Миссионерская православная газета. 2008 г. № 7-8. Август.

10 № 7-8, АВГУСТ 2008 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА 14-16 мая прошла епархиальная творческая конференция «Православие. Творчество. Жизнь» Христианские уроки в духовном пространстве культуры Н а ч а л о в N5-6 ( и ю н ь , 2008 г.) ДЕВИЗОМ конференции «Православие. Творчество. Жизнь» были избраны слова замечательного псковского писателя Валентина Курба­ това: «Литература как слу­ жение, как исповедь и про­ поведь, как церковь...» Ко­ нечно. такая формулировка скорее относится к уровню должного, чем к уровню су­ щего. Надо сказать, тематика конференции оказалась на­ много шире девиза, ибо охва­ тывала не только литературу, а еше иконопись, музыку, те­ атр —но и эти виды искусства были представлены как пути духовного служения. Афористичная формула Ва­ лентина Курбатова опреде­ ляла пафос доклада Надеж­ ды Большаковой «Литерату­ ра как исповедь и проповедь есть!». Свое выступление Надежда Павловна начала неожиданно —с цитаты, со­ держание которой вызывало неприязнь (помню свое ощу­ щение, как будто к нам прика­ сается что-то нечистое, мерз­ кое и скользкое). Это был от­ рывок из дневников эмигри­ ровавшего на Запад прозаика Анатолия Піадилина, пред­ ставителя либерального на­ правления шестидесятников. Гладилин повествует о своих друзьях, шестидесятниках- западниках. Ну, хоть бы одно хорошее слово о ком-нибудь сказал! Нет, только колкости, гадости, насмешки... Видно, если у человека душа черная, то и в других он видит только мрак. Слушая нездоровые гла- дилинские откровения, я со стыдом вспоминала, как на втором курсе университета, когда мы проходили зарубеж­ ную литературу эпохи Про­ свещения, сама восхищалась Вольтером —его «Философс­ кими повестями» и даже (про­ сти меня, Господи!) кощунс­ твенной поэмой «Орлеанская девственница». А ведь, навер­ ное, оттуда —из циничного и разнузданного вольтерьянс­ тва —вырастает мировоззре­ ние наших либералов-запад- ников. Но не стоит забывать о конце земной жизни Воль­ тера, призывавшего «разда­ вить гадину», как он называл Церковь. Умирая в страшных мучениях, он все-таки сподо­ бился исповеди и причастия. Поистине неизреченны пути и милосердие Господа! Литература как служение, как исповедь и проповедь, как церковь... Валентин Курбатов Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога. Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Николай Гумилев Обращение к дневнику Гладилина стало «таранным ударом», который Надежда Большакова нанесла по пре­ словутой «толерантности» (в нашем контексте «толеран­ тность» соотносилась с при­ ятием всех литературных на­ правлений и всех творческих стратегий). «Методом от про­ тивного» Надежда Павловна доказывала, что, если писа­ тель не встанет на путь служе­ ния Христу, он рискует ска­ титься в мрачную бездну че­ ловеконенавистничества. Возможно, в данном тези­ се, уважаемые читатели, кто- то увидит оттенок манихейс­ тва, но, поймите правильно, риск скатиться в бездну не означает неизбежную перс­ пективу оказаться там. Тем более что творчество —зачас­ тую процесс подсознатель­ ный; и далеко не к каждому произведению можно подой­ ти с вопросом: за Христа или против? В связи с этим —еше одно отступление, связанное с на­ шим «круглым столом». На нем речь зашла о Владими­ ре Набокове, который всю жизнь оставался атеистом. Виктория Борисовна Бакула затронула проблему, продик­ тованную ее педагогической практикой: как учителю ли ­ тературы реагировать на ин ­ терес старшеклассников к роману «Лолита»? Наши гости сказали, что просто школьникам надо по­ советовать читать «Защиту Лужина», «Дар», «Приглаше­ ние на казнь», «Другие бере­ га»... Поскольку такой под­ ход представлял «Лолиту» как нечто случайное,неорганич­ ное для творчества писателя, я робко возразила, что, может быть, лучше объяснить ребя­ там суть набоковских «арле­ кинов», виртуозных приемов создания подтекста и мета­ текста. И тогда они увидят в Чудо духовного пения «Лолите» не историю патоло­ гической страсти, а грустный рассказ о попытке вернуть потерянный рай, попытке воскресить первую любовь и о трагической обреченности этой попытки. (Сквозная на­ боковская тема, проходящая через стихотворение «Первая любовь», повесть «Машень- Зам. директора МОДЮБ Марина Елкина и протоиерей Геннадий Буздуган ветственность, воплощая ее в творчество, писатель прибли­ жается к идеалу литературы «как служения, как исповеди и проповеди, как церкви». Писатель Николай Коняев и директор Мурманского книжного издательства Игорь Циркунов ка», рассказ «Весна в Фиаль- те».) И в конце концов, набрав­ шись смелости, заявила я, «Лолита» —это глубоко мора­ листический роман, потому что автор карает своих геро­ ев по самой высокой ставке.* Расплата за потакание грехо­ вным страстям —смерть: уми­ рает в тюрьме Гумберт, умира­ ет при родах Лолита. Но Ни ­ колай Михайлович Коняев справедливо заметил, что в «Лолите» Набоков-художник сильнее Набокова-моралис- та, поэтому далеко не все чи­ татели романа усвоят мораль­ ный урок. А поэт Дмитрий Коржов снизил тональность обсуждения, сказав, что в ро­ мане очень сильна конъюн­ ктурная составляющая: для писателя, бедствовавшего в Америке, «Лолита» была спа­ сительным шансом сделать себе имя и состояние. Но тут на защиту Набокова встал отец Геннадий Буздуган, вос­ хитивший глубиной и тон­ костью постижения его твор­ чества. Простите, дорогие братья и сестры, за столь пространное отступление от доклада На­ дежды Большаковой, но оно подтверждает одно высказан­ ное ею суждение: творческий процесс не всегда не зависит от воли автора; работая над текстом, он не в состоянии предвидеть всех возможных интерпретаций своего созда­ ния. «Нам не дано предуга­ дать, как слово наше отзо­ вется...» Но это не снимает с автора ответственности пе­ ред Богом. Осознавая эту от- Пожалуй, ни один вид ис­ кусства так сильно не воз­ действует на человеческую душу, как музыка. Обратив­ шись к легенде о выборе ве­ ры из «Повести временных лет», вспомним, что пережи­ ли послы князя Владимира во время божественной литур­ гии в константинопольском Соборе св. Софии. Им пока­ залось, что они в раю! Ощу­ щение райского блаженства в храме создается, прежде все­ го, пением церковного хора. Известны две полярно про­ тивоположные гипотезы про­ исхождения музыки. Эволю­ ционная концепция —в духе дарвинизма —утверждает, что первобытный человек стал гармонически выстраивать звуки, подражая пению птиц. Следовательно, развитие му­ зыки идет по «восходящей линии». Но есть и гипотеза «нисхо­ дящей линии», согласно ко­ торой первообраз музыки — это не птичий щебет, а пение ангелов. Существовала небес­ ная музыка, которую человек слышал в Эдеме. К первооб­ разу той —райской —музыки и восходит церковное пение. Об исцеляющей и вдох­ новляющей силе церковного пения гениально сказано Александром Блоком:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz