Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.
и и Иисусово крещение произошло во и Иордане от Иоанна Крестителя. Икона возвещает о Царствии Божием. Истина - источник жизни. L I + " j - Иго страстей согнет до земли, иго Иисусово возведет к спасению. Без исповеди не спастись. Исцеление десяти, благодарность одного. К и к Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Крещение водой иДухом Святым, Мало носить крестик на груди, надо нести Крест-тяготы жизни. Краеугольный камень - вера Христова. Корысть - дочь зависти, кротость - их победительница. JI Л. л Бог есть Любовь. Люби Бога, люби ближних своих. Люби отца и мать, люби дедушек и бабушек, тытоже будешь старым. Любите родину, у нас нетиной родины. Любите, сказал Спаситель, якоже и Аз возлюби вы. Ялюблю церковнославянский язык - на нем ямолюсь Богу. Владимир КРУПИ Н Участники творческой конференции «Православие. Творчество. Жизнь» принято трактовать творчес тво как самовыражение, как соперничество с Творцом, как освобождение от мира, а духовная сфера рассматрива ется как альтернатива Пра вославию. Но все противоре чия между Церковью и куль турой, по убеждению Инны, носят надуманный характер. Православный канон не по меха творчеству. Более того, каноническая форма вдох новляет художника на новые достижения и новые взлеты. В глубоком и эмоциональ ном докладе Инны Куксен- ко, обобщавшем не только ее личный духовный и твор ческий опыт, но и опыт дру гих художников, содержалось одно серьезное предупрежде ние: жизнь христианина об речена на то, чтобы лукавый вновь и вновь засевал ее сво ими соблазнами. Чем одарен нее художник, тем больше перед ним искушений. Этот вывод был созвучен в докладе Ивана Константиновича Ро- гощенкова. Муза безмрака неможет ? Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. Итакая влекущая сила, Что готов я твердить за молвой, Будто ангелов ты низводила, Соблазняя своей красотой... Икогда ты смеешься над верой, Над тобой загорается вдруг Тотнеяркий, пурпурово-серый Икогда-то мной виденный круг. Строки из стихотворения Александра Блока «К музе» вспоминались мне, когда я слушала яркий, взволнован ный, насыщенный парадок сами доклад писателя из Пет розаводска Ивана Констан тиновича Рогощенкова. Один из ключевых тезисов доклада сконцентрирован в поэтической строчке иеро монаха Романа (Матюши на): «А муза без мрака не мо жет». Наш гость развернул эту предпосылку применительно к творчеству Лермонтова. В выборе лермонтовских тек стов было явлено абсолютно точное, на мой взгляд, попа дание: поэма «Демон» и обра щенное к Богу стихотворение «Благодарность» позволили Ивану Константиновичу пол но и убедительно раскрыть «метафизику гордости и сми рения», отличавшую велико го поэта. И как обобщение прозвучала хрестоматийная фраза Достоевского о борьбе дьявола с Богом в сердцах че ловеческих. Выстраданность выступ ления делала, пожалуй, всех присутствовавших в зале еди номышленниками Ивана Константиновича. Но через несколько дней после кон ференции, когда восхищение уступило место анализу, у ме ня появилось желание если и не оспорить, то поставить под сомнение некоторые идеи доклада. А действительно ли Муза без мрака не может? Кстати, приведенные мной в начале главы, работающие на концепцию доклада стро фы — далеко не исчерпыва ющее объяснение творчества Блока, а лишь художествен ная констатация душевного состояния поэта в ситуации кризиса; но он умел выходить из жизненных тупиков, сти рая «случайные черты». Простимугрюмство—развеэто Сокрытый двигатель его ? Он весь — дитя добра и света, Онвесь — свобода, торжество! Может быть, в строках, вы деленных курсивом самим автором, —подлинный Блок, замысел Божий о Блоке, а не в стихах о роковой, инфер нальной Музе? И часто ли пребывала во мраке пушкин ская Муза? Теперь обращусь к теме борьбы дьявола с Богом в сер дцах человеческих, о которой писал в романе «Братья Кара мазовы» наш национальный гений и пророк Достоевский. Меня давно волнует вопрос: можно ли спонтанное вы сказывание импульсивного и безалаберного Дмитрия Ка рамазова считать выражени ем авторской позиции? Если все-таки можно, то подло жил нам Федор Михайлович манихейскую «бомбу замед ленного действия»! Я гово рю о манихействе потому, что формулировка Мити, в сущ ности, уравнивает дьявола с Богом. И Его прямая борьба с дьяволом в человеческих сер дцах совершенно бессмыс ленна, Господь может лишь попускать воздействие лука вого на человека (вспомним Книгу Иова и «Фауста» Гете), но Промыслом Божиим даже такое воздействие чаще всего оборачивается благом для че ловека. Дорогие братья и сестры, я, наверное, уже утомила вас своей запоздалой рефлекси ей по поводу доклада Ивана Константиновича. Но наша конференция замечатель на еще и тем, что оставила в умах и душах глубокий след, свидетельство которого —из лагаемые мной размышле ния. Кроме того, я питаю робкую надежду, что и вам, уважаемые читатели, захо чется высказать на страни цах «Православной газеты» свои суждения относительно Музы во мраке и борьбы дья вола с Богом в сердцах чело веческих. Православны й р е али зм как худож ественный метод Творческий диапазон пе тербургского писателя Ни колая Михайловича Коняева неисчерпаем. Я сейчас даже не буду затрагивать данную тему, потому что позднее в от дельной статье хочу познако мить читателей «Православ ной газеты» с творчеством этого удивительного автора. На пленарном заседании Николай Михайлович по разил нас, с одной стороны, своим политическим темпе раментом, с другой, —лите ратуроведческим открытием. Что касается первого аспекта, в перерыве ко мне подошел студент-теолог, искренний, умный и глубокий юноша, и сказал, что он не во всем со гласен с Николаем Михай ловичем. Я возразила, что, напротив, во всем согласна, просто недостаточная остро та духовного зрения пока не позволяет нам видеть многие явления в истинном свете, а пресловутая политкоррект- ность мешает называть вещи своими именами. Тогда мож но обратиться к написанно му Коняевым еще в 1980 году потрясающему роману «При город», где о русских про блемах рассказывается «эзо повым языком». Но, честно говоря, находись я в счаст ливом возрасте студента-тео- лога, я бы, наверное, тоже не все приняла в социально-по литической части доклада — в силу свойственного юнос ти наивно-идеалистического восприятия мира и отсутс твия жизненного опыта. А вот литературоведческое открытие, заявленное Ни колаем Михайловичем, мне кажется, нашло восхищен ное понимание у всех учас тников конференции. Речь идет о православном реализ ме. Так исследователь назвал твор-ческий метод пришед ших в советскую литературу в шестидесятых годах прошло го века писателей-почвенни- ков. Методология православ ного реализма помогает про никнуть в глубинный смысл художественного мира авто ров, которых критики окрес тили «деревенщиками». И оказывается, что раньше мы видели лишь верхушку айс берга. Вспоминаю наши сту денческие семинары потвор честву Федора Абрамова. Что находили мы, студенты-фи лологи восьмидесятых годов XX века, в тетралогии «Пряс- лины»? Советский патрио тизм, социальную проблема тику, особенности деревенс кого быта... А методология православ ного реализма помогает уви деть главное, то, «что сти хами Николая Рубцова, ро манами Федора Абрамова, повестями Василия Белова наша литература вернулась к главной теме древнерусской литературы —теме спасения человеком своей души; теме страданий человека загубив шего свою душу; теме поис ков человеком подлинного пути спасения, осуществля ющегося в обретении единс тва с Божьим миром, в ощу щении той высшей радости, которую испытывает чело век, обретающий это единс тво...» Окончание на стр. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz