Миссионерская православная газета. 2009 г. № 1-2. Февраль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2009 Епископ ФЕОФАН: «Было животное в о б р а з е человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой - и из животного стал человек» НА ЕГИПЕТСКОМ рельефе можно видеть изображение бога Хнума, де лающего человека при помощи гон чарного круга. И не только египтяне, но и многие другие народы древнос ти представляли себе Творца по обра зу мастера, который своими руками изготовляет утварь. Это примитивное понятие было не столько результатом наивного представления о природе, сколько следствием грубо чувствен ного понимания Божества и идеи тво рения. Согласно другим воззрениям, распространенным в Индии и Греции, возникновение мира было рождением его из недр Божества. Отсюда мифы о Космическом Яйце, из которого вы шла Вселенная. В этом случае творчес кий акт представлялся процессом ско рее стихийным и бессознательным. Только библейское учение проти вопоставило язычеству и пантеизму всех оттенков идею творения как акта Божественной Воли, Разума и Люб ви. Этот акт есть звено, связующее Абсолют со всем тварным. Согласно Писанию, созидательная мощь Сло ва Божьего, вызвав тварь из небытия, постоянно питает ее и поддержи вает ее существование. «В начале сотворил Бог небо и зем лю...» Эти слова Писания не есть конс татация научного факта; они возвеща ют Откровен ие, говоря то чуде творчес - тва, которое непостижимым образом связует Абсолютное с относительным. Язык первой главы Библии — это язык Мифа в высочайшем и священ ном значении этого слова. Картина, образ, символ, которые там заменяют абстракцию, есть способ выражения, необходимый для веры и присущий языку всех религий. Интуитивные прозрения, облечен ные в миф, нередко опережают и раз витие науки на много веков; для того чтобы понять ценность этих прозре ний, мы должны брать не их преходя- «В начале сотворил Бог небо и землю...» Эти слова Писания не есть констатация научного факта; они возвещают Откро вение, говорят о чуде творчес тва, которое непостижимым образом связует Абсолютное с относительным, Язык первой щую оболочку, но самую суть, сердце- вину. Долгое время поэтический язык Книги Бытия понимали буквально — как точное описание всех процессов миротворения. Хотя Отцы Церкви (св. Василий Великий, Августин и др.) бо ролись против этого буквализма, он надолго восторжествовал. Только с эпохи средневековья, когда началась необходимая дифференциация на учной и религиозной сфер, открылся путь к различению в Библии формы и содержания. Нет необходимости доказывать, что человек глубоко отличается от окружа ющей его природы. И никто не станет оспаривать того, что это колоссальное отличие заключается не в физическом строении и функциях тела; в этом от ношении человек несомненно при надлежит миру природному и прочно с ним связан. И все же человек —это таинственный Незнакомец среди жи вотных. Во всем подобный им, связан ный с ними кровным родством, он стал иным; ибо даже такой изумительный аппарат, как его мозг, не столь резко отличается от мозга млекопитающих, главы Библии - это язык Мифа в высочайшем и священном зна чении этого слова. Картина, образ, символ, которые там заменяют абстракцию, есть способ выражения, необходи мый для веры и присущий языку всех религий. как духовная природа человека от пси хической жизни животных. Древние недаром называли человека микрокосмом. Его конструкция какбы представляет собой высочайший плод эволюции, вместилище всего много образия физических, химических и биологических процессов. Но он есть микрокосм еще и потому, что облада ет духовным началом, которое может отображать и познавать вселенную. Однако, бездна, которая разверз лась тогда между человеком и живот ным, приводила некоторых к мысли о полной независимости человека от природы. В то же время невозмож но представить себе, что человек воз ник «из ничего». Библия подчеркивает связь его с природным миром, говоря, что тело человека образовано из «пра ха земного». И действительно, как мы видели, по своему физическому строе нию человек —дитя земли, сын приро ды. Начиная со своего эмбриогенеза, он несет на себе явные следы живот ного происхождения. Но самый решающий момент в пре вращении животного в человека ле жит за пределами антропологии и биологии. Наука может пытаться вос становить последовательные ступени в развитии мозга —но не более того. Сам же мозг был лишь необходимым инструментом, способным уловить тончайшие вибрации нематериаль ного плана бытия, стать орудием ду ха. Вся эволюция, как и развитие не рвного аппарата, есть, по словам Вл. Соловьева, необходимый путь к со вершенству. Никто же не станет дока зывать, что моллюски или губка могут познавать истину или свободно со гласовывать свою волю с абсолютным Добром. Значит, нужно было, что бы вырабатывались в мире все более сложные и утонченные органические формы, пока не создана была такая форма, в которой может раскрывать ся сознание и желание совершенства, — Капля живой протоплазмы, созда ние которой потребовало тоже нема лых творческих сил, хотя и заключает в себе возможность человеческого ор ганизма, но осуществление этой воз можности человеческого организма потребовало целого биологического процесса, весьма сложного и продол жительного. Задолго до Дарвина в христианской мысли уже высказывалось такое пони мание библейского сказания. В 1816 году митрополит Филарет отмечал важность того, что в Книге Бытия че ловек создан «не единократным дейс твием, но постепенным образовани ем» . Св. Серафим Саровский, объяс няя текст Библии, говорил: «До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному». Игумен Диодор (Балабое) Творение Божие и человек Мощь и сила Триединого Божества Татьяна КУГАВДА Рассматривая фрески Феофана Гре ка на страницах красивейших книг восхищение переполняло меня! Это восторг не красотой, а силой и мо щью изображенного. Там, в куполе собора парит могучая полуфигура Бога. Огромные фигуры ангелов и серафимов в цилиндрическом про странстве барабана, словно воины на защите божества! Сердце мое рвется к церкви Спаса Преображения на Ильиной улице, к которой можно идти, почти не сво рачивая, через Ярославо Дворище прямо вперед, и вот, чуть далее су ровых стен Знаменского монастыря, на небольшом зеленом пустыре вижу знакомые очертания однокупольно го белого храма. Его архитектоника неповторима. Известные искусст воведы видят здесь некое подража ние романскому стилю. Закомары не круглятся полуарками, как в средне русских постройках, а встают мощ ными углами, с вписанными в них рельефами. Тяжелая, кованая дверь храма при отворена. Полумрак и холод внутри заставляют сконцентрироваться. Как и в любом, реставрирующемся сей час храме, церквушке, здесь —музей. Видны леса по стенам собора —следы работы реставраторов. Сердце бешено стучит от радости! Спешу подняться по чрезвычайно уз кой каменной лесенке, вырубленной в стене храма на хоры. Вот сейчас, там и увижу фрески Феофана!!! Под хожу, еле сдерживая дыхание, и мед ленно поднимаю глаза... «Этого не может быть» —огорчен но думала я, не в силах разобраться с чувствами. Позднее, анализируя си туацию, поняла, что только что уви денное мною вступило в контраст с давним представлением о росписях, которое сложилось по хорошего ка чества репродукциям из моногра фии. Там знаменитая фреска «Тро ица» представлена в наилучшем ра курсе, при оптимальном освещении, крупным кадром, как бы наплывая на зрителя, чтобы увидел, почувство вал мощь и силу Триединого Божес тва. Три его ипостаси: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух изображены в виде трех ангелов с посохами. Возможно, сейчас вы вспомнили икону «Трои ца» Андрея Рублева, с тремя путника ми, пришедшими к Аврааму и Саре, и тихо беседующими между собой. Да, действительно, и тут и там изображен один сюжет! Но это, — совсем дру гая картина! Не мир и согласие царят здесь, но дух силы и страсти! Ветер разметал одежды ангелов, вьются их кудри, перехваченные лен тами — тороцами. Резко очерчены контуры фигур с мошными крыла- ми за спиной и складки одежд... Са ма пластика изображения, с молни еподобными линиями иная, манера письма в чем-то дерзка. Яркие крас ки: красно-кирпичный, белый и ро зовый в пробелах, что на ликах, вы ступающих скулах, носах, высоких лбах...Красиво! А здесь, на стене храма —все под линно и недвижимо, как века на зад! И теперь нужно привыкнуть и к этой реальности, данности. Так вот вы какие! (Продолжение на стр. 15)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz