном Писании нет и пори­ цания богатства, кактакового, особенно, если человек ис­ пользует его согласно с волей Бога и законом любви, так как радость и полнота жизни не в приобретении и обладании, а вдарении и жертве. «Истинно говорю вам, что трудно бога­ тому войти в Царство Небес­ ное; удобнее верблюду прой­ ти сквозь игольные уши», — говорит Спаситель в Еванге­ лии от Матфея. Но поясняет в Евангелии от Марка: «трудно войти надеющимся на богатс­ тво», то есть уповающим на материальные блага. Идея о предпочтении благ высшего порядка благам мате­ риальным и жертвовании вто­ рыми ради обретения первых, не была чужда и дохристиан- скаму миру. Аристотель так представил эту идею в своей «Никомаховой этике»: «Прав­ да о добропорядочном заклю­ чается втом еще, чтоон многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если на- Савва Васильевич Морозов до: он расточает имущество и почести и вообще блага, за ко­ торые держатся другие, остав­ ляя за собой лишь нравствен­ ную красоту... они расточат свое достояние на то, от чего больше получат их друзья; тог­ да друзьям достанутся деньги, а им самим нравственная кра­ сота, так что самим себе уде­ ляется большее благо.» В XVII веке Паскаль математизиро­ вал эту идею, придав ей форму, получившую название «пари Паскаля». Он рассуждал сле­ дующим образом. Стоит ли жить так, чтобы достичь бес­ конечного блаженства вечной жизни ценой отказа от многих земных радостей и удоволь­ ствий или лучше изведать, сколько возможно, земные на­ слаждения, распростившись с вечным блаженством. Человек рискует, не будучи уверенным в действительности вечной жизни. Если бы он веровал — единственным его разумным выбором было бы стремление к вечной жизни. Но в то же время, человек не может быть уверен в том, что вечная жизнь невозможна. По мнению Пас­ каля, выбор должен быть сде­ лан в пользу вечной жизни, ибо малая вероятность вы­ игрыша (вечной жизни) дает бесконечный результат, тогда как большая вероятность вы­ игрыша конечного приза всег­ да дает и конечный результат. Христианская точка зре­ ния и святоотеческая состоит в том, что материальные бла­ га —это ценность, при помо­ щи ик человек может творить добро, милосердствовать, но эти ценности не высшие, дух должен быть устремлен к доб ­ ру и справедливости. Низшие ценности лишь средства к вы­ сшим. Иоанн Златоуст гово­ рит: «Богатые и бедные оце­ ниваются не по количеству достатка, а по образу жизни. Имущий должен свободно отдавать для того, чтобы по­ мочь неимущему; пусть никто не беспокоится —ни богатый, ни бедный». А блаженный Ие­ роним считает: «Богатому не вредит богатство, если он хо­ рошо пользуется им, а бедного не украшает бедность, если он не избегает греха». Эти положения можно проследить на примерах бла­ готворительности отечествен- твовало не менее 4762 благо­ творительных обществ и 6278 благотворительных заведений различных видов. Из их обще­ го бюджета лишь 25% состав­ ляли средства казны и мест­ ных органов власти. Остав­ шихся три четверти составля­ ли частные пожертвования, в основном пожертвования ку­ печества. Предприниматель­ ский труд крайне сложен, тру­ ден и, безусловно, заслужи­ вает вознаграждения. Но не­ малую важность представляет ответ на вопрос: как совмес- «И п р и з р е л Г о с п о д ь на А в е ля и на д а р е го , а на К а и н а и д а р е г о н е п р и з р е л » П р и ч и н у э т о г о н уж н о в и де ть н е т о л ь к о в к а ч е с тв е с а м и х д а р о в , а во в н у тр ен н ем р а с п о л о ж е н и и д у х а д л я п р и н е с е н и я их. Э тим д а в а л с я у р о к , ч то ж е р тв а Б о гу д о л ж н а с о е д и н я т ь с я с в н у тр е н н е й ж е р тв о й д о б р о г о с е р д ц а и д о б р о д е т е л ь н о й жи зни . ных предпринимателей конца XIX — начала XX веков. Тра­ диции благотворительнос­ ти были издавна распростра­ нены в России. Знаменитая фраза М. Цветаевой «созна­ ние неправды денег в русской душе невытравимо» не слу­ чайна. Она охватывает одну из важных особенностей рус­ ского сознания —глубоко за­ ложенное чувство справедли­ вости. Стремление избежать внутреннего разлада души, жить в согласии с совестью, усиленное строгим религиоз­ ным воспитанием, было глав­ нейшей побудительной при­ чиной расцвета российской благотворительности. В связи с этим вспоминается история о ветхозаветных братьях Каи­ не и Авеле, которые принесли жертву Богу. «И призрел Гос­ подь на Авеля и надар его, а на Каина и дар его не призрел». Причину этого нужно видеть не только в качестве самих даров, а во внутреннем рас­ положении духа для прине­ сения их. Этим давался урок, что жертва Богу должна со ­ единяться с внутренней жерт­ вой доброго сердца и доброде­ тельной жизни. Первые биографические очерки о предпринимателях появились в 60-х годах XIX ве­ ка. В 1910 году в России сущес­ тить основной принцип хрис­ тианской экономии с пред­ принимательской прибылью, без которой ведение успешно­ го бизнеса невозможно. Здесь следует отметить, значитель­ ная ее часть после уплаты на­ логов и обязательных плате­ жей государству направлялась предпринимателями на рас­ ширение дела, на создание но­ вых рабочих мест и сфер при­ ложения труда. Речь может ид­ ти лишь об остающейся пос­ ле данных отчислений части прибыли. Расходовались эти средства целенаправленно, чаще всего, учитывая пред­ принимательский опыт жерт­ вователей, гораздо эффектив­ нее, чем при государственном финансировании социальных программ. Деньги направля­ лись, в основном, на помощь инвалидам, вдовам и преста­ релым, детям и учащимся, на медицинскую помощь. Пред- приниматели-христиане во все времена стремились, пре­ жде всего, своими матери­ альными средствами служить ближним, часто оставляялишь минимальное их количество для своего личного потребле­ ния. Это были люди глубоко религиозные и непоколе-би- мое отношение к вере спо­ собствовало упрочению дело­ вой репутации.Религиозность в предпринимательской среде воспринималась как безуслов­ ная добродетель. Например, известные пред­ приниматели братья Прохо­ ровы, владевшие Трехгорной мануфактурой. Один из них был автором трактатов в еван­ гельском духе: «О богатении», «О спасении». «Живите не для богатства, а для Бога», — учили они своих детей. А при их предприятии были откры­ ты госпиталь на 75 мест, ро­ дильный дом, школа, ремес­ ленное училище, дома деше­ вых квартир. Одна из самых сильных промышленных династий России — семья Морозовых, основателей Никольской ма­ нуфактуры, определявшей многие годы экономику стра­ ны. Передовые текстильные предприятия имели при фаб­ риках разветвленную ветвь благотворительных организа­ ций. Морозовы, сознавая свою социальную ответственность перед обездоленными наем­ ными рабочими, постепенно преодолевали узкоклассовый эгоизм. Общественная и бла­ готворительная деятельность Морозовых была многообраз­ ной и интенсивной. Начало было положено основателем династии Саввой Васильеви­ чем еще в 1825 году. Из всех Морозовых в историю Рос­ сийской империи, как круп­ ный благотворитель вошел его сын Тимофей Саввич. Еще в 1876 году им был устроен ла­ зарет для оказания помощи участникам русско-турецкой войны, стоимостью 20 тысяч рублей. В 1889 —освящение и открытие гинекологической клиники на Девичьем поле. Для этой цели было ассигно­ вано 80 тысяч рублей. После смерти Т.С. Морозова его д е­ ло продолжила жена Мария Федоровна. Ей было внесено 100 тысяч рублей на расшире­ ние Преображенской и возве­ дение Алексеевской психиат­ рических больниц. Морозова много помогала старообряд­ ческой общине Рогожского кладбища (отдала вдар 213 ты­ сяч рублей). Мария Федоров­ на заявила о себе и как покро­ вительница образования. 125 тысяч передано в дар Москов­ скому техническому училищу. Окончание в следующем номере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz