Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.
4 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2008 11 Девушка пела в церковном хоре Овсехусталых в чужом краю, Овсех кораблях, ушедших вморе, Овсех, забывших радость свою... И всем казалось, чторадость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбинеусталыелюди Светлуюжизнь себе обрели. Мы тоже чувствовали, что «радость будет», когда слуша ли доклад настоятеля Свято- Hiикольского собора, регента епархиального хора отца Ген надия Буздугана «Певческое творчество Русской Право славной Церкви». Собствен но, это был даже не доклад, а лекция-концерт, в которой важные и интересные сведе ния из истории и теории цер ковной музыки сопровожда лись выступлением коллек тива из шести певчих. Отец Геннадий рассказывал нам о развитии духовной му зыки, начиная с Ветхозавет ной Церкви, ибо обычай сла вить Творца пением восходит еще к дохристианским време нам. Но при этом в храме Со ломона звучали музыкальные инструменты, пение псалмов Давидовых сопровождалось аккомпанементом тимпанов, гуслей, кимвалов... На протяжении веков про блема использования музы кальных инструментов в бо гослужебной практике явля лась одной из точек расхожде ния в эстетике Православия и католичества. Католики (а вслед за ними и протестан ты) допускают звучание инс трументальной музыки в хра ме. Честно признаюсь, еще в юности была потрясена кра сотой и мощью органной му зыки в Домском соборе Риги. Но отец Геннадий обосновал отказ от музыкальных инс трументов в Православной Церкви тем, что Господь не играл на инструментах, а пел. На богослужениях в наших храмах мы слышим, в основ ном, партесное пение, при шедшее в Россию через Укра ину в XVII веке. Боюсь оши биться, но исконно русский знаменный распев во всей его полноте в Православной Цер кви, по-моему, можно услы шать только в единоверческих храмах (а у старообрядцев вы, естественно, не встретите пар тесного пения). Нужно отдать должное дипломатическо му такту отца Геннадия: он не стал противопоставлять зна менный и партесный распе вы, а просто дал возможность почувствовать красоту и того, и другого. Ансамбль из шести певчих вдохновенно испол нил песнопения из «Октоиха» св. Иоанна Дамаскина и дру гие шедевры духовной музы ки. Нам был явлен неисчерпа емый потенциал человечес кого голоса, превосходящий возможности музыкальных инструментов. И мне сразу вспомнились восторженные отзывы, опубликованные в «Православной газете» в ав густе 2004 года, после выступ ления нашего епархиального хора с концертами в провин ции Тренто. Итальянцы пи сали о том, что эти песнопе ния открыли им мистическую глубину и силу Православия. И насколько мы счастливее итальянцев —ведь с чудом ду ховного пения мы встречаем ся на каждой службе! Конкретные проблемы и реальные успехи Пожалуй, все доклады на шей конференции соединяли в себе теоретическую и прак тическую стороны, посколь ку были сориентированы на связь творчества с жизнью. Но более всего практический аспект акцентировался в двух выступлениях. Виктория Борисовна Ба- кула, учитель литературы из Царьгорода (Оленегорска- 2), могла бы рассказать о сво ем подвижничестве и твор ческих удачах при создании в школе музея писателя Ви- кдана Синицына. Мировос приятие и стилистика наше го земляка пронизаны право славной традицией, поэтому музей служит не только поз навательным целям, но и ду ховному воспитанию ребят. Тем не менее, Виктория Бо рисовна говорила о другом, о наболевшем. О том, что мно гие учителя душой тянутся к Православной Церкви и при этом ощущают недостаток знания православной культу ры. Поэтому приходится дейс твовать во многом интуитивно и пытаться обращать детские сердца ко Христу, анализируя литературное произведение с позиций разграничения добра и зла. Ведь, как известно, «тот примиримым к злу не остает ся, кто «Аз есмь истина» усво ил от Христа». Однако, сказала Виктория Борисовна, в последнее время все-таки появляются книги, в которых высокий литературо ведческий уровень соединяет ся с православным подходом к искусству слова. Так, исклю чительную ценность для учи телей литературы представ ляет издание « Православие и русская литература» профес сора Московской Духовной академии Михаила Михайло вича Дунаева. Но, к сожале нию, этого недостаточно. Ду ховное просвещение школь ников должно носить систем ный характер, а мы пока видим только усилия отдельных под вижников. Более того, заметила Викто рия Борисовна, даже админис трация школ не всегда чувс твует ответственность за про изнесенное слово. На послед нем звонке, напутствуя ребят, директора сплошь и рядом го ворят: «Ни пуха, ни пера!» и получают соответствующий сакраментальный ответ. А по чему бы не сказать выпускни кам: «С Богом!»? А затем слово было предо ставлено журналисту из Кан далакши Владимиру Викто ровичу Зяблову. Его выступ ление носило более опти мистический характер, чем предыдущий доклад: оно обобщало удачный и перспек тивный опыт сотрудничест ва редакции районной газеты «Нива» с клириками и миря нами прихода Предтеченской церкви. По благословению отца на стоятеля, иеромонаха Силу- ана стало издаваться право славное приложение газеты «Слово», редакция организу ет «Горячие линии», благода ря которым читатели «Нивы» могут общаться с клириками по многим интересующим их вопросам. Более того, сотрудники «Нивы» стали обращать при стальное внимание на мате риалы епархиальной «Право славной газеты», творческие поиски которой помогают и кандалакшским журналис там. Благодаря такому сора- ботничеству коллектива свет ского издания с Церковью, га зета «Нива»стала ярче, глубже и добрее. Продолжениенастр.1б Участники конференции «Православие. Творчество. Жизнь» в Кольском храме Несколько лет на зад такое словосоче тание ка зало сь невозможным П р а в о с л а в ны й Театр н ар о д н ой др амы Еще в 90-х годах я не мог получить благословения у батюшек играть спектакли, сейчас ситуация измени лась. Может, время изменилось, мо жет, мы. Ведь не все меняется к худ шему, что-то меняется и к лучшему. Мы находились между двух огней. Богемная театральная публика нас не принимала, говоря, зачем еще ка- кой-то особый русский народный те атр, да еще и православный. Сейчас ситуация изменилась, при приходах создаются ансамбли, поют песни, ставят какие-то постановки, и этот путь очень верный. Нам колоссаль но не хватает жизни при приходах. Обратимся к истории, раньше, когда приход в России формировал ся вокруг сельской церкви —это се ло, батюшка, службы и дальше все естественно, потому что вместе ра ботают, живут, отдыхают, все друзья, все родственники. Единый процесс жизни нерасторжим, единая куль тура национальная. Порой церкви приходилось и сдерживать народ ность, потому что в фольклоре были и негативные моменты. Сейчас ситуация другая. В основ ном приходы, особенно городские, оторваны от какой-то единой жиз ни города и кроме как крестных хо дов и праздников, в общем-то, ни какой другой культурной жизни за рамками храма почти не остается. Сегодня наш Православный Рус ский Театр находится в Санкт-Пе тербурге при Александро-Невс- кой лавре. Еще несколько лет на зад такое словосочетание казалось многим невозможным, мол, как так православие и театр? Речь рус скую древнюю люди стали забы вать, черстветь, а смотря наш спек такль по рассказам Бориса Шерги- на, начинают проникаться гордос тью за свою страну. Ведь молодежь, как никто ищет проявление своему творческому потенциалу и прило жения своих сил. Вот мне представ ляется, что при приходах обязатель но нужно создавать студии, в том числе и театральные, обмениваться опытом. Андрей ГРУНТОВСКИЙ, поэт, руководитель и режиссер Православного Русского Народного Театра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz