Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.
№ 7-8, АВГУСТ 2008 'J ____________Л И К И П Р А В О С Л А В И Я ___________ Старец Иоанн (Алексеев) игумен Трифонов Печенгского монастыря, схиигумен Валаамский Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна Если с наставлениями старца мож но было познакомиться по сборнику его писем, то как личность до 1992 года он оставался мало кому извес тен. Именно в 1992 году настоятель Ново-Валаамского монастыря ар химандрит Пантелеймон издал кни гу «Отец Иоанн» с жизнеописани ем старца, в основу которой легли обнаруженные новые документы о прошлом Валаамского монастыря и о самом отце Иоанне. В этой кни ге перед читателем предстает живой образ отца Иоанна в его жизнера достной евангельской простоте. В последствии сборник много раз переиздавался на русском, фин с ком, английском и сербском языках. Эта удивительная книга и сегодня является излюбленным духовным чтением для православных людей, одним из духовных ориентиров пра вославного человека в современном мире. Божиим промыслом валаамский подвижник благочестия схиигумен Иоанн оказался непосредственно связан с историей Трифонов П е ченгского монастыря: игумен Иа- кинф (так звали старца до принятия великой схимы в 1933 году) с 1921 по 1931 года являлся настоятелем оби тели на Печенге. Это было непро стое время для монастыря, оказав шегося в лютеранской стране, раз грабленного как большевиками, так и финскими властями. Особенно тяжелы для нового игу мена были первые годы управле ния. Разница в устройстве иночес кой жизни Печенгского и Валаам ского монастырей давала о себе знать. Тоска по родной обители, да и внутренние разногласия в монас тыре, заставили отца Иакинфа ска зать братии, что он хочет уехать об ратно на Валаам. Братия монасты ря, относившаяся к миролюбивому, уравновешенному и доброжелатель ному настоятелю с уважением и по читанием, просила его остаться. И еще восемь лет отец Иакинф нес тя желый крест настоятельства. Только в октябре 1931-го он по прошению освобожден от должности настояте ля. Весной следующего года вновь принят в число валаамской братии и направлен на проживание в доро гой его сердцу скит святого Иоанна Предтечи, а в 1933-м —пострижен в схиму с именем Иоанн. Сегодня, спустя 50 лет после кон чины валаамского старца, схиигуме на Иоанна почитают как в России, так и в Финляндии. Новые и новые поколения обращаются к его пись мам, черпая в них духовное вразум ление и утешение. А многочислен ные паломники не дают зарасти тро пе к его могиле в Ново-Валаамском монастыре... Иерей Сергий ПОЛИВЦЕВ «На Валааме проходил послушания разные, и все такие, которые мне не нравились, однако не унывал, а был мирен. От святого послушания рождается смирение и сила воли ук репляется» (07.02Л954). Схиигумен Иоанн предостерегал против вся кого рода рывков и скачков в духов ной жизни, увлечений духовными вспышками. Часто обращались к старцу за советом о делании Иису совой молитвы. Вопрошавшим отец Иоанн , отвечал: «...ты ревнуешь о обладает, а о духовной жи зни даже и поня тия не имеют. Некоторые го ворят много, но говорят только то, что знают и что усвоено ими. Как- то обращено внимание на внешнюю букву и под влиянием внешнего жития рассуждают о духовной ж и з ни. Конечно , внешнее подвижни чество нужно, но не надо останав ливаться на нем, ибо оно не добро детель, а пособие добродетели. Это не всем понятно» (04.05.1954). «Ве ликое счастье для нас, что мы име- 6 июля 2008 года отмечается 50 лет со дня блаженной кончины од ного из валаамских подвижников благочестия старца схиигумена Иоанна (Алексеева), который в те чение десяти лет своей жизни яв лялся настоятелем монастыря на Печенге. Старец принял кончину на чужби не, в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, где спасаясь от горнила надвигающейся войны, он оказался в 1940 году вместе с другими валаам скими, печенгскими и коневецкими монахами, вынужденными поки нуть свои любимые обители. Тихо отошел ко Господу схиигумен Иоанн. Похороны его на монастыр ском кладбище, по словам духовных чад, были такие же тихие, простые, скромные, каким он был всю свою жизнь. В последние годы в Валаамском монастыре, на Новом Валааме схи игумен Иоанн нес послушание ду ховника, сердцем принимающего ближнего. Переписка с его духовными ча дами стала главным занятием отца Иоанна в свободное от монастырс ких послушаний время. Он посылал им весточки почти до самой своей кончины. В своих наставлениях, как и в жи з ни, отец Иоанн держался откры тости к людям, духовной трезвости и простоты. В посланиях старался внимательно разобраться в вопро сах, волновавших наставляемого, в его бедах и заботах. Часто отождест вляя себя со своими скорбящими духовными чадами: «Стремись, ча до, к смирению и не верь себе, пока не ляжешь в гроб». О жизни на Валааме старец писал: Братия монастыря за трапезой, схиигумен Иоанн справа молитве. Бог благословит — тру дись, ибо молитва в духовной жизни главное делание; однако знай, н а сколько она высока и полезна, н а столько и дается дорогой ценой, т.е. большими трудами. А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: иметь чистую совесть к Богу, людям и к вещам. К Богу старайся испол нять Евангельские заповеди, к лю дям, чтобы не осуждать и не враж довать, к вещам — пользоваться не пристрастно». Отец Иоанн глубоко, проникно венно любил природу, он внутрен не соприкасался с ней. В каждой ма лой травинке видел чудо творения Божия, Его благой Промысл, пеку щийся и о малых пташках. «Я глубо ко верю и утверждаю, — писал ста рец одному атеисту, — что есть Бог, есть будущая жизнь, есть вечное му чение для грешников, есть и вечное блаженство для праведников. Какже не верить в Бога, когда, куда не пос мотрю, везде вижу и созерцаю Бо- жию премудрость и благость. <...> Я вообще люблю природу. Приду в лес и удивляюсь каждому деревцу и хол мику и созерцаю всемогущего Твор ца» (28.08.1954). Размышляя о подвижнической жи зни , писал: «Мне иногда бывает тяжеловато. Прямо не с кем поде литься переживаниями . Буква пре ем книги св. отцов, ибо у них под робно говорится о духовной ж и з ни. Конечно, хорошо бы духовную жи знь проводить под руководством духовного наставника, но оску- де преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами; все равно как в аптеке, не учившись искусству м е дицинскому, вместо полезных л е карств возьмет отравляющее. Од нако унывать не надо, в основании положим мытарево смирение и Гос подь по Своей благости поможет нам, грешным, и избавит от н ап ас тей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние» (21.02.1947). В 50-е годы началась работа по подготовке его писем к изданию, а в 1956 году, еще при жизни Иоан на, сборник «Письма Валаамского старца», был издан на русском я зы ке. Вот один из отзывов о книге, при шедший из Аргентины: «Превос ходная книга. В этих письмах схии гумена Иоанна высказывается мно го христианской мудрости и правды. Каждый отдельный случай рассмот рен в свете явлений практической жизни человека, в которой есть и н е счастья, и страх, и покаяние. Самое важное в книге —это сама личность отца Иоанна».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz