Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.

№ 3-4, АПРЕЛЬ 2009 13 -*IX' тва мореплавателей Крайнего Севера. Нынешние коренные терчане, потомки людей, для которых почти ежедневная смертельная опасность вос­ принималась как норма жиз­ ни, формирующая особый ук­ лад веры. Такая специфика жизни формировала достаточно про­ тиворечивые людские харак­ теры. С одной стороны, по­ морскому люду были не ведо­ мы многие вечные вопросы аскетики, которые остро стоя­ ли перед «сухопутными» хрис­ тианами. Мы имеем в виду та­ кие аспекты духовного совер­ шенствования, как, например, преодоление холодности сер­ дца и равнодушия, стяжания чистоты и искренности в мо­ литве, или же умения вполной мере полагаться на волю Бо- жию. В то же время постоян­ ный риск, возможность поме­ риться силами с грозной сти­ хией, поглядеть в глаза смерти позволяли на личном опыте узнать, что, как писал поэт: «Есть упоение в бою у бездны смертной на краю»... Все это хорошо видно в по­ морских поговорках о море, о «зеленухе»5 , о «девятом вале»: «Кто на валу не бывал — тот и страха не видал, а кто валу брат —тот и черту сват»6. «Славолюбие сих смельча­ ков поощряется похвалою от своей собратии за отличную дерзость против замахов смер­ ти. Таковою почестию многие из них превозносятся не ме­ нее оливного или пихтового венца древних атлетов. Родс­ твенники потерю своих срод­ ников не считают дальнею ут­ ратою»7. Этот волнующий путь лич­ ного преодоления суровых обстоятельств жизни, эта спо­ собность выстоять и победить неизбежно порождали чувс­ тво самодостаточности, сти- му-лировали осознание собс­ твенного достоинства и, в ко­ нечном итоге, часто приводи­ ли к глубоко укоренившейся, неодолимой гордости. Почва для этого была самая благо­ приятная, поскольку изна­ чально в столь дальние преде­ лы земель Российских прихо­ дили люди далеко не слабые, свободолюбивые и волевые. В большинстве своем этот люд был, как говорится, «с про­ шлым», со своими история­ ми «конфликтов» с властями. И в дальнейшем, в течение всех столетий, «никакой по­ мор никогда под началом не ходил, и шапки ни перед кем не ломал». Ко всему надо добавить час­ тое и долгое пребывание вне села, на тонях, промыслах, зи ­ мовках, вне приходской цер­ ковной жизни, а также став­ ший привычным личный, «напрямую» разговор с Богом. Все это приводило к угасанию чувства церковной соборнос­ ти, атрофии потребности в Церковных Таинствах и обще­ нии со священником, и в це­ лом — к нарастанию пренеб­ режения священноначалием и недоверия силе Соборного разума Церкви. Недостаток чистоты евангельского духа веры подчас компенсировался различными суевериями, язы­ ческими действиями, приема­ ми местной практической ма­ гии8. Таким образом, перед нами две ясно выраженные специ­ фические духовные состав­ ляющие поморской жизни, которые во второй половине XVII века увели в раскол боль­ шинство жителей Крайнего Севера. Искренняя, горячая, можно сказать, истовая вера в Бога, пребывающая в пара­ доксальном согласии с непо­ мерной гордостью. И на се­ годня, говоря о развитии ту­ ризма в этих краях, эту специ­ фику внутреннего духовного устройства поморов так же не­ обходимо учитывать. IV. Еще одним компонентом, оказавшим глубинное влия­ ние на формирование духов­ ности на Терском поморье, впрочем, как и на Кольском Севере в целом, явилась дол­ гое время существовавшая ре­ альная, каждодневная угроза смерти от «норманнов». Такие противоестественные условия жизни в этих краях опреде­ лялись особым, исторически сложившимся статусом этих земель. Западная Карелия (Каянь) и Великая Лапландия имели весьма неопределенные ли­ нии границ, с установленным еще древними Новгородски­ ми князьями и Норвежскими конунгами статусом так назы­ ваемой «двоеданности». Со­ здавать здесь постоянные по­ селения и строитьукрепления запрещалось текстами соот­ ветствующих договоров: «Ни мы, ни вы не должны соору­ жать укреплений, ни в Русии, ни в Карелии»9. Однако простой народ как с восточной, так и с западной стороны, видя великое при­ родное богатство края и не об ­ ращая внимания на договор­ ный статус этих земель, стре­ мился прочно обосновывать­ ся здесь. Незаконность таких поселений привлекала с обеих сторон множество разбойного люда, жаждавшего легкой до ­ бычи. «Право сильного», без­ законие, убийства и грабежи были обычным фоном жизни этих мест, постоянно тлевших очагами вооруженных конф­ ликтов, временами переходя­ щих в настоящие войны, час­ то напоминавшие каратель­ ные экспедиции10. В августе 2009 года Мур­ манская область будет отме­ чать 590-летие села Варзуга, что на Терском берегу Белого моря. Это самое первое рос­ сийское поселение на Коль­ ском полуострове. Николь­ ская сторона реки Варзуги — место «откуда есть пошла Русская Земля» на Крайнем Севере Европы. Это село — колыбель нынешней Мур­ манской области. Церковь Святителя Нико­ лая Чудотворца, что дала на­ звание Никольской стороне села, есть самая первая цер­ ковь на Кольском полуостро­ ве. Время ее строительства — конец XIV века, и оно связано с деятельностью преподобно­ го Евфимия Карельского и со­ зданного им Николо-Карель- ского монастыря. В 1419 году монастырский погост на реке Варзуге, равно как и сам Ни­ кольский монастырь (район нынешнего Северодвинска) были уничтожены «мурмана- ми»11. Местонахождение это­ го первого укрепленного по­ селения варзужан можно сей ­ час установить по сохранив­ шимся названиям местности. На взгорье, в районе бывшего л Середонин С. М. Сочинения Джильса Флетчера как исторический источник. СПб., 1891. С. 140. о Мурманская область: География и ис­ тория освоения?Мурманск, 1996. С. 98. ^ Фон Фиркс И. Суда викингов. Л., 1982. С. 5. * Немирович-Данченко. Страна холода: виденное и слышанное. СПб., 1885. С. 218. «Зеленуха - особенно большая, очень высокая морская волна, идущая по направлению к судну и грозящая залить рыбацкие, беспалубные суда». Дуров И. М. Опыт терминологического словаря Рыбо­ ловного промыс-ла Поморья. О. Соловки. 1929. С. 60. ® Дуров И. М. Опыт терминологического словаря Рыболовного промысла Поморья. О. Соловки. 1929. С. 20. ^ Молчанов К. Описание Архангельской аэродрома села, сохранились «остатки двух древних укреп­ лений — «прямого» и «косо­ го» городищ». Этот трагичес­ кий для села 1419 год счита­ ется годом основания Варзу­ ги, поскольку под этим годом поселение впервые упоми­ нается в письменном источ­ нике. Хотя, конечно же, дату возникновения здесь варзуж- ского «городища», как защи­ щенного поселения, следует отнести к много более ранне­ му времени. Если в 1419 году сюда из Скандинавии при­ шли разорять Варзугу 500 че­ ловек «мурманов» на «бусах и шняках», то значит, было ради чего идти в такую даль. Зна­ чит, поселение варзужского городища в 1419 году уже бы­ ло известным и богатым. На другой стороне реки находится жемчужина дере­ вянного храмового зодчест­ ва Кольского севера — Вар- зужская Успенская церковь. С древних времен эта цер­ ковь служила кладбищенс­ кой церковью, воздвигну­ той на древнем погосте. Об этом свидетельствует высо­ кая плотность древних за­ хоронений, обнаруженных при раскопках в 2004 году производившихся в связи с реставрацией здания и ус­ тановкой 24 опор под домк­ раты. Захоронения эти идут сплошными рядами внутри церковного периметра и на всем его протяжении. Мно­ гие останки имеют признаки насильственной смерти. Эти суровые берега Кольского полуострова с большим тру­ дом доставались Русскому государству. Земля эта поли­ та кровью многих поколений русских людей монахов и ми­ рян, положивших свои жиз­ ни за державу Российскую и веру Православную. Все села Терского берега стоят на этих святых могилах и сохраняют­ ся молитвами этих мучени­ ков, предков нынешних жи ­ телей Поморья. Таковы на наш взгляд неко­ торые исторически сложив­ шиеся составляющие духов­ ной традиции края, которые необходимо учитывать при формировании экосистемы Терского берега. губернии, ея городов и достопримечатель­ ностей со многими древ-ними исторически­ ми известиями и знамениями. СПб., 1813. С. 5. Примеч. ® Так, например, известный магический прием вызывания ветра, при котором один из мореходов становится к мачте и, царапая ее ногтями, с присвистом начинает призы­ вать духа нечистого: «Беля, беля, беля, бе- ііо-лапко!». И так до тех пор, пока не почувс­ твуется струя ветра и парус «зарябит». ® Бутков П. Три древних договора // Журнал Министерства Внутренних Дел. СПб., 1837. Ч. 23-24. № 1-6. С. 35. Кааран А. К истории Русского Севе­ ра. Русско-норвежские отношения //Извес­ тия Арх. общ. изуч. Рус. Севера. Арх., 1911. С. 21-33. ^ Первый новгородский летописный свод за 1419 год. Полное собрание русских летописей. Т. 3. С. 108-109. Эти суровы е б ер е га Ко льско го по луо с тр ова с большим трудом д о с та в а ли с ь Русском у го судар ств у. Земля э та поли та кровью многих поколений р ус ски х лю дей монахов и мирян, положивших свои жизни за д е рж а в у Р оссийскую и веру Православную . Все с е л а Терско го б е р е га стоят на этих святых могилах и со храняю тся молитвами этих мучеников, предков нынешних жителей Поморья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz