Миссионерская православная газета. 2008 г. № 11-12. Декабрь.
№ 11-12, Д Е К А Б Р Ь 2008 ОБ Р А З О В АНИ Е Миссионерская деятельность и катехизация Собирать сокровища вечные, реализуя истинное предназначение Сегодня уже никого не нуж но убеждать в необходимос ти образования, обычного, светского образования; сов ременный человек считает его неотъемлемой частью своей жизни, однако это убеждение прививалось людям веками, до тех пор, пока не стало естес твенной составляющей жизни любого общества. Почему уделяя так много внимания временному, мы не шшшяшшшяшаашшашашшяшшшт БОЛЬШУЮ часть своей жизни человек отдает учебе: школа, техникум, ВУЗ, разнообразные курсы, специализации, семинары. Нас учат держать в руках ложку, соблюдать правила гигиены, оказывать первую помощь пострадавшим, водить автомобиль и многое другое. Но все эти навыки, умения и способности, при всей их несомненной важности, не дают главного для человека - они не способны защитить бессмертную человеческую душу, бессильны перед пустотой и угнетением, которые неизбежно, рано или поздно, накрывают всякого человека, Илья Владимирович ВАНЮХИН, сотрудник миссионерского отдела Мурманской и Мончегорской епархии стремимся собирать сокрови ща вечные, развивать таланты и духовные дарования, помо гающие обрести и реализовать истинное предназначение че ловека на земле? К сожалению, многие лю ди, посещающие храмы, не задумываются о том, для че го они рождены в этот мир, в чем состоит это предназначе ние, определенное Творцом для каждого, прежде создания мира. Они живут как язычни ки, с той лишь разницей, что по воскресеньям ходят в храм, начинают и оканчивают день молитвой, периодически, не реже одного раза в месяц при чащаются. Этому большинс тву наших соотечественников, ассоциирующим себя с право славной традицией, важно по мочь увидеть разницу между христианским и мирским вос приятием мира, помочь об рести мировоззренческую ос нову, тот фундамент, который стал бы для них опорой, по могающей обрести истинный смысл и осознать значимость их собственной жизни. Это просветительское дело и должно стать одной из важ нейших задач катехизации, являющейся составной и не отъемлемой частью миссио нерского служения церкви. На XV Рождественских чтениях, проходивших в Москве, С в я тейший Патриарх Алексий II, говоря о роли и значении ка техизации, сказал: «Вера ста ла действительно немаловаж ной составляющей жизни де сятков миллионов россиян», отмечая при этом, что «боль шинство нынешних россиян по-прежнему не имеет глубо ких познаний об истинах оте ческой веры, далеко отстоит от активного, всецелого учас тия в церковной жизни». Как бы по-разному мы не определяли задачи катехиза ции, у них есть общая цель. И цель эта —воспитание людей. Необходимо изменить мыш ление людей, заложить ду ховный фундамент сознания. Привить не только навыки различения добра и зла, но и способность видеть благое, не доброе, а именно благое. На учить людей, не просто иног да задумываться о Боге, о Его роли и месте’в жизни личнос ти, но помочь им обрести спо собность буквально дышать Богом. Ангел Божий возвещая праведному Захарии о рожде нии сына 'Иоанна, ставшего Крестителем, так сформули ровал Волю Божию о главной задаче этого пророка на зем ле: «...возвратить сердца от цов детям, и непокорным об раз мыслей праведников, да бы представить Богу народ приготовленный». Любой че ловек, любой народ обретает способность воспринимать волю Божию по отношению к собственной жизни только после того, как его сознание, его разум, его «образ мыслей», или, выражаясь современным языком , «принципы его мыш ления» приходят в соответс твие с образом, принципом мышления праведника. А это подразумевает совершенно иной взгляд на окружающую нас действительность. Мир диктует нам свои условия, пы тается привить христианам свои ценности, свои взгляды на общество, семью, мораль, грех, праведность. Правед ность, в понимании многих верующих — это неделание греха и делание хороших, доб рых дел, но разве мало неверу ющих творящих добрые дела, ведущих образцовый, с точки зрения нравственности, образ жизни, что отнюдь не мешает им быть богоборцами. У христианина человека и мирского разные отправные точки действий, поступков, помыслов, а потому не добро и зло являются критериями и мерилами праведной жизни, но знание и исполнение во ли Божией. В Эдеме, как из вестно, человеку была дана свобода выбирать, и выбирал он не между добром и злом, а между познанием добра и зла с одной стороны и Божест венной Жизнью, находящей ся выше не только зла, но и добра —с другой. Князь это го мира никогда не предлагает нравственному человеку аб солютное зло, он предлагает ему быть добрым и терпимым, и именно через это, обманом, лишает его Благодати. Креще ный человек обретает неви данный Дар Божий — новую, вечную жизнь. Он уже явля ется новым творением, для которого все прошлые гре хи прощены и забыты, но ра зум его остается прежним, и он нуждается в обновлении и преображении. Именно к это му и призывает нас апостол Христов: «...не сообразуйтесь с веком этим, но преобразуй тесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Улюдей приходящих в наши храмы, всегда есть множест во вопросов, и оставить их без внимания мы просто не име ем права. Православная цер ковь, хотя и является родной для многих наших соотечест венников, однако, часто, они имеют о ней весьма искажен ное представление. К исправ лению этой ситуации призва но приходское консультиро вание (являющееся важной составной частью миссионер ской деятельности), необхо димость в котором, на сегод няшний момент, осознают практически все настоятели храмов. На многих приходах епархии уже сегодня есть под готовленные люди, прошед шие обучение на Свято-Фе- одоритовских епархиальных курсах, готовые помочь лю дям в их первых шагах в Пра вославии. При этом мы осознаем, что очень мало просто дать от веты на интересующие воп росы, необходимо научить людей думать категориями праведности. Нужно научить христианина задавать себе са мому вопросы о себе самом и честно отвечать на них. Нуж но не просто читать Еванге лие, но вникать в содержи мое Священного Писания. И только постоянство в этом благом деле откроет нам путь к спасению. Апостол Павел в своем послании к Тимофею сформулировал так эти о с новные принципы катехиза ции: «вникай всебя и вучение и занимайся сим постоянно, поступая так спасешь и себя, и слушающих тебя». А это уже следующий этап миссионер ской деятельности Церкви, следующая ступень, но уже для воцерковленного чело века. С этой задачей успешно справляются действующие на наших приходах школы для прихожан. Таким образом, на приходах современной Церкви Христо вой, миссионерская деятель ность осуществляется в не сколько этапов: — внешняя миссионерская деятельность,осуществляемая Церковью в тюрьмах, больни цах, школах, исправительных учреждениях, детских домах, домах престарелых и т.д; —приходское консультиро вание, призванное помочь но воначальным; — приходские катехизатор ские курсы или школы для взрослых, здесь же следует упомянуть воскресные школы для детей и молодежные слу жения, необходимые для бу дущего Церкви. Говоря об этапах миссио нерской деятельности, нельзя не сказать о различных уров нях миссионерского служе ния Церкви. Различаются несколько та ких уровней: — прежде всего, это обще церковная миссионерская де ятельность, призванная ука зывать общее направление ка техизаторской деятельности приходов, с учетом изменений происходящих в обществе и стране в целом. Именно обще церковная катехизация рас ставляет те ключевые акценты христианского воспитания, которые помогают христиа нину, невзирая на столь быс тро меняющиеся нормы мо рали приобрести и сохранить навыки праведности; —следующим уровнем про светительской деятельности является епархиальная кате хизация. В Мурманской и Мончегор ской епархии к этому призва ны курсы возглавляемые Туч ковым Антоном Ивановичем, действующие по благослове нию и под руководством пра вящего архиерея владыки С и мона. Преподаватели и руко водители этих курсов не толь ко готовят катехизаторов для приходов, но и занимаются разработкой общей концеп ции и частной направленнос ти приходских катехизаторс ких школ, которые и являются следующим и основным уров нем катехизации. Служение миссионерства и катехизации в Церкви Хрис товой можно уподобить ма яку, который указывает на правление тем, кто уже стоит на пути спасения. Но дело это, как всякое дело Божие, требу ет серьезного, вдумчивого мо литвенного подхода. Любой человек, любой народ, обретает способность воспринимать волю Божию по отношению к собственной жизни, когда его сознание и разум приходят в соответствие с образом, принципом мышления праведника
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz