Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.

—Ж *<• Д ч - 1 ' г ЧѴ ЯЫШШГ Р И I 1 ! № 5-6, ИЮНЬ 2008 7 Пп п Праздник праздников - ПАСХА. Празднословие - путькпечали. Праздник не праздность, а празднование, сознание милостей Божиих. Неправедное богатство прахом пойдет. Певцы на сцене - исполнители, певчие вхраме - молитвенники. Р р Р - р ци Мы - рабы Божии. Радоница - поминовение усопших во вторник Фоминой недели на Пасхе. Радуйся, раб Божий, тебе дана радость работать во славу Божию. Разбойника благоразумного Христос простил, Работай - сыт будешь, молись - спасеш ься, терпи - Бог смилуется. С G - ';ЛУ£9 Высшее счастье - это причастие, С чистою совестью будешь спасен, с нечистою - осужден на страдание. Сребролюбием предан Господь, Слава мирская - сор перед вечностью. Спасе т стяжание Святого Духа. Светильник тьма не скроет, Владимир КРУПИН Л У Г Д У Х О В НЫЙ Начало в N1-2, 3-4 (2008 г.) СЕМЬЯ, в которой ты живешь, са­ ма создает рамки аскезы, тебе их не нужно придумывать. Аскетическое предание себя ближнему в семье со­ вершается естественно: ты должен постоянно в чем-то воздерживаться, отрекаться от своей воли, умалять себя, уничижать, терпеть. В любой момент надо все бросить и бежать к плачущему ребенку. Родители реаль­ но узнают, что такое пост и бессонни­ ца, когда им всю ночь нужно качать ребенка. В свое время я спрашивал в Иеру­ салиме: «Почему евреи в синагоге раскачиваются во время молитвы?» Мне ответили: «Их этому научили де­ ти». В религиозных семьях много детей, родители молятся, укачивая ребенка. Потом это стало частью религиозной традиции - покачивание во время молитвы. «Мы созданы для любви. Пока мы одни, жизнь бессмысленна, смысл рождается, когда есть другой. Тай­ ну своей жизни не откроешь, раз­ мышляя в одиночестве. Смысл жизни - тайна, и открывается она в любви, через того, кого мы любим» (Томас Мертон). Любовь заключается в самозабве­ нии, полной отдаче себя любимому, потому что он важнее меня самого. Любящий истинно не «экономит» се­ бя, не отвергает мелких дел или ве­ щей ради сохранения сил для каких- то больших, значительных дел. Это есть нищета любви. Здесь че­ ловек уподобляется Богу. Бог - са­ мый нищий из всех. В каком смысле это можно понять? Его нищета является в непрестан­ ной самоотдаче. Бог - есть любовь жертвенная, самоотдающая, т.е. се­ бя опустошающая. Если богатый в мире сем есть тот, кто старается побольше приобрес­ ти и поменьше отдавать, то Господь действует совершенно иначе: Он ни­ чего не хочет приобрести, а, наобо­ рот, хочет все отдать. Иисус Христос говорит, что Его Отец уже не судит никого, но всю власть судить отдал Сыну. Он как бы умаляется перед Сыном. Когда в семье один ребенок, ему очень трудно научиться самозабве­ нию, отдаче себя, служению ближ­ нему. Ему некому послужить. Когда несколько детей в семье, старшие дети вместе с родителями воспиты­ вают младших, и в этом соработни- честве они ощущают доверие к себе, обретают свое достоинство, учатся ответственности. Церковь должна возрождаться че­ рез семью, через дух любви и слу­ жения, имеющийся в ней. Семья и Церковь должны взаимно питать друг друга. Только воцерковленные люди могут создать христианскую семью. Нельзя Церковь исправлять извне. Как говорил один пастырь: «Проповедовать - это не значит не­ сти Бога другим, это обрести Его уже присутствующим в них. Это - при- Архимандрит Виктор МАМОНТОВ Тайна умаления близиться к людям, увидеть их кра­ соту, распознать, каким образом Бог уже живет в них». Умаление возможно только тогда, когда человек знает свое достоинс­ тво, находится в самом себе, являет­ ся самим собой. Человек может лож­ но понять умаление и, тем самым, впасть в какое-то чувство малоцен­ ное™. Читая аскетические книги, он может подумать, что чем хуже, не­ внятнее, грешнее я буду представ­ ляться самому себе, тем более я ума­ лился пред Богом. Но в действитель­ ности он культивирует в себе вину и грех, которые сами по себе реальнос­ ти не имеют. Грех - это искажение реальности, искажение души. А умаление состоит в том, чтобы принять свое бытие как истинную ре­ альность, как дар, данный Богом. В московском спектакле Владимира и Людмилы Мезенцевых «Камера за­ бытых вещей» поэт, почувствовавший все, чем он жил, самообманом, вос­ кликнул: «Я ничтожество». Но мудрый смотритель камеры, его тайный учи­ тель, говорит ему: Бог не может встре­ титься с ничтожеством, потому что Бог не творит человека для ничтожества. Что есть чувство ничтожества? Это на себе сконцентрированный взгляд. Оно связано с каким-то потаенным желанием быть над кем-то. Оно мучи­ тельно потому, что человек внутренне приписывает себе какие-то сверхсилу, сверхбытие, сверхзначимость, и, не находя этому желанию реального воп­ лощения, мучается. Сказать вслед за апостолом Пав­ лом: «Я... ничто» (2 Кор. 12:11), от­ нюдь не значит сказать «Я ничтожес­ тво». Сознание ничто - есть истинно творческая основа. Очень трудно оп­ ределить это состояние, но оно есть какая-то потенция в руках Бога, и Он может из этого ничто, из этого созна­ ния ничто творить. Самое главное в том, чтобы бы­ тие не стало самозамкнутым и само­ достаточным. Личность может жить только встречей с Богом, общением с Ним. Для этого она должна войти в состояние, которое предоставляет право действовать Творцу. В этом и есть умаление. Чтобы состоялась эта встреча с Богом и, следовательно, состоялось умаление личности, человек должен встретиться с реальным Богом, а не с богом своего воображения, и пред­ стать перед Ним как реальный, насто­ ящий человек, без всяких масок, лож­ ных представлений о самом себе, ко­ торые не могут дать силу возрастать личности. Индивидуальность любит идти путем все большего и больше­ го самоутверждения: чем более я бу­ ду оригинальным и особенным, тем больше будет моя ценность. Следуя этому пути, человек все более отры­ вается не только от Бога, но и от ок­ ружающих людей, становится как бы над ними. Но при этом он отрывается и от самого себя, теряет себя. Я никогда не видел своего духов­ ного отца, архимандрита Серафи­ ма (Тяпочкина), в ложном положе­ нии в трудные минуты его общения с власть имущими, с гонителями Цер­ кви. Он был в высшей степени сво­ бодным человеком, потому что всех любил. Никакого внешнего величия, блес­ ка, вся духовная красота таится внут­ ри, как сокровище, священный свет. Ты просто забывал, с кем ты гово­ ришь. Ты забывал, что он пастырь, всеми любимый и почитаемый, ты видел перед собой, вернее, не видел его, поскольку лицо его становилось в какой-то степени невещественным и сияющим, Ты был сам весь перед ним. Он весь для тебя, он весь уходил в твои нужды и тревоги, его сердце полностью было с тобой. Помню священника Даниэля из Хайфы, ныне уже покойного, кото­ рый на братской трапезе, которую приготовлял сам, всегда ел послед­ ним. Всех накормит, убедится в том, что все сыты, и тогда ест то, что ос­ талось. В этом не было рисовки. Он пережил войну, знал, что такое голод и как люди умирают от голода. Само­ забвенное служение ближним было выражением истинного смирения, ко­ торое в нем было. Перед Богом Отцом все мы дети: и духовник, и отец, и мать, и дети, и только от Него мы можем получить жизнь и величие. Господь просит нас быть Его детьми. Известно выражение одного из учи­ телей Церкви о том, что слово Бог го­ раздо менее значимо для нас, чем слово Отец. Слово Бог подчеркива­ ет различие между Ним и нами, сло­ во Отец показывает родство: мы дети Ему, свои, родные, всегда неизменно любимые. И как радостно ответить нам на эту любовь. ■ Тропари и кондаки святым Собора Кольских святых Тропари и кондаки Кольским святым рассмот­ рены Правящим архиереем Мурманской епар­ хии на совместном заседании Комиссии по ка­ нонизации святых и Литургической группы и благословлены для богослужебных молитвос- ловий. Варзуга, 30 января 2007года. Тропарь ПРЕПОДОБНОМУ ВАРЛААМУ КЕРЕТСКОМУЧУДОТВОРЦУ. Гл. 1. Божественною свыше просветився благодатию, / евангельски Христу последовал еси / и Того во всем воли повиновался еси / и сего ради восприим силу на врага сопротивнаго. / Не убоялся еси морския тяготы и студени, ниже уклонися / в своем плаче по Бозе не усыпая, / в мале ладиице по водам шествие творил еси / против зельного обуревания плаваше / и равноангельное житие пожив / тем же и по преставлении источаеши чудес благодать/ да вси тебе возопием: Варлааме преблаженне, / / моли Христа Бога да спасет души наша. Кондак ПРЕПОДОБНОМУ ВАРЛААМУ КЕРЕТСКОМУ. Гл. 1. Все умное свое желание к Богу вперив / житейския молвы до конца отринул еси / в молитвах и слезах и злостраданиях плоть свою изнуряя, / добре подвизався противу невидимого врага кознем / и победив я, путь морский от ядовитого червия человекам без вреда сотворил еси / и веселяся пришел еси к небесным чертогам, / где ныне со ангелы Святой Троице предстоя молишися непрестанно, / сохраняя нас от враг видимых и невидимых, / и ненаветны соблюдая от скорбей зол и болезней //д а т в о им и молитвами спасемся, Варлааме преподобие отче наш. Прп. БЕЗЫМЯННЫЙ ИНОК ТЕРСКИЙ, ПОДВИЖНИК местночтимый в Мурманской епархии: Тропарь БЕЗЫМЯННОМУ ИНОКУ ТЕРСКОМУ. Гл. 8 В море Ледоватом успение обрел еси безымянне, / в телеси нетление стяжал еси преподобие, / неведомый миру иноче земли Терския, / но Богови ведом и чудесами явленный. / В ловитве рыбней помощниче скорый, / и целителю усердный в немощах и болезнях, / преподобие Безымянне Иноче, / / моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак БЕЗЫМЯННОМУ ИНОКУ ТЕРСКОМУ. Гл. 2 Всем от века прикровенно Богу угодившим,/ похвало и память и радование. / Безымянне Иноче-заступниче, / / помяни имена наша пред Христом Господом. Начало в N 1-4 (2008 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz