Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.

№ 7-8, АВГУСТ 2008 'J ____________Л И К И П Р А В О С Л А В И Я ___________ Старец Иоанн (Алексеев) игумен Трифонов Печенгского монастыря, схиигумен Валаамский Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна Если с наставлениями старца мож­ но было познакомиться по сборнику его писем, то как личность до 1992 года он оставался мало кому извес­ тен. Именно в 1992 году настоятель Ново-Валаамского монастыря ар ­ химандрит Пантелеймон издал кни ­ гу «Отец Иоанн» с жизнеописани ­ ем старца, в основу которой легли обнаруженные новые документы о прошлом Валаамского монастыря и о самом отце Иоанне. В этой кни ­ ге перед читателем предстает живой образ отца Иоанна в его жизнера­ достной евангельской простоте. В последствии сборник много раз переиздавался на русском, фин с ­ ком, английском и сербском языках. Эта удивительная книга и сегодня является излюбленным духовным чтением для православных людей, одним из духовных ориентиров пра­ вославного человека в современном мире. Божиим промыслом валаамский подвижник благочестия схиигумен Иоанн оказался непосредственно связан с историей Трифонов П е­ ченгского монастыря: игумен Иа- кинф (так звали старца до принятия великой схимы в 1933 году) с 1921 по 1931 года являлся настоятелем оби­ тели на Печенге. Это было непро­ стое время для монастыря, оказав­ шегося в лютеранской стране, раз­ грабленного как большевиками, так и финскими властями. Особенно тяжелы для нового игу­ мена были первые годы управле­ ния. Разница в устройстве иночес­ кой жизни Печенгского и Валаам­ ского монастырей давала о себе знать. Тоска по родной обители, да и внутренние разногласия в монас­ тыре, заставили отца Иакинфа ска­ зать братии, что он хочет уехать об ­ ратно на Валаам. Братия монасты­ ря, относившаяся к миролюбивому, уравновешенному и доброжелатель­ ному настоятелю с уважением и по­ читанием, просила его остаться. И еще восемь лет отец Иакинф нес тя ­ желый крест настоятельства. Только в октябре 1931-го он по прошению освобожден от должности настояте­ ля. Весной следующего года вновь принят в число валаамской братии и направлен на проживание в доро­ гой его сердцу скит святого Иоанна Предтечи, а в 1933-м —пострижен в схиму с именем Иоанн. Сегодня, спустя 50 лет после кон ­ чины валаамского старца, схиигуме­ на Иоанна почитают как в России, так и в Финляндии. Новые и новые поколения обращаются к его пись­ мам, черпая в них духовное вразум­ ление и утешение. А многочислен­ ные паломники не дают зарасти тро ­ пе к его могиле в Ново-Валаамском монастыре... Иерей Сергий ПОЛИВЦЕВ «На Валааме проходил послушания разные, и все такие, которые мне не нравились, однако не унывал, а был мирен. От святого послушания рождается смирение и сила воли ук­ репляется» (07.02Л954). Схиигумен Иоанн предостерегал против вся­ кого рода рывков и скачков в духов­ ной жизни, увлечений духовными вспышками. Часто обращались к старцу за советом о делании Иису­ совой молитвы. Вопрошавшим отец Иоанн , отвечал: «...ты ревнуешь о обладает, а о духовной жи зни даже и поня тия не имеют. Некоторые го ­ ворят много, но говорят только то, что знают и что усвоено ими. Как- то обращено внимание на внешнюю букву и под влиянием внешнего жития рассуждают о духовной ж и з ­ ни. Конечно , внешнее подвижни ­ чество нужно, но не надо останав ­ ливаться на нем, ибо оно не добро ­ детель, а пособие добродетели. Это не всем понятно» (04.05.1954). «Ве­ ликое счастье для нас, что мы име- 6 июля 2008 года отмечается 50 лет со дня блаженной кончины од­ ного из валаамских подвижников благочестия старца схиигумена Иоанна (Алексеева), который в те­ чение десяти лет своей жизни яв­ лялся настоятелем монастыря на Печенге. Старец принял кончину на чужби­ не, в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, где спасаясь от горнила надвигающейся войны, он оказался в 1940 году вместе с другими валаам­ скими, печенгскими и коневецкими монахами, вынужденными поки ­ нуть свои любимые обители. Тихо отошел ко Господу схиигумен Иоанн. Похороны его на монастыр­ ском кладбище, по словам духовных чад, были такие же тихие, простые, скромные, каким он был всю свою жизнь. В последние годы в Валаамском монастыре, на Новом Валааме схи­ игумен Иоанн нес послушание ду­ ховника, сердцем принимающего ближнего. Переписка с его духовными ча­ дами стала главным занятием отца Иоанна в свободное от монастырс­ ких послушаний время. Он посылал им весточки почти до самой своей кончины. В своих наставлениях, как и в жи з­ ни, отец Иоанн держался откры ­ тости к людям, духовной трезвости и простоты. В посланиях старался внимательно разобраться в вопро­ сах, волновавших наставляемого, в его бедах и заботах. Часто отождест­ вляя себя со своими скорбящими духовными чадами: «Стремись, ча­ до, к смирению и не верь себе, пока не ляжешь в гроб». О жизни на Валааме старец писал: Братия монастыря за трапезой, схиигумен Иоанн справа молитве. Бог благословит — тру­ дись, ибо молитва в духовной жизни главное делание; однако знай, н а ­ сколько она высока и полезна, н а ­ столько и дается дорогой ценой, т.е. большими трудами. А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: иметь чистую совесть к Богу, людям и к вещам. К Богу старайся испол­ нять Евангельские заповеди, к лю ­ дям, чтобы не осуждать и не враж­ довать, к вещам — пользоваться не пристрастно». Отец Иоанн глубоко, проникно ­ венно любил природу, он внутрен­ не соприкасался с ней. В каждой ма­ лой травинке видел чудо творения Божия, Его благой Промысл, пеку­ щийся и о малых пташках. «Я глубо­ ко верю и утверждаю, — писал ста­ рец одному атеисту, — что есть Бог, есть будущая жизнь, есть вечное му­ чение для грешников, есть и вечное блаженство для праведников. Какже не верить в Бога, когда, куда не пос­ мотрю, везде вижу и созерцаю Бо- жию премудрость и благость. <...> Я вообще люблю природу. Приду в лес и удивляюсь каждому деревцу и хол­ мику и созерцаю всемогущего Твор­ ца» (28.08.1954). Размышляя о подвижнической жи зни , писал: «Мне иногда бывает тяжеловато. Прямо не с кем поде­ литься переживаниями . Буква пре­ ем книги св. отцов, ибо у них под ­ робно говорится о духовной ж и з ­ ни. Конечно, хорошо бы духовную жи знь проводить под руководством духовного наставника, но оску- де преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами; все равно как в аптеке, не учившись искусству м е ­ дицинскому, вместо полезных л е ­ карств возьмет отравляющее. Од ­ нако унывать не надо, в основании положим мытарево смирение и Гос­ подь по Своей благости поможет нам, грешным, и избавит от н ап ас ­ тей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние» (21.02.1947). В 50-е годы началась работа по подготовке его писем к изданию, а в 1956 году, еще при жизни Иоан ­ на, сборник «Письма Валаамского старца», был издан на русском я зы ­ ке. Вот один из отзывов о книге, при ­ шедший из Аргентины: «Превос­ ходная книга. В этих письмах схии­ гумена Иоанна высказывается мно ­ го христианской мудрости и правды. Каждый отдельный случай рассмот­ рен в свете явлений практической жизни человека, в которой есть и н е ­ счастья, и страх, и покаяние. Самое важное в книге —это сама личность отца Иоанна».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz