Миссионерская православная газета. 2008 г. № 5-6. Июнь.

10 № 5-6, ИЮНЬ 2008 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Ш III Щ ш ІУЙ ЩТ!Д Школа благочестия учит душевной щедрости. Щедрость Божия - влюбви к грешникам и скорбящим. Щедрость православного лишена тщеславия. э К> ю Эгоисты-себялюбцы думают только о себе. Эх Вы, ведь это вас погубит. Господь сопутствовал Дуке и Клеопе, шедшим вЭммаус. Экономия - не скупость. КОЛЫБ ЕЛ ЬНАЯ Баю-бай, баю-бай, ничего больше не «бай», «Богородицу» читай. Богородица Богу молится. Они доченьку нам дали, под окошко принесли: «Нате вам доченьку. Самую хорошую. Вы водитеся с ней, Вы водитеся, не ленитеся». Я я я Язычники уязвляли Христа. Терпи язвы душевные и - телесные. Владимир КРУП И Н ________________________ ГАЗЕТА И ЕЕ Ч И Т А Т Е Л И ________________ «Православная газета» сегодня: за и против Вэтом году «Миссионерская Православная газета» Мурманской и Мончегорской епархии отмечает десятилетие ИЗДАНИЕ вступило в доста­ точно серьезный для перио­ дического издания возраст, когда позади осталась пора поисков своего лица и своего места в епархиальной жизни. За это время по Промыслу Бо- жию сменилось несколько ре­ дакторов; каждый из них вно­ сил в «Православную газету» свои неповторимые оттенки и полутона, но неизменным ос­ тавалось предназначение га­ зеты: отражая мир Правосла­ вия во всей его глубине и мно­ гообразии, она служит про­ водником ко Христу. Вот уже скоро год, как «Православную газету» редак­ тирует Надежда Большакова, яркий и самобытный проза­ ик, общественный деятель, организатор двух последних Славянских Ходов. Тех, кто наивно полагает, что редак­ торская должность —это по­ чет и привилегии, хочу разо­ чаровать. Это, прежде всего, колоссальный труд и исклю­ чительная ответственность. Не стремилась Надежда Пав­ ловна взваливать на себя та­ кую ношу, но у Господа свой замысел о каждом. Симво­ лично, что сразу два архиерея благословили Надежду Боль­ шакову на редакторское слу­ жение: наш владыка Симон и владыка Георгий, архиепис­ коп Нижегородский и Арза­ масский. И тогда со свойс­ твенными ей пассионарной энергией, творческим азар­ том и неиссякаемым запасом идей Надежда Павловна взя­ лась за выпуск главного епар­ хиального издания. Уважаемые читатели, на­ верное, выуже почувствовали, как изменилась «Православ­ ная газета» с приходом ново­ го редактора. Но чтобы уяс­ нить глубинный смысл этих перемен и увидеть перспекти­ вы развития газеты, я решила задать Надежде Большаковой несколько вопросов. - Н адеж да Павловна, хоть я и воспринимаю внесенные Вами в газету изменения как безуслов­ ный позитив, начну с «лож ки дегтя». Лично мне приходилось слышать высказывания некоторых прихо­ жан относительно того, что газета ста ла б о лее светской и, соответс­ твенно, менее духовной. Как бы Вы прокомментировали подобные суж дения? — Я с огромным уважени­ ем отношусь к благочестивым прихожанам, высказываю­ щим подобную точку зрения, потому что прекрасно пони­ маю: человеку, находящемуся на достаточно высоком уров­ не духовного развития кажет­ ся неинтересным и даже гре­ ховным то, что происходит в мирской жизни. Я бы сове­ товала этим братьям и сест­ рам обращаться к «Журналу Московской Патриархии» и другим изданиям, сориенти­ рованным на глубоко воцер- ковленного читателя, а, пе­ релистывая нашу газету, оста­ навливаться на публикациях из святоотеческой литерату­ ры, на материалах, написан­ ных священнослужителями, на печатных выступлениях правящего архиерея. Это на­ правление всегда составляло и будет составлять стержень издания, иначе мы бы прос­ то не имели права называться «Православной газетой». Но, дорогие братья и сес­ тры, упрекающие коллектив создателей газеты в ее «об­ мирщении», хочу обратить ваше внимание на два обсто­ ятельства, словесно обозна­ ченные уже на первой стра­ нице нашего издания. Во- первых, газета «издается по благословению Высокопре- освященнейшего Симона ар­ хиепископа Мурманского и Мончегорского». Наверное, не стоит объяснять, что архи­ ерей обладает апостольской преемственностью, и его бла­ гословение —это не формаль­ ность, оно несет в себе вы­ сший сакральный смысл. Тем более что, смею вас заверить, владыка очень вниматель­ но читает каждый мате-риал, предлагаемый к публикации, что-то отклоняет, а где-то вносит свои правки. Иногда Владыка допускает публика­ цию статей, уровень которых представляется пограничным между светским и духовным восприятием мира. И тем са­ мым он призывает читателей, отказавшись от фарисейского восприятия мира, глубже ви­ деть духовную суть вещей. Второе обстоятельство скрыто в самом названии «Миссионерская Право­ славная газета». Христианс­ кая миссия обращена не толь­ ко к тем, кто уже встал на путь спасения, а, в первую очередь, к тем, кто ищет путь ко Хрис­ ту и даже, может быть, сейчас далек от Бога. Но милосердие Божие беспредельно. Ведь Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасать грешников. Поэтому и наша миссия обращена не только к праведникам, не только к бла­ гочестивым прихожанам. Мне бы хотелось, чтобы у нашей газеты была очень ши­ рокая аудитория. Чтобы ею интересовались не только во- церковленные люди, но и аг­ ностики, и даже атеисты. Что­ бы ее читали и в кабинетах об­ ластной администрации, и в колониях Ревды и Мурмашей. Чтобы над ней задумывались и представители творческой интеллигенции, многие из ко­ торых до сих пор считают, что с Богом можно общаться без посредника в лице Церкви; и тинейджеры, которых изго­ няют из Храма чересчур ре­ тивые старушки; и даже пред­ ставители иных вер и конфес­ сий, немало которых живет в нашей многонациональной области. И тогда наша газета будет в полной мере выпол­ нять свое высокое предназна­ чение —объединять людей во Славу Божию. - Расширение читательской аудитории закономерно пр едпо­ лагает расширение круга тем и проблем , поднимаемых газетой. П ож алуй, ключевой в последни х шести номерах ста ла тематика и с ­ кусства. Литература, театр, музы­ ка, живопись - все эти направле­ ния на страницах газеты представ­ лены достаточно рельеф но, что мо­ ж ет вызвать упреки в чрезмерной «эстетизации» издания. Но такая тенденция тож е, наверное, имеет духовные основания? — Здесь можно говорить и о духовных, и о социаль­ но-культурных предпосыл­ ках. Последние связаны как раз с особенностями русско­ го менталитета. Вспомним, по легенде о выборе веры из «Повести временныхлет», что больше всего поразило пос­ лов князя Владимира в Конс­ тантинополе. Красота и пыш­ ность богослужения в Соборе св. Софии, то есть эстетика литургии! Эмоционально-эс- тетическая составляющая в русской ментальности прояв­ лена гораздо сильнее, чем ра­ ционально-логическая. Мы воспринимаем Бога, прежде всего, сердцем, а не умом. По­ этому в газете так много ма­ териалов об искусстве — о подлинно духовном искус­ стве, которое обращает серд­ ца людей ко Христу. Статьи о мурманских писателях и по­ этах, о спектаклях областно­ го драмтеатра, о творчестве уже состоявшихся художни­ ков и совсем юных живопис­ цев из Мончегорской школы искусств — они не идут враз­ рез со святоотеческой эстети­ кой. Скорее наоборот: они от­ крывают красоту и многооб­ разие мира —как дар Божий, они учат разграничивать доб­ ро и зло, они говорят о высо­ ком предназначении худож­ ника, о его соработничестве со Творцом. Во всем этом про­ сматривается духовно-про- светительская миссия газеты. - По этом у поводу еще одна «лож ка дегтя» (к счастью , п о с ле д­ няя, по крайней мере, на с е го д­ няшний день). Весьма неоднознач­ ные мнения вызвала Ваша статья в первом за 2008 год номере газеты. Э то рецензия на спектакль М ур­ манского областного драм теат- . ра «Простая история», спектакль, в котором присутствует достаточно спорный образ свиньи-ангела. Ре­ акция некоторых прихожан на с та ­ тью приблизительно такая: то, что на подм остках драм театра появ­ ляется подобный персонаж - еще полбеды , но когда на страницах «Православной газеты» фигурирует «свинья-ангел» - это уж точно «п о с­ ледние времена наступили». Я не разделяю пессимизма и максима­ лизма подобных суж дений, свин­ ки, согласитесь, все-таки милые животные - не змеи, не крокодилы . Но такая точка зрения сущ ествует и мимо нее нельзя пройти. — Я уже не раз выслуши­ вала по этому поводу критику и в свой адрес, и в адрес «сви­ ньи-ангела», но хочу обратить внимание наших читателей на следующие моменты. Во- первых, в том же номере газе­ ты приводились выдержки из работы свт. Луки (Войно-Ясе- нецкого), в которой богослов­ ски обосновывалось наличие души у всего в природе. У жи ­ вотных отсутствует то, что по- гречески называется «нус», то есть «дух» или «ум», но при­ сутствует «психи» — то есть «душа». Во-вторых, вспом­ ним песнопение «Всякое ды­ хание да хвалит Господа» и посмотрим на свинью с боль­ шей симпатией, ведь ее дыха­ ние тоже хвалит Господа. И, наконец, выскажу свое убеж­ дение: Господь щедр на пара­ доксы. Если, как мы помним из Евангелия, Иисус вселил бесов в стадо свиней, то ус­ ловность театрального дейс­ тва позволяет допустить и вселение Господом ангела в свинью. А в общем-то, я прос­ то рекомендовала бы крити­ кам «свиньи-ангела» пойти и посмотреть в нашем театре светлый и добрый спектакль «Простая история», после че­ го их мнение о «свинье-анге- ле» может измениться. В заключение хочется ис­ кренне поблагодарить и кри­ тиков, и доброжелателей газе­ ты. Обостренная реакция на ее публикации свидетельству­ ет о том, что главное епархи­ альное издание не оставляет людей равнодушными, «теп­ лохладными». Конечно, в га­ зете не все идеально, но она находится в процессе разви­ тия, в процессе совершенс­ твования. И я хочу пригласить вас всех, братья и сестры, к творческому сотрудничеству с «Православной газетой». Беседовала Татьяна РЯБИНИНА P.S. Прекрасный повод для читателя порассуждать дает высказывание автора статьи на стр. 5 данного но­ мера о том, насколько кор­ ректно говорить о «брани» дьявола с Богом в человечес­ ких сердцах. Архиепископ Симон.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz