Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.
—Ж *<• Д ч - 1 ' г ЧѴ ЯЫШШГ Р И I 1 ! № 5-6, ИЮНЬ 2008 7 Пп п Праздник праздников - ПАСХА. Празднословие - путькпечали. Праздник не праздность, а празднование, сознание милостей Божиих. Неправедное богатство прахом пойдет. Певцы на сцене - исполнители, певчие вхраме - молитвенники. Р р Р - р ци Мы - рабы Божии. Радоница - поминовение усопших во вторник Фоминой недели на Пасхе. Радуйся, раб Божий, тебе дана радость работать во славу Божию. Разбойника благоразумного Христос простил, Работай - сыт будешь, молись - спасеш ься, терпи - Бог смилуется. С G - ';ЛУ£9 Высшее счастье - это причастие, С чистою совестью будешь спасен, с нечистою - осужден на страдание. Сребролюбием предан Господь, Слава мирская - сор перед вечностью. Спасе т стяжание Святого Духа. Светильник тьма не скроет, Владимир КРУПИН Л У Г Д У Х О В НЫЙ Начало в N1-2, 3-4 (2008 г.) СЕМЬЯ, в которой ты живешь, са ма создает рамки аскезы, тебе их не нужно придумывать. Аскетическое предание себя ближнему в семье со вершается естественно: ты должен постоянно в чем-то воздерживаться, отрекаться от своей воли, умалять себя, уничижать, терпеть. В любой момент надо все бросить и бежать к плачущему ребенку. Родители реаль но узнают, что такое пост и бессонни ца, когда им всю ночь нужно качать ребенка. В свое время я спрашивал в Иеру салиме: «Почему евреи в синагоге раскачиваются во время молитвы?» Мне ответили: «Их этому научили де ти». В религиозных семьях много детей, родители молятся, укачивая ребенка. Потом это стало частью религиозной традиции - покачивание во время молитвы. «Мы созданы для любви. Пока мы одни, жизнь бессмысленна, смысл рождается, когда есть другой. Тай ну своей жизни не откроешь, раз мышляя в одиночестве. Смысл жизни - тайна, и открывается она в любви, через того, кого мы любим» (Томас Мертон). Любовь заключается в самозабве нии, полной отдаче себя любимому, потому что он важнее меня самого. Любящий истинно не «экономит» се бя, не отвергает мелких дел или ве щей ради сохранения сил для каких- то больших, значительных дел. Это есть нищета любви. Здесь че ловек уподобляется Богу. Бог - са мый нищий из всех. В каком смысле это можно понять? Его нищета является в непрестан ной самоотдаче. Бог - есть любовь жертвенная, самоотдающая, т.е. се бя опустошающая. Если богатый в мире сем есть тот, кто старается побольше приобрес ти и поменьше отдавать, то Господь действует совершенно иначе: Он ни чего не хочет приобрести, а, наобо рот, хочет все отдать. Иисус Христос говорит, что Его Отец уже не судит никого, но всю власть судить отдал Сыну. Он как бы умаляется перед Сыном. Когда в семье один ребенок, ему очень трудно научиться самозабве нию, отдаче себя, служению ближ нему. Ему некому послужить. Когда несколько детей в семье, старшие дети вместе с родителями воспиты вают младших, и в этом соработни- честве они ощущают доверие к себе, обретают свое достоинство, учатся ответственности. Церковь должна возрождаться че рез семью, через дух любви и слу жения, имеющийся в ней. Семья и Церковь должны взаимно питать друг друга. Только воцерковленные люди могут создать христианскую семью. Нельзя Церковь исправлять извне. Как говорил один пастырь: «Проповедовать - это не значит не сти Бога другим, это обрести Его уже присутствующим в них. Это - при- Архимандрит Виктор МАМОНТОВ Тайна умаления близиться к людям, увидеть их кра соту, распознать, каким образом Бог уже живет в них». Умаление возможно только тогда, когда человек знает свое достоинс тво, находится в самом себе, являет ся самим собой. Человек может лож но понять умаление и, тем самым, впасть в какое-то чувство малоцен ное™. Читая аскетические книги, он может подумать, что чем хуже, не внятнее, грешнее я буду представ ляться самому себе, тем более я ума лился пред Богом. Но в действитель ности он культивирует в себе вину и грех, которые сами по себе реальнос ти не имеют. Грех - это искажение реальности, искажение души. А умаление состоит в том, чтобы принять свое бытие как истинную ре альность, как дар, данный Богом. В московском спектакле Владимира и Людмилы Мезенцевых «Камера за бытых вещей» поэт, почувствовавший все, чем он жил, самообманом, вос кликнул: «Я ничтожество». Но мудрый смотритель камеры, его тайный учи тель, говорит ему: Бог не может встре титься с ничтожеством, потому что Бог не творит человека для ничтожества. Что есть чувство ничтожества? Это на себе сконцентрированный взгляд. Оно связано с каким-то потаенным желанием быть над кем-то. Оно мучи тельно потому, что человек внутренне приписывает себе какие-то сверхсилу, сверхбытие, сверхзначимость, и, не находя этому желанию реального воп лощения, мучается. Сказать вслед за апостолом Пав лом: «Я... ничто» (2 Кор. 12:11), от нюдь не значит сказать «Я ничтожес тво». Сознание ничто - есть истинно творческая основа. Очень трудно оп ределить это состояние, но оно есть какая-то потенция в руках Бога, и Он может из этого ничто, из этого созна ния ничто творить. Самое главное в том, чтобы бы тие не стало самозамкнутым и само достаточным. Личность может жить только встречей с Богом, общением с Ним. Для этого она должна войти в состояние, которое предоставляет право действовать Творцу. В этом и есть умаление. Чтобы состоялась эта встреча с Богом и, следовательно, состоялось умаление личности, человек должен встретиться с реальным Богом, а не с богом своего воображения, и пред стать перед Ним как реальный, насто ящий человек, без всяких масок, лож ных представлений о самом себе, ко торые не могут дать силу возрастать личности. Индивидуальность любит идти путем все большего и больше го самоутверждения: чем более я бу ду оригинальным и особенным, тем больше будет моя ценность. Следуя этому пути, человек все более отры вается не только от Бога, но и от ок ружающих людей, становится как бы над ними. Но при этом он отрывается и от самого себя, теряет себя. Я никогда не видел своего духов ного отца, архимандрита Серафи ма (Тяпочкина), в ложном положе нии в трудные минуты его общения с власть имущими, с гонителями Цер кви. Он был в высшей степени сво бодным человеком, потому что всех любил. Никакого внешнего величия, блес ка, вся духовная красота таится внут ри, как сокровище, священный свет. Ты просто забывал, с кем ты гово ришь. Ты забывал, что он пастырь, всеми любимый и почитаемый, ты видел перед собой, вернее, не видел его, поскольку лицо его становилось в какой-то степени невещественным и сияющим, Ты был сам весь перед ним. Он весь для тебя, он весь уходил в твои нужды и тревоги, его сердце полностью было с тобой. Помню священника Даниэля из Хайфы, ныне уже покойного, кото рый на братской трапезе, которую приготовлял сам, всегда ел послед ним. Всех накормит, убедится в том, что все сыты, и тогда ест то, что ос талось. В этом не было рисовки. Он пережил войну, знал, что такое голод и как люди умирают от голода. Само забвенное служение ближним было выражением истинного смирения, ко торое в нем было. Перед Богом Отцом все мы дети: и духовник, и отец, и мать, и дети, и только от Него мы можем получить жизнь и величие. Господь просит нас быть Его детьми. Известно выражение одного из учи телей Церкви о том, что слово Бог го раздо менее значимо для нас, чем слово Отец. Слово Бог подчеркива ет различие между Ним и нами, сло во Отец показывает родство: мы дети Ему, свои, родные, всегда неизменно любимые. И как радостно ответить нам на эту любовь. ■ Тропари и кондаки святым Собора Кольских святых Тропари и кондаки Кольским святым рассмот рены Правящим архиереем Мурманской епар хии на совместном заседании Комиссии по ка нонизации святых и Литургической группы и благословлены для богослужебных молитвос- ловий. Варзуга, 30 января 2007года. Тропарь ПРЕПОДОБНОМУ ВАРЛААМУ КЕРЕТСКОМУЧУДОТВОРЦУ. Гл. 1. Божественною свыше просветився благодатию, / евангельски Христу последовал еси / и Того во всем воли повиновался еси / и сего ради восприим силу на врага сопротивнаго. / Не убоялся еси морския тяготы и студени, ниже уклонися / в своем плаче по Бозе не усыпая, / в мале ладиице по водам шествие творил еси / против зельного обуревания плаваше / и равноангельное житие пожив / тем же и по преставлении источаеши чудес благодать/ да вси тебе возопием: Варлааме преблаженне, / / моли Христа Бога да спасет души наша. Кондак ПРЕПОДОБНОМУ ВАРЛААМУ КЕРЕТСКОМУ. Гл. 1. Все умное свое желание к Богу вперив / житейския молвы до конца отринул еси / в молитвах и слезах и злостраданиях плоть свою изнуряя, / добре подвизався противу невидимого врага кознем / и победив я, путь морский от ядовитого червия человекам без вреда сотворил еси / и веселяся пришел еси к небесным чертогам, / где ныне со ангелы Святой Троице предстоя молишися непрестанно, / сохраняя нас от враг видимых и невидимых, / и ненаветны соблюдая от скорбей зол и болезней //д а т в о им и молитвами спасемся, Варлааме преподобие отче наш. Прп. БЕЗЫМЯННЫЙ ИНОК ТЕРСКИЙ, ПОДВИЖНИК местночтимый в Мурманской епархии: Тропарь БЕЗЫМЯННОМУ ИНОКУ ТЕРСКОМУ. Гл. 8 В море Ледоватом успение обрел еси безымянне, / в телеси нетление стяжал еси преподобие, / неведомый миру иноче земли Терския, / но Богови ведом и чудесами явленный. / В ловитве рыбней помощниче скорый, / и целителю усердный в немощах и болезнях, / преподобие Безымянне Иноче, / / моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак БЕЗЫМЯННОМУ ИНОКУ ТЕРСКОМУ. Гл. 2 Всем от века прикровенно Богу угодившим,/ похвало и память и радование. / Безымянне Иноче-заступниче, / / помяни имена наша пред Христом Господом. Начало в N 1-4 (2008 г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz