Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.
12 № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА <*. в ' ■Г'- _ В О С С Т А Н О В Л Е Н ИЕ Т РАД И ЦИ И ■ и п и ш н н а и в ш СОВРЕМ ЕННЫ Й человек, потерявший традиционные духовные ориентиры в своей жизни, очевидным образом ока зался в ссоре со всем миром Божьим. Он пребывает в конфликте, в разладе, как со своей внутренней природой, так и с природой внешней, окружающей его. Они д ля него превратились в д о статочно наскучивший предмет пот ребления. Свою внутреннюю природу он безжалостно изнашивает в погоне за новыми наслаждениями и свежими впечатлениями. Природу внешнюю на си луе т и разрушает, сле д уя неумоли мой и тупиковой логике «удо в ле твор е ния все возрастающих потребностей ». «Мы не можем жда ть милостей от при роды, взять их у нее -н аш а з а д а ч а »,- решительно заявляли творцы «нового мира» недавнего прошлого. «Н а с лаж дайся! Бери о т жизни в се », - вторят рекламные слоганы «новы х просвети те л е й » современной России. Искон ная духовная составляющая взаимо отношений «ч е лов е к » - «окружающий мир» оказалась ныне закономерно у т раченной пресыщенным «обществом по треби те лей ». Духовная составляющая экосистемы Терского берега Игумен Митрофан (Баданин) Настоятель Успенского прихода села Варзуга, Благочинный Терского округа I. Осознание серьезности стоя щей проблемы призывает нас всех потрудиться на ниве воз рождения исконных духов ных традиций святой Руси, ее поморских крайне-северных рубежей. Духовный мир, ко торым жил русский христиа нин, был устремлен к позна нию и творчеству. Верующий человек стремился познать Бога через Его творения, упо добиться Творцу, приобщаясь красоте и совершенству Его творений. «Ибо невидимое Бога, вечная сила Его и Божес тво, —говорит мудрый апостол Павел, —от создания мира че рез рассматривание творений видимы» (Рим. 1; 20). Современному, урбанизи рованному человеку, живу щему в жестких условиях го родской цивилизации край не сложно соприкоснуться с живой природой, дабы, «уми лившись сердцем», «рассмот реть творение» Божье. Зада ча организаторов экотуризма помочь людям в этом возвра щении из искусственного ми ра городов, мира духовно изо лированного и замкнутого на самого себя, в живой мир Бо жественного творения, в ес тественную среду человечес кого обитания. Однако надо сразу сказать, при всем самом по себе врачующем эффекте соприкосновения души чело века с миром живой природы, на сегодня этого уже не доста точно. Остановиться лишь на этой составляющей, значило бы опять пойти по накатанно му пути общества потребле ния. И хорошо, что защитни ки идеи экотуризма, пла-ни- руя свои маршруты путешес твий, эту проблему вполне осознают. Главным содержанием тако го созидательного туристичес кого движения должно стать не только знакомство с живой природой, но и постижение духовного мира, культуры и традиций тех людей, что жили и живут в данной экосистеме. II. Говоря о ситуации тотально го разорения духовной состав ляющей экосистемы Терско го берега, сложившейся после времен воинствующего ате изма и необходимости ее вос становления, невольно напра шивается параллель со време нами далекого средневековья. Тогда, в XVI веке, просвети тели Земли Кольской препо добные Феодорит Кольский и Трифон Печенгский при несли сюда свет христианско го учения, вступив на берега, населенные языческими пле менами сколт-саамов или на русский манер — восточными лопарями. О том, каковы были абори гены этих земель, «народ ло парский», красноречиво вы сказываются современники первопроходцев просвеще ния Кольского Севера препо добных Трифона и Феодори- та. «Ни один народ на земле не занимается столько волшебс твом и чародейством, как ло пари», — свидетельствует в XVI веке английский посол Джильс Флетчер1 . Не имея иных средств к защите своих семей, этот небольшой коче вой народ в полной мере ос воил возможности сотрудни чества с «духами нечистыми», призывая их в помощь себе и используя для этого целый ар сенал магических приемов. Можно представить, на сколько тяжек был труд про поведника слова Божьего на земле, коренное население которой пребывало во мраке тяжкого язычества, повсед невно и буднично общаясь с силами тьмы, с «духами зло бы поднебесными». Принци пиальное отличие этого наро да от иных малых языческих народов Севера, Сибири или Дальнего Востока состояло в том, что здесь не существова ло института родового жре чества. Каждый лопарь рож дался для того, чтобы стать колдуном, он не состоялся как лопарь, если не стал «нойдом» (лопарским колдуном). Мож но сказать, что лопарь —кол дун по определению. В европейских странах к то му времени сложилось устой чивое представление о Лап ландии не иначе, как о «стране ужасов и злого чародейства»2 . Не удивительно, что даже та кие неустрашимые воины, как викинги, называли лопарей — «языческие чудовища»3 . Самоотверженными труда ми христианских просветите лей мрак «чарований бесов ских» был развеян, земля рус ского Крайнего Севера в пол ной мере восприняла свет и истину Евангельского учения. В экосистему Кольского Края была внесена творческая и благодатная духовная состав ляющая веры в Истинного Бога. Зримым воплощением этих перемен стали возведен ные церкви и часовни, вели кое множество православных деревянных крестов. Поклонный поморский крест стал неистребимым символом этих берегов. Да же наступившие времена без божия не смогли одолеть эту благодатную традицию. И ныне по Терскому берегу сто ят кресты с вырезанными у их основания датами установ ки, являющими своеобраз ную летопись всего, казалось бы, безбожного XX века. Сак ральное значение северного поморского креста трудно пе реоценить. Необходимо учи тывать, что установка креста всегда узловая точка в жиз ни помора, особое событие в жизни, память сердца. Воз движение креста —есть ясный акт свободной воли человека открыто заявляющего о вы боре своей Веры, о своей при верженности памяти предков, о своей идентификации с ис торической духовной тради цией люда Поморья и Святой Руси в целом. III. Необходимо сказать и об особом духе, внутреннем стержне людей, населявших эти берега, потомками кото рых являются нынешние ко ренные северяне. В течение многих столетий суровая сти хия Белого и Баренцева мо рей была естественной сре дой обитания каждого помо ра с раннего детства. Именно здесь, день за днем, доверчиво и буднично вручали они жиз ни свои в руки Божьи. Имен но здесь всем сердцем пости галась ими мудрость поморс кой поговорки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливал- ся»4. Да и само приготовление к плаванию помора начина лось с укладывания в карбас под транец чистой белой ру бахи —«на смерть». Таким образом, можно гово рить об удивительном фено мене морского богоискательс Участники семинара «Проблемы экологического туризма на Терском берегу»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz