Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.
ПАЛОМНИЧЕСТВО П ал ом ниче ская п о е зд ка в М уром , на р о д и н у защ итни ка земли р у с с к о й Ильи М уром ц а Мурманчане на Муроме... По Промыслу Божию в мае месяце этого года удалось нам, группе паломников из Мурманска, совершить уди вительную поездку по свя тым местам нашей страны. И, если изначально путешес твие планировалось с посе щением Сергиевого Посада и Дивеево, то в ходе организа ции Господь позволил значи тельно расширить програм му. Так мы посетили старин ный город Муром и ознако мились с его святынями. Муром запомнился инте ресной встречей с удивитель ным человеком —Еленой Ни колаевной Смугаловой, на шим гидом, которая щедро делилась с нами своей любо вью к родному городу. Древ ний Муром раскинут на ле вом берегу красивейшей реки Оки, и некогда располагался на границе русского государс тва, долгие годы оставаясь пограничным форпостом, за щищавшим восточные рубе жи России от многочислен ных недругов. Именно здесь, на муромщине, собирались дружины для битвы с врагами. Здесь родился былинный бо гатырь, защитник земли Рус ской —Илья Муромец. А кто не помнит о болезни его, длившейся ровно 30 пет и три года и его чу десное исцеление странствую щими старцами? Вспоминает ся и его битва с Соловьем-Раз- бойником и служба у киевского князя Владимира Красно Сол нышко. А еще знаменитый ка мень, чтостоялнаперекрестке трех дорог с надписью: по пер вой дороге поедешь — будешь убит, по второй — женат, по третьей — богат. Поехал Илья по дороге смерти, с раз бойниками встретился, побе дил их. Затем по второй, ско рую женитьбу обещающей, и со злой колдуньей и ее дочерью расправился. Из плена их 40 ца рей, 40 царевичей, 40 королей и 40королевичей вызволил. Снова к придорожному камню возвра тился, пошелподороге, сулящей богатство, и действительно, в подземелье клад нашел. На де ньги эти церковь построил, где покой свой и нашел. Как же перекликается правда с былью, и сложно уже разделить исторические фак ты и вымысел. С замирающим сердцем мы слушаем рассказ о былинном богатыре Илье Му ромце. Восхищаемся его си лой, подвигами ради любви к родной земле. Не знаю, как для остальных паломников, но для меня было открытием, что былинный богатырь на склоне лет, оказывается, в мо настырь ушел и впоследствии к лику святых причислен был. В обители преподобный мо лился, вел аскетический образ жизни. Но окончательно уйти от мира будущему святому не удалось, ибо требовалась его богатырская сила для защиты обители от врагов. Об этом же свидетельствуют и данные на учного исследования. В конце 1980-го сотрудни ками кафедры судебной меди цины Киевского медицинско го университета были исследо ваны останки Ильи Муромца, находящиеся в Киево-Печер ской Лавре. Они пришли к за ключению, что богатырь умер в результате смертельного уда ра, нанесенного в область сер дца, вероятнее всего, копь ем. Установлено, что рост его 177 см, а погиб он в возрасте 55 лет. В то время средний воз раст мужчин составлял 50 лет, а средний рост был 150 см. Потрясла еще одна древняя легенда, связанная с муромс кими святыми преподобным князем Пе,тром и княгиней Февронией — покровителях брака и супружеского благо получия. Кроме того, что их связывала неземная любовь, что умерли они в один день, мало кто знал из нас подроб ности их жизни. Б ыло это давным-давно, в X III веке. Правил тог да Муромом благоверный князь Павел. И случилась в его семье беда, повадился летать к женетогокнязя дляблуда змей, принимая образ Павла. А жена взяла и призналась мужу. Дол го думал Павел, как справить ся с нечистью. И посоветовал, во время любовных утех вы ведать, знает ли змей, от чего можетумереть. Змейипробол- тался:«Смертьмнесужденоот Петрова плеча и от Агрикова меча». Князь в недоумении стал советоваться с братом Пет ром, а тот догадался, что это ему суждено стать судьей змея страшного. Толькоодносмуща ло князя — ничего он не знал об Агриковом мече. Пришел помо литься вхрам, ипослал ему Гос подь отрока, указавшегоместо в алтарной стене, где в щели между плитами князь и нашел Агриков меч. Сразил змея, да не уберегся, забрызгал тот побе дителя кровью, и места, куда попала она, покрылись струпь ями да язвами. Никто не знал, как лечить его, только в Ря занской земле и нашлась юная девушка, красоты и ума боль шого, согласившаяся князю по мочь. Заживила язвы князюш- ке, думала он ее замуж возь мет, да не взял. Однако, вскоре вернулся к Февронье с болячкой своей, понял, что это воля Все вышнего, взял девушку в жены, и стали они жить в любви и со гласии. Когда же время пришло выбиратьмежду властью илю бовью, выбралилюбовь. Прошли все испытания, не озлобились, в Муром вернулись и княжи ли до старости, а затем разо шлись по монастырям. А время пришло — умерли в один день и один час, и по смерти своей яв ляли чудеса. Не захотели люди выполнить их последнюю про сьбу, похоронить в одномгробу с тонкойперегородкой. Положи ли в отдельные гробы, да еще в храмахразных, а наутро нашли их вместе лежащими в приго товленном ими гробу. Видимо, грешна природа человеческая, опять разъединила их. Только, когда и на следующее утро они снова оказались вместе в одном гробу, оставили в покое. Удиви тельно красивая легенда. Мы приложились к раке с их святыми мощами в Свято- Троицком женском монасты ре, к мироточащей иконе, сде ланной из крышки их гроба в Благовещенском мужском монастыре. Смотрела я на ли ца людей, с надеждою устре мивших взгляд на икону пре подобных Петра и Февронии, видела их шепчущие молитву губы, и понимала, как всем нам не хватает любви и пони мания. Как каждый из нас меч тает о своем Петре или Февро нии, и если уж не для себя, то хотя бы для своих детей. Напоследок Елена Нико лаевна спросила, хотели бы мы помолиться за своих чад и за их трудоустройство. Такое желание появилось у многих, и мы поехали в Свято-Вос кресенский женский монас тырь. Живут здесь три мо нахини и батюшка, которые были так ошарашены нашим появлением, что даже расте рялись, от такого избытка же лающих заказать молебны за их проблемных и нетрудоуст роенных чад. Впервые монас тырь упоминается в летописи за 1566 год. В 1764 году он уп раздняется, храмы обращают ся в приходские, атерритория монастыря в городское клад бище. После революции за крывают и приход, колокола сбрасывают, храмы оскверня ют, кладбище уничтожают. С ужасом слушали мы рассказ о том, как выбрасывались мо гильные плиты, как сравни вались и утаптывались моги лы, и на этом месте строили школу и спортивную площад ку. В Воскресенском собо ре располагался боксерский ринг и спортивные тренаже ры. Под колокольней устрое на сауна. Но, слава Богу, в 1998 году Воскресенский женский монастырь официально пере дается Православной церкви. Главными святынями его яв ляются: образ Пресвятой Бо городицы «Всех скорбящих радость», икона Николая Чу дотворца, освященная на его мощах в городе Бари, ико на святителя Митрофана Во ронежского, которому и мо лятся о детях, икона Феодо ра Санаксарского, преподоб- ноисповедника Александра Санаксарского, св. Феодора Ушакова с частицами мощей, ковчег с частицами мощей Владимирских и Суздальских святых. Вот и подошел к концу мой рассказ об удивительном городе Муроме из очередной паломнической поездки. На деюсь, что моя статья помо жет кому-то при подготовке к поездке своей. В любом слу чае, пусть хранит вас Господь на всех путях-дорогах, и па ломников, и работников па ломнической службы. Светлана СУХАРЕВСКАЯ ДЕРЕВЯННОЕ изображение святого выполнено вполную величину, согласно полученным антропологическим данным. Влевой кисти, сделанной из чистого серебра, находится частичка его мощей, сами же мощи находятся в Спасо-Преображенском мужском монастыре. День памяти Ильи Муромца 1января.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz