Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.

и и Иисусово крещение произошло во и Иордане от Иоанна Крестителя. Икона возвещает о Царствии Божием. Истина - источник жизни. L I + " j - Иго страстей согнет до земли, иго Иисусово возведет к спасению. Без исповеди не спастись. Исцеление десяти, благодарность одного. К и к Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Крещение водой иДухом Святым, Мало носить крестик на груди, надо нести Крест-тяготы жизни. Краеугольный камень - вера Христова. Корысть - дочь зависти, кротость - их победительница. JI Л. л Бог есть Любовь. Люби Бога, люби ближних своих. Люби отца и мать, люби дедушек и бабушек, тытоже будешь старым. Любите родину, у нас нетиной родины. Любите, сказал Спаситель, якоже и Аз возлюби вы. Ялюблю церковнославянский язык - на нем ямолюсь Богу. Владимир КРУПИ Н Участники творческой конференции «Православие. Творчество. Жизнь» принято трактовать творчес­ тво как самовыражение, как соперничество с Творцом, как освобождение от мира, а духовная сфера рассматрива­ ется как альтернатива Пра­ вославию. Но все противоре­ чия между Церковью и куль­ турой, по убеждению Инны, носят надуманный характер. Православный канон не по­ меха творчеству. Более того, каноническая форма вдох­ новляет художника на новые достижения и новые взлеты. В глубоком и эмоциональ­ ном докладе Инны Куксен- ко, обобщавшем не только ее личный духовный и твор­ ческий опыт, но и опыт дру­ гих художников, содержалось одно серьезное предупрежде­ ние: жизнь христианина об­ речена на то, чтобы лукавый вновь и вновь засевал ее сво­ ими соблазнами. Чем одарен­ нее художник, тем больше перед ним искушений. Этот вывод был созвучен в докладе Ивана Константиновича Ро- гощенкова. Муза безмрака неможет ? Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. Итакая влекущая сила, Что готов я твердить за молвой, Будто ангелов ты низводила, Соблазняя своей красотой... Икогда ты смеешься над верой, Над тобой загорается вдруг Тотнеяркий, пурпурово-серый Икогда-то мной виденный круг. Строки из стихотворения Александра Блока «К музе» вспоминались мне, когда я слушала яркий, взволнован­ ный, насыщенный парадок­ сами доклад писателя из Пет­ розаводска Ивана Констан­ тиновича Рогощенкова. Один из ключевых тезисов доклада сконцентрирован в поэтической строчке иеро­ монаха Романа (Матюши­ на): «А муза без мрака не мо­ жет». Наш гость развернул эту предпосылку применительно к творчеству Лермонтова. В выборе лермонтовских тек­ стов было явлено абсолютно точное, на мой взгляд, попа­ дание: поэма «Демон» и обра­ щенное к Богу стихотворение «Благодарность» позволили Ивану Константиновичу пол­ но и убедительно раскрыть «метафизику гордости и сми­ рения», отличавшую велико­ го поэта. И как обобщение прозвучала хрестоматийная фраза Достоевского о борьбе дьявола с Богом в сердцах че­ ловеческих. Выстраданность выступ­ ления делала, пожалуй, всех присутствовавших в зале еди­ номышленниками Ивана Константиновича. Но через несколько дней после кон­ ференции, когда восхищение уступило место анализу, у ме­ ня появилось желание если и не оспорить, то поставить под сомнение некоторые идеи доклада. А действительно ли Муза без мрака не может? Кстати, приведенные мной в начале главы, работающие на концепцию доклада стро­ фы — далеко не исчерпыва­ ющее объяснение творчества Блока, а лишь художествен­ ная констатация душевного состояния поэта в ситуации кризиса; но он умел выходить из жизненных тупиков, сти­ рая «случайные черты». Простимугрюмство—развеэто Сокрытый двигатель его ? Он весь — дитя добра и света, Онвесь — свобода, торжество! Может быть, в строках, вы­ деленных курсивом самим автором, —подлинный Блок, замысел Божий о Блоке, а не в стихах о роковой, инфер­ нальной Музе? И часто ли пребывала во мраке пушкин­ ская Муза? Теперь обращусь к теме борьбы дьявола с Богом в сер­ дцах человеческих, о которой писал в романе «Братья Кара­ мазовы» наш национальный гений и пророк Достоевский. Меня давно волнует вопрос: можно ли спонтанное вы­ сказывание импульсивного и безалаберного Дмитрия Ка­ рамазова считать выражени­ ем авторской позиции? Если все-таки можно, то подло­ жил нам Федор Михайлович манихейскую «бомбу замед­ ленного действия»! Я гово­ рю о манихействе потому, что формулировка Мити, в сущ­ ности, уравнивает дьявола с Богом. И Его прямая борьба с дьяволом в человеческих сер­ дцах совершенно бессмыс­ ленна, Господь может лишь попускать воздействие лука­ вого на человека (вспомним Книгу Иова и «Фауста» Гете), но Промыслом Божиим даже такое воздействие чаще всего оборачивается благом для че­ ловека. Дорогие братья и сестры, я, наверное, уже утомила вас своей запоздалой рефлекси­ ей по поводу доклада Ивана Константиновича. Но наша конференция замечатель­ на еще и тем, что оставила в умах и душах глубокий след, свидетельство которого —из­ лагаемые мной размышле­ ния. Кроме того, я питаю робкую надежду, что и вам, уважаемые читатели, захо­ чется высказать на страни­ цах «Православной газеты» свои суждения относительно Музы во мраке и борьбы дья­ вола с Богом в сердцах чело­ веческих. Православны й р е али зм как худож ественный метод Творческий диапазон пе­ тербургского писателя Ни­ колая Михайловича Коняева неисчерпаем. Я сейчас даже не буду затрагивать данную тему, потому что позднее в от­ дельной статье хочу познако­ мить читателей «Православ­ ной газеты» с творчеством этого удивительного автора. На пленарном заседании Николай Михайлович по­ разил нас, с одной стороны, своим политическим темпе­ раментом, с другой, —лите­ ратуроведческим открытием. Что касается первого аспекта, в перерыве ко мне подошел студент-теолог, искренний, умный и глубокий юноша, и сказал, что он не во всем со­ гласен с Николаем Михай­ ловичем. Я возразила, что, напротив, во всем согласна, просто недостаточная остро­ та духовного зрения пока не позволяет нам видеть многие явления в истинном свете, а пресловутая политкоррект- ность мешает называть вещи своими именами. Тогда мож­ но обратиться к написанно­ му Коняевым еще в 1980 году потрясающему роману «При­ город», где о русских про­ блемах рассказывается «эзо­ повым языком». Но, честно говоря, находись я в счаст­ ливом возрасте студента-тео- лога, я бы, наверное, тоже не все приняла в социально-по­ литической части доклада — в силу свойственного юнос­ ти наивно-идеалистического восприятия мира и отсутс­ твия жизненного опыта. А вот литературоведческое открытие, заявленное Ни ­ колаем Михайловичем, мне кажется, нашло восхищен­ ное понимание у всех учас­ тников конференции. Речь идет о православном реализ­ ме. Так исследователь назвал твор-ческий метод пришед­ ших в советскую литературу в шестидесятых годах прошло­ го века писателей-почвенни- ков. Методология православ­ ного реализма помогает про­ никнуть в глубинный смысл художественного мира авто­ ров, которых критики окрес­ тили «деревенщиками». И оказывается, что раньше мы видели лишь верхушку айс­ берга. Вспоминаю наши сту­ денческие семинары потвор­ честву Федора Абрамова. Что находили мы, студенты-фи­ лологи восьмидесятых годов XX века, в тетралогии «Пряс- лины»? Советский патрио­ тизм, социальную проблема­ тику, особенности деревенс­ кого быта... А методология православ­ ного реализма помогает уви­ деть главное, то, «что сти­ хами Николая Рубцова, ро­ манами Федора Абрамова, повестями Василия Белова наша литература вернулась к главной теме древнерусской литературы —теме спасения человеком своей души; теме страданий человека загубив­ шего свою душу; теме поис­ ков человеком подлинного пути спасения, осуществля­ ющегося в обретении единс­ тва с Божьим миром, в ощу­ щении той высшей радости, которую испытывает чело­ век, обретающий это единс­ тво...» Окончание на стр. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz