Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.
№ 3-4, АПРЕЛЬ 2009 13 -*IX' тва мореплавателей Крайнего Севера. Нынешние коренные терчане, потомки людей, для которых почти ежедневная смертельная опасность вос принималась как норма жиз ни, формирующая особый ук лад веры. Такая специфика жизни формировала достаточно про тиворечивые людские харак теры. С одной стороны, по морскому люду были не ведо мы многие вечные вопросы аскетики, которые остро стоя ли перед «сухопутными» хрис тианами. Мы имеем в виду та кие аспекты духовного совер шенствования, как, например, преодоление холодности сер дца и равнодушия, стяжания чистоты и искренности в мо литве, или же умения вполной мере полагаться на волю Бо- жию. В то же время постоян ный риск, возможность поме риться силами с грозной сти хией, поглядеть в глаза смерти позволяли на личном опыте узнать, что, как писал поэт: «Есть упоение в бою у бездны смертной на краю»... Все это хорошо видно в по морских поговорках о море, о «зеленухе»5 , о «девятом вале»: «Кто на валу не бывал — тот и страха не видал, а кто валу брат —тот и черту сват»6. «Славолюбие сих смельча ков поощряется похвалою от своей собратии за отличную дерзость против замахов смер ти. Таковою почестию многие из них превозносятся не ме нее оливного или пихтового венца древних атлетов. Родс твенники потерю своих срод ников не считают дальнею ут ратою»7. Этот волнующий путь лич ного преодоления суровых обстоятельств жизни, эта спо собность выстоять и победить неизбежно порождали чувс тво самодостаточности, сти- му-лировали осознание собс твенного достоинства и, в ко нечном итоге, часто приводи ли к глубоко укоренившейся, неодолимой гордости. Почва для этого была самая благо приятная, поскольку изна чально в столь дальние преде лы земель Российских прихо дили люди далеко не слабые, свободолюбивые и волевые. В большинстве своем этот люд был, как говорится, «с про шлым», со своими история ми «конфликтов» с властями. И в дальнейшем, в течение всех столетий, «никакой по мор никогда под началом не ходил, и шапки ни перед кем не ломал». Ко всему надо добавить час тое и долгое пребывание вне села, на тонях, промыслах, зи мовках, вне приходской цер ковной жизни, а также став ший привычным личный, «напрямую» разговор с Богом. Все это приводило к угасанию чувства церковной соборнос ти, атрофии потребности в Церковных Таинствах и обще нии со священником, и в це лом — к нарастанию пренеб режения священноначалием и недоверия силе Соборного разума Церкви. Недостаток чистоты евангельского духа веры подчас компенсировался различными суевериями, язы ческими действиями, приема ми местной практической ма гии8. Таким образом, перед нами две ясно выраженные специ фические духовные состав ляющие поморской жизни, которые во второй половине XVII века увели в раскол боль шинство жителей Крайнего Севера. Искренняя, горячая, можно сказать, истовая вера в Бога, пребывающая в пара доксальном согласии с непо мерной гордостью. И на се годня, говоря о развитии ту ризма в этих краях, эту специ фику внутреннего духовного устройства поморов так же не обходимо учитывать. IV. Еще одним компонентом, оказавшим глубинное влия ние на формирование духов ности на Терском поморье, впрочем, как и на Кольском Севере в целом, явилась дол гое время существовавшая ре альная, каждодневная угроза смерти от «норманнов». Такие противоестественные условия жизни в этих краях опреде лялись особым, исторически сложившимся статусом этих земель. Западная Карелия (Каянь) и Великая Лапландия имели весьма неопределенные ли нии границ, с установленным еще древними Новгородски ми князьями и Норвежскими конунгами статусом так назы ваемой «двоеданности». Со здавать здесь постоянные по селения и строитьукрепления запрещалось текстами соот ветствующих договоров: «Ни мы, ни вы не должны соору жать укреплений, ни в Русии, ни в Карелии»9. Однако простой народ как с восточной, так и с западной стороны, видя великое при родное богатство края и не об ращая внимания на договор ный статус этих земель, стре мился прочно обосновывать ся здесь. Незаконность таких поселений привлекала с обеих сторон множество разбойного люда, жаждавшего легкой до бычи. «Право сильного», без законие, убийства и грабежи были обычным фоном жизни этих мест, постоянно тлевших очагами вооруженных конф ликтов, временами переходя щих в настоящие войны, час то напоминавшие каратель ные экспедиции10. В августе 2009 года Мур манская область будет отме чать 590-летие села Варзуга, что на Терском берегу Белого моря. Это самое первое рос сийское поселение на Коль ском полуострове. Николь ская сторона реки Варзуги — место «откуда есть пошла Русская Земля» на Крайнем Севере Европы. Это село — колыбель нынешней Мур манской области. Церковь Святителя Нико лая Чудотворца, что дала на звание Никольской стороне села, есть самая первая цер ковь на Кольском полуостро ве. Время ее строительства — конец XIV века, и оно связано с деятельностью преподобно го Евфимия Карельского и со зданного им Николо-Карель- ского монастыря. В 1419 году монастырский погост на реке Варзуге, равно как и сам Ни кольский монастырь (район нынешнего Северодвинска) были уничтожены «мурмана- ми»11. Местонахождение это го первого укрепленного по селения варзужан можно сей час установить по сохранив шимся названиям местности. На взгорье, в районе бывшего л Середонин С. М. Сочинения Джильса Флетчера как исторический источник. СПб., 1891. С. 140. о Мурманская область: География и ис тория освоения?Мурманск, 1996. С. 98. ^ Фон Фиркс И. Суда викингов. Л., 1982. С. 5. * Немирович-Данченко. Страна холода: виденное и слышанное. СПб., 1885. С. 218. «Зеленуха - особенно большая, очень высокая морская волна, идущая по направлению к судну и грозящая залить рыбацкие, беспалубные суда». Дуров И. М. Опыт терминологического словаря Рыбо ловного промыс-ла Поморья. О. Соловки. 1929. С. 60. ® Дуров И. М. Опыт терминологического словаря Рыболовного промысла Поморья. О. Соловки. 1929. С. 20. ^ Молчанов К. Описание Архангельской аэродрома села, сохранились «остатки двух древних укреп лений — «прямого» и «косо го» городищ». Этот трагичес кий для села 1419 год счита ется годом основания Варзу ги, поскольку под этим годом поселение впервые упоми нается в письменном источ нике. Хотя, конечно же, дату возникновения здесь варзуж- ского «городища», как защи щенного поселения, следует отнести к много более ранне му времени. Если в 1419 году сюда из Скандинавии при шли разорять Варзугу 500 че ловек «мурманов» на «бусах и шняках», то значит, было ради чего идти в такую даль. Зна чит, поселение варзужского городища в 1419 году уже бы ло известным и богатым. На другой стороне реки находится жемчужина дере вянного храмового зодчест ва Кольского севера — Вар- зужская Успенская церковь. С древних времен эта цер ковь служила кладбищенс кой церковью, воздвигну той на древнем погосте. Об этом свидетельствует высо кая плотность древних за хоронений, обнаруженных при раскопках в 2004 году производившихся в связи с реставрацией здания и ус тановкой 24 опор под домк раты. Захоронения эти идут сплошными рядами внутри церковного периметра и на всем его протяжении. Мно гие останки имеют признаки насильственной смерти. Эти суровые берега Кольского полуострова с большим тру дом доставались Русскому государству. Земля эта поли та кровью многих поколений русских людей монахов и ми рян, положивших свои жиз ни за державу Российскую и веру Православную. Все села Терского берега стоят на этих святых могилах и сохраняют ся молитвами этих мучени ков, предков нынешних жи телей Поморья. Таковы на наш взгляд неко торые исторически сложив шиеся составляющие духов ной традиции края, которые необходимо учитывать при формировании экосистемы Терского берега. губернии, ея городов и достопримечатель ностей со многими древ-ними исторически ми известиями и знамениями. СПб., 1813. С. 5. Примеч. ® Так, например, известный магический прием вызывания ветра, при котором один из мореходов становится к мачте и, царапая ее ногтями, с присвистом начинает призы вать духа нечистого: «Беля, беля, беля, бе- ііо-лапко!». И так до тех пор, пока не почувс твуется струя ветра и парус «зарябит». ® Бутков П. Три древних договора // Журнал Министерства Внутренних Дел. СПб., 1837. Ч. 23-24. № 1-6. С. 35. Кааран А. К истории Русского Севе ра. Русско-норвежские отношения //Извес тия Арх. общ. изуч. Рус. Севера. Арх., 1911. С. 21-33. ^ Первый новгородский летописный свод за 1419 год. Полное собрание русских летописей. Т. 3. С. 108-109. Эти суровы е б ер е га Ко льско го по луо с тр ова с большим трудом д о с та в а ли с ь Русском у го судар ств у. Земля э та поли та кровью многих поколений р ус ски х лю дей монахов и мирян, положивших свои жизни за д е рж а в у Р оссийскую и веру Православную . Все с е л а Терско го б е р е га стоят на этих святых могилах и со храняю тся молитвами этих мучеников, предков нынешних жителей Поморья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz