Миссионерская православная газета. 2009 г. № 3-4. Апрель.
10 — ... - ........ ...............'^УгуТ-Г : Г Т —■ ■ 1 1 ■■■ ■ ---------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------- N l ’ 3-4, АПРЕЛЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА БИБЛИИСТИКА портных голого короля ПИШУТ НАШИ А ДРУЗЬЯ о Иеромонах Силуан настоятель Предтеченской церкви г. Кандалакша, благочинный Кандалакшского округа Не так давно, известный психолог У. Джемс, писал, что теоретический подход к любому предмету строится на сверхупрощениях и потому чре ват многочисленностью интерпре таций, т. е. далеко не идеален. Так как аргументация многоликой ре формации внутри Церкви и внецер- ковной критики касающейся нас, в подавляющем большинстве случа ев является суммой именно теоре тических выкладок, то отмахивать ся православным от тезиса Джемса в качестве контраргумента лично мне кажется неразумно. Научиться избавляться от мифов, основанных на сверхупрощениях, навязанных стереотипов, в том числе и в навыке мышления, —представляетсядля нас хлебом насущным. На сегодняшний день насчитывается десятки тысяч религиозных течений, зиждемых на библейских текстах. Кто же прав? Нет, спрошу иначе, кому доверить свою судьбу, судьбу своих детей? Этим Великим постом мне пред ставилась счастливая возможность провести четыре встречи с горожа нами в городской библиотеке, где в марте открылся православный про светительский центр «В начале было Слово». Тема встреч в Центре была на первый взгляд слишком сложной и непонятной, но давно выношен ной: «Интерпретация библейских текстов: сняты ли все проблемы?» На подобную «заумность» подтолк нул опыт прочтения некоторых ве щей мэтра философии языка про шлого века Людвига Витгенштейна и осознание огромного влияния его трудов на последующих исследова телей в области интерпретации язы ковых построений. К сожалению, в годы господства социалистической идеологии в СССР, труды данного философа были преданы забвению, либо однобокой критике. Да, кста ти, уже сейчас слышу реплики н е которых читателей: «Ну, вот, опять полезли в дебри, нам бы ближе к ре альности». Мне же сразу вспомина ется Михаил Афанасьевич Булгаков и его вечно бьющееся «Собачье сер дце». Помните, обед у профессора Преображенского? «Шариков тем временем потянулся к графинчику и, покосившись на Борменталя, на лил рюмочку. - И другим надо предложить, — сказал Борменталь, —и так: сперва, Филиппу Филипповичу, затем мне, а в заключение —себе... —Вот все у нас как на параде, —за говорил он (Шариков), — салфетку туда, галстук —сюда, да «извините». БИБЛИЯ - это понятие для мно гих и многих людей является уже чем-то обыденным, тем, что фигурирует в качестве с а мых разнообразных спекуляций и домыслов, основанием для апокалиптической или слаща вой демагогии разнообразных религиозных течений. Вот она, эта Книга, в наших руках, кра сивая, увесистая и непростая. Что делать с ней? Целовать? Читать? Изучать? Кто будет под сказчиком на нашем пути об щения с этой, поистине, книгой книг? Профессор или святой отец, пастор или православный священник, соседка с пятого этажа, а может быть мы «сами с усами»? Краткое введение в проблематику данного предме та на страницах Епархиальной газеты видится совсем не лиш ним. Оно лишено шаблонности, свойственной церковной публи цистике, но в данном подходе к изложению есть как минусы так и несомненные плюсы. да «пожалуйста», «мерси», атак, что бы по-настоящему, —это нет. Муча ете себя, как при царском режиме. — А как это «по-настояшему» — позвольте осведомиться? Шариков на это ничего не отве тил Филиппу Филипповичу, а ... выплеснул водку в рот». Думается уподобление товарищу Шарикову мало кому приятно, но, по-моему, распространенный и избитый тезис «все гениальное просто», как ми нимум , требует этой самой интер претации. К сведению , философия языка в западных университетах давно была де-факто приравнена к области фундаментальных наук и нам «к столу» регулярно поставля ются «генно-модифицированные» словесные продукты (в том числе и религиозные), выращенные в ту земных кабинетах. В основном это касается трактовок тех или иных фактов, ведь еще Ф. Ницше ска зал: «Нет фактов, есть их интерпре тация». Один из исследователей в области языкознания пишет так: «Методики развенчания «призра ков языка» — ценность культуры, и очень жаль, если они и далее будут оставаться для нас (во многом запу тавшихся в тенетах слов) лишь о б ластью чужой компетенции». Че ловек же таков, что его «душа ж и вая» бессознательно ощущает себя центром вселенной и несомненным мерилом истины. И довольно м но го людей сегодня живет и вкушает пищу концептуальных химер, а раз глядеть, отойти, дистанцироваться, усомниться в них не хватает сил. Опыт лекториев на данную тема тику в церковной среде не велик,аау- дитория в Кандалакше, т.е. количес тво слушателей по меркам учебни ков риторики, малым не оказалась. Естественно, что обозначенная тема предполагает, как минимум, д оц ен та на кафедре и год еженедельных занятий, включающий семинары и практикумы. Мне это не под силу, да и кому это будет интересно? П о э тому, пришлось облечь, в меру моих скромных способностей , серьезную тему в рубище публицистики, д а бы не услышать в свой адрес извес тную сентенцию из Деяний святых апостолов: «Безумствуешь ты, Па вел, большая ученость доводит те бя до сумасшествия» (Деян. 26, 24). Теперь кратко постараюсь дать кан ву моих рассуждений в виде тезисов и небольшого пояснения к ним. Как это ни странно, но апелляция к са мому тексту Библии достаточно ред ко имела место в наших собеседова ниях. Какой то священный трепет возникает при соприкосновении с тем, что писалось тысячи лет назад. Согласно святителю Григорию Бо гослову: «Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди, испытавшие себя, ко торые провели жизнь в созерцании, и, прежде всего, очистили, по край ней мере, очищают и душу, и тело. Для нечистого же, может быть небе зопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечно му лучу». Так писал святитель в сво их известнейших Словах о богосло вии и с этим трудно не согласится, а мысль эта применима и к священ ному тексту. Возвращаясь к работам Л. Витгенштейна надо упомянуть о двух подходах к знанию: позити визму и метафизике с разнообрази ем их понимания и вариативности. В 1929 г. идеи «раннего» Витгенштейна вдохновили ученые круги Австрии к написанию манифеста «Научное миропонимание». Авторами данно го документа были Рудольф Карнап, Ханс Хан и Отто Нейрат. Вот вы держка из его итоговой части: «Пред ставители научного миропонимания решительно стоят на почве простого человеческого опыта. Они уверен но работают над тем, чтобы убрать с дороги тысячелетний метафизичес кий и теологический хлам. Или, как считают некоторые: вернуться пос ле метафизического междувреме- нья к единообразной посюсторон ней картине мира, которая, в опр е деленном смысле, лежала уже в о с нове свободных от теологии ранних мифол огич ес ких прелста вле ний». Поверьте, данная установка в духе позитивизма работает и днесь в на учных кругах, более того, являет ся на сегодняшний день фундамен тальной, несмотря на имеющийся Шаги к Богу Богаче всех богатых и славнее всех славных тот, кто живет в вере Христовой и творит дела угодные Господу. Аввакум ОКОЛО ЧЕТЫРНАДЦАТИ лет проходи ла я на проповеди к евангелистам, но обрести то, чего так хотела, не об рела. Искала единения междулюдьми, но увы... Почему так тернист и труден наш путь, наверно. Господь подобным об разом испытывает нас, дает не боль ше, не меньше, а только столько, сколько человек способен вынести. Один из смертных греховугодничес тво, но разве можно угодить этому миру? Что же тогда толкает чело века на путь угодничества? Страх быть отвергнутой, страх одиночес тва? И тогда они ищут защиту в разных сектах, как я искала защиты у евангелистов, но... Только на словах единение, а на деле... Я искала свою тропинку, свой путь к Божественной истине, потому как понимала: без нее человеку в жизни трудно прихо дится, но, как оказалось, только пра вославная церковь может пробудить человека к любви Божией. Только сей час моя душа освободилась от пут и не висит над ней дамоклов меч, толь ко сейчас я иду в храм с радостью, но для этого мне нужно было пройти четырнадцатилетний путь еванге- листского «заточения». Прихожанка кафедрального собора г. Мончегорска Раиса. налицо ее кризис. Не миновала сего влияния и библеистика. «Теория от ражения» текста, т. е. практика про чтения Библии вне культурно-ис торического и традиционного для Церкви контекста является о сн о вополагающей на данный момент в протестантском мире. Сегодня сум марные перемены в схемах мышле ния, опыте сознания постсоветс кого человека открывают широкое поле для проповеди «простоты ве ры апостольской», как выражаются адепты альтернативных прочтений. Точкой же в моих рассуждениях ста ло изречение св. Илария Пиктавий- ского: «Писание не в прочтении, а в понимании», в герменевтическом к нему подходе. Язык «пере'одевает», «вуалирует» мысли, неединожды повторял Витгенштейн, прибегая к образу одежд или шалей, скрыва ющих формы тела. За внешне не подвижными «масками» слов, фраз открываются как бы живые лица с множеством выражений, гримас. Поэтому вряд ли стоит искать голый смысл изречений Писания, потому, как их бытие и жизненное наполне ние в традиции, а не в мнимых одеж дах от иноплеменных портных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz