Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.

12 № 3-4, АПРЕЛЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА <*. в ' ■Г'- _ В О С С Т А Н О В Л Е Н ИЕ Т РАД И ЦИ И ■ и п и ш н н а и в ш СОВРЕМ ЕННЫ Й человек, потерявший традиционные духовные ориентиры в своей жизни, очевидным образом ока­ зался в ссоре со всем миром Божьим. Он пребывает в конфликте, в разладе, как со своей внутренней природой, так и с природой внешней, окружающей его. Они д ля него превратились в д о ­ статочно наскучивший предмет пот­ ребления. Свою внутреннюю природу он безжалостно изнашивает в погоне за новыми наслаждениями и свежими впечатлениями. Природу внешнюю на­ си луе т и разрушает, сле д уя неумоли­ мой и тупиковой логике «удо в ле твор е ­ ния все возрастающих потребностей ». «Мы не можем жда ть милостей от при­ роды, взять их у нее -н аш а з а д а ч а »,- решительно заявляли творцы «нового мира» недавнего прошлого. «Н а с лаж ­ дайся! Бери о т жизни в се », - вторят рекламные слоганы «новы х просвети­ те л е й » современной России. Искон­ ная духовная составляющая взаимо­ отношений «ч е лов е к » - «окружающий мир» оказалась ныне закономерно у т ­ раченной пресыщенным «обществом по треби те лей ». Духовная составляющая экосистемы Терского берега Игумен Митрофан (Баданин) Настоятель Успенского прихода села Варзуга, Благочинный Терского округа I. Осознание серьезности стоя­ щей проблемы призывает нас всех потрудиться на ниве воз­ рождения исконных духов­ ных традиций святой Руси, ее поморских крайне-северных рубежей. Духовный мир, ко­ торым жил русский христиа­ нин, был устремлен к позна­ нию и творчеству. Верующий человек стремился познать Бога через Его творения, упо­ добиться Творцу, приобщаясь красоте и совершенству Его творений. «Ибо невидимое Бога, вечная сила Его и Божес­ тво, —говорит мудрый апостол Павел, —от создания мира че­ рез рассматривание творений видимы» (Рим. 1; 20). Современному, урбанизи­ рованному человеку, живу­ щему в жестких условиях го­ родской цивилизации край­ не сложно соприкоснуться с живой природой, дабы, «уми­ лившись сердцем», «рассмот­ реть творение» Божье. Зада­ ча организаторов экотуризма помочь людям в этом возвра­ щении из искусственного ми­ ра городов, мира духовно изо­ лированного и замкнутого на самого себя, в живой мир Бо­ жественного творения, в ес­ тественную среду человечес­ кого обитания. Однако надо сразу сказать, при всем самом по себе врачующем эффекте соприкосновения души чело­ века с миром живой природы, на сегодня этого уже не доста­ точно. Остановиться лишь на этой составляющей, значило бы опять пойти по накатанно­ му пути общества потребле­ ния. И хорошо, что защитни­ ки идеи экотуризма, пла-ни- руя свои маршруты путешес­ твий, эту проблему вполне осознают. Главным содержанием тако­ го созидательного туристичес­ кого движения должно стать не только знакомство с живой природой, но и постижение духовного мира, культуры и традиций тех людей, что жили и живут в данной экосистеме. II. Говоря о ситуации тотально­ го разорения духовной состав­ ляющей экосистемы Терско­ го берега, сложившейся после времен воинствующего ате­ изма и необходимости ее вос­ становления, невольно напра­ шивается параллель со време­ нами далекого средневековья. Тогда, в XVI веке, просвети­ тели Земли Кольской препо­ добные Феодорит Кольский и Трифон Печенгский при­ несли сюда свет христианско­ го учения, вступив на берега, населенные языческими пле­ менами сколт-саамов или на русский манер — восточными лопарями. О том, каковы были абори­ гены этих земель, «народ ло­ парский», красноречиво вы­ сказываются современники первопроходцев просвеще­ ния Кольского Севера препо­ добных Трифона и Феодори- та. «Ни один народ на земле не занимается столько волшебс­ твом и чародейством, как ло­ пари», — свидетельствует в XVI веке английский посол Джильс Флетчер1 . Не имея иных средств к защите своих семей, этот небольшой коче­ вой народ в полной мере ос ­ воил возможности сотрудни­ чества с «духами нечистыми», призывая их в помощь себе и используя для этого целый ар­ сенал магических приемов. Можно представить, на­ сколько тяжек был труд про­ поведника слова Божьего на земле, коренное население которой пребывало во мраке тяжкого язычества, повсед­ невно и буднично общаясь с силами тьмы, с «духами зло­ бы поднебесными». Принци­ пиальное отличие этого наро­ да от иных малых языческих народов Севера, Сибири или Дальнего Востока состояло в том, что здесь не существова­ ло института родового жре­ чества. Каждый лопарь рож­ дался для того, чтобы стать колдуном, он не состоялся как лопарь, если не стал «нойдом» (лопарским колдуном). Мож­ но сказать, что лопарь —кол­ дун по определению. В европейских странах к то­ му времени сложилось устой­ чивое представление о Лап­ ландии не иначе, как о «стране ужасов и злого чародейства»2 . Не удивительно, что даже та­ кие неустрашимые воины, как викинги, называли лопарей — «языческие чудовища»3 . Самоотверженными труда­ ми христианских просветите­ лей мрак «чарований бесов­ ских» был развеян, земля рус­ ского Крайнего Севера в пол­ ной мере восприняла свет и истину Евангельского учения. В экосистему Кольского Края была внесена творческая и благодатная духовная состав­ ляющая веры в Истинного Бога. Зримым воплощением этих перемен стали возведен­ ные церкви и часовни, вели­ кое множество православных деревянных крестов. Поклонный поморский крест стал неистребимым символом этих берегов. Да­ же наступившие времена без­ божия не смогли одолеть эту благодатную традицию. И ныне по Терскому берегу сто­ ят кресты с вырезанными у их основания датами установ­ ки, являющими своеобраз­ ную летопись всего, казалось бы, безбожного XX века. Сак­ ральное значение северного поморского креста трудно пе­ реоценить. Необходимо учи­ тывать, что установка креста всегда узловая точка в жиз­ ни помора, особое событие в жизни, память сердца. Воз­ движение креста —есть ясный акт свободной воли человека открыто заявляющего о вы­ боре своей Веры, о своей при­ верженности памяти предков, о своей идентификации с ис­ торической духовной тради­ цией люда Поморья и Святой Руси в целом. III. Необходимо сказать и об особом духе, внутреннем стержне людей, населявших эти берега, потомками кото­ рых являются нынешние ко­ ренные северяне. В течение многих столетий суровая сти­ хия Белого и Баренцева мо­ рей была естественной сре­ дой обитания каждого помо­ ра с раннего детства. Именно здесь, день за днем, доверчиво и буднично вручали они жиз­ ни свои в руки Божьи. Имен­ но здесь всем сердцем пости­ галась ими мудрость поморс­ кой поговорки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливал- ся»4. Да и само приготовление к плаванию помора начина­ лось с укладывания в карбас под транец чистой белой ру­ бахи —«на смерть». Таким образом, можно гово­ рить об удивительном фено­ мене морского богоискательс­ Участники семинара «Проблемы экологического туризма на Терском берегу»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz