Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.

------ ------------------------------------------ - ------------_____________----------------------------- № 5-6, АПРЕЛЬ 2008 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА в Единство Христа и Церкви. В великий четверг вхраме читаются двенадцать Евангелий. Когда читается Евангелие - горят свечи, мы со светом. Когда гасим свечи - мы во тьме. Пока мы с Евангелием, читаем, чтим его - мы со светом Божиим, без него ночь - тьма, ничто, бездна бездонная. Единое на потребу - Слово Божие, Ж ж ж Жить - Богу служить. Житейское отложим попечение. Не жалей положить живота своего за ближнего. Ивесь живот наш Христу Богу предадим. Жизнь временная, земная - подготовка к жизни вечной. Жажда воды живой - слышание Слова Божия. Закон Божий. Земля - кормилица. Золотая душа, золотое сердце. Но бывает и «золотая лихорадка». Презри золото, не завидуй богатым, из-за зависти возникла злоба. Злоба - зло. Зло есть грех. Завали правду золотом, затопчи ее в грязь, все равно наружу выйдет. Владимир КРУПИ Н ЦЕ Р КОВ Ь И О БЩЕ С Т В О Христианские уроки в духовном пространстве культуры Продолжение. Начало на стр. 3 И все развитие цивилиза­ ции сопровождалось даль­ нейшим отторжением чело­ века от Бога. Как спастись человеку? Ра­ ди нашего спасения в мир был послан Мессия. И ключ к спасению — в словах Госпо­ да нашего Иисуса Христа: «Я есть Путь и Истина и жизнь». Эти слова владыка связал с темой нашей конференции: Путь может пониматься как творчество. Истина — разу­ мение Тайн Святой Троицы, жизнь —это Любовь. Однако в современном ми­ ре мы все чаще видим стрем­ ление людей не к спасению, а к максимальному прояв­ лению негативной свободы, то есть, к самоутверждению. В искусстве оно проявляет­ ся через завуалированную, а подчас и откровенную про­ поведь легкого образа жиз­ ни, вседозволенности. Такая проповедь не утешает и не исцеляетлюдей, она воздейс­ твует на них душепагубным образом: преобладающими в обществе настроениями ста­ новятся апатия и депрессия, а не радость и счастье. Но ведь изначально, под­ черкнул владыка, смысл Пра­ вославия, творчества, жиз­ ни был единым, у них один центр — Бог. И подлинное, духовное творчество —сора- ботничество с Богом в самых разных сферах и проявлени­ ях жизни. Слово Божие, слово человеческое По аналогии с кругом аввы Дорофея, можно сказать, что выступление владыки Симо­ на стало центром, а осталь- ныедоклады — исходящими из центра лучами. Уверяю вас, дорогие братья и сестры, никто из участников конфе­ ренции заранее не был зна­ Доклад архиепископа Симона на творческой конференции ком с содержанием речи ар­ хипастыря, но по Промыслу Божию мы —кто прямо, а кто косвенно —в своих докладах вели диалог с владыкой. На­ иболее отчетливо такая пере­ кличка слышалась в выступ­ лениях о. Александра (Бол- довского) и иконописца Ин­ ны Куксенко. Отправной точкой доклада кандидата богословия отца Александра «Слово Божие, слово человеческое» стало напоминание о дне Святой Пятидесятницы, дне основа­ ния Церкви Христовой, ког­ да сошедший на апостолов Святой Дух непостижимым образом научил их говорить на разных языках, быть по­ нимаемыми разными наро­ дами. На Слово Господне, связанное с Божественным Логосом, откликается жаж­ дущая Духа душа человечес­ кая. Слово Божие, которое несли апостолы, зажигало человеческие сердца. Развивая тезис владыки о двойственном характере творческого вдохновения, способного исходить как от Господа, так и от врага, отец Александр высказал убежде­ ние, что искусство бездухов­ ным быть не может. Но су­ ществует духовность со зна­ ком плюс —от Бога — и со знаком минус —от лукавого. Наделенный свободой воли художник сам выбирает свою жизненную и творческую стратегию: «в Бога богатеть» или идти на поводу у «духов злобы поднебесной». Ува­ жаемые читатели, не исклю­ чаю, что кто-то из вас увидит в данном суждении элемент манихейства, но когда вы прочтете доклад (а он пол­ ностью, как и другие выступ­ ления, будет опубликован в журнале «Наука и бизнес на Мурмане»), то убедитесь в обратном. Просто мне труд­ но передать в газетной статье все тонкие нюансы движения мысли отца Александра. Инна Куксенко,член Союза художников (секция иконо­ писи) из Санкт-Петербурга, очень активно работающая в нашей епархии,говорила о знакомом ей чуде вдохнове­ ния, когда художник творит по озарению свыше. Слушая ее, мы ощущали, как щедро Господь посылает такое чу­ до иконописцам, которые в творчестве своем восходят от образа к Первообразу. И в то же время, сказала Инна, когда художник по­ лагается не на Господа, а на собственные силы, на свое­ волие, он неизбежно чувс­ твует оскудение творческих способностей. (Действитель­ но, союз с лукавым долгим и плодотворным быть не мо­ жет, он противен человечес­ кой душе, потому что она по природе христианка.) И че­ ловеку придется дать ответ, как он распорядился талан­ том, отпущенным ему Госпо­ дом. К сожалению, сейчас в сре­ де художественной богемы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz