Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Ч і*' № 7-8, АВГУСТ 2008 3 Ц Е Р К О В Ь И О Б Р А З О В А Н И Е Свято-Феодоритовские епархиальные катехизаторские курсы Встреча учащихся и преподавателей Свято-Феодоритовских курсов с известным сектове­ дом, руководителем международного центра св. Иринея Лионского А. Дворкиным ЦЕЛЬ КУРСОВ Целью Курсов является преподавание начальных бо­ гословских знаний, необхо­ димых для успешной катехи­ заторской работы на прихо­ дах, в приходских воскресных школах, квалифицированно­ го преподавания религиовед­ ческих курсов в средних об­ щеобразовательных школах, социального и молодежного служения, основ православ­ ной культуры. Задача Курсов состоит в том, чтобы преподать и углу­ бить знания слушателей по различным церковным дис­ циплинам, познакомить их с православным мировоз­ зрением, с церковным и на­ учным взглядом на духовно­ нравственную сторону жизни человека, а так же с опытом миссионерской и социаль­ ной работы. Кроме сообще­ ния знаний, Курсы способс­ твуют единению слушателей, созданию духовной общнос­ ти между ними. ФОРМА КУРСОВ Вечерняя для жителей г. Мурманска, заочная для жителей области. Занятия проводятся по адресу: Зеле­ ная, 11, воскресная школа Свято-Никольского кафед­ рального собора. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. Слушатели получают базо­ вые знания по следующим ос­ новным направлениям: Свя­ щенное Писание Ветхого и Нового Завета, православное вероучение, православное богослужение, церковная ис­ тория, миссионерство, цер­ ковно-славянский язык, мо­ лодежное и социальное слу­ жение, православный взгляд на экономику, основы право­ славной культуры. В соответствии с направ­ ленностью Курсов могут изу­ чаться и другие церковно­ ориентированные предме­ ты. Слушатели знакомятся с опытом миссионерского и социального служения, раз­ решают недоуменные вопро­ сы. Для слушателей курсов и их выпускников организовы­ ваются встречи с известными миссионерами и богослова­ ми. Проводятся практичес­ кие и методические семина­ ры, конференции где участ­ ники получают знания и де­ лятся полезным опытом и информацией по различным направлениям. По окончании Курсов слу­ шатели получают Свидетель­ ство церковного образца и квалификацию «катехизатор (военный катехизатор)», воз­ можна дополнительная ква­ лификация —«преподаватель воскресной школы», «препо­ даватель основ православной культуры», «церковный жур­ налист». На Курсы зачисляются православные без ограниче­ ния возраста, имеющие пол­ ное среднее образование, по благословению приход­ ского священника. Запись п о т е л .: 908 607 81 64. Перспективы развития вос кресной школы М урманской и Монче горской епархии Воскресная школа должна стать центром воспитания духовно-здоровой нации За последние 20 лет были построе­ ны тысячи храмов, воссозданы де­ сятки монастырей, миллионы людей приняли Святое Крещение. Эти про­ цессы, невиданные в истории Хрис­ тианства, породили ряд проблем, ре­ шать которые призваны органы ду­ ховного и религиозного образования нашей Церкви. Решить эти задачи и должна систе­ ма Церковного духовного и религи­ озного образования, частью которой является Епархиальный отдел рели­ гиозного образования и катехиза­ ции. Воскресные школы очень сла­ бо реализуют свою основную задачу — формирование верности Право­ славию. Подростки покидают сте­ ны воскресных школ, их выпускни­ ки не ходят в храмы, в церковной ограде из них, по данным Митропо­ лита Калужского и Боровского Кли ­ мента, остаётся 1 из 10. Не минули эти проблемы и н а ­ шу епархию, молодую и энергично развивающуюся. По благослове­ нию Правящего Архиерея, Епар­ хиальный отдел религиозного об ­ разования и катехизации разрабо ­ тал программу по оживлению рабо­ ты воскресных школ. Она состоит из нескольких направлений , тесно связанных между собой, а движ е ­ ние по ним осуществляется одно ­ временно. УНИФИКАЦИЯ . В Епархии столько типов воскресных школ, сколько приходов. Поэтому приня­ то решение о рекомендации типовых программ и типовых учебников, при свободе выбора наиболее подходя­ щих для данной школы. Основой об­ разования и воспитания в воскрес­ ной школе должен быть Закон Бо­ жий, эффективность обучения про­ веряется по знанию учащимися его положений по типовому вопроснику. По итогам обучения учащийся долж­ ны получить атгестат установленно­ го образца, в соответствии с которым он может продолжить свое религи­ озное образование. Это касается и воскресных школ для взрослых, что должно воспрепятствовать их пре­ вращению в закрытые клубы для об ­ щения за чашкой чая, как это иногда бывает. АТТЕСТАЦИЯ. Она проводится в воскресных школах с целью выяс­ нить реальное состояние дел в них. Цель аттестации —определить усло­ вия для оказания действенной помо­ щи учащимся и педагогам. Эта по­ мощь должна носить целевой, а не абстрактно-теоретический характер. ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ. С этой целью в Епархии формируется система религиозного образования для подготовки мирян к церковно­ му служению, в том числе и педаго­ гическому. В частности, подготовка квалифицированных педагогов вос­ кресных школ является задачей Свя- то-Феодоритовсих епархиальных катехизаторских курсов. В перспек­ тиве планируется открыть при них Богословско-педагогические классы с углубленным изучением богослов­ ских наук. Православной педагоги­ ки и психологии. В принципе, в вос­ кресной школе не может преподавать человек, не закончивший, как мини­ мум, катехизаторские курсы. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬ ­ НАЯ РАБОТА. Учащиеся воскресных школ более загружены, чем их светс­ кие сотоварищи —им надо трудить­ ся и в выходной. Поэтому крайне на­ сущными являются поиски форм и методов обучения и воспитания, ко­ торые делали бы пребывание ребен­ ка в воскресной школе желанным и интересным, а с другой стороны, не напоминали бы ему и так надоевшую светскую школу. Кроме того, особен­ ности подростковой психики побуж­ дают ребёнка к максимальной актив­ ности. С цел ьюудержать подростков в воскресной школе следует продумать систему дел на приходе, в которых можно их задействовать, а лучше — создать для них особую приходскую организацию. Наиболее отработан­ ной и эффективной формой работы с подростками на приходах являет­ ся создание отрядов православных скаутов (важность этой деятельнос­ ти подчеркнул Архиерейский Собор 2008 г.). Следует обратить внимание на то, что кроме Братства православ­ ных следопытов, по благословению Святейшего Патриарха действует Организация русских юных развед­ чиков, а две дружины Национальной организации российских скаутов- разведчиков в Мурманске вообще являются структурными подразделе­ ниями Епархиального молодежного отдела. Это открывает возможности для деятельной и ненавязчивой ка­ техизации и воспитания детей и под­ ростков в духе Православия, что яв ­ ляется основной задачей воскресной школы, а также для естественной, методически отработанной, системы внешкольной и внеклассной работы. Сейчас в Мурманске дружина скау- тов-разведчиков «Пазори» проводит эксперимент по организации такого приходского отряда. Как представляется, реализация предложенных Отделом мер помо­ жет поднять деятельность воскрес­ ных школ на более высокий уровень. Канд. ист. наук, доцент, руководитель Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации А. И. Тучков,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz