Миссионерская православная газета. 2009 г. № 1-2. Февраль.
(-TV № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2009 7 Д УХ О В НЫЙ л у г На пороге Великого поста Закрытые врата Прощеное воскресенье — это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Хрис том, выполняя все Его повеления? Многие из нас из собственного жи з ненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем само му испросить прощение у того, кого человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь при зраке счастья. А мир весь, издерган ный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что б е с цельна и безрадостна жизнь. И нич то не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал человек б е зоговорочную полноту действитель- ЧИН ПРОЩЕНИЯ появился в мо настырской жизни египетских мона хов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому праздни ку Пасхи, монахи расходились по од ному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не воз вращались обратно: кто-то был рас терзан дикими зверями, другие п о гибли в безжизненной пустыне. П о тому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все воль ные или невольные обиды, как п е ред смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый пони мал, что их встреча в преддверии Ве ликого Поста может оказаться пос ледней. Для того и существовал чин прощения —чтобы быть примирен ным и прощенным со всеми и —бла годаря этому —с Самим Богом. В Евангельском чтении за Божес твенной литургией сегодня говори лось: «Если вы будете прощать лю дям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6. 14). «Постное время светло начнем, к подвигам духовным себя подготовим, очистим душу, очистим плоть, воздержимся как в еде, так и в грехе, добрыми делами насытим свою душу: в них проявим свою любовь, чтобы всем увидеть всечестные страдания Христа Бога и святую Пасху, радуясь духовно». Стихира на вечерне Прощеного воскресенья чем-либо обидел. Тут гордость ме шает нам признать себя виновным. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре истории —из гнание, в лице общего нам всем пра отца Адама из рая, от лица Божия. Юдоль плача и печали —земля — приняла изгнанника, чтобы по запо веди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице добывать ему хлеб свой, чтобы в б о ли, слезах и печали родить и вскар мливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслуша- ния Отцу Небесному. Плакал Адам по изгнании своем, седе «прямо рая», плакал, вспоми ная, кем он был, и чем обладал, и Ко го лишился. И по Адаме первом все ного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге. Но мы — изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрас ный образ рая, те м глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и по добие Божие в душе человека. И по гиб бы мир давно, если бы не Второй Адам —Христос, вновь отверзший за ключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться. Но и мы изгнанники, те, кто ж и вет жизнью Церкви, знаем и райс кую радость открытых Царских врат, и жизнеутверждающих ликующих слов: «Христос Воскресе!», и в них — изначальную близость Божествен ной любви к человеку. Но предшес твует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли гре хом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и труда ми великого воздержания. В храмах на вечернем богослуже нии Прощеного воскресенья с о вершается чин прощения. Насто ятель храма говорит слова настав ления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святые и бра тья, и простите мне, грешному, все, чем согрешил в сей день делом , сл о вом, помышлением и всеми моими чувствами». После этого он кла няется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче свя- тый. Прости и помолись и о нас, грешных». Священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем насто ятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в поряд ке старшинства, а затем прихожа не, подходят к настоятелю, целуют Крест, и просят прощения. Приня то еще и кланяться друг другу, про ся прощения и в знак прощения от вечать: «Бог простит», прощая че ловека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца. В кон це службы во многих храмах поется п есноп ение Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся воскресением»), на поминая о том, что пост —это путь к Пасхе, которая уже близко. Иеромонах Александр (БОНДОВСКИЙ) Священник в девятом поколении Протоиерей Григорий КРАСНОЦВЕТОВ, настоятель храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского в г. Роттердаме, секретарь Гаагско-Нидерландской епархии, кандидат Богословия - Отец Григорий, как Вы попали в Голландию? — По назначению Святей шего Синода Святейшего Патриарха Пимена в 1990 го ду, а через месяц после моего приезда в Голландию Патри арх Пимен скончался. 19 лет уже там, а привыкнуть не мо гу, очень тянет в Россию, ис пользовал бы любую возмож ность. Я из священнической с е мьи, отец мой Павел Красно- цветов является настоятелем Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербур ге, они с владыкой Симоном очень тесно общались и с о трудничали. Я тоже знаком с архиепископом Симоном очень давно, тогда он был еще отцом Симоном и слу жил секретарем Ленинград ской митрополии, а я толь ко окончил Ленинградскую духовную Академию. Была у нас встреча с владыкой за многие-многие годы невиде- нья на отпевании Святейше го Патриарха Алексия II, на поминальной трапезе сидели рядом... - У Вас есть дети? Они тоже пошли по священническому пути? —У меня два взрослых сы на, надеюсь, что хоть один из них продолжит мое дело, ведь я священник в девятом поко лении и не хотелось бы, что бы на мне все’закончилось. - А много ли православных приходов в Голландии? — От Московского патри архата восемь приходов, три очень крупных в Амстердаме, в г. Гааге и в г. Роттердаме, о с тальные поменьше, но мы не говорим — русские приходы, мы говорим русскоязычные или русскоговорящие, пото му что у нас, как в Ноевом ковчеге, всякой твари по па ре: русские, украинцы, мол даване, грузины, сербы, гре ки —все православные. - А сами голландцы какой веры? — Безбожники. Большая часть голландского населе ния позиционирует себя как атеисты. Исторически они — кальвинисты-протестан- ты ,а кальвинизм —это очень строгая ветвь протестантиз ма. В районе Амстердама о с талось всего несколько дер е вень, которые живут по ста ринному укладу, как наши староверы. На юге провин ции —католики. - А кто-то из голландцев принимает православие? —Да, если они каким-то об разом связаны с Россией, на пример, под влиянием рус ских из смешанных браков. Не все, но многие. А есть лю ди, которые занимались ду ховными поисками и вдруг попадают на концерт духов ной музыки или на выставку иконописи. Тысяча человек пройдет, а один остановится. Его что-то поразит, и он за хочет больше узнать об этом. Так и приходят к православ ной вере. У нас есть право славная литература на гол ландском языке. - В Нью-Йорке, служба идет на церковнославянском, а Евангелие читается на родном? —И у нас так же. Но еще на голландском читаются и о с новные молитвы: «Верую», «Отче наш». - Вы были когда-нибудь в Мурманске? —Нет, а вот мой родной брат служил в Североморске. - Хотелось бы увидеть город за Полярным кругом? —Конечно, если бы влады ка Симон пригласил, обяза тельно бы приехал... Беседовала Н. БОЛЬШАКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz