Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.
10 № 5-6, ИЮНЬ 2008 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Ш III Щ ш ІУЙ ЩТ!Д Школа благочестия учит душевной щедрости. Щедрость Божия - влюбви к грешникам и скорбящим. Щедрость православного лишена тщеславия. э К> ю Эгоисты-себялюбцы думают только о себе. Эх Вы, ведь это вас погубит. Господь сопутствовал Дуке и Клеопе, шедшим вЭммаус. Экономия - не скупость. КОЛЫБ ЕЛ ЬНАЯ Баю-бай, баю-бай, ничего больше не «бай», «Богородицу» читай. Богородица Богу молится. Они доченьку нам дали, под окошко принесли: «Нате вам доченьку. Самую хорошую. Вы водитеся с ней, Вы водитеся, не ленитеся». Я я я Язычники уязвляли Христа. Терпи язвы душевные и - телесные. Владимир КРУП И Н ________________________ ГАЗЕТА И ЕЕ Ч И Т А Т Е Л И ________________ «Православная газета» сегодня: за и против Вэтом году «Миссионерская Православная газета» Мурманской и Мончегорской епархии отмечает десятилетие ИЗДАНИЕ вступило в доста точно серьезный для перио дического издания возраст, когда позади осталась пора поисков своего лица и своего места в епархиальной жизни. За это время по Промыслу Бо- жию сменилось несколько ре дакторов; каждый из них вно сил в «Православную газету» свои неповторимые оттенки и полутона, но неизменным ос тавалось предназначение га зеты: отражая мир Правосла вия во всей его глубине и мно гообразии, она служит про водником ко Христу. Вот уже скоро год, как «Православную газету» редак тирует Надежда Большакова, яркий и самобытный проза ик, общественный деятель, организатор двух последних Славянских Ходов. Тех, кто наивно полагает, что редак торская должность —это по чет и привилегии, хочу разо чаровать. Это, прежде всего, колоссальный труд и исклю чительная ответственность. Не стремилась Надежда Пав ловна взваливать на себя та кую ношу, но у Господа свой замысел о каждом. Симво лично, что сразу два архиерея благословили Надежду Боль шакову на редакторское слу жение: наш владыка Симон и владыка Георгий, архиепис коп Нижегородский и Арза масский. И тогда со свойс твенными ей пассионарной энергией, творческим азар том и неиссякаемым запасом идей Надежда Павловна взя лась за выпуск главного епар хиального издания. Уважаемые читатели, на верное, выуже почувствовали, как изменилась «Православ ная газета» с приходом ново го редактора. Но чтобы уяс нить глубинный смысл этих перемен и увидеть перспекти вы развития газеты, я решила задать Надежде Большаковой несколько вопросов. - Н адеж да Павловна, хоть я и воспринимаю внесенные Вами в газету изменения как безуслов ный позитив, начну с «лож ки дегтя». Лично мне приходилось слышать высказывания некоторых прихо жан относительно того, что газета ста ла б о лее светской и, соответс твенно, менее духовной. Как бы Вы прокомментировали подобные суж дения? — Я с огромным уважени ем отношусь к благочестивым прихожанам, высказываю щим подобную точку зрения, потому что прекрасно пони маю: человеку, находящемуся на достаточно высоком уров не духовного развития кажет ся неинтересным и даже гре ховным то, что происходит в мирской жизни. Я бы сове товала этим братьям и сест рам обращаться к «Журналу Московской Патриархии» и другим изданиям, сориенти рованным на глубоко воцер- ковленного читателя, а, пе релистывая нашу газету, оста навливаться на публикациях из святоотеческой литерату ры, на материалах, написан ных священнослужителями, на печатных выступлениях правящего архиерея. Это на правление всегда составляло и будет составлять стержень издания, иначе мы бы прос то не имели права называться «Православной газетой». Но, дорогие братья и сес тры, упрекающие коллектив создателей газеты в ее «об мирщении», хочу обратить ваше внимание на два обсто ятельства, словесно обозна ченные уже на первой стра нице нашего издания. Во- первых, газета «издается по благословению Высокопре- освященнейшего Симона ар хиепископа Мурманского и Мончегорского». Наверное, не стоит объяснять, что архи ерей обладает апостольской преемственностью, и его бла гословение —это не формаль ность, оно несет в себе вы сший сакральный смысл. Тем более что, смею вас заверить, владыка очень вниматель но читает каждый мате-риал, предлагаемый к публикации, что-то отклоняет, а где-то вносит свои правки. Иногда Владыка допускает публика цию статей, уровень которых представляется пограничным между светским и духовным восприятием мира. И тем са мым он призывает читателей, отказавшись от фарисейского восприятия мира, глубже ви деть духовную суть вещей. Второе обстоятельство скрыто в самом названии «Миссионерская Право славная газета». Христианс кая миссия обращена не толь ко к тем, кто уже встал на путь спасения, а, в первую очередь, к тем, кто ищет путь ко Хрис ту и даже, может быть, сейчас далек от Бога. Но милосердие Божие беспредельно. Ведь Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасать грешников. Поэтому и наша миссия обращена не только к праведникам, не только к бла гочестивым прихожанам. Мне бы хотелось, чтобы у нашей газеты была очень ши рокая аудитория. Чтобы ею интересовались не только во- церковленные люди, но и аг ностики, и даже атеисты. Что бы ее читали и в кабинетах об ластной администрации, и в колониях Ревды и Мурмашей. Чтобы над ней задумывались и представители творческой интеллигенции, многие из ко торых до сих пор считают, что с Богом можно общаться без посредника в лице Церкви; и тинейджеры, которых изго няют из Храма чересчур ре тивые старушки; и даже пред ставители иных вер и конфес сий, немало которых живет в нашей многонациональной области. И тогда наша газета будет в полной мере выпол нять свое высокое предназна чение —объединять людей во Славу Божию. - Расширение читательской аудитории закономерно пр едпо лагает расширение круга тем и проблем , поднимаемых газетой. П ож алуй, ключевой в последни х шести номерах ста ла тематика и с кусства. Литература, театр, музы ка, живопись - все эти направле ния на страницах газеты представ лены достаточно рельеф но, что мо ж ет вызвать упреки в чрезмерной «эстетизации» издания. Но такая тенденция тож е, наверное, имеет духовные основания? — Здесь можно говорить и о духовных, и о социаль но-культурных предпосыл ках. Последние связаны как раз с особенностями русско го менталитета. Вспомним, по легенде о выборе веры из «Повести временныхлет», что больше всего поразило пос лов князя Владимира в Конс тантинополе. Красота и пыш ность богослужения в Соборе св. Софии, то есть эстетика литургии! Эмоционально-эс- тетическая составляющая в русской ментальности прояв лена гораздо сильнее, чем ра ционально-логическая. Мы воспринимаем Бога, прежде всего, сердцем, а не умом. По этому в газете так много ма териалов об искусстве — о подлинно духовном искус стве, которое обращает серд ца людей ко Христу. Статьи о мурманских писателях и по этах, о спектаклях областно го драмтеатра, о творчестве уже состоявшихся художни ков и совсем юных живопис цев из Мончегорской школы искусств — они не идут враз рез со святоотеческой эстети кой. Скорее наоборот: они от крывают красоту и многооб разие мира —как дар Божий, они учат разграничивать доб ро и зло, они говорят о высо ком предназначении худож ника, о его соработничестве со Творцом. Во всем этом про сматривается духовно-про- светительская миссия газеты. - По этом у поводу еще одна «лож ка дегтя» (к счастью , п о с ле д няя, по крайней мере, на с е го д няшний день). Весьма неоднознач ные мнения вызвала Ваша статья в первом за 2008 год номере газеты. Э то рецензия на спектакль М ур манского областного драм теат- . ра «Простая история», спектакль, в котором присутствует достаточно спорный образ свиньи-ангела. Ре акция некоторых прихожан на с та тью приблизительно такая: то, что на подм остках драм театра появ ляется подобный персонаж - еще полбеды , но когда на страницах «Православной газеты» фигурирует «свинья-ангел» - это уж точно «п о с ледние времена наступили». Я не разделяю пессимизма и максима лизма подобных суж дений, свин ки, согласитесь, все-таки милые животные - не змеи, не крокодилы . Но такая точка зрения сущ ествует и мимо нее нельзя пройти. — Я уже не раз выслуши вала по этому поводу критику и в свой адрес, и в адрес «сви ньи-ангела», но хочу обратить внимание наших читателей на следующие моменты. Во- первых, в том же номере газе ты приводились выдержки из работы свт. Луки (Войно-Ясе- нецкого), в которой богослов ски обосновывалось наличие души у всего в природе. У жи вотных отсутствует то, что по- гречески называется «нус», то есть «дух» или «ум», но при сутствует «психи» — то есть «душа». Во-вторых, вспом ним песнопение «Всякое ды хание да хвалит Господа» и посмотрим на свинью с боль шей симпатией, ведь ее дыха ние тоже хвалит Господа. И, наконец, выскажу свое убеж дение: Господь щедр на пара доксы. Если, как мы помним из Евангелия, Иисус вселил бесов в стадо свиней, то ус ловность театрального дейс тва позволяет допустить и вселение Господом ангела в свинью. А в общем-то, я прос то рекомендовала бы крити кам «свиньи-ангела» пойти и посмотреть в нашем театре светлый и добрый спектакль «Простая история», после че го их мнение о «свинье-анге- ле» может измениться. В заключение хочется ис кренне поблагодарить и кри тиков, и доброжелателей газе ты. Обостренная реакция на ее публикации свидетельству ет о том, что главное епархи альное издание не оставляет людей равнодушными, «теп лохладными». Конечно, в га зете не все идеально, но она находится в процессе разви тия, в процессе совершенс твования. И я хочу пригласить вас всех, братья и сестры, к творческому сотрудничеству с «Православной газетой». Беседовала Татьяна РЯБИНИНА P.S. Прекрасный повод для читателя порассуждать дает высказывание автора статьи на стр. 5 данного но мера о том, насколько кор ректно говорить о «брани» дьявола с Богом в человечес ких сердцах. Архиепископ Симон.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz