Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.
■ф- в £ в - ы т Слава Богу! Вовеки вековслава! Вера рождает светлыемысли. Волхвы- свидетели РождестваХристова. Воздерживайся всловах, медли вгневе. ВрачебницаДуши - Церковь. Вино НовогоЗавета - кровьХристова. Вознесяся - смиришься, а смиряся - вознесешься. Вчеммолодпохвалится, втомстар покается. Г Голодному плохо, а гордому - горе: гордыня - грех. Грешное тело душу съело. Господня воля - наша доля. Гордым Бог противится, смиренным дает благодать. Голда наг - перед Богом прав. Где просто, там ангелов со сто, а где хитро, нет ни одного. Глас народа - Глас Божий. Дд Все на свете - Божий Дар. Дар - жизнь, тымог не родиться. Дар - хлеб и пища, их могло не быть. Дар - солнце, оно могло не светить, ѵіфѵ дар _ слезы благодарности и слезы раскаяния. ? Каждый День дается вДар для добрых дел. Всякое Дыхание да славит Гопода. Владимир КРУПИН ЦЕ РКОВ Ь И ОБЩЕ С Т В О Татьяна РЯБИНИНА Христианские уроки в духовном пространстве культуры 14-16 мая вМурманской детской юношеской библиотеке состоялась епархиальная творческая конференция «Православие. Творчество. Жизнь» Даже вооружившись труда ми по святоотеческой эсте тике, современный читатель, слушатель, зритель далеко НА ПРОТЯЖЕНИИ веков взаимоотношения мира Цер кви и мира культуры идилли ческими не были. Вспомним коллизию из «Жития препо добного отца нашего Иоанна Дамаскина», когда за созда ние надгробных тропарей ду ховник назначил Иоанну су ровую епитимью. Лишь явле ние Пречистой Девы Марии побудило старца ее отменить. И такое потрясение выпало на долю святого, стоявшего у истоков церковного пения и христианской эстетики! Что же тогда говорить о светском искусстве?! На нем нетрудно разглядеть печать греха, уже хотя бы потому, что, создавая свой художественный мир, автор соперничает с Творцом. Впрочем, справедливо ли говорить о соперничестве? Может быть, это синергия, соработничество художника с Богом? И плоды соработни- чества душеспасительны для многих тысяч людей? К счастью, теоретическое богословие давно уже пре одолело неприятие светского искусства, которое в первые века Христианства отличало Отцов-апологетов, живших в окружении языческой куль туры. Достаточно привести суждение о. Андрея Курае ва из книги «Школьное бого словие»: «В Эдеме культуры не было, и в Небесном Иеру салиме ее не будет. Но мы не находимся ни там, ни там. А значит — мы должны уметь жить в культуре, пользоваться культурой и создавать культу- РУ- Мир вторичных образов, мир культуры не только по рожден грехопадением; он дан для того, чтобы утешить падшего человека, чтобы до некоторой степени исцелить его». В Эдеме культуры не было, и в Небесном Иерусалиме ее не будет. Но мы не находимся ни там, ни там. А значит - мы должныуметь жить в культуре, пользоваться культурой и создавать культуру. О. Андрей Кураев Православная мораль отвергает все варианты неполноты и неисправности служения, независимо от того, в какой области - церковной, государственной, литературной - осуществляется оно, и достижение идеала, попытка идеального осуществления заложенных в человека способностей является тем знаком, по которому определяется правильность избранного пути. Николай Коняев Но проблема еще и в том, что искусство — не публи цистика, сложная система ху дожественных образов — не чистая риторика, и вдохнове ние, ниспосланное художни ку, может исходить как от Гос пода, таки от лукавого. А еще, как сказал автор «Цветов зла» Шарль Бодлер: «Поэзия —это перекличка сердец в лабирин тах судьбы» (в чем согласна я с декадентом несчастным, ро мантизировавшим порок). Так что одно и то же создание искусства для кого-то может стать шагом к спасению, а для кого-то — к искушению и соблазну. За примером дале ко ходить не стоит. В журнале «Фома» нашумевший роман Майи Кучерской «Бог дождя» не без основания осужден как «слезная псевдоистория про любовь послушника и прихо жанки» и отнесен к «бульвар ной прессе»; а кого-то он, воз можно, приведет в Церковь (разумеется, не за тем, от чего так мучилась героиня). не всегда уяснит потаенный, мистический смысл художес твенного произведения, по тому что язык искусства пос тоянно усложняется. (В свя зи с этим вспоминаю острый спор с участием выдающих ся богословов и авторитет ных искусствоведов, который шел на молодежной секции XIV Рождественских чтений по вопросу о духовной сути и миссионерском потенциале рок-музыки.) И вот когда в праздник Сре тения мне позвонила Надеж да Большакова и рассказа ла о подготовке творческой конференции «Православие. Творчество. Жизнь», я очень обрадовалась, что наша епар хия всерьез обратилась к теме, объединяющей богословие, эстетику и повседневную ре альность. Каковы критерии право славного искусства? Как от крыть духовный смысл худо жественного произведения читателям и зрителям, в мас се своей невоцерковленным? Насколько душеспаситель ным может быть обращение к литературе, музыке и театру в миссионерскойпрактике? Ка кие христианские уроки мож но извлекать из пространства культуры? Эти вопросы опре деляли ход состоявшейся 14- 15 мая конференции «Право славие. Творчество. Жизнь», основными мероприятиями которой стали пленарное за седание, «круглый стол» и представление Православно го театра Народной драмы из Санкт- Петербурга. Основополагающий доклад Началась конференция с молебна, который совершил о. Александр (Болдовский). Затем с теплым, проникно венным приветственным сло вом к собравшимся обрати лась Валентина Павловна Ма- хаева, директор областной де- тско-юношескойбиблиотеки, где и проходило наше мероп риятие. И вот, вдохновлен ные ее напутствием, мы слу шаем доклад Высокопреос- вященнейшего архиепископа Симона, основополагающий доклад, в котором обозначе ны ключевые проблемы на шего разговора и представлен канонический взгляд на про блему взаимодействия и взаи мопроникновения Правосла вия, творчества и жизни. Я не склонна к лести и подобост растию, но поверьте, невоз можно выразить в рациональ ных категориях всю неисчер паемую глубину выступления нашего владыки. Просто слу шаешь и чувствуешь: это Бо говдохновенное Слово! А по пытка перевести его на язык понятий, идей, тезисов чрева та упрощением и даже вульга ризацией. Но, мысленно попросив у владыки прощения, постара юсь все-таки «поверить ал геброй гармонию». Вначале архипастырь обратил наше внимание на круг аввы До рофея, в котором люди упо доблены солнечным лучам: чем они ближе к Солнцу (к Богу), тем ближе друг к дру гу Потом данную предпосыл ку развил в своем выступле нии Николай Михайлович Коняев. По его мнению, круг аввы Дорофея можно поло жить в основу православной критики. В соответствии с этим литературное произве дение, которое умножает бра толюбие, интерес к Родине, объединяет людей во имя ее судьбы, — православное. Отсылка к кругу аввы Доро фея помогла владыке убеди тельно раскрыть тезис о це лостности Православия: оно выступает целым по отноше нию к частям —католичест ву и протестантизму. Право славие как прославление Бо га воплощается в искусстве, ибо творчество — некая со кровенная духовная способ ность, свойство, дарованное людям Богом. Непременный фактор, определяющий твор чество человека, — свобода его духа. Реализуя эту свободу, чело век может вступать не толь ко в соработниче-ство с Бо гом, но и в совместный труд с лукавым. И владыка напом нил нам о первом убийце на Земле — Каине. (Кстати, искушение его Люцифером очень достоверно раскрыто в мистерии Байрона «Каин».) Но род человеческий про-ис- ходит не только от Каина, но и от третьего сына Адама и Евы —Сифа. Потомки Сифа именуются в Библии сына ми Божиими, потомки Каи на —сынами человеческими. В Каиновом роде продолжа лись братоубийства. А затем человечество вступило в по рочный круг жизни: как пов торное грехопадение в шес той книге Бытия представле но соединение детей Сифа с дочерьми из колена Каинова. Продолжениенастр.4-5 ■Ф-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz