Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 ПАСХА ХРИСТОВА ...В храме погашен весь свет, и лишь лампадки и свечи мерцают у икон и в руках людей. Из алтаря доносит­ ся: «Воскресение Твое Хрис­ те Спасе, ангели поют на не- бесех, и нас на земли спо- доби чистым сердцем Тебе славити». Сначала поет духо­ венство, затем подхватывает песнопение хор и, наконец, весь народ. В храме вспыхи­ вает свет, открываются Цар­ ские врата, и из алтаря выходят священ­ нослужители в белых облачениях. Начи­ нается крестный ход. Впереди несут фо­ нарь, крест, хоругви - символ победы над злом и диаволом. Все поют стихиру Пасхи: «Воскресение Твое Христе Спасе...» Обойдя кругом храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверя­ ми в храм. Храм символизирует гроб Хрис­ тов, Крестный ход - женщин мироносиц, поутру пришед­ ших воздать учителю послед­ нее целование. Священник возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей г и Нераздельней Троице, всег- $ да ныне и присно и во веки веков...» Храм открывается, он залит светом, великая ра­ дость открылась человеку - воскресший Господь. Про­ цессия входит в храм и поет тропарь праздника: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Так встречает Воскресшего Право­ славная Церковь. В тысячах храмов по всей земле, на сотнях языков слышится: «Христос Воскресе - Воистину Воскре­ се !», и сер дце и душа ликуют, смерть попрана. мкнутости привести в поря­ док и перестроить свою душу. Здесь апостола не было, толь­ ко Павел и Дух Святой. Но че­ рез 3 года Павел направился в Иерусалим, «чтобы посетить Петра» (Гал.1.12). Он пробыл у Петра 15 дней. Как сам ап. Павел пишет, в Иерусалиме он не видел иных апостолов, кроме еще и Иакова (Гал. 1.19) Этих же апостолов Павел называет «столпами» (Гал.2.9) и «знаменитыми» (Гал.2.6). Их свидетельство наиболее авто­ ритетно. На зависимость его сообщения о Воскресении от Петра и Иакова указывает также то обстоятельство, что он один выдвигает именно те явления Воскресшего, кото­ рых Петр и Иаков удостои­ лись лично. Только Лука бег- _ ло упоминает явление Вос- («саркс» — греч.), как земное, живущее во грехе измерение человеческого существа, но оно все же остается телом («со­ ма» — греч.), а следовательно органическим образованием. Итак, тело то же, но форма его бытия стала иной, небесной, прославленной: «Тленному се­ му надлежит облечься в нетле­ ние, исмертномусемуоблечьсяв бессмертие»(1 Кор. 15.53). Пытаясь донести до нас эту реальность, Ап. Павел исполь­ зует образ посеянного в землю зерна. Из зерна вырастает ко­ лос, и колос совершенно иной, отличный от зерна. Но колос связан с зерном, как со сво­ им прежним телом, он вырос именно из этого, конкретного зерна. Здесь еще следует упомя­ нуть об одной детали, сопутс- Воскресение Твое Христе Спасе... НЕ ТЛЕНИЕ и смерть, но от­ ныне вечная жизнь, в торжес­ твующем прославленном те­ ле, вот что обещается миру, вот, что отныне становится перспективой людей. То, ради чего жили апос­ толы, вся их вера и надеж­ да рухнули, когда на крест был вознесен Иисус Христос. Над Ним подшучивали сол­ даты, говорившие: «Смотри­ те, Илию зовет». Его одежду делят между собой. Влажная ночь опустилась на Палести­ ну. Люди, глазевшие на казнь, спешат домой, к пасхальному столу. На кресте остался умираю­ щий Господь, при кресте Его мать и один ученик. Мы ни­ когда не узнаем, как прошла для апостолов и близких ко Иисусу людей суббота. О чем они думали... Смерть Иисуса положила предел всем их меч­ там, надеждам. Никогда еще человек не говорил так, как говорил их учитель, никогда ранее не слушал человек, что Бог —его любящий Отец, ни­ когда никто не говорил, что грешник (мытарь, блудни­ ца) — имеют право на жизнь и уважение и что Бог любит и их, они не прокляты... Ии­ сус учил, что наступило Царс­ тво Небесное, Он сказал, что князь мира сего изгнан нын­ че вон... Он ошибся... Доказа­ тельством того служит безды­ ханное тело на кресте. По еврейскому обычаю на третий дань после погребе­ ния, еще затемно, женщины направились ко гробу, где бы­ ло положено тело любимо­ го Учителя, чтобы натереть Его ароматическим маслом. Но что они видят... огромный камень, весом до нескольких тонн, закрывавший вход в пе­ щеру отброшен неведомой силой, римская стража, пос­ тавленная у гроба, разбежа­ лась. Стоит отметить, что если римский солдат покидал свой пост, его казнили сжигая за­ живо... Что произошло?.. Гроб пустой и лишь полотно, са­ ван, в который было заверну­ то тело Христа, белеет во тьме пещеры, да повязка на лицо рядом. Погребенный исчез. Евангелие от Матфея дает нам лишь косвенные указания на то, что произошло, пользу­ ясь условным языком, заимс­ твованным из Ветхого Завета (Мф.28.2 и далее): землетрясе­ ние, ослепительный свет, яв­ ление Ангела Господня... Тут начинается область трансцен­ дентного, говорить о которой возможно только выражени­ ями традиционными для Вет­ хого завета, хотя реальность, которую они выражают, в сво­ ей сущности неизреченна. Мы никогда не узнаем, что произошло во тьме пещеры, мы никогда не сможем пред­ ставить себе, какие физичес­ кие, химические или какие- то иные процессы произошли в организме Господа Иисуса Христа, но факт остается фак­ том: мертвое тело воскресло. И Христос изменился. Он из­ менился настолько, что от­ ныне проходил сквозь стены и затворенные двери, Он мог оставаться неузнанным, и Его узнавали лишь в каком-то особом жесте, например, пре­ ломление хлеба с двумя уче­ никами в Эммаусе, или Хрис­ тос мог быть узнан в каком-то специфически Своем слове. Марии Магдалине Он сказал: «Мария!», и Мария поняла Кто перед ней и воскликнула «Раввуни!» что значит «учи­ тель». Христос стал иным. Это ут­ верждение Евангелия и Цер­ кви. Но все же Христос теле­ сен. У Него было тело, и это подчеркивается многократ­ но тем, что Христос ел и пил, предложил Фоме вложить пальцы в израненное тело. Значит, у Христа было тело, но оно было совершенно от­ личным от обычного, земного тела, тела, данного нам в этой жизни... Особенно много над этой тайной новой телеснос­ ти размышлял ап. Павел. Его свидетельства тем более ц ен ­ ны, что они древнее Еванге­ лий и написаны около 53-55 гг. первого столетия н.э. Это 1 Послание к Коринфянам 15 глава. Ап. Павел прямо го­ ворит, что передает о воскре­ сении то, «что сам получил» (1 Кор. 15.3) (У нас переведено «то, что сам принял») это тот самый оборот речи, которым в его время еврейские учителя обозначали обычно данные предания. Одним словом, го­ воря о Воскресении, ап. Па­ вел повторяет предание пер­ вой общины и свидетелей воскресения. Современные библеисты считают, что ап. Павел свои знания о Воскрес­ шем подчерпнул из общения с ап. Петром и ап. Иаковом. Мы помним, что после того, как Павла по дороге из Иеру­ салима в Дамаск осиял свет, он там в Дамаске, и остался, не стал возвращаться в Иеру­ салим. Здесь он остался веро­ ятно для того, чтобы избежать ненависти иудеев (хотя бы на первое время) и в полной за- кресшего Петру (Лк. 24.34) и только апокрифическое еван­ гелие Евреев рассказывает о явлении Христа Иакову. Оче­ видно, Павел во время своего пребывания в Иерусалиме об этих явлениях непосредствен­ но узнал из уст Петра и Иако­ ва. И вот ап. Павел приводит перечень явлений Воскрес­ шего: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам при­ нял, тоесть, чтоХристосумер за грехинашипописанию, ичто Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом две­ надцати; потом явился более нежелипятистамбратийвод­ но время, из которых большая часть доныне в живых, а неко­ торые и почили; потом явился Иакову, также всем апосто­ лам, а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я на­ именьший изАпостолов и недо­ стоин называться апостолом, потому что гнал церковь Бо- жию»( 1 Кор.15.3-9). Уверяя читателя, что Вос­ кресение Христово не при­ зрачно, не иллюзорно, Ап. Павел приводит ряд свидете­ лей. Многие из них еще живы, вы можете их самих спросить, пишет он (1 Кор. 15.6). Однако это и иной Христос, Его новая телесность настолько одухов- лена, что ап. Павел прямо на­ зывает Воскресшего «Духом» (2 Кор. 3.17). Ап. Павел проводит цепочку рассуждений. «Этот Христос умерза грехинаши, поПисанию, и погребен был...»( 1 Кор.15.3 и сл.). И далее ап. Павел именно в связи со смертью и погребени­ ем говорит о «пробуждении» (по греч. «эгиро»)(1 Кор.15.4). Воскресшее тело, уже не плоть твующей рассказам еванге­ листов о Воскресении. Мы не встречаем ни одного указания на встречу с Воскресшим Его врагов или недоброжелате­ лей. А ведь это было бы так просто, явиться и всех уве­ рить, что Иисус был не прос­ тым плотником из Назарета, а Мессией. Но ничего этого нет. Нет, потому что Христос являлся только тем, Кто Его любил и ждал. Он являлся так, что мог быть и не узнан... Все это убеждает нас, что явления Христа прежде всего следует понимать, не как эффектную демонстрацию, но как реаль­ ность, открывающуюся внут­ реннему опыту. И тогда совер­ шенно понятны слова ап. Пав­ ла, о том, что Христос являл­ ся и Ему, как некоему извергу (1 Кор. 15.8). Мы помним, что Христос ап. Павлу не являл­ ся видимым образом, он лишь почувствовал Его присутс­ твие. Значит ап. Павел счита­ ет, что возможно провести па­ раллель между уникальными визуальными явлениями Вос­ кресшего и между явлениями, происходящими на глубин­ ном уровне нашей веры. Церковь это подтверждает. Церковь уже две тысячи лет свидетельствует, что и в на­ шей жизни может произой­ ти встреча с Воскресшим, мы можем не только верить в то, что Он с нами, но почувство­ вать это, ощутить, можем пос­ тавить свой опыт в ряд вели­ ких явлений апостолам, ведь сам Христос обещал: «Я с ва­ ми во все дни до скончания века» (Мф. 28.20). Канд. богословия, иеромонах Александр (БОЛДОВСКИЙ)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz