Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.

№ 7-8, АВГУСТ 2008 В С Т Р Е Ч А 1976 по 1987 г. художником С е р геем Симаковым с о з д а н о о кол о 300 полотен Господь - художник всех художников 1 мая 1983 года москвича художника Сергея Симакова знакомые в грузо­ вике привезли под Углич найти дом под мастерскую, и прикипел душой он к этим местам. В течение девяти лет ездил с женой летом работать сю­ да, а затем стали они оставаться и на зиму. Здесь и все свои картины на­ писал, объединенные в единый цикл «Под Благодатным Покровом». Будучи в Угличе в августе этого года, проходя мимо краеведческого музея, вдруг остановилась поражен­ ная перед плакатом удивительной картины в зимних темно синих то­ нах. Взгляд святого на переднем пла­ не картины сразу же проникает тебе в душу. Праздник Рождества Христо­ ва, люди спешат в храм монастыря на праздничное Богослужение. Под кар­ тиной надпись, приглашающая посе­ тить выставку художника Сергея Си ­ макова. Вступая в круг картин мастера, сразу попадаешь в мир древней ис­ тории Руси. Да и названия картин го­ ворят сами за себя: «Год 988. Сверже­ ние Перуна», «Россия моя. Год 1380», «Утро славян», «Протопоп Аввакум», «Монастырь Михаила Архангела что в Бору» и далее, как продолжение ее «40 иноков и 300 мирян —защитники мо­ настыря», «Год 1610. Углическое разо­ рение». Картина, что привлекла мое внимание назвалась «Свв. Антоний и Феодосий Печерские». На полотнах живописца монастыри, соборы, ко ­ локольни, святые Сергий Радонеж­ ский, Серафим Саровский, Борис и Глеб, Александр Свирский, Антоний Римлянин, Зосима, Савватий и Гер­ ман Соловецкие... Более всего при­ влекла картина «Прп.‘Сергий Радо­ нежский благословляет блгв. Князя Дмитрия Донского» Мое внимание привлекли звон­ ницы с колоколами, что редко встре- Фрагмент картины Свв. Антоний и Феодосий Печерские 1986 X., м. 180x150 «САМОЕ главное художество и начи­ нается там, где мы служим Господу. Все, что в православном храме на­ ходится - это и есть художество, а все, что вне его, это только попытки приблизиться к нему. И классичес­ кая музыка и живопись и литерату­ ра - это все шажочки, ступеньки к главному пониманию Господа», Иеромонах Рафаил тишь на полотнах современных ху­ дожников. Работая над книгой о ко­ локолах, пересмотрела десятки аль­ бомов с удивлением обнаружила, что редкие живописцы 70-90 годов XX века писали колокола. Колокольни с зияющими проемами —обычная кар­ тина. А здесь, что ни полотно —слы­ шишь звон колоколов. И чтобы не расставаться с такой красотой, поку­ паю альбом с картинами Симакова. Видя мою заинтересованность, смотрительница рассказывает и о са­ мом авторе: —Сергей Симаков не просто ху­ дожник, он батюшка иеромонах Ра­ фаил, настоятель храма Михаила Ар­ хангела что в Бору деревни Селивано­ ве, километрах в пяти от Углича. 126 картин подарил городу. Ему говорили, продай одну, и храм восстановишь, а он продавать не может... —И что с отцом Рафаилом можно встретиться? —невольно вырывается вопрос. — Почему нет, он у нас батюшка очень хороший, всех, кто приезжает, привечает, и с вами встретится. И наши планы резко меняются, Торжество православия 1988 X., м. 180x240 отправляемся на поиски иеромонаха Рафаила-/ Но в церкви его не застаем. Брат Владимир говорит, что батюшка уже отслужил и,уехал к себе в Загайно- во. И прежде чем дальше тронуться в путь, предлагает зайти в храм прило­ житься к мощам младенца Иоанна. Селиваново и Загайново разделя­ ют всего-то три километра, но доро­ га дождями залита, и разъезжена так, что одолеть ее будет нелегко. От всего сердца молюсь Господу, чтобы помог встретиться с батюшкой-художни- ком. Проехав с километр, останавли­ ваемся. Нужно искать другой fpaHcnopT. И почему у моих друзей не «Джип». Не успели до церкви доехать, о чудо, мы видим, как подъезжает этот са­ мый «Джип». Супружеская пара Владимир и Светлана Кочневы тоже ищут ба­ тюшку Рафаила, чтобы договориться о крещении сына. Они угличане, но уже три года живут в Москве. Говорят, что крестить хотят только у батюш­ ки Рафаила, и сам Владимир крещен у него и его первенец. — Он настоящий, таких священ­ ников в Москве не сыскать... Мы просим взять и нас с собой. И вот, пробиваясь через буераки и разъ­ езженную в огромных лужах дорогу, с легкостью подкатываем к деревян­ ному домишку, на крыльце которо­ го нас встречает хозяин. Если бы не борода, отца Рафаила не отличишь от простого деревенского жителя. Здо­ роваемся, и батюшка любезно при ­ глашает к себе в дом. Привлекают внимание полки с книгами, множество икон, картины... Сначала свои дела обговаривают суп­ руги, затем представляется возмож­ ность поговорить со священником и мне. Прошу подписать книгу и задаю единственный вопрос, почему на его картинах все звонницы с колокола­ ми? Отец Рафаил, внимательно пос­ мотрев сквозь прищур своих печаль­ ных глаз, говорит, что когда обра­ тился к написанию колоколен, то, прежде всего, возникла мысль —эти строения возводились не сами по се­ бе, а как часть храмового сооружения со своей особой миссией —колоколь­ ным звоном призывать народ на Бо­ гослужения, а если так, то как же они могут быть писаны без колоколов. Сказал, что как в 1991 году при ­ нял священство, картины уже не пи ­ сал, только иконы, хотя иконами их тоже не назовешь, переучиваться на иконописца у него времени нет, а не писать, коль Господь ссудил талан­ том таким, тоже не может. Поговорив немного, боясь быть навязчивыми, да и Кочневы ждали, откланиваемся. Уже на пороге, отец Рафаил спохватывается: — Да как же так, ведь я вам ничего и не подарил, —и тут же скрывается за дверью. Через минуту протягивает два диска с фильмами и календарики с изображением Своих картин. Спасибо Господи, что услышал молитву мою и подарил встречу с та­ ким замечательным человеком, на­ стоящим священником и творцом. Надежда БОЛЬШАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz