Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2008 15 Л И Т Е Р А Т У Р А В Н А Ш Е Й Ж И З Н И КАЗАЛОСЬ бы, сказки не входят в список рекомендо­ ванной литературы для начинающих христиан. Но в ко­ торый раз перечитывая «Маленького принца», хочет­ ся порекомендовать книгу именно людям верующим. Творчество Экзюпери пронизано христианскими идея­ ми. Став православной, я нашла вего сказке еще боль­ ше мудрости и красоты. Для тех же, кто вовсе незнаком с христианством, эта книга могла бы стать хорошим на­ чалом. Мне хотелось бы рассказать о том, как менялась моя жизнь, как менялась я, шагая по жизни и держа под мышкой книжку с картинками. Путешествия Маленького принца по планетам моей жизни МОЕ ПЕРВОЕ знакомство с книгой Экзюпери «Маленький принц» про­ изошло в седьмом классе. Нас при­ нудили читать эту книгу, как того требовала школьная программа. Не помню, чтобы кому-нибудь она пон­ равилась. По сути, мы были еще де­ тьми, но считали себя «взрослыми». Поэтому дурашливые картинки-на­ броски не приводили в восторг, а вы­ зывали недовольную ухмылку пустой траты времени. Мы смотрели куда-то сквозь учительницу, совершенно не понимая, о каком «создании уз» она ведет речь. Тогда я мечтала поскорее стать взрослой. Стремительно и ра­ достно теряя свою детскость и заража­ ясь взрослостью, я уже думала лишь о том, что обо мне думают люди, и как я выгляжу. И плевать мне было на зор­ кое сердце и единственную розу. Шло время. Беззаботно променяв свое детство на пару дешевых помад и модные джинсы, я стала привлека­ тельной девушкой. Второе знакомс­ тво с «принцем» произошло на первом курсе факультета иностранных язы­ ков. Отношение к книге изменилось. Тогда мы все заражались афоризма­ ми Ларошфуко, идеями Вольтера и тому подобным. Тогда я считала себя уже по-настоящему «взрослой» (воз­ вращалась домой под утро), свобод­ ной и верила в гороскопы. Я считала тщеславие своим огромным досто­ инством, и меня раздражала глава, в которой рассказывалось о Честолюб­ це. Я думала, что никто не понимает весь глубинный смысл книги так, как он открыт мне. Я заучивала главы на­ изусть. Третья встреча с принцем случи­ лась ровно через год. Я все еще была студенткой того же факультета, все еще считала себя самой лучшей. По- прежнему была тщеславной и не лю­ била главу о Честолюбце. Все так же любила Лиса, потому что не умела никого приручать. Но что-то измени­ лось. Этим «что-то» оказалось мое отно­ шение к «взрослой» жизни. Наиграв­ шись в игры для взрослых, я поняла, как, должно быть, счастливы дети. Мне опротивела «взрослая» жизнь и люди-грибы, которые не нюхали в своей жизни ни одного цветка и боль­ ше походили на пьяниц, пьющих, чтобы не видеть себя. Хотя я все еще верила в гороскопы, была «свободна от предрассудков» и считала гордость высшей добродетелью, но мне был жутко интересен принц. Я не знала, что такое жажда. Но, поверив принцу, что «вода бывает нужна и сердцу», я родила ребенка. Наблюдая за растущей дочерью, я стала понимать, что в книге написа­ но намного больше, чем я могла вмес­ тить раньше. Я уже не была свободна, и «узы» стали для меня уже не прос­ то романтикой столетней давности, а реальностью, к слову сказать, очень сложной. Каждый день мы с дочерью старательно приручали друг друга, и цвет ее золотых волос стал для ме­ ня самым красивым. Успев разочаро­ ваться в гороскопах, я читала главу о Честолюбце и чувствовала себя не­ ловко. И еще каждый раз хотелось пе­ реиначить главу о Короле, чтобы ему не было так одиноко жить со своей крысой, и к нему на планету приле­ тел долгожданный подданный, чтоб остаться с ним навсегда и старатель­ но выполнять все его приказы. Тогда, быть может, Король не выглядел бы так глупо. Став церковным человеком, я пос­ читала необходимым перечесть «Ма­ ленького принца», чтобы увидеть все новыми глазами. Новое видение было мне обеспече­ но! Например, глава о баобабах в на­ чале книги. Раньше она не была мне интересна, но я все время пыталась задержаться на ускользающем от ме­ ня смысле метафоры. Когда я стала ходить в церковь и узнала, что такое грех, то поняла, о чем говорит писа­ тель. Баобаб —это грех. Сейчас мне ясно, почему смысл «ускользал». Ведь в моем лексиконе просто не было это­ го слова, а понимания его значения - тем более. Грехом было для меня не следовать своим «хочу». Автор рас­ сказывал нам о том, как маленький нежный росток —грех, не вырванный вовремя —растет и крепнет, камене­ ет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое. «На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорош ие семена хороших, по­ лезных трав и вредные семенадурной, сорной травы. Но ведь семена невиди­ мы. Они спят глубоко под землей, по­ ка одно из них не вздумает проснуть­ ся. Тогда оно пускает росток; он рас­ правляется и тянется к солнцу, спер­ ва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, на­ до вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленько­ го принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Поч­ ва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он за­ владеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки». Святым Отцам удалось вырвать се- М * /Г мя баобаба-греха из своей души. Нам же приходится вести ежедневный ос­ мотр своей души и вырывать ростки баобабов Таинством покаяния. Ина­ че — прогноз неутешительный. Не вырванный вовремя росток превра­ щается в монолитное дерево греха, который, заслоняя собой свет, обре­ кает душу на погибель. Поэтому поз­ волю себе вслед за автором восклик­ нуть: «Люди, берегитесь баобабов!!!» И не забывайте прекрасный совет Маленького принца: «— Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. —Встал поутру, умылся, при­ вел себя в порядок —и сразу же при­ веди в порядок свою планету». Я поневоле сравниваю это с утрен­ ней молитвой. Каждое утро, глубоко заглядывая в свое сердце, мы долж­ ны помнить о необходимости «убрать свою планету» —свою душу. Можно бес конеч но говорить о муд­ рости каждой главы сказки —и забыть о главном. И это главное в полной ме­ ре открылось мне именно тогда, ког­ да я стала православной. Слова Спа­ сителя «будьте как дети» мне словно показались знакомыми. Христианс­ кие идеи детской чистоты, открытос­ ти и кротости ярко запечатлены в ха­ рактере Маленького принца. «Будьте как дети» — психологам, даже самым далеким от христианства, эта фра­ за ясна, как день. Дело в том, что до семи лет детское сознание не способ­ но разделять себя и мир. Я —это весь мир, а весь мир —это я. Детское со­ знание не ограничено и экспрессив­ но, оно вмещает в себя абсолютно все. Жизнь, как целое яблоко, прекрасна в своей нераздельности и простоте. По­ этому необходимо помнить, что, оби­ жая ребенка, мы обижаем мир; даря ему радость —мы разукрашиваем мир в тысячи цветов. Часто можно услышать о «траге­ дии» Маленького принца. Мол, ско­ ро он станет взрослым, его существо­ вание обречено на повторение всего увиденного на разных планетах. Я с этим в корне не согласна. Трагедию Маленького принца я вижу не в его взрослении. Маленький принц —это образ жизни, ее философия. Он не станет взрослым. Трагедия принца в том, что он добровольно обрек себя на одиночество в толпе, в том, что не найти ему себе подобных в пустыне бытия. Это добровольно избранное одиночество белой вороны. У него есть только Любовь. Больше ему ни­ чего не светит. Напоследок мне хотелось бы не­ множко коснуться творчества Эк­ зюпери. Все его произведения смог­ ли уместиться в одной книге. «Ищи­ те меня в моем творчестве», —сказал писатель. Может, кому-то покажутся нудными автобиографические очер­ ки военного пилота. С такой мыслью и я начинала читать «Ночной полет». Но уже с первых страниц на меня по­ веяло не столько приключениями летчика, сколько бесконечными иде­ ями добра и любви. Не любви-страс- ти, не любви-восхищения, не люб­ ви-дружбы и даже не любви-идеала. Я долго пыталась найти определение любви Экзюпери. Не нашла ничего более подходящего, чем определение из толкового словаря Ожегова. «Лю­ бовь —это чувство глубокой самоот­ верженной привязанности». Привя­ занности прирученного Лиса —к при­ нцу или любви принца —к Розе. Я люблю «Маленького принца» за неисчерпаемую идею любви. Прислу­ шиваюсь к детям, пытаясь постичь их мир и принять его как единственно возможный. Хочу научиться смот­ реть на мир, как когда-то уже смотре­ ла на него в детстве. Чтобы снова по­ нимать: пустыня прекрасна тем, что в ней скрываются родники. Анна JitJiHH

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz