Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 ПАСХА ХРИСТОВА ...В храме погашен весь свет, и лишь лампадки и свечи мерцают у икон и в руках людей. Из алтаря доносит ся: «Воскресение Твое Хрис те Спасе, ангели поют на не- бесех, и нас на земли спо- доби чистым сердцем Тебе славити». Сначала поет духо венство, затем подхватывает песнопение хор и, наконец, весь народ. В храме вспыхи вает свет, открываются Цар ские врата, и из алтаря выходят священ нослужители в белых облачениях. Начи нается крестный ход. Впереди несут фо нарь, крест, хоругви - символ победы над злом и диаволом. Все поют стихиру Пасхи: «Воскресение Твое Христе Спасе...» Обойдя кругом храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверя ми в храм. Храм символизирует гроб Хрис тов, Крестный ход - женщин мироносиц, поутру пришед ших воздать учителю послед нее целование. Священник возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей г и Нераздельней Троице, всег- $ да ныне и присно и во веки веков...» Храм открывается, он залит светом, великая ра дость открылась человеку - воскресший Господь. Про цессия входит в храм и поет тропарь праздника: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Так встречает Воскресшего Право славная Церковь. В тысячах храмов по всей земле, на сотнях языков слышится: «Христос Воскресе - Воистину Воскре се !», и сер дце и душа ликуют, смерть попрана. мкнутости привести в поря док и перестроить свою душу. Здесь апостола не было, толь ко Павел и Дух Святой. Но че рез 3 года Павел направился в Иерусалим, «чтобы посетить Петра» (Гал.1.12). Он пробыл у Петра 15 дней. Как сам ап. Павел пишет, в Иерусалиме он не видел иных апостолов, кроме еще и Иакова (Гал. 1.19) Этих же апостолов Павел называет «столпами» (Гал.2.9) и «знаменитыми» (Гал.2.6). Их свидетельство наиболее авто ритетно. На зависимость его сообщения о Воскресении от Петра и Иакова указывает также то обстоятельство, что он один выдвигает именно те явления Воскресшего, кото рых Петр и Иаков удостои лись лично. Только Лука бег- _ ло упоминает явление Вос- («саркс» — греч.), как земное, живущее во грехе измерение человеческого существа, но оно все же остается телом («со ма» — греч.), а следовательно органическим образованием. Итак, тело то же, но форма его бытия стала иной, небесной, прославленной: «Тленному се му надлежит облечься в нетле ние, исмертномусемуоблечьсяв бессмертие»(1 Кор. 15.53). Пытаясь донести до нас эту реальность, Ап. Павел исполь зует образ посеянного в землю зерна. Из зерна вырастает ко лос, и колос совершенно иной, отличный от зерна. Но колос связан с зерном, как со сво им прежним телом, он вырос именно из этого, конкретного зерна. Здесь еще следует упомя нуть об одной детали, сопутс- Воскресение Твое Христе Спасе... НЕ ТЛЕНИЕ и смерть, но от ныне вечная жизнь, в торжес твующем прославленном те ле, вот что обещается миру, вот, что отныне становится перспективой людей. То, ради чего жили апос толы, вся их вера и надеж да рухнули, когда на крест был вознесен Иисус Христос. Над Ним подшучивали сол даты, говорившие: «Смотри те, Илию зовет». Его одежду делят между собой. Влажная ночь опустилась на Палести ну. Люди, глазевшие на казнь, спешат домой, к пасхальному столу. На кресте остался умираю щий Господь, при кресте Его мать и один ученик. Мы ни когда не узнаем, как прошла для апостолов и близких ко Иисусу людей суббота. О чем они думали... Смерть Иисуса положила предел всем их меч там, надеждам. Никогда еще человек не говорил так, как говорил их учитель, никогда ранее не слушал человек, что Бог —его любящий Отец, ни когда никто не говорил, что грешник (мытарь, блудни ца) — имеют право на жизнь и уважение и что Бог любит и их, они не прокляты... Ии сус учил, что наступило Царс тво Небесное, Он сказал, что князь мира сего изгнан нын че вон... Он ошибся... Доказа тельством того служит безды ханное тело на кресте. По еврейскому обычаю на третий дань после погребе ния, еще затемно, женщины направились ко гробу, где бы ло положено тело любимо го Учителя, чтобы натереть Его ароматическим маслом. Но что они видят... огромный камень, весом до нескольких тонн, закрывавший вход в пе щеру отброшен неведомой силой, римская стража, пос тавленная у гроба, разбежа лась. Стоит отметить, что если римский солдат покидал свой пост, его казнили сжигая за живо... Что произошло?.. Гроб пустой и лишь полотно, са ван, в который было заверну то тело Христа, белеет во тьме пещеры, да повязка на лицо рядом. Погребенный исчез. Евангелие от Матфея дает нам лишь косвенные указания на то, что произошло, пользу ясь условным языком, заимс твованным из Ветхого Завета (Мф.28.2 и далее): землетрясе ние, ослепительный свет, яв ление Ангела Господня... Тут начинается область трансцен дентного, говорить о которой возможно только выражени ями традиционными для Вет хого завета, хотя реальность, которую они выражают, в сво ей сущности неизреченна. Мы никогда не узнаем, что произошло во тьме пещеры, мы никогда не сможем пред ставить себе, какие физичес кие, химические или какие- то иные процессы произошли в организме Господа Иисуса Христа, но факт остается фак том: мертвое тело воскресло. И Христос изменился. Он из менился настолько, что от ныне проходил сквозь стены и затворенные двери, Он мог оставаться неузнанным, и Его узнавали лишь в каком-то особом жесте, например, пре ломление хлеба с двумя уче никами в Эммаусе, или Хрис тос мог быть узнан в каком-то специфически Своем слове. Марии Магдалине Он сказал: «Мария!», и Мария поняла Кто перед ней и воскликнула «Раввуни!» что значит «учи тель». Христос стал иным. Это ут верждение Евангелия и Цер кви. Но все же Христос теле сен. У Него было тело, и это подчеркивается многократ но тем, что Христос ел и пил, предложил Фоме вложить пальцы в израненное тело. Значит, у Христа было тело, но оно было совершенно от личным от обычного, земного тела, тела, данного нам в этой жизни... Особенно много над этой тайной новой телеснос ти размышлял ап. Павел. Его свидетельства тем более ц ен ны, что они древнее Еванге лий и написаны около 53-55 гг. первого столетия н.э. Это 1 Послание к Коринфянам 15 глава. Ап. Павел прямо го ворит, что передает о воскре сении то, «что сам получил» (1 Кор. 15.3) (У нас переведено «то, что сам принял») это тот самый оборот речи, которым в его время еврейские учителя обозначали обычно данные предания. Одним словом, го воря о Воскресении, ап. Па вел повторяет предание пер вой общины и свидетелей воскресения. Современные библеисты считают, что ап. Павел свои знания о Воскрес шем подчерпнул из общения с ап. Петром и ап. Иаковом. Мы помним, что после того, как Павла по дороге из Иеру салима в Дамаск осиял свет, он там в Дамаске, и остался, не стал возвращаться в Иеру салим. Здесь он остался веро ятно для того, чтобы избежать ненависти иудеев (хотя бы на первое время) и в полной за- кресшего Петру (Лк. 24.34) и только апокрифическое еван гелие Евреев рассказывает о явлении Христа Иакову. Оче видно, Павел во время своего пребывания в Иерусалиме об этих явлениях непосредствен но узнал из уст Петра и Иако ва. И вот ап. Павел приводит перечень явлений Воскрес шего: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам при нял, тоесть, чтоХристосумер за грехинашипописанию, ичто Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом две надцати; потом явился более нежелипятистамбратийвод но время, из которых большая часть доныне в живых, а неко торые и почили; потом явился Иакову, также всем апосто лам, а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я на именьший изАпостолов и недо стоин называться апостолом, потому что гнал церковь Бо- жию»( 1 Кор.15.3-9). Уверяя читателя, что Вос кресение Христово не при зрачно, не иллюзорно, Ап. Павел приводит ряд свидете лей. Многие из них еще живы, вы можете их самих спросить, пишет он (1 Кор. 15.6). Однако это и иной Христос, Его новая телесность настолько одухов- лена, что ап. Павел прямо на зывает Воскресшего «Духом» (2 Кор. 3.17). Ап. Павел проводит цепочку рассуждений. «Этот Христос умерза грехинаши, поПисанию, и погребен был...»( 1 Кор.15.3 и сл.). И далее ап. Павел именно в связи со смертью и погребени ем говорит о «пробуждении» (по греч. «эгиро»)(1 Кор.15.4). Воскресшее тело, уже не плоть твующей рассказам еванге листов о Воскресении. Мы не встречаем ни одного указания на встречу с Воскресшим Его врагов или недоброжелате лей. А ведь это было бы так просто, явиться и всех уве рить, что Иисус был не прос тым плотником из Назарета, а Мессией. Но ничего этого нет. Нет, потому что Христос являлся только тем, Кто Его любил и ждал. Он являлся так, что мог быть и не узнан... Все это убеждает нас, что явления Христа прежде всего следует понимать, не как эффектную демонстрацию, но как реаль ность, открывающуюся внут реннему опыту. И тогда совер шенно понятны слова ап. Пав ла, о том, что Христос являл ся и Ему, как некоему извергу (1 Кор. 15.8). Мы помним, что Христос ап. Павлу не являл ся видимым образом, он лишь почувствовал Его присутс твие. Значит ап. Павел счита ет, что возможно провести па раллель между уникальными визуальными явлениями Вос кресшего и между явлениями, происходящими на глубин ном уровне нашей веры. Церковь это подтверждает. Церковь уже две тысячи лет свидетельствует, что и в на шей жизни может произой ти встреча с Воскресшим, мы можем не только верить в то, что Он с нами, но почувство вать это, ощутить, можем пос тавить свой опыт в ряд вели ких явлений апостолам, ведь сам Христос обещал: «Я с ва ми во все дни до скончания века» (Мф. 28.20). Канд. богословия, иеромонах Александр (БОЛДОВСКИЙ)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz