Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.
------ ------------------------------------------ - ------------_____________----------------------------- № 5-6, АПРЕЛЬ 2008 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА в Единство Христа и Церкви. В великий четверг вхраме читаются двенадцать Евангелий. Когда читается Евангелие - горят свечи, мы со светом. Когда гасим свечи - мы во тьме. Пока мы с Евангелием, читаем, чтим его - мы со светом Божиим, без него ночь - тьма, ничто, бездна бездонная. Единое на потребу - Слово Божие, Ж ж ж Жить - Богу служить. Житейское отложим попечение. Не жалей положить живота своего за ближнего. Ивесь живот наш Христу Богу предадим. Жизнь временная, земная - подготовка к жизни вечной. Жажда воды живой - слышание Слова Божия. Закон Божий. Земля - кормилица. Золотая душа, золотое сердце. Но бывает и «золотая лихорадка». Презри золото, не завидуй богатым, из-за зависти возникла злоба. Злоба - зло. Зло есть грех. Завали правду золотом, затопчи ее в грязь, все равно наружу выйдет. Владимир КРУПИ Н ЦЕ Р КОВ Ь И О БЩЕ С Т В О Христианские уроки в духовном пространстве культуры Продолжение. Начало на стр. 3 И все развитие цивилиза ции сопровождалось даль нейшим отторжением чело века от Бога. Как спастись человеку? Ра ди нашего спасения в мир был послан Мессия. И ключ к спасению — в словах Госпо да нашего Иисуса Христа: «Я есть Путь и Истина и жизнь». Эти слова владыка связал с темой нашей конференции: Путь может пониматься как творчество. Истина — разу мение Тайн Святой Троицы, жизнь —это Любовь. Однако в современном ми ре мы все чаще видим стрем ление людей не к спасению, а к максимальному прояв лению негативной свободы, то есть, к самоутверждению. В искусстве оно проявляет ся через завуалированную, а подчас и откровенную про поведь легкого образа жиз ни, вседозволенности. Такая проповедь не утешает и не исцеляетлюдей, она воздейс твует на них душепагубным образом: преобладающими в обществе настроениями ста новятся апатия и депрессия, а не радость и счастье. Но ведь изначально, под черкнул владыка, смысл Пра вославия, творчества, жиз ни был единым, у них один центр — Бог. И подлинное, духовное творчество —сора- ботничество с Богом в самых разных сферах и проявлени ях жизни. Слово Божие, слово человеческое По аналогии с кругом аввы Дорофея, можно сказать, что выступление владыки Симо на стало центром, а осталь- ныедоклады — исходящими из центра лучами. Уверяю вас, дорогие братья и сестры, никто из участников конфе ренции заранее не был зна Доклад архиепископа Симона на творческой конференции ком с содержанием речи ар хипастыря, но по Промыслу Божию мы —кто прямо, а кто косвенно —в своих докладах вели диалог с владыкой. На иболее отчетливо такая пере кличка слышалась в выступ лениях о. Александра (Бол- довского) и иконописца Ин ны Куксенко. Отправной точкой доклада кандидата богословия отца Александра «Слово Божие, слово человеческое» стало напоминание о дне Святой Пятидесятницы, дне основа ния Церкви Христовой, ког да сошедший на апостолов Святой Дух непостижимым образом научил их говорить на разных языках, быть по нимаемыми разными наро дами. На Слово Господне, связанное с Божественным Логосом, откликается жаж дущая Духа душа человечес кая. Слово Божие, которое несли апостолы, зажигало человеческие сердца. Развивая тезис владыки о двойственном характере творческого вдохновения, способного исходить как от Господа, так и от врага, отец Александр высказал убежде ние, что искусство бездухов ным быть не может. Но су ществует духовность со зна ком плюс —от Бога — и со знаком минус —от лукавого. Наделенный свободой воли художник сам выбирает свою жизненную и творческую стратегию: «в Бога богатеть» или идти на поводу у «духов злобы поднебесной». Ува жаемые читатели, не исклю чаю, что кто-то из вас увидит в данном суждении элемент манихейства, но когда вы прочтете доклад (а он пол ностью, как и другие выступ ления, будет опубликован в журнале «Наука и бизнес на Мурмане»), то убедитесь в обратном. Просто мне труд но передать в газетной статье все тонкие нюансы движения мысли отца Александра. Инна Куксенко,член Союза художников (секция иконо писи) из Санкт-Петербурга, очень активно работающая в нашей епархии,говорила о знакомом ей чуде вдохнове ния, когда художник творит по озарению свыше. Слушая ее, мы ощущали, как щедро Господь посылает такое чу до иконописцам, которые в творчестве своем восходят от образа к Первообразу. И в то же время, сказала Инна, когда художник по лагается не на Господа, а на собственные силы, на свое волие, он неизбежно чувс твует оскудение творческих способностей. (Действитель но, союз с лукавым долгим и плодотворным быть не мо жет, он противен человечес кой душе, потому что она по природе христианка.) И че ловеку придется дать ответ, как он распорядился талан том, отпущенным ему Госпо дом. К сожалению, сейчас в сре де художественной богемы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz