Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.
10 № 7-8, АВГУСТ 2008 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА 14-16 мая прошла епархиальная творческая конференция «Православие. Творчество. Жизнь» Христианские уроки в духовном пространстве культуры Н а ч а л о в N5-6 ( и ю н ь , 2008 г.) ДЕВИЗОМ конференции «Православие. Творчество. Жизнь» были избраны слова замечательного псковского писателя Валентина Курба това: «Литература как слу жение, как исповедь и про поведь, как церковь...» Ко нечно. такая формулировка скорее относится к уровню должного, чем к уровню су щего. Надо сказать, тематика конференции оказалась на много шире девиза, ибо охва тывала не только литературу, а еше иконопись, музыку, те атр —но и эти виды искусства были представлены как пути духовного служения. Афористичная формула Ва лентина Курбатова опреде ляла пафос доклада Надеж ды Большаковой «Литерату ра как исповедь и проповедь есть!». Свое выступление Надежда Павловна начала неожиданно —с цитаты, со держание которой вызывало неприязнь (помню свое ощу щение, как будто к нам прика сается что-то нечистое, мерз кое и скользкое). Это был от рывок из дневников эмигри ровавшего на Запад прозаика Анатолия Піадилина, пред ставителя либерального на правления шестидесятников. Гладилин повествует о своих друзьях, шестидесятниках- западниках. Ну, хоть бы одно хорошее слово о ком-нибудь сказал! Нет, только колкости, гадости, насмешки... Видно, если у человека душа черная, то и в других он видит только мрак. Слушая нездоровые гла- дилинские откровения, я со стыдом вспоминала, как на втором курсе университета, когда мы проходили зарубеж ную литературу эпохи Про свещения, сама восхищалась Вольтером —его «Философс кими повестями» и даже (про сти меня, Господи!) кощунс твенной поэмой «Орлеанская девственница». А ведь, навер ное, оттуда —из циничного и разнузданного вольтерьянс тва —вырастает мировоззре ние наших либералов-запад- ников. Но не стоит забывать о конце земной жизни Воль тера, призывавшего «разда вить гадину», как он называл Церковь. Умирая в страшных мучениях, он все-таки сподо бился исповеди и причастия. Поистине неизреченны пути и милосердие Господа! Литература как служение, как исповедь и проповедь, как церковь... Валентин Курбатов Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога. Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Николай Гумилев Обращение к дневнику Гладилина стало «таранным ударом», который Надежда Большакова нанесла по пре словутой «толерантности» (в нашем контексте «толеран тность» соотносилась с при ятием всех литературных на правлений и всех творческих стратегий). «Методом от про тивного» Надежда Павловна доказывала, что, если писа тель не встанет на путь служе ния Христу, он рискует ска титься в мрачную бездну че ловеконенавистничества. Возможно, в данном тези се, уважаемые читатели, кто- то увидит оттенок манихейс тва, но, поймите правильно, риск скатиться в бездну не означает неизбежную перс пективу оказаться там. Тем более что творчество —зачас тую процесс подсознатель ный; и далеко не к каждому произведению можно подой ти с вопросом: за Христа или против? В связи с этим —еше одно отступление, связанное с на шим «круглым столом». На нем речь зашла о Владими ре Набокове, который всю жизнь оставался атеистом. Виктория Борисовна Бакула затронула проблему, продик тованную ее педагогической практикой: как учителю ли тературы реагировать на ин терес старшеклассников к роману «Лолита»? Наши гости сказали, что просто школьникам надо по советовать читать «Защиту Лужина», «Дар», «Приглаше ние на казнь», «Другие бере га»... Поскольку такой под ход представлял «Лолиту» как нечто случайное,неорганич ное для творчества писателя, я робко возразила, что, может быть, лучше объяснить ребя там суть набоковских «арле кинов», виртуозных приемов создания подтекста и мета текста. И тогда они увидят в Чудо духовного пения «Лолите» не историю патоло гической страсти, а грустный рассказ о попытке вернуть потерянный рай, попытке воскресить первую любовь и о трагической обреченности этой попытки. (Сквозная на боковская тема, проходящая через стихотворение «Первая любовь», повесть «Машень- Зам. директора МОДЮБ Марина Елкина и протоиерей Геннадий Буздуган ветственность, воплощая ее в творчество, писатель прибли жается к идеалу литературы «как служения, как исповеди и проповеди, как церкви». Писатель Николай Коняев и директор Мурманского книжного издательства Игорь Циркунов ка», рассказ «Весна в Фиаль- те».) И в конце концов, набрав шись смелости, заявила я, «Лолита» —это глубоко мора листический роман, потому что автор карает своих геро ев по самой высокой ставке.* Расплата за потакание грехо вным страстям —смерть: уми рает в тюрьме Гумберт, умира ет при родах Лолита. Но Ни колай Михайлович Коняев справедливо заметил, что в «Лолите» Набоков-художник сильнее Набокова-моралис- та, поэтому далеко не все чи татели романа усвоят мораль ный урок. А поэт Дмитрий Коржов снизил тональность обсуждения, сказав, что в ро мане очень сильна конъюн ктурная составляющая: для писателя, бедствовавшего в Америке, «Лолита» была спа сительным шансом сделать себе имя и состояние. Но тут на защиту Набокова встал отец Геннадий Буздуган, вос хитивший глубиной и тон костью постижения его твор чества. Простите, дорогие братья и сестры, за столь пространное отступление от доклада На дежды Большаковой, но оно подтверждает одно высказан ное ею суждение: творческий процесс не всегда не зависит от воли автора; работая над текстом, он не в состоянии предвидеть всех возможных интерпретаций своего созда ния. «Нам не дано предуга дать, как слово наше отзо вется...» Но это не снимает с автора ответственности пе ред Богом. Осознавая эту от- Пожалуй, ни один вид ис кусства так сильно не воз действует на человеческую душу, как музыка. Обратив шись к легенде о выборе ве ры из «Повести временных лет», вспомним, что пережи ли послы князя Владимира во время божественной литур гии в константинопольском Соборе св. Софии. Им пока залось, что они в раю! Ощу щение райского блаженства в храме создается, прежде все го, пением церковного хора. Известны две полярно про тивоположные гипотезы про исхождения музыки. Эволю ционная концепция —в духе дарвинизма —утверждает, что первобытный человек стал гармонически выстраивать звуки, подражая пению птиц. Следовательно, развитие му зыки идет по «восходящей линии». Но есть и гипотеза «нисхо дящей линии», согласно ко торой первообраз музыки — это не птичий щебет, а пение ангелов. Существовала небес ная музыка, которую человек слышал в Эдеме. К первооб разу той —райской —музыки и восходит церковное пение. Об исцеляющей и вдох новляющей силе церковного пения гениально сказано Александром Блоком:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz