Миссионерская православная газета. 2009 г. № 1-2. Февраль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2009 Епископ ФЕОФАН: «Было животное в о б р а з е человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой - и из животного стал человек» НА ЕГИПЕТСКОМ рельефе можно видеть изображение бога Хнума, де­ лающего человека при помощи гон­ чарного круга. И не только египтяне, но и многие другие народы древнос­ ти представляли себе Творца по обра­ зу мастера, который своими руками изготовляет утварь. Это примитивное понятие было не столько результатом наивного представления о природе, сколько следствием грубо чувствен­ ного понимания Божества и идеи тво­ рения. Согласно другим воззрениям, распространенным в Индии и Греции, возникновение мира было рождением его из недр Божества. Отсюда мифы о Космическом Яйце, из которого вы­ шла Вселенная. В этом случае творчес­ кий акт представлялся процессом ско­ рее стихийным и бессознательным. Только библейское учение проти­ вопоставило язычеству и пантеизму всех оттенков идею творения как акта Божественной Воли, Разума и Люб­ ви. Этот акт есть звено, связующее Абсолют со всем тварным. Согласно Писанию, созидательная мощь Сло­ ва Божьего, вызвав тварь из небытия, постоянно питает ее и поддержи вает ее существование. «В начале сотворил Бог небо и зем­ лю...» Эти слова Писания не есть конс­ татация научного факта; они возвеща­ ют Откровен ие, говоря то чуде творчес - тва, которое непостижимым образом связует Абсолютное с относительным. Язык первой главы Библии — это язык Мифа в высочайшем и священ­ ном значении этого слова. Картина, образ, символ, которые там заменяют абстракцию, есть способ выражения, необходимый для веры и присущий языку всех религий. Интуитивные прозрения, облечен­ ные в миф, нередко опережают и раз­ витие науки на много веков; для того чтобы понять ценность этих прозре­ ний, мы должны брать не их преходя- «В начале сотворил Бог небо и землю...» Эти слова Писания не есть констатация научного факта; они возвещают Откро ­ вение, говорят о чуде творчес­ тва, которое непостижимым образом связует Абсолютное с относительным, Язык первой щую оболочку, но самую суть, сердце- вину. Долгое время поэтический язык Книги Бытия понимали буквально — как точное описание всех процессов миротворения. Хотя Отцы Церкви (св. Василий Великий, Августин и др.) бо­ ролись против этого буквализма, он надолго восторжествовал. Только с эпохи средневековья, когда началась необходимая дифференциация на­ учной и религиозной сфер, открылся путь к различению в Библии формы и содержания. Нет необходимости доказывать, что человек глубоко отличается от окружа­ ющей его природы. И никто не станет оспаривать того, что это колоссальное отличие заключается не в физическом строении и функциях тела; в этом от­ ношении человек несомненно при­ надлежит миру природному и прочно с ним связан. И все же человек —это таинственный Незнакомец среди жи­ вотных. Во всем подобный им, связан­ ный с ними кровным родством, он стал иным; ибо даже такой изумительный аппарат, как его мозг, не столь резко отличается от мозга млекопитающих, главы Библии - это язык Мифа в высочайшем и священном зна­ чении этого слова. Картина, образ, символ, которые там заменяют абстракцию, есть способ выражения, необходи­ мый для веры и присущий языку всех религий. как духовная природа человека от пси­ хической жизни животных. Древние недаром называли человека микрокосмом. Его конструкция какбы представляет собой высочайший плод эволюции, вместилище всего много­ образия физических, химических и биологических процессов. Но он есть микрокосм еще и потому, что облада­ ет духовным началом, которое может отображать и познавать вселенную. Однако, бездна, которая разверз­ лась тогда между человеком и живот­ ным, приводила некоторых к мысли о полной независимости человека от природы. В то же время невозмож­ но представить себе, что человек воз­ ник «из ничего». Библия подчеркивает связь его с природным миром, говоря, что тело человека образовано из «пра­ ха земного». И действительно, как мы видели, по своему физическому строе­ нию человек —дитя земли, сын приро­ ды. Начиная со своего эмбриогенеза, он несет на себе явные следы живот­ ного происхождения. Но самый решающий момент в пре­ вращении животного в человека ле­ жит за пределами антропологии и биологии. Наука может пытаться вос­ становить последовательные ступени в развитии мозга —но не более того. Сам же мозг был лишь необходимым инструментом, способным уловить тончайшие вибрации нематериаль­ ного плана бытия, стать орудием ду­ ха. Вся эволюция, как и развитие не­ рвного аппарата, есть, по словам Вл. Соловьева, необходимый путь к со ­ вершенству. Никто же не станет дока­ зывать, что моллюски или губка могут познавать истину или свободно со­ гласовывать свою волю с абсолютным Добром. Значит, нужно было, что­ бы вырабатывались в мире все более сложные и утонченные органические формы, пока не создана была такая форма, в которой может раскрывать­ ся сознание и желание совершенства, — Капля живой протоплазмы, созда­ ние которой потребовало тоже нема­ лых творческих сил, хотя и заключает в себе возможность человеческого ор­ ганизма, но осуществление этой воз­ можности человеческого организма потребовало целого биологического процесса, весьма сложного и продол­ жительного. Задолго до Дарвина в христианской мысли уже высказывалось такое пони­ мание библейского сказания. В 1816 году митрополит Филарет отмечал важность того, что в Книге Бытия че­ ловек создан «не единократным дейс­ твием, но постепенным образовани­ ем» . Св. Серафим Саровский, объяс­ няя текст Библии, говорил: «До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному». Игумен Диодор (Балабое) Творение Божие и человек Мощь и сила Триединого Божества Татьяна КУГАВДА Рассматривая фрески Феофана Гре­ ка на страницах красивейших книг восхищение переполняло меня! Это восторг не красотой, а силой и мо­ щью изображенного. Там, в куполе собора парит могучая полуфигура Бога. Огромные фигуры ангелов и серафимов в цилиндрическом про­ странстве барабана, словно воины на защите божества! Сердце мое рвется к церкви Спаса Преображения на Ильиной улице, к которой можно идти, почти не сво­ рачивая, через Ярославо Дворище прямо вперед, и вот, чуть далее су­ ровых стен Знаменского монастыря, на небольшом зеленом пустыре вижу знакомые очертания однокупольно­ го белого храма. Его архитектоника неповторима. Известные искусст­ воведы видят здесь некое подража­ ние романскому стилю. Закомары не круглятся полуарками, как в средне­ русских постройках, а встают мощ­ ными углами, с вписанными в них рельефами. Тяжелая, кованая дверь храма при­ отворена. Полумрак и холод внутри заставляют сконцентрироваться. Как и в любом, реставрирующемся сей ­ час храме, церквушке, здесь —музей. Видны леса по стенам собора —следы работы реставраторов. Сердце бешено стучит от радости! Спешу подняться по чрезвычайно уз­ кой каменной лесенке, вырубленной в стене храма на хоры. Вот сейчас, там и увижу фрески Феофана!!! Под­ хожу, еле сдерживая дыхание, и мед­ ленно поднимаю глаза... «Этого не может быть» —огорчен­ но думала я, не в силах разобраться с чувствами. Позднее, анализируя си ­ туацию, поняла, что только что уви­ денное мною вступило в контраст с давним представлением о росписях, которое сложилось по хорошего ка­ чества репродукциям из моногра­ фии. Там знаменитая фреска «Тро­ ица» представлена в наилучшем ра­ курсе, при оптимальном освещении, крупным кадром, как бы наплывая на зрителя, чтобы увидел, почувство­ вал мощь и силу Триединого Божес­ тва. Три его ипостаси: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух изображены в виде трех ангелов с посохами. Возможно, сейчас вы вспомнили икону «Трои­ ца» Андрея Рублева, с тремя путника­ ми, пришедшими к Аврааму и Саре, и тихо беседующими между собой. Да, действительно, и тут и там изображен один сюжет! Но это, — совсем дру­ гая картина! Не мир и согласие царят здесь, но дух силы и страсти! Ветер разметал одежды ангелов, вьются их кудри, перехваченные лен­ тами — тороцами. Резко очерчены контуры фигур с мошными крыла- ми за спиной и складки одежд... Са­ ма пластика изображения, с молни­ еподобными линиями иная, манера письма в чем-то дерзка. Яркие крас­ ки: красно-кирпичный, белый и ро­ зовый в пробелах, что на ликах, вы­ ступающих скулах, носах, высоких лбах...Красиво! А здесь, на стене храма —все под­ линно и недвижимо, как века на­ зад! И теперь нужно привыкнуть и к этой реальности, данности. Так вот вы какие! (Продолжение на стр. 15)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz