Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.

■ф- в £ в - ы т Слава Богу! Вовеки вековслава! Вера рождает светлыемысли. Волхвы- свидетели РождестваХристова. Воздерживайся всловах, медли вгневе. ВрачебницаДуши - Церковь. Вино НовогоЗавета - кровьХристова. Вознесяся - смиришься, а смиряся - вознесешься. Вчеммолодпохвалится, втомстар покается. Г Голодному плохо, а гордому - горе: гордыня - грех. Грешное тело душу съело. Господня воля - наша доля. Гордым Бог противится, смиренным дает благодать. Голда наг - перед Богом прав. Где просто, там ангелов со сто, а где хитро, нет ни одного. Глас народа - Глас Божий. Дд Все на свете - Божий Дар. Дар - жизнь, тымог не родиться. Дар - хлеб и пища, их могло не быть. Дар - солнце, оно могло не светить, ѵіфѵ дар _ слезы благодарности и слезы раскаяния. ? Каждый День дается вДар для добрых дел. Всякое Дыхание да славит Гопода. Владимир КРУПИН ЦЕ РКОВ Ь И ОБЩЕ С Т В О Татьяна РЯБИНИНА Христианские уроки в духовном пространстве культуры 14-16 мая вМурманской детской юношеской библиотеке состоялась епархиальная творческая конференция «Православие. Творчество. Жизнь» Даже вооружившись труда­ ми по святоотеческой эсте­ тике, современный читатель, слушатель, зритель далеко НА ПРОТЯЖЕНИИ веков взаимоотношения мира Цер­ кви и мира культуры идилли­ ческими не были. Вспомним коллизию из «Жития препо­ добного отца нашего Иоанна Дамаскина», когда за созда­ ние надгробных тропарей ду­ ховник назначил Иоанну су­ ровую епитимью. Лишь явле­ ние Пречистой Девы Марии побудило старца ее отменить. И такое потрясение выпало на долю святого, стоявшего у истоков церковного пения и христианской эстетики! Что же тогда говорить о светском искусстве?! На нем нетрудно разглядеть печать греха, уже хотя бы потому, что, создавая свой художественный мир, автор соперничает с Творцом. Впрочем, справедливо ли говорить о соперничестве? Может быть, это синергия, соработничество художника с Богом? И плоды соработни- чества душеспасительны для многих тысяч людей? К счастью, теоретическое богословие давно уже пре­ одолело неприятие светского искусства, которое в первые века Христианства отличало Отцов-апологетов, живших в окружении языческой куль­ туры. Достаточно привести суждение о. Андрея Курае­ ва из книги «Школьное бого­ словие»: «В Эдеме культуры не было, и в Небесном Иеру­ салиме ее не будет. Но мы не находимся ни там, ни там. А значит — мы должны уметь жить в культуре, пользоваться культурой и создавать культу- РУ- Мир вторичных образов, мир культуры не только по ­ рожден грехопадением; он дан для того, чтобы утешить падшего человека, чтобы до некоторой степени исцелить его». В Эдеме культуры не было, и в Небесном Иерусалиме ее не будет. Но мы не находимся ни там, ни там. А значит - мы должныуметь жить в культуре, пользоваться культурой и создавать культуру. О. Андрей Кураев Православная мораль отвергает все варианты неполноты и неисправности служения, независимо от того, в какой области - церковной, государственной, литературной - осуществляется оно, и достижение идеала, попытка идеального осуществления заложенных в человека способностей является тем знаком, по которому определяется правильность избранного пути. Николай Коняев Но проблема еще и в том, что искусство — не публи­ цистика, сложная система ху­ дожественных образов — не чистая риторика, и вдохнове­ ние, ниспосланное художни­ ку, может исходить как от Гос­ пода, таки от лукавого. А еще, как сказал автор «Цветов зла» Шарль Бодлер: «Поэзия —это перекличка сердец в лабирин­ тах судьбы» (в чем согласна я с декадентом несчастным, ро­ мантизировавшим порок). Так что одно и то же создание искусства для кого-то может стать шагом к спасению, а для кого-то — к искушению и соблазну. За примером дале­ ко ходить не стоит. В журнале «Фома» нашумевший роман Майи Кучерской «Бог дождя» не без основания осужден как «слезная псевдоистория про любовь послушника и прихо­ жанки» и отнесен к «бульвар­ ной прессе»; а кого-то он, воз­ можно, приведет в Церковь (разумеется, не за тем, от чего так мучилась героиня). не всегда уяснит потаенный, мистический смысл художес­ твенного произведения, по­ тому что язык искусства пос­ тоянно усложняется. (В свя­ зи с этим вспоминаю острый спор с участием выдающих­ ся богословов и авторитет­ ных искусствоведов, который шел на молодежной секции XIV Рождественских чтений по вопросу о духовной сути и миссионерском потенциале рок-музыки.) И вот когда в праздник Сре­ тения мне позвонила Надеж­ да Большакова и рассказа­ ла о подготовке творческой конференции «Православие. Творчество. Жизнь», я очень обрадовалась, что наша епар­ хия всерьез обратилась к теме, объединяющей богословие, эстетику и повседневную ре­ альность. Каковы критерии право­ славного искусства? Как от­ крыть духовный смысл худо­ жественного произведения читателям и зрителям, в мас­ се своей невоцерковленным? Насколько душеспаситель­ ным может быть обращение к литературе, музыке и театру в миссионерскойпрактике? Ка­ кие христианские уроки мож­ но извлекать из пространства культуры? Эти вопросы опре­ деляли ход состоявшейся 14- 15 мая конференции «Право­ славие. Творчество. Жизнь», основными мероприятиями которой стали пленарное за­ седание, «круглый стол» и представление Православно­ го театра Народной драмы из Санкт- Петербурга. Основополагающий доклад Началась конференция с молебна, который совершил о. Александр (Болдовский). Затем с теплым, проникно­ венным приветственным сло­ вом к собравшимся обрати­ лась Валентина Павловна Ма- хаева, директор областной де- тско-юношескойбиблиотеки, где и проходило наше мероп­ риятие. И вот, вдохновлен­ ные ее напутствием, мы слу­ шаем доклад Высокопреос- вященнейшего архиепископа Симона, основополагающий доклад, в котором обозначе­ ны ключевые проблемы на­ шего разговора и представлен канонический взгляд на про­ блему взаимодействия и взаи­ мопроникновения Правосла­ вия, творчества и жизни. Я не склонна к лести и подобост­ растию, но поверьте, невоз­ можно выразить в рациональ­ ных категориях всю неисчер­ паемую глубину выступления нашего владыки. Просто слу­ шаешь и чувствуешь: это Бо­ говдохновенное Слово! А по­ пытка перевести его на язык понятий, идей, тезисов чрева­ та упрощением и даже вульга­ ризацией. Но, мысленно попросив у владыки прощения, постара­ юсь все-таки «поверить ал­ геброй гармонию». Вначале архипастырь обратил наше внимание на круг аввы До­ рофея, в котором люди упо­ доблены солнечным лучам: чем они ближе к Солнцу (к Богу), тем ближе друг к дру­ гу Потом данную предпосыл­ ку развил в своем выступле­ нии Николай Михайлович Коняев. По его мнению, круг аввы Дорофея можно поло­ жить в основу православной критики. В соответствии с этим литературное произве­ дение, которое умножает бра­ толюбие, интерес к Родине, объединяет людей во имя ее судьбы, — православное. Отсылка к кругу аввы Доро­ фея помогла владыке убеди­ тельно раскрыть тезис о це­ лостности Православия: оно выступает целым по отноше­ нию к частям —католичест­ ву и протестантизму. Право­ славие как прославление Бо­ га воплощается в искусстве, ибо творчество — некая со­ кровенная духовная способ­ ность, свойство, дарованное людям Богом. Непременный фактор, определяющий твор­ чество человека, — свобода его духа. Реализуя эту свободу, чело­ век может вступать не толь­ ко в соработниче-ство с Бо­ гом, но и в совместный труд с лукавым. И владыка напом­ нил нам о первом убийце на Земле — Каине. (Кстати, искушение его Люцифером очень достоверно раскрыто в мистерии Байрона «Каин».) Но род человеческий про-ис- ходит не только от Каина, но и от третьего сына Адама и Евы —Сифа. Потомки Сифа именуются в Библии сына­ ми Божиими, потомки Каи­ на —сынами человеческими. В Каиновом роде продолжа­ лись братоубийства. А затем человечество вступило в по­ рочный круг жизни: как пов­ торное грехопадение в шес­ той книге Бытия представле­ но соединение детей Сифа с дочерьми из колена Каинова. Продолжениенастр.4-5 ■Ф-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz