Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.

4 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2008 11 Девушка пела в церковном хоре Овсехусталых в чужом краю, Овсех кораблях, ушедших вморе, Овсех, забывших радость свою... И всем казалось, чторадость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбинеусталыелюди Светлуюжизнь себе обрели. Мы тоже чувствовали, что «радость будет», когда слуша­ ли доклад настоятеля Свято- Hiикольского собора, регента епархиального хора отца Ген­ надия Буздугана «Певческое творчество Русской Право­ славной Церкви». Собствен­ но, это был даже не доклад, а лекция-концерт, в которой важные и интересные сведе­ ния из истории и теории цер­ ковной музыки сопровожда­ лись выступлением коллек­ тива из шести певчих. Отец Геннадий рассказывал нам о развитии духовной му­ зыки, начиная с Ветхозавет­ ной Церкви, ибо обычай сла­ вить Творца пением восходит еще к дохристианским време­ нам. Но при этом в храме Со­ ломона звучали музыкальные инструменты, пение псалмов Давидовых сопровождалось аккомпанементом тимпанов, гуслей, кимвалов... На протяжении веков про­ блема использования музы­ кальных инструментов в бо­ гослужебной практике явля­ лась одной из точек расхожде­ ния в эстетике Православия и католичества. Католики (а вслед за ними и протестан­ ты) допускают звучание инс­ трументальной музыки в хра­ ме. Честно признаюсь, еще в юности была потрясена кра­ сотой и мощью органной му­ зыки в Домском соборе Риги. Но отец Геннадий обосновал отказ от музыкальных инс­ трументов в Православной Церкви тем, что Господь не играл на инструментах, а пел. На богослужениях в наших храмах мы слышим, в основ­ ном, партесное пение, при­ шедшее в Россию через Укра­ ину в XVII веке. Боюсь оши­ биться, но исконно русский знаменный распев во всей его полноте в Православной Цер­ кви, по-моему, можно услы­ шать только в единоверческих храмах (а у старообрядцев вы, естественно, не встретите пар­ тесного пения). Нужно отдать должное дипломатическо­ му такту отца Геннадия: он не стал противопоставлять зна­ менный и партесный распе­ вы, а просто дал возможность почувствовать красоту и того, и другого. Ансамбль из шести певчих вдохновенно испол­ нил песнопения из «Октоиха» св. Иоанна Дамаскина и дру­ гие шедевры духовной музы­ ки. Нам был явлен неисчерпа­ емый потенциал человечес­ кого голоса, превосходящий возможности музыкальных инструментов. И мне сразу вспомнились восторженные отзывы, опубликованные в «Православной газете» в ав­ густе 2004 года, после выступ­ ления нашего епархиального хора с концертами в провин­ ции Тренто. Итальянцы пи­ сали о том, что эти песнопе­ ния открыли им мистическую глубину и силу Православия. И насколько мы счастливее итальянцев —ведь с чудом ду­ ховного пения мы встречаем­ ся на каждой службе! Конкретные проблемы и реальные успехи Пожалуй, все доклады на­ шей конференции соединяли в себе теоретическую и прак­ тическую стороны, посколь­ ку были сориентированы на связь творчества с жизнью. Но более всего практический аспект акцентировался в двух выступлениях. Виктория Борисовна Ба- кула, учитель литературы из Царьгорода (Оленегорска- 2), могла бы рассказать о сво­ ем подвижничестве и твор­ ческих удачах при создании в школе музея писателя Ви- кдана Синицына. Мировос­ приятие и стилистика наше­ го земляка пронизаны право­ славной традицией, поэтому музей служит не только поз­ навательным целям, но и ду­ ховному воспитанию ребят. Тем не менее, Виктория Бо­ рисовна говорила о другом, о наболевшем. О том, что мно­ гие учителя душой тянутся к Православной Церкви и при этом ощущают недостаток знания православной культу­ ры. Поэтому приходится дейс­ твовать во многом интуитивно и пытаться обращать детские сердца ко Христу, анализируя литературное произведение с позиций разграничения добра и зла. Ведь, как известно, «тот примиримым к злу не остает­ ся, кто «Аз есмь истина» усво­ ил от Христа». Однако, сказала Виктория Борисовна, в последнее время все-таки появляются книги, в которых высокий литературо­ ведческий уровень соединяет­ ся с православным подходом к искусству слова. Так, исклю­ чительную ценность для учи­ телей литературы представ­ ляет издание « Православие и русская литература» профес­ сора Московской Духовной академии Михаила Михайло­ вича Дунаева. Но, к сожале­ нию, этого недостаточно. Ду­ ховное просвещение школь­ ников должно носить систем­ ный характер, а мы пока видим только усилия отдельных под­ вижников. Более того, заметила Викто­ рия Борисовна, даже админис­ трация школ не всегда чувс­ твует ответственность за про­ изнесенное слово. На послед­ нем звонке, напутствуя ребят, директора сплошь и рядом го­ ворят: «Ни пуха, ни пера!» и получают соответствующий сакраментальный ответ. А по­ чему бы не сказать выпускни­ кам: «С Богом!»? А затем слово было предо­ ставлено журналисту из Кан­ далакши Владимиру Викто­ ровичу Зяблову. Его выступ­ ление носило более опти­ мистический характер, чем предыдущий доклад: оно обобщало удачный и перспек­ тивный опыт сотрудничест­ ва редакции районной газеты «Нива» с клириками и миря­ нами прихода Предтеченской церкви. По благословению отца на­ стоятеля, иеромонаха Силу- ана стало издаваться право­ славное приложение газеты «Слово», редакция организу­ ет «Горячие линии», благода­ ря которым читатели «Нивы» могут общаться с клириками по многим интересующим их вопросам. Более того, сотрудники «Нивы» стали обращать при­ стальное внимание на мате­ риалы епархиальной «Право­ славной газеты», творческие поиски которой помогают и кандалакшским журналис­ там. Благодаря такому сора- ботничеству коллектива свет­ ского издания с Церковью, га­ зета «Нива»стала ярче, глубже и добрее. Продолжениенастр.1б Участники конференции «Православие. Творчество. Жизнь» в Кольском храме Несколько лет на зад такое словосоче тание ка зало сь невозможным П р а в о с л а в ны й Театр н ар о д н ой др амы Еще в 90-х годах я не мог получить благословения у батюшек играть спектакли, сейчас ситуация измени­ лась. Может, время изменилось, мо­ жет, мы. Ведь не все меняется к худ­ шему, что-то меняется и к лучшему. Мы находились между двух огней. Богемная театральная публика нас не принимала, говоря, зачем еще ка- кой-то особый русский народный те­ атр, да еще и православный. Сейчас ситуация изменилась, при приходах создаются ансамбли, поют песни, ставят какие-то постановки, и этот путь очень верный. Нам колоссаль­ но не хватает жизни при приходах. Обратимся к истории, раньше, когда приход в России формировал­ ся вокруг сельской церкви —это се­ ло, батюшка, службы и дальше все естественно, потому что вместе ра­ ботают, живут, отдыхают, все друзья, все родственники. Единый процесс жизни нерасторжим, единая куль­ тура национальная. Порой церкви приходилось и сдерживать народ­ ность, потому что в фольклоре были и негативные моменты. Сейчас ситуация другая. В основ­ ном приходы, особенно городские, оторваны от какой-то единой жиз­ ни города и кроме как крестных хо­ дов и праздников, в общем-то, ни ­ какой другой культурной жизни за рамками храма почти не остается. Сегодня наш Православный Рус­ ский Театр находится в Санкт-Пе­ тербурге при Александро-Невс- кой лавре. Еще несколько лет на­ зад такое словосочетание казалось многим невозможным, мол, как так православие и театр? Речь рус­ скую древнюю люди стали забы­ вать, черстветь, а смотря наш спек­ такль по рассказам Бориса Шерги- на, начинают проникаться гордос­ тью за свою страну. Ведь молодежь, как никто ищет проявление своему творческому потенциалу и прило­ жения своих сил. Вот мне представ­ ляется, что при приходах обязатель­ но нужно создавать студии, в том числе и театральные, обмениваться опытом. Андрей ГРУНТОВСКИЙ, поэт, руководитель и режиссер Православного Русского Народного Театра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz