Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.

’ф МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2008 Ао во зе р с ко й Богоявленской церкви был пе ред ан священнический кре с т Михаила Распутина Живая связь времен В июле этого года Валентина Алексеевна Распу­ тина, жена внука священника Михаила Ивановича Распутина, расстрелянного в 1932 году, передала настоятелю Ловозерской Богоявленской церкви священнический крест своего родственника. Долгое время он хранился семьей, как память, хотя совесть и подсказывала —крест священни­ ка не должно прятать от всех, он должен служить. Когда нынешние Распутины поняли, что в бли­ жайшее время никто из их рода на путь священс­ тва не вступит, решили расстаться с семейной ре­ ликвией. Отец Леонид рассказывает: — Я раньше слышал, что крест Распутина со­ хранился, но у кого —не знал. Однажды только подумалось, что вот бы этот крест перешел в Ло- возерский храм. Даже не пожелал, а просто по­ думал, что появилась бы святыня, как связую­ щая нить прошлого и настоящего. И вот, по воле Божией, храм обрел свою святыню. Мы сделаем киот, где крест и будет храниться. В дни памяти, дни ангела будем выносить из алтаря, в память о духовном подвиге новомученника Михаила. Для молодых прихожан церкви это будет иметь еще и духовно-нравственное значение —человек, от­ дав свою жизнь за веру православную спас при этом свою душу. МИХАИЛ Иванович Распутин 1881 года рождения, сын диакона Архан­ гельской епархии, в 1897 году окон­ чил Архангельское духовное училище и псаломническую школу. 17 февраля 1898 году был отправлен в Ковдорский приход Кемского уезда псаломщиком. Был женат первым браком на деви­ це Анне Петровне Евсеевой, дочери крестьянина, 1884 года рождения. В Ковдорском приходе Михаил Распу­ тин проработал три года. С 14 июля 1905 г. числился при Кольском соборе. 23 июля 1910 г. Распутин посвящается в сан священника с местом священно­ действия в Богоявленской церкви села Ловозеро Архангельской епархии. С 1904 -1905 года исполнял обязанности учителя Пазреикой приходской шко­ лы, с 1911- го —председатель Ловозер- ского духовно-приходского попечи­ тельства. На удивление, в Мурманской губер­ нии Михаил Распутин был человеком известным, о котором частенько упо­ минали и газеты того времени. В ста­ тье «Мурманские коми» профессор А. Киселев сообщает, что как только белогвардейская власть пала, в Мур­ манск отправилась делегация в со­ ставе Михаила Распутина, Василия Канева, Михаила Ануфриева и Петра Терентьева с просьбой организовать самостоятельную лопарскую волость с центром в Ловозере. Просьба была удовлетворена на принципах «соци­ алистического и Федерального уст­ ройства». Из рассказа матери Тамары Иванов­ ны Боккоевой — внучки Распутина; «Уважали в селе Михаила Иванови­ ча и как человека, и как священника. Никому никогда ни в чем не отказы­ вал, спешил помочь. Понимал даже в медицине, и дорогуотЛовозерадо Пу- лозера добился построить. И озеро в честь его Поповским прозвали. Он там рыбуловил. И чего греха таить, выпить тоже любил, и когда много выпивал — буйным становился, так у кого грехов не бывает, священник тоже человек». В 20-е годы Михаил Распутин учас­ твовал в создании кооперации, был первым ее председателем. Газета «Полярная правда» в 30-х го­ дах, ерничая, писала о нем, что слу­ жит в Ловозерском кооперативе поп — «гладко, хозяйственно». Никак не отличить, где хозяйство личное, где общественное. И умел тот поп ладить со всеми. Ни одного митинга не про­ пускал, ни одного собрания, за ком­ мунистов громче всех слова говорил, «Интернационал» пел, по селению с демонстрацией ходил. Дурил народу головы, пока коммунисты не открыли на службу приходило, церковный при­ ход большой был. Люди приезжали с Ивановки, с Краснощелья. В празд­ ники служба в церкви проходила боль­ шая, а так ежедневно—утреня, обедня, вечерня. В церкви натопят печь —теп­ ло. Михаила Ивановича забрали, за­ тем и Поликарпа раскулачили, он уже старый был. Людей заставляли писать заявления, о том, что церковь не нуж­ на, запугивали, все и подписывали». Из воспоминаний Елены Абрамов- Из воспоминаний сестер Поликар- па Рочева: Анны Федоровны, 1917 го­ да рождения, и Варвары Федоровны, 1912 года: «Поп-то Михаил Распутин добрый был, за крещение и отпева­ ние у бедных совсем мало брал. Его все прихожане очень уважали, никог­ да при нем матом не ругались, не дай Бог, узнает. На праздники ходил по до­ мам, поздравлял, богатые-то его на- угощают, так к бедным уже «навеселе» появлялся. На большие праздники: В. А. Распутина передает крест настоятелю Ловозерской Богоявленской цер­ кви иерею Леониду Сулоеву Священнический крест Михаила Распутина. глаза населению на него, вот тут-то и полетел поп из кооператива. В 30-х годах начались гонения на церковных деятелей, репрессии. В 1932 году забрали и Михаила Ивано­ вича. Больше его вЛовозере не видели. По рассказу работника Соловецкого монастыря, по документам Соловков, пребывал он там и был расстрелян за свою возобновленную на островах де­ ятельность священнослужителя. С арестом Михаила Распутина ду­ ховная жизнь в Ловозере стала хиреть. Рассказ Анны Гавриловны Каневой, 1906 года рождения: «Ловозерскую церковь помню хорошо, людей много ны Терентьевой, 1924 года рожде­ ния, и Мавры Васильевны Вокуевой: «Когда купола снимали с часовни, детей со школы приводили смотреть. Мы видели, как большой колокол упал на землю —земля аж ахнула. От колокола откололся кусок, дак этот кусок раскулаченные мужики шес­ тами погрузили на сани, их человек 15-20 было, а сам колокол, на специ­ ально сделанных санях, на переплав­ ку отправили, увезли несколькими оленьими упряжками. Слышали, что колокола Поликарп Рочев из Те- риберки привез, а туда их из Архан­ гельска доставили. В 1932-1936 годах ходили по домам и смотрели, чтобы иконы в доме не висели, жители их прятали. А когда новый клуб строи­ ли, то бульдозером разрушили мно ­ го могил. Черепа, косы долго лежали на цоколе старого магазина, а потом, говорят, на новое кладбище отвезли и закопали». Крещение, Рождество, Пасху в церкви службы были долгие. Богатые на праз­ дники делали пожертвования —«Спас давали» церкви в виде стога сена, туш оленей, теленка. Батюшка все это про­ даст и на вырученные деньги купит свечей, икон. Батюшка был очень доб­ рым, а Пасху в церкви крашеные яйца раздавал, поздравлял с праздником. Люди в то время плохие были, много клеветали и на батюшку наклеветали. После ареста Распутина служб не бы­ ло. Людям внушали, что церковь —за­ блуждение, на глазах детей жгли крес­ ты, иконы, книги церковные. Вначале ногами потопают, а потом швыряют в огонь. Заставляли от церкви отрекать­ ся.» Слава Богу, все возвращается на кру­ ги своя, и вновь вЛовозере Богоявлен­ ская церковь стоит, конечно, не такая как прежняя, но есть куда людям по­ молиться прйти. Надежда БОЛЬШАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz