Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2008 15 Л И Т Е Р А Т У Р А В Н А Ш Е Й Ж И З Н И КАЗАЛОСЬ бы, сказки не входят в список рекомендо ванной литературы для начинающих христиан. Но в ко торый раз перечитывая «Маленького принца», хочет ся порекомендовать книгу именно людям верующим. Творчество Экзюпери пронизано христианскими идея ми. Став православной, я нашла вего сказке еще боль ше мудрости и красоты. Для тех же, кто вовсе незнаком с христианством, эта книга могла бы стать хорошим на чалом. Мне хотелось бы рассказать о том, как менялась моя жизнь, как менялась я, шагая по жизни и держа под мышкой книжку с картинками. Путешествия Маленького принца по планетам моей жизни МОЕ ПЕРВОЕ знакомство с книгой Экзюпери «Маленький принц» про изошло в седьмом классе. Нас при нудили читать эту книгу, как того требовала школьная программа. Не помню, чтобы кому-нибудь она пон равилась. По сути, мы были еще де тьми, но считали себя «взрослыми». Поэтому дурашливые картинки-на броски не приводили в восторг, а вы зывали недовольную ухмылку пустой траты времени. Мы смотрели куда-то сквозь учительницу, совершенно не понимая, о каком «создании уз» она ведет речь. Тогда я мечтала поскорее стать взрослой. Стремительно и ра достно теряя свою детскость и заража ясь взрослостью, я уже думала лишь о том, что обо мне думают люди, и как я выгляжу. И плевать мне было на зор кое сердце и единственную розу. Шло время. Беззаботно променяв свое детство на пару дешевых помад и модные джинсы, я стала привлека тельной девушкой. Второе знакомс тво с «принцем» произошло на первом курсе факультета иностранных язы ков. Отношение к книге изменилось. Тогда мы все заражались афоризма ми Ларошфуко, идеями Вольтера и тому подобным. Тогда я считала себя уже по-настоящему «взрослой» (воз вращалась домой под утро), свобод ной и верила в гороскопы. Я считала тщеславие своим огромным досто инством, и меня раздражала глава, в которой рассказывалось о Честолюб це. Я думала, что никто не понимает весь глубинный смысл книги так, как он открыт мне. Я заучивала главы на изусть. Третья встреча с принцем случи лась ровно через год. Я все еще была студенткой того же факультета, все еще считала себя самой лучшей. По- прежнему была тщеславной и не лю била главу о Честолюбце. Все так же любила Лиса, потому что не умела никого приручать. Но что-то измени лось. Этим «что-то» оказалось мое отно шение к «взрослой» жизни. Наиграв шись в игры для взрослых, я поняла, как, должно быть, счастливы дети. Мне опротивела «взрослая» жизнь и люди-грибы, которые не нюхали в своей жизни ни одного цветка и боль ше походили на пьяниц, пьющих, чтобы не видеть себя. Хотя я все еще верила в гороскопы, была «свободна от предрассудков» и считала гордость высшей добродетелью, но мне был жутко интересен принц. Я не знала, что такое жажда. Но, поверив принцу, что «вода бывает нужна и сердцу», я родила ребенка. Наблюдая за растущей дочерью, я стала понимать, что в книге написа но намного больше, чем я могла вмес тить раньше. Я уже не была свободна, и «узы» стали для меня уже не прос то романтикой столетней давности, а реальностью, к слову сказать, очень сложной. Каждый день мы с дочерью старательно приручали друг друга, и цвет ее золотых волос стал для ме ня самым красивым. Успев разочаро ваться в гороскопах, я читала главу о Честолюбце и чувствовала себя не ловко. И еще каждый раз хотелось пе реиначить главу о Короле, чтобы ему не было так одиноко жить со своей крысой, и к нему на планету приле тел долгожданный подданный, чтоб остаться с ним навсегда и старатель но выполнять все его приказы. Тогда, быть может, Король не выглядел бы так глупо. Став церковным человеком, я пос читала необходимым перечесть «Ма ленького принца», чтобы увидеть все новыми глазами. Новое видение было мне обеспече но! Например, глава о баобабах в на чале книги. Раньше она не была мне интересна, но я все время пыталась задержаться на ускользающем от ме ня смысле метафоры. Когда я стала ходить в церковь и узнала, что такое грех, то поняла, о чем говорит писа тель. Баобаб —это грех. Сейчас мне ясно, почему смысл «ускользал». Ведь в моем лексиконе просто не было это го слова, а понимания его значения - тем более. Грехом было для меня не следовать своим «хочу». Автор рас сказывал нам о том, как маленький нежный росток —грех, не вырванный вовремя —растет и крепнет, камене ет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое. «На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорош ие семена хороших, по лезных трав и вредные семенадурной, сорной травы. Но ведь семена невиди мы. Они спят глубоко под землей, по ка одно из них не вздумает проснуть ся. Тогда оно пускает росток; он рас правляется и тянется к солнцу, спер ва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, на до вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленько го принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Поч ва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он за владеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки». Святым Отцам удалось вырвать се- М * /Г мя баобаба-греха из своей души. Нам же приходится вести ежедневный ос мотр своей души и вырывать ростки баобабов Таинством покаяния. Ина че — прогноз неутешительный. Не вырванный вовремя росток превра щается в монолитное дерево греха, который, заслоняя собой свет, обре кает душу на погибель. Поэтому поз волю себе вслед за автором восклик нуть: «Люди, берегитесь баобабов!!!» И не забывайте прекрасный совет Маленького принца: «— Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. —Встал поутру, умылся, при вел себя в порядок —и сразу же при веди в порядок свою планету». Я поневоле сравниваю это с утрен ней молитвой. Каждое утро, глубоко заглядывая в свое сердце, мы долж ны помнить о необходимости «убрать свою планету» —свою душу. Можно бес конеч но говорить о муд рости каждой главы сказки —и забыть о главном. И это главное в полной ме ре открылось мне именно тогда, ког да я стала православной. Слова Спа сителя «будьте как дети» мне словно показались знакомыми. Христианс кие идеи детской чистоты, открытос ти и кротости ярко запечатлены в ха рактере Маленького принца. «Будьте как дети» — психологам, даже самым далеким от христианства, эта фра за ясна, как день. Дело в том, что до семи лет детское сознание не способ но разделять себя и мир. Я —это весь мир, а весь мир —это я. Детское со знание не ограничено и экспрессив но, оно вмещает в себя абсолютно все. Жизнь, как целое яблоко, прекрасна в своей нераздельности и простоте. По этому необходимо помнить, что, оби жая ребенка, мы обижаем мир; даря ему радость —мы разукрашиваем мир в тысячи цветов. Часто можно услышать о «траге дии» Маленького принца. Мол, ско ро он станет взрослым, его существо вание обречено на повторение всего увиденного на разных планетах. Я с этим в корне не согласна. Трагедию Маленького принца я вижу не в его взрослении. Маленький принц —это образ жизни, ее философия. Он не станет взрослым. Трагедия принца в том, что он добровольно обрек себя на одиночество в толпе, в том, что не найти ему себе подобных в пустыне бытия. Это добровольно избранное одиночество белой вороны. У него есть только Любовь. Больше ему ни чего не светит. Напоследок мне хотелось бы не множко коснуться творчества Эк зюпери. Все его произведения смог ли уместиться в одной книге. «Ищи те меня в моем творчестве», —сказал писатель. Может, кому-то покажутся нудными автобиографические очер ки военного пилота. С такой мыслью и я начинала читать «Ночной полет». Но уже с первых страниц на меня по веяло не столько приключениями летчика, сколько бесконечными иде ями добра и любви. Не любви-страс- ти, не любви-восхищения, не люб ви-дружбы и даже не любви-идеала. Я долго пыталась найти определение любви Экзюпери. Не нашла ничего более подходящего, чем определение из толкового словаря Ожегова. «Лю бовь —это чувство глубокой самоот верженной привязанности». Привя занности прирученного Лиса —к при нцу или любви принца —к Розе. Я люблю «Маленького принца» за неисчерпаемую идею любви. Прислу шиваюсь к детям, пытаясь постичь их мир и принять его как единственно возможный. Хочу научиться смот реть на мир, как когда-то уже смотре ла на него в детстве. Чтобы снова по нимать: пустыня прекрасна тем, что в ней скрываются родники. Анна JitJiHH
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz