Миссионерская православная газета. 2009 г. № 1-2. Февраль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2009 Протоиерей Иоанн Баюр расписывается в книге Церкви голосовать за владыку Кли­ мента. Ведь всегда легче вы­ бирать того, кого уже знаешь лично. Но в Москве, на Собо­ ре, я поменяла свое решение. Наблюдая за Владыкой Ки­ риллом, как он вел Помест­ ный Собор, я отметила его не только блестящие ораторс­ кие способности, умение на­ ходить точные убедительные слова, такт в отношении мне­ ний других людей, но и уме­ ние вести пленарные заседа­ ния четко, не отступая от рег­ ламента, где-то даже жестко, отметая любые даже самые малые выплески, которые могли завести участников к базарной перепалке, но делая это очень корректно, никого не обижая. А ведь Собор соб­ рал не только представителей разных епархий, но и людей Алексий II, запомнившийся мне по одному из Славян­ ских ходов: очень добрым, мягким, отзывчивым чело­ веком, отцом родным! Но сейчас время другое. Более жесткое. Идет процесс гло­ бализации, накладывающий свой отпечаток, в том чис­ ле и на Церкви. Ілобализа- ция точно болезнь, возник­ нув в одном месте, начинает мгновенно распространять­ ся по всему миру, начиная от непрерывной череды воен­ ных конфликтов, «свидете­ лей Иеговы» до финансово­ го кризиса и нравственного разложения. И каксказал епископ Вен­ ский и Австрийский Илла­ рион, сегодня Патриархдол- женбытьне«молчальником», а духовным лидером, мис­ сионером, человеком, из­ вестным не только в России, но и далеко за ее пределами, 27февраля 2009 года в 23.40 москвичи приветствовали делегатов Поместного собора, скандируя: «Наш Патриарх - Кирилл !Господь благословил!» со своим мнением, характе­ ром, и даже своими амбици­ ями. И все же больше всего покорило меня в нем удиви­ тельное владение словом. А его проповеди —это высший пилотаж. Четко, мудро, без запинок, каждое слово встро­ ку! Увидев все это, я уверова­ ла: он ведом Духом Святым! Размышляла так: до избра­ ния Патриархом Москов­ ским и всея Руси Алексия II Церковь в России была практически разрушена, ве­ рующих мало. Может быть, на тот период времени и ну­ жен был такой Патриарх, как глобальная фигура, поль­ зующаяся авторитетом во всем мире. Потому и решила, что этому новому времени в Патриархи более всего подойдет имен­ но владыка Кирилл, и отдала свой голос в поддержку его. Надежда БОЛЬШАКОВА ИЗБРАНИЕ ПАТРИАРХА - Отец Андрей, каковы на ваш взгляд исторические предпосылки участия женщин в Поместных соборах? — Избрание Патриарха по­ казало, что упаси Господи, какому-нибудь Патриарху войти в историю реформато­ ром. Мы одного такого Пат­ риарха помним, и память о нем осталась в значительной части русского народа весь­ ма печальной. Поэтому одно дело — реформы, планиру­ ющиеся наверху и затем на­ вязываемые народу, ломая уклад жизни, в том числе и церковный, а другое дело — перемены, которые произ­ растают из самой толщи на- Профессор Московской духовной академии дьякон Андрей Кураев лейший крест. И вся Цер­ ковь, конечно же, окружает его своей молитвой, но при этом желает, чтобы человек Патриарх - это кормчий и мы его избрали рода. Вот среди таких неафи- шированных,даже, пожалуй, неосознаваемых перемен, была перемена статуса жен­ щины в церковной жизни в течение всего XX века, начи­ ная с предреволюционных лет. Когда пришел 1917 год, мужики-отцы все разбежа­ лись, или их пересажали, и выпавшее из рук мужиков церковное послушание по­ добрали наши знаменитые «белые платочки». Женщины стали алтар- ничать, пономарить, читать Псалтырь, петь. Знамена­ тельная дата для женщин — это 1971 год, когда Помест­ ный собор выбирал Патри­ арха Пимена. Тогда впервые женщины участвовали в вы­ борах, а затем на Поместных соборах 1988 и 1990 годов, и вот сейчас их свыше 10%, не мирян, а вообще участников Собора, включая епископов. 73 женщины из 702 депута­ тов. - А каким Вам видится новый Патриарх Кирилл? — В избранном Патриархе Кирилле есть все те черты, которые есть и в других на­ ших епископах: и монашес­ тво, и Богослужение, и пра­ вославная вера, но... Пред­ ставьте себе, что вы настоя­ тель монастыря и вам нужно подобрать шофера, разве вы будете ориентироваться на то православной ли он ве­ ры, часто ли молится, ходит ли на службы... Наверно нет, вы будете выбирать его по профессиональным качест­ вам. Так вот Патриарх —это тот же водитель, кормчий. И мы на Соборе выбирали не старца, которому бы пода­ вали молитвенные записоч­ ки, а избирали человека для совершенно определенной работы, а эта работа —тяже- был способен нести именно это служение, помимо мо­ литвы, помимо литургии и келейного правила личного благочиния. У Патриарха обязательно должны быть добрые свет­ лые глаза, грамотная русская речь без заиканий и проблем с падежами, у него должна быть речь аргументирован­ ная, чтобы мог обосновы­ вать православную правду Церкви, свидетельствовать об этом и мог бы вести диа­ лог с людьми, которые с на­ ми не согласны. Мы живем не в православной империи, а в мире, в котором наш каж­ дый шаг подвергается сомне­ ниям. Вот на эти сомнения Патриарх должен уметь от­ вечать. - На ваш взгляд, что такое глоболизация для Русской Церкви? — Прежде всего —это вы­ зов, это не то, отчего можно спрятаться. Не удастся. И в этом случае, мы, как апосто­ лы, призваны пронизывать мир своим евангельским уче­ нием. - А почему правили Устав Русской Православной Церкви? —Из-за использования аб­ бревиатуры «СССР». Доку­ менты высшей церковной власти разрабатываются спе­ циально с учетом того, как это будет выглядеть в глазах, например, японца. Многие люди в России не понимают почему вдокументах соборов редко употребляется слово «русский», «Россия». Патри­ арх яляется Патриархом для всех православных и для тех, кто живет на Украине, в Бе­ лоруссии, Грузии, в Австра­ лии, в США, Японии... Беседовала Н. БОЛЬШАКОВА »Ѵ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz