Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.
’ф МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2008 Ао во зе р с ко й Богоявленской церкви был пе ред ан священнический кре с т Михаила Распутина Живая связь времен В июле этого года Валентина Алексеевна Распу тина, жена внука священника Михаила Ивановича Распутина, расстрелянного в 1932 году, передала настоятелю Ловозерской Богоявленской церкви священнический крест своего родственника. Долгое время он хранился семьей, как память, хотя совесть и подсказывала —крест священни ка не должно прятать от всех, он должен служить. Когда нынешние Распутины поняли, что в бли жайшее время никто из их рода на путь священс тва не вступит, решили расстаться с семейной ре ликвией. Отец Леонид рассказывает: — Я раньше слышал, что крест Распутина со хранился, но у кого —не знал. Однажды только подумалось, что вот бы этот крест перешел в Ло- возерский храм. Даже не пожелал, а просто по думал, что появилась бы святыня, как связую щая нить прошлого и настоящего. И вот, по воле Божией, храм обрел свою святыню. Мы сделаем киот, где крест и будет храниться. В дни памяти, дни ангела будем выносить из алтаря, в память о духовном подвиге новомученника Михаила. Для молодых прихожан церкви это будет иметь еще и духовно-нравственное значение —человек, от дав свою жизнь за веру православную спас при этом свою душу. МИХАИЛ Иванович Распутин 1881 года рождения, сын диакона Архан гельской епархии, в 1897 году окон чил Архангельское духовное училище и псаломническую школу. 17 февраля 1898 году был отправлен в Ковдорский приход Кемского уезда псаломщиком. Был женат первым браком на деви це Анне Петровне Евсеевой, дочери крестьянина, 1884 года рождения. В Ковдорском приходе Михаил Распу тин проработал три года. С 14 июля 1905 г. числился при Кольском соборе. 23 июля 1910 г. Распутин посвящается в сан священника с местом священно действия в Богоявленской церкви села Ловозеро Архангельской епархии. С 1904 -1905 года исполнял обязанности учителя Пазреикой приходской шко лы, с 1911- го —председатель Ловозер- ского духовно-приходского попечи тельства. На удивление, в Мурманской губер нии Михаил Распутин был человеком известным, о котором частенько упо минали и газеты того времени. В ста тье «Мурманские коми» профессор А. Киселев сообщает, что как только белогвардейская власть пала, в Мур манск отправилась делегация в со ставе Михаила Распутина, Василия Канева, Михаила Ануфриева и Петра Терентьева с просьбой организовать самостоятельную лопарскую волость с центром в Ловозере. Просьба была удовлетворена на принципах «соци алистического и Федерального уст ройства». Из рассказа матери Тамары Иванов ны Боккоевой — внучки Распутина; «Уважали в селе Михаила Иванови ча и как человека, и как священника. Никому никогда ни в чем не отказы вал, спешил помочь. Понимал даже в медицине, и дорогуотЛовозерадо Пу- лозера добился построить. И озеро в честь его Поповским прозвали. Он там рыбуловил. И чего греха таить, выпить тоже любил, и когда много выпивал — буйным становился, так у кого грехов не бывает, священник тоже человек». В 20-е годы Михаил Распутин учас твовал в создании кооперации, был первым ее председателем. Газета «Полярная правда» в 30-х го дах, ерничая, писала о нем, что слу жит в Ловозерском кооперативе поп — «гладко, хозяйственно». Никак не отличить, где хозяйство личное, где общественное. И умел тот поп ладить со всеми. Ни одного митинга не про пускал, ни одного собрания, за ком мунистов громче всех слова говорил, «Интернационал» пел, по селению с демонстрацией ходил. Дурил народу головы, пока коммунисты не открыли на службу приходило, церковный при ход большой был. Люди приезжали с Ивановки, с Краснощелья. В празд ники служба в церкви проходила боль шая, а так ежедневно—утреня, обедня, вечерня. В церкви натопят печь —теп ло. Михаила Ивановича забрали, за тем и Поликарпа раскулачили, он уже старый был. Людей заставляли писать заявления, о том, что церковь не нуж на, запугивали, все и подписывали». Из воспоминаний Елены Абрамов- Из воспоминаний сестер Поликар- па Рочева: Анны Федоровны, 1917 го да рождения, и Варвары Федоровны, 1912 года: «Поп-то Михаил Распутин добрый был, за крещение и отпева ние у бедных совсем мало брал. Его все прихожане очень уважали, никог да при нем матом не ругались, не дай Бог, узнает. На праздники ходил по до мам, поздравлял, богатые-то его на- угощают, так к бедным уже «навеселе» появлялся. На большие праздники: В. А. Распутина передает крест настоятелю Ловозерской Богоявленской цер кви иерею Леониду Сулоеву Священнический крест Михаила Распутина. глаза населению на него, вот тут-то и полетел поп из кооператива. В 30-х годах начались гонения на церковных деятелей, репрессии. В 1932 году забрали и Михаила Ивано вича. Больше его вЛовозере не видели. По рассказу работника Соловецкого монастыря, по документам Соловков, пребывал он там и был расстрелян за свою возобновленную на островах де ятельность священнослужителя. С арестом Михаила Распутина ду ховная жизнь в Ловозере стала хиреть. Рассказ Анны Гавриловны Каневой, 1906 года рождения: «Ловозерскую церковь помню хорошо, людей много ны Терентьевой, 1924 года рожде ния, и Мавры Васильевны Вокуевой: «Когда купола снимали с часовни, детей со школы приводили смотреть. Мы видели, как большой колокол упал на землю —земля аж ахнула. От колокола откололся кусок, дак этот кусок раскулаченные мужики шес тами погрузили на сани, их человек 15-20 было, а сам колокол, на специ ально сделанных санях, на переплав ку отправили, увезли несколькими оленьими упряжками. Слышали, что колокола Поликарп Рочев из Те- риберки привез, а туда их из Архан гельска доставили. В 1932-1936 годах ходили по домам и смотрели, чтобы иконы в доме не висели, жители их прятали. А когда новый клуб строи ли, то бульдозером разрушили мно го могил. Черепа, косы долго лежали на цоколе старого магазина, а потом, говорят, на новое кладбище отвезли и закопали». Крещение, Рождество, Пасху в церкви службы были долгие. Богатые на праз дники делали пожертвования —«Спас давали» церкви в виде стога сена, туш оленей, теленка. Батюшка все это про даст и на вырученные деньги купит свечей, икон. Батюшка был очень доб рым, а Пасху в церкви крашеные яйца раздавал, поздравлял с праздником. Люди в то время плохие были, много клеветали и на батюшку наклеветали. После ареста Распутина служб не бы ло. Людям внушали, что церковь —за блуждение, на глазах детей жгли крес ты, иконы, книги церковные. Вначале ногами потопают, а потом швыряют в огонь. Заставляли от церкви отрекать ся.» Слава Богу, все возвращается на кру ги своя, и вновь вЛовозере Богоявлен ская церковь стоит, конечно, не такая как прежняя, но есть куда людям по молиться прйти. Надежда БОЛЬШАКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz