Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.
f -------------------------------------------------- с МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 J ---------------- ------------------------------------- Выступление о. Митрофана и последующ ая презентация книг о Кольских святых нашли необычайно живой отклик с р е д и собравшихся и вызвали большой ин терес к духовному наследию Кольского С евера облика святого и правдивых обстоя тельств совершенного им жизненно го подвига. Но в то же время, в манере письма Епифания уже обозначились те черты формализма, которые впос ледствии стали подчас беззастенчиво превалировать в русской житийной литературе, заслоняя собой истори ческую достоверность. Житие подвижника —это далеко не биография. Исторически верное, но не переосмысленное автором пустое перечисление событий жизни никак не может называться «Житием» и пре тендовать на то высокое предназначе ние, которое имеет «Житие Святого». Все жизненные коллизии, сомнения и искушения, выпадавшие на долю смертного, непременно должны быть представлены в «Житии Святого», но только в глубоко переосмысленном, Евангельском виде. Признанный Церковью святым подвижник должен был в полной ме ре явить своим современникам состо явшееся в нем «обожение человека». Благодать Святого Духа, которую стя жал втечение своей жизни подвижник и его уподобление Христу Фаворским Светом преображало всю жизнь свя того. Тем самым все недостойное, гре ховное, соблазнительное, что могло быть в его прошлом, —отныне навсег да упразднялось. Именно потому на житийных клеймах иконы святой под вижник всегда изображен с нимбом с самого младенчества. Такой подход в восприятии жизни подвижника, прославленного в ли ке святых, трепетное и «со страхом Божьим» отношение к написанию жи тийного его образа и явилось перво причиной появления так называемых «типических житий». Средневековый составитель жития, приступая к сво ей агиографической работе, вовсе и не предполагал заниматься изучением документов и сбором историко-био- графических сведений о том или ином подвижнике. И более того, подобное возвращение образа святого подвиж ника из «небесного» измерения в «зем ное» считалось просто недопустимым и неблагопристойным. Собирать и записывать позволялось лишь свиде тельства чудотворений. Текст «Жития» должен был полностью соответство вать известному идеалу и составлять ся из текстовых фрагментов или так называемых «топосов», отобранных в иных, признанных образцовыми Жи тиях аналогичных подвижников11. Таким стал общепринятый подход к раскрытию образа Святого на Руси к XV —XVII векам12, и редко кто чувс твовал в себе силы и призвание от Гос пода, подобно Сергию (Шелонину), отважиться внести сюда собственное осмысление и позволить индивиду альные черты в раскрытии подвига Святого. Житие святого является не объек том молитвенного предстояния, а объ ектом благочестивых размышлений о человеческих судьбах и о неисповеди- мости Божественного промысла. Слу жит цели не только дать образец бла гочестивой жизни, но и показать ре альный пример одоления трудностей. Дать пример того, как жизнь челове ка становится его Житием, как облик человека преображается в икону и как грешная его плоть, обоживаясь, упо- 1 Житие преподобного T рифона Печенгского, просве тителя лопарей II Православный собеседник. Казань, 1859. Ч. 2. С. 89 -120. (РНБ, Соловецкое собрание, № 188.53 л.). 2 «Повесть о преподобием Варлааме Керецком вкрат це изложена». РГДА. Ф. 196. № 634. Ч. 4,5. 3 И это в то время как тексты, написанные практичес ки современником Трифона, Соловецким монахом Сергием (Шелониным), ясно говорят о «мраке страстей», одолевав ших Трифона, о том, что он «зле неукротим», и что монахи его монастыря «твоей [Грифон] ярости и острожелчию [гнев ливости] подобяшася». «Канон преподобному Трифану Печенгскому чудотворцу», «Канон преподобному Варлаа- му Керетьцкому, новому чюдотворцу» и другие. Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Никандровой пустыни. №292. Лл. 9 2 -9 7 и 413-420 об., соответственно. 4 Житие преподобного Трифона Печенгского... С. 96. 5 Каянь (Каянские немцы) и Восточная Ботния (Osterbothnia) - в XVI веке все еще спорные земли, располо женные на восток от побережья Ботнического залива. 6 «Много народу ограбил и разорил он... и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел» — подлин ные слова Трифона из беседы с датским дипломатом. (Цит. по: Филиппов А.М. Русские в Лапландии в XVI веке. Сообще ние Симона ван Салингена II Литературный вестник. СПб., 1901.Т.1.КН.З. С. 3. 7 См. Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный добляется высшему Образу —Богоче ловеку Христу Спасителю. Говоря о велении сегодняшнего вре мени и потребности в пересмотре жи тий, основой которых является средне вековое «типическое Житие», скажем следующее: путь, пройденный Святым к своему прославлению, есть бесценное сокровище Предания. Потому и суть жизненных обстоятельств, привед ших подвижника к его Преображению, должны быть описаны честно и мужес твенно, дабы быть близкими и понят ными людям, вдохновлять их и являть ся примером любому простому смерт ному, встающему на путь спасения. «...Обожение человека, которое пе редает икона, не упраздняет ничего и истинно человеческого: ни психо логического элемента, ни различных особенностей человека. Всякая икона святого показывает, в чем заключалась его земная деятельность, которую он обратил вдуховный подвиг». Следует еще раз подчеркнуть, что написание жития подвижника —так же есть делание сугубо духовное, мо литвенное. Иными средствами невоз можно постичь тайну «обожения» че ловека и исполнить главную задачу, стоящую при написании Жития под вижника —исповедание православно го догмата Преображения. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002.142 с.: ил. - (Православные подвижники Кольского Се вера: Книга I). 8 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монасты рей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 664. 9 На сегодня уже готовы материалы для написания нового Жития святого. См. Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материа лы к написанию жития. Мурманск - СПб., 2007. 296 с.: ил. - (Православные подвижники Кольского Севера: Книга III). 10 Гудзий Н. К. Хрестоматия по древней русской ли тературе. М., 1973. С. 188. Упомянутый стиль «плетения словес», как одно из следствий «второго южнославянского влияния» на Русскую литературу, на сегодня весьма обстоя тельно изучается как в России так и за рубежом. 11 Изучению этого явления в средневековой агиогра фии (и в медиевистике в целом) положил начало академик Д. С. Лихачев. Еще в 80-х годах XX века им был поставлен вопрос о создании Словаря средневековой агиографичес кой топики. Ныне это явление подробно изучено, обобще но и систематизировано учеными Института русской ли тературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук. Смотри многочисленные работы на эту тему О. В. Панченко, В. Н. Топорова, Т. Р. Руди и другие. 12 Надо заметить, что появление топосов можно об наружить уже в Житии Феодосия Печерского XI века. Где сокровище ваше, там и сердце ваше На подворье Трифонов Печенгского монастыря в начале апреля состо ялось освящение закладного венца третьего по счету надвратного храма преподобного Сергия Радонежского. Два храма —большой и малый уже освящены, что дало возможность со вершать ежедневные Богослужения. Но надо отметить, территория подво рья еще до конца не обустроена, как впрочем, и сами храмы, их еще н еоб ходимо благоукрашать, доводить до ума. Не оформлены полностью свя тыми ликами и иконостасы, и все же самое необходимое для полноты цер ковной жизни монастырского под ворья уже имеется. Остановиться в настоящее время, оставить все в таком состоянии зна чит подвергнуть строительство под ворья долгострою. Поэтому главная задача сегодня — продолжить стро ительство, а для этого необходима ежедневная поддержка молитвой, почему и важно было быстрее войти в храм. Работе же до завершения стро ительства подворья не видно конца. В марте на подворье монастыря от служили очередную литургию архи ерейским чином. Если на старом под ворье архиепископ Симон служил раз в году на святой седмице, то за пос ледние несколько месяцев на новом Трифонов Печенгском подворье он служил уже три раза. В марте совер шалась литургия Преждеосвящен- ных Даров, литургия, совершаемая в дни Великого Поста, на которой свя щенники епархии должны послужить вместе с архиереем. Как говорит сам архиепископ, для священника пре жде всего, необходимо выработать навыки в строгой схеме Богослуже ния. Приходится порой владыке, как учителю во время службы и научать их, ведь сказано, где сокровище ва ше, там и сердце ваше. Для священ нослужителей сокровище — служба Господу. А уж монастырский храм и вообще должен отличаться строгос тью Богослужения. Настоятель Трифонов Печенгского подворья иеромонах Геронтий (Чуд- невич) призывает горожан помочь строительству подворья, ведь сре ди скального Мурманска на глазах у всех появляется живой центр духов ной культуры Русского Севера. Литургия Преждеосвященных даров на Трифонов Печенгском подворье
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz