Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.

f -------------------------------------------------- с МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 J ---------------- ------------------------------------- Выступление о. Митрофана и последующ ая презентация книг о Кольских святых нашли необычайно живой отклик с р е д и собравшихся и вызвали большой ин терес к духовному наследию Кольского С евера облика святого и правдивых обстоя­ тельств совершенного им жизненно­ го подвига. Но в то же время, в манере письма Епифания уже обозначились те черты формализма, которые впос­ ледствии стали подчас беззастенчиво превалировать в русской житийной литературе, заслоняя собой истори­ ческую достоверность. Житие подвижника —это далеко не биография. Исторически верное, но не переосмысленное автором пустое перечисление событий жизни никак не может называться «Житием» и пре­ тендовать на то высокое предназначе­ ние, которое имеет «Житие Святого». Все жизненные коллизии, сомнения и искушения, выпадавшие на долю смертного, непременно должны быть представлены в «Житии Святого», но только в глубоко переосмысленном, Евангельском виде. Признанный Церковью святым подвижник должен был в полной ме­ ре явить своим современникам состо­ явшееся в нем «обожение человека». Благодать Святого Духа, которую стя­ жал втечение своей жизни подвижник и его уподобление Христу Фаворским Светом преображало всю жизнь свя­ того. Тем самым все недостойное, гре­ ховное, соблазнительное, что могло быть в его прошлом, —отныне навсег­ да упразднялось. Именно потому на житийных клеймах иконы святой под­ вижник всегда изображен с нимбом с самого младенчества. Такой подход в восприятии жизни подвижника, прославленного в ли­ ке святых, трепетное и «со страхом Божьим» отношение к написанию жи­ тийного его образа и явилось перво­ причиной появления так называемых «типических житий». Средневековый составитель жития, приступая к сво­ ей агиографической работе, вовсе и не предполагал заниматься изучением документов и сбором историко-био- графических сведений о том или ином подвижнике. И более того, подобное возвращение образа святого подвиж­ ника из «небесного» измерения в «зем­ ное» считалось просто недопустимым и неблагопристойным. Собирать и записывать позволялось лишь свиде­ тельства чудотворений. Текст «Жития» должен был полностью соответство­ вать известному идеалу и составлять­ ся из текстовых фрагментов или так называемых «топосов», отобранных в иных, признанных образцовыми Жи­ тиях аналогичных подвижников11. Таким стал общепринятый подход к раскрытию образа Святого на Руси к XV —XVII векам12, и редко кто чувс­ твовал в себе силы и призвание от Гос­ пода, подобно Сергию (Шелонину), отважиться внести сюда собственное осмысление и позволить индивиду­ альные черты в раскрытии подвига Святого. Житие святого является не объек­ том молитвенного предстояния, а объ­ ектом благочестивых размышлений о человеческих судьбах и о неисповеди- мости Божественного промысла. Слу­ жит цели не только дать образец бла­ гочестивой жизни, но и показать ре­ альный пример одоления трудностей. Дать пример того, как жизнь челове­ ка становится его Житием, как облик человека преображается в икону и как грешная его плоть, обоживаясь, упо- 1 Житие преподобного T рифона Печенгского, просве­ тителя лопарей II Православный собеседник. Казань, 1859. Ч. 2. С. 89 -120. (РНБ, Соловецкое собрание, № 188.53 л.). 2 «Повесть о преподобием Варлааме Керецком вкрат­ це изложена». РГДА. Ф. 196. № 634. Ч. 4,5. 3 И это в то время как тексты, написанные практичес­ ки современником Трифона, Соловецким монахом Сергием (Шелониным), ясно говорят о «мраке страстей», одолевав­ ших Трифона, о том, что он «зле неукротим», и что монахи его монастыря «твоей [Грифон] ярости и острожелчию [гнев­ ливости] подобяшася». «Канон преподобному Трифану Печенгскому чудотворцу», «Канон преподобному Варлаа- му Керетьцкому, новому чюдотворцу» и другие. Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Никандровой пустыни. №292. Лл. 9 2 -9 7 и 413-420 об., соответственно. 4 Житие преподобного Трифона Печенгского... С. 96. 5 Каянь (Каянские немцы) и Восточная Ботния (Osterbothnia) - в XVI веке все еще спорные земли, располо­ женные на восток от побережья Ботнического залива. 6 «Много народу ограбил и разорил он... и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел» — подлин­ ные слова Трифона из беседы с датским дипломатом. (Цит. по: Филиппов А.М. Русские в Лапландии в XVI веке. Сообще­ ние Симона ван Салингена II Литературный вестник. СПб., 1901.Т.1.КН.З. С. 3. 7 См. Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный добляется высшему Образу —Богоче­ ловеку Христу Спасителю. Говоря о велении сегодняшнего вре­ мени и потребности в пересмотре жи­ тий, основой которых является средне­ вековое «типическое Житие», скажем следующее: путь, пройденный Святым к своему прославлению, есть бесценное сокровище Предания. Потому и суть жизненных обстоятельств, привед­ ших подвижника к его Преображению, должны быть описаны честно и мужес­ твенно, дабы быть близкими и понят­ ными людям, вдохновлять их и являть­ ся примером любому простому смерт­ ному, встающему на путь спасения. «...Обожение человека, которое пе­ редает икона, не упраздняет ничего и истинно человеческого: ни психо­ логического элемента, ни различных особенностей человека. Всякая икона святого показывает, в чем заключалась его земная деятельность, которую он обратил вдуховный подвиг». Следует еще раз подчеркнуть, что написание жития подвижника —так­ же есть делание сугубо духовное, мо­ литвенное. Иными средствами невоз­ можно постичь тайну «обожения» че­ ловека и исполнить главную задачу, стоящую при написании Жития под­ вижника —исповедание православно­ го догмата Преображения. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002.142 с.: ил. - (Православные подвижники Кольского Се­ вера: Книга I). 8 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монасты­ рей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 664. 9 На сегодня уже готовы материалы для написания нового Жития святого. См. Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материа­ лы к написанию жития. Мурманск - СПб., 2007. 296 с.: ил. - (Православные подвижники Кольского Севера: Книга III). 10 Гудзий Н. К. Хрестоматия по древней русской ли­ тературе. М., 1973. С. 188. Упомянутый стиль «плетения словес», как одно из следствий «второго южнославянского влияния» на Русскую литературу, на сегодня весьма обстоя­ тельно изучается как в России так и за рубежом. 11 Изучению этого явления в средневековой агиогра­ фии (и в медиевистике в целом) положил начало академик Д. С. Лихачев. Еще в 80-х годах XX века им был поставлен вопрос о создании Словаря средневековой агиографичес­ кой топики. Ныне это явление подробно изучено, обобще­ но и систематизировано учеными Института русской ли­ тературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук. Смотри многочисленные работы на эту тему О. В. Панченко, В. Н. Топорова, Т. Р. Руди и другие. 12 Надо заметить, что появление топосов можно об­ наружить уже в Житии Феодосия Печерского XI века. Где сокровище ваше, там и сердце ваше На подворье Трифонов Печенгского монастыря в начале апреля состо­ ялось освящение закладного венца третьего по счету надвратного храма преподобного Сергия Радонежского. Два храма —большой и малый уже освящены, что дало возможность со­ вершать ежедневные Богослужения. Но надо отметить, территория подво­ рья еще до конца не обустроена, как впрочем, и сами храмы, их еще н еоб­ ходимо благоукрашать, доводить до ума. Не оформлены полностью свя­ тыми ликами и иконостасы, и все же самое необходимое для полноты цер­ ковной жизни монастырского под­ ворья уже имеется. Остановиться в настоящее время, оставить все в таком состоянии зна­ чит подвергнуть строительство под­ ворья долгострою. Поэтому главная задача сегодня — продолжить стро­ ительство, а для этого необходима ежедневная поддержка молитвой, почему и важно было быстрее войти в храм. Работе же до завершения стро­ ительства подворья не видно конца. В марте на подворье монастыря от­ служили очередную литургию архи­ ерейским чином. Если на старом под­ ворье архиепископ Симон служил раз в году на святой седмице, то за пос­ ледние несколько месяцев на новом Трифонов Печенгском подворье он служил уже три раза. В марте совер­ шалась литургия Преждеосвящен- ных Даров, литургия, совершаемая в дни Великого Поста, на которой свя­ щенники епархии должны послужить вместе с архиереем. Как говорит сам архиепископ, для священника пре­ жде всего, необходимо выработать навыки в строгой схеме Богослуже­ ния. Приходится порой владыке, как учителю во время службы и научать их, ведь сказано, где сокровище ва­ ше, там и сердце ваше. Для священ­ нослужителей сокровище — служба Господу. А уж монастырский храм и вообще должен отличаться строгос­ тью Богослужения. Настоятель Трифонов Печенгского подворья иеромонах Геронтий (Чуд- невич) призывает горожан помочь строительству подворья, ведь сре­ ди скального Мурманска на глазах у всех появляется живой центр духов­ ной культуры Русского Севера. Литургия Преждеосвященных даров на Трифонов Печенгском подворье

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz