Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.
-ф- -ф ----------------------------------------------------------------------------- : , . Д. :. --------------------------------------------------------------------------------------- № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ! "~,'Ц ■;- ■■ •• !• К О Л Ь С К И Е СВЯТЫЕ Проблема достоверности средневекового агиографического материала Игумен Митрофан (Баданин), председатель Епархиальной Комиссии по канонизации святых, клирик Мурманской епархии В конце XX века в истории Крайнего Севера произошло событие чрезвы чайной важности —вдекабре 1996 года была образована Мурманская епархия. Впервые на территории Кольского по луострова появился самостоятельный правящий архиерей, инициировав ший и благословивший работу по на учным исследованиям древней исто рии края. Основным направлением в работе Комиссии по канонизации святых, созданной в 2000 году, стало установление имен подвижников ве ры и благочестия, подвизавшихся на нынешней канонической территории епархии, а также изучение возможнос ти их церковного прославления. В первую очередь это касалось бла женного Феодорита Кольского, про светителя лопарей. По тем же Святым Крайнего Севера, которые уже были прославлены общецерковно, прово дилась работа по установлению степе ни соответствия имеющегося жития подвижника историческим свидетель ствам современников, летописным записям и сказаниям. Среди таких святых первоочередное внимание ко миссии было обращено на жития пре подобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского. Интерес к житию преподобного Трифона был обусловлен какстепенью прославленное™ самого подвижника, так и широкой известностью создан ного им Печенгского монастыря —са мой северной обители в России. Сре ди исследователей высказывались оп ределенные сомнения в правдивости современной редакции Жития1 этого святого XVI века, отмечалось искаже ние самой сути его духовного подви га, замалчивание серьезных проблем и трагических ситуаций в жизни препо добного и созданной им Печенгской обители. Относительно Варлаама Керетско го, комиссию заинтересовало стран ное несоответствие высокой степени почитания этого подвижника и чрез вычайной краткости и невразумитель ности его Жития2. Чтоже касается первопроходцахрис- тианского освоения Крайнего Севера, отца основателя всей просветитель ской миссии среди народов Великой Лапландии —преподобного Феодори та Кольского, то он за прошедшие че тыре с лишним столетия, так и не был прославлен и в Святцах не упоминался вовсе. Причина такого забвения слав ных деяний великого подвижника нам сегодня очевидна. Феодорит, как и все «заволжские старцы», последовате ли школы Нила Сорского и Паисия Ярославова, были осуждены на Собо рах 1553-54 годов. Потому, несмотря на очевидную высоту духовной жиз 17 февраля в Зале Церковных С о б о р о в Храма Христа С па си те ля в рамках XVII М еждународны х Рождествен ских образовательных чтений п о д председа те льс твом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, П р е д с е д а те ля С инода льной комиссии по канониза ции святых, с о с то я л а с ь конференция «П ро сла в лени е и почитание святых». В конференции приняли участие свящ еннослужи тели Московской и иных епархий РПЦ, многочисленные представи тели ученой и педа го гичес кой общ ественности, студенты с о всей страны , всего око ло п о л у тор а тысяч человек. Впервые на с то ль представительном форуме было п р е д лож ен о выступить представи те лю нашей епархи альной комиссии по канонизации святых игумену Мит роф ан у (Баданину). ни старца и его прямые заслуги в де ле становления Российской государс твенности, титла святости он так и не сподобился, хотя к концу XIX века уже упоминался как «блаженный». Анализ причин серьезных искаже ний в изложении обстоятельств жизни святых Кольского Севера показал, что они подчас лежат в сфере идеологичес ких противостояний и за ними скры ваются серьезные проблемы, имевшие место как в целом в церковной исто рии, так и в истории православия на Кольском Севере в XVI —XVII веках. Кроме того, ряд формальных, «искус ственных» мест, присутствующих в из ложении Жития преподобного Три фона Печенгского и ряда иных святых, могут служить иллюстрацией к извес тной особенности средневековых жи тий, приведшей к сознательной от страненности текста от фактического жизненного материала. Именно по этой причине описание жизни Трифона Печенгского, «писан ное самовидцами» и сохранившееся в «малых книжицах и писаниях крат ких», а также недавно открытые Ка ноны северным святым3, оказались не вполне соответствующими тому, постепенно узаконенному житийному типу подвижника, согласно которому «преподобный, основатель обители» должен быть «от юности изряден пост ник, кроток, милостив»4, с детских лет пребывая либо в церкви, либо в лесу, в пустыне в непрестанной молитве. Та ким образом, лихая юность Трифона, этого неукротимого атамана держав шего в страхе всю Каянь и Восточную Ботнию5, решительно упразднялась; о том, что он «много крови пролил и много народу ограбил»” более не вспо миналось. Образ Евангельского раз бойника первым вошедшего в Рай, для таких агиографов, очевидно, утратил силу назидательного примера и добро го урока истинного покаяния. В результате агиографическое ве личие духовного подвига Печенгско го подвижника свелось к воспеванию масштабности «самого крупного ре лигиозного торгово-промышленного центра» на Крайнем Севере, а инди видуальные черты его прямо скажем «непростого характера» и личный под виг преображения, «приведены в соот ветствие» с требованиями, предъявля емыми к «идеальному святому», путем написания нового, «типического» на чала к его Житию. Действительно, многие великие русские святые именно так, «от мла дых ногтей» начинали свое восхож дение на вершины православной свя тости. Идеальным примером такого Промысла Божьего о спасении чело века является жизненный путь друга и учителя преподобного Трифона — преподобного Феодорита Кольско го7. Но, опятьже, «Феодорит-пустын- ник»8 этот выдающийся подвижник, миссионер и богослов XVI века, при всей идеальности своего жизненного пути и очевидности заслуг в деле фор мирования Российской государствен ности, так и не сподобился прослав ления. Слишком уж высоким, подоз рительно высоким, было это мисти ческое и созерцательное богословие русского «исихазма», что очевидным образом стало мешать «симфонии» Церковной и государственной влас ти. Их время в России прошло, но вый этап формирования Российской государственности породил и иной, «новый образ монашества». Что же касается древнего Жития преподобного Варлаама Керетского, так оно, видимо, показалось столь во пиюще «не соответствующим» и «соб лазнительным», что «пригладить» его просто не представлялось возмож ным. Вся суть подвига Варлаама как раз и состояла в небывалой силе по каяния о содеянном страшном грехе убийства. Так что, какая уж тут свя тость? Если он убийца, то на него есть закон, и место преступнику в остроге. Так что повсеместное почитание Пре подобного, чудеса его и явления —это конечно хорошо, но закон и порядок превыше всего. Преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канонизиро ван. И то очевидное местное почита ние, и прославление его памяти, одно временно и равночестно с Трифоном, что имелось на Севере к середине XVII века, в последующее время в офици альной Русской Церкви постепенно «свелось на нет». То же обстоятельс тво, что все дальнейшие, поздние ре дакции жития святого Варлаама сво ими авторами имели известных лже учителей раскола, а само село Кереть стойко стояло в «старой вере», все это не могло не добавить еще более Насто роженного отношения Церковного священноначалия и к самому Варла- аму Керетскому, и сути совершенного им подвига. Только лишь в 1903 году, явно по про мыслу Божьему, святой Варлаам «ока зался» просто вписан в так называе мый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в календарях свой День памяти. Текст же Жития Варлаама так до пос леднего времени и оставался на уровне «вкратце изложенного» на одном лис точке9. Малая историческая достоверность житийного наследия уже к началу XX века стала восприниматься право славными богословами как серьезная проблема. Первые тревожные сим птомы наступающей формализации житийных текстов обозначились в русской агиографической литерату ре на рубеже ХІѴ-ХѴ веков. По сути все началось с появления удивитель но высокого стиля в русской литера туре, предложенного монахом Трои- це-Сергиева монастыря Епифанием (tl4 2 0 ), прозванным современника ми Премудрым. Написанные им Жи тия преподобных Сергия Радонежс кого и Стефана Пермского являются выдающимися произведениями агио графической литературы. Цветистая торжественность, высокопарность и риторичность, то, что сам Епифаний определяет как «плетение словес»10 , несомненно, должны были произво дить сильное впечатление на совре менников и оказывать большое вли яние на всех последующих авторов, бравшихся писать жития русских свя тых. В то же время такое «плетение сло вес» пока еще не исключало главно го достоинства житийного повество вания — раскрытия индивидуального 4 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz