Миссионерская православная газета. 2008 г. № 11-12. Декабрь.

№ 11-12, Д Е К А Б Р Ь 2008 ОБ Р А З О В АНИ Е Миссионерская деятельность и катехизация Собирать сокровища вечные, реализуя истинное предназначение Сегодня уже никого не нуж­ но убеждать в необходимос­ ти образования, обычного, светского образования; сов­ ременный человек считает его неотъемлемой частью своей жизни, однако это убеждение прививалось людям веками, до тех пор, пока не стало естес­ твенной составляющей жизни любого общества. Почему уделяя так много внимания временному, мы не шшшяшшшяшаашшашашшяшшшт БОЛЬШУЮ часть своей жизни человек отдает учебе: школа, техникум, ВУЗ, разнообразные курсы, специализации, семинары. Нас учат держать в руках ложку, соблюдать правила гигиены, оказывать первую помощь пострадавшим, водить автомобиль и многое другое. Но все эти навыки, умения и способности, при всей их несомненной важности, не дают главного для человека - они не способны защитить бессмертную человеческую душу, бессильны перед пустотой и угнетением, которые неизбежно, рано или поздно, накрывают всякого человека, Илья Владимирович ВАНЮХИН, сотрудник миссионерского отдела Мурманской и Мончегорской епархии стремимся собирать сокрови­ ща вечные, развивать таланты и духовные дарования, помо­ гающие обрести и реализовать истинное предназначение че­ ловека на земле? К сожалению, многие лю ­ ди, посещающие храмы, не задумываются о том, для че­ го они рождены в этот мир, в чем состоит это предназначе­ ние, определенное Творцом для каждого, прежде создания мира. Они живут как язычни ­ ки, с той лишь разницей, что по воскресеньям ходят в храм, начинают и оканчивают день молитвой, периодически, не реже одного раза в месяц при ­ чащаются. Этому большинс­ тву наших соотечественников, ассоциирующим себя с право­ славной традицией, важно по­ мочь увидеть разницу между христианским и мирским вос­ приятием мира, помочь об­ рести мировоззренческую ос­ нову, тот фундамент, который стал бы для них опорой, по­ могающей обрести истинный смысл и осознать значимость их собственной жизни. Это просветительское дело и должно стать одной из важ­ нейших задач катехизации, являющейся составной и не­ отъемлемой частью миссио­ нерского служения церкви. На XV Рождественских чтениях, проходивших в Москве, С в я ­ тейший Патриарх Алексий II, говоря о роли и значении ка­ техизации, сказал: «Вера ста­ ла действительно немаловаж­ ной составляющей жизни де­ сятков миллионов россиян», отмечая при этом, что «боль­ шинство нынешних россиян по-прежнему не имеет глубо­ ких познаний об истинах оте­ ческой веры, далеко отстоит от активного, всецелого учас­ тия в церковной жизни». Как бы по-разному мы не определяли задачи катехиза­ ции, у них есть общая цель. И цель эта —воспитание людей. Необходимо изменить мыш ­ ление людей, заложить ду­ ховный фундамент сознания. Привить не только навыки различения добра и зла, но и способность видеть благое, не доброе, а именно благое. На­ учить людей, не просто иног­ да задумываться о Боге, о Его роли и месте’в жизни личнос­ ти, но помочь им обрести спо­ собность буквально дышать Богом. Ангел Божий возвещая праведному Захарии о рожде­ нии сына 'Иоанна, ставшего Крестителем, так сформули­ ровал Волю Божию о главной задаче этого пророка на зем­ ле: «...возвратить сердца от­ цов детям, и непокорным об­ раз мыслей праведников, да­ бы представить Богу народ приготовленный». Любой че­ ловек, любой народ обретает способность воспринимать волю Божию по отношению к собственной жизни только после того, как его сознание, его разум, его «образ мыслей», или, выражаясь современным языком , «принципы его мыш ­ ления» приходят в соответс­ твие с образом, принципом мышления праведника. А это подразумевает совершенно иной взгляд на окружающую нас действительность. Мир диктует нам свои условия, пы ­ тается привить христианам свои ценности, свои взгляды на общество, семью, мораль, грех, праведность. Правед­ ность, в понимании многих верующих — это неделание греха и делание хороших, доб­ рых дел, но разве мало неверу­ ющих творящих добрые дела, ведущих образцовый, с точки зрения нравственности, образ жизни, что отнюдь не мешает им быть богоборцами. У христианина человека и мирского разные отправные точки действий, поступков, помыслов, а потому не добро и зло являются критериями и мерилами праведной жизни, но знание и исполнение во­ ли Божией. В Эдеме, как из­ вестно, человеку была дана свобода выбирать, и выбирал он не между добром и злом, а между познанием добра и зла с одной стороны и Божест­ венной Жизнью, находящей­ ся выше не только зла, но и добра —с другой. Князь это­ го мира никогда не предлагает нравственному человеку аб­ солютное зло, он предлагает ему быть добрым и терпимым, и именно через это, обманом, лишает его Благодати. Креще­ ный человек обретает неви­ данный Дар Божий — новую, вечную жизнь. Он уже явля­ ется новым творением, для которого все прошлые гре­ хи прощены и забыты, но ра­ зум его остается прежним, и он нуждается в обновлении и преображении. Именно к это­ му и призывает нас апостол Христов: «...не сообразуйтесь с веком этим, но преобразуй­ тесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Улюдей приходящих в наши храмы, всегда есть множест­ во вопросов, и оставить их без внимания мы просто не име­ ем права. Православная цер­ ковь, хотя и является родной для многих наших соотечест­ венников, однако, часто, они имеют о ней весьма искажен­ ное представление. К исправ­ лению этой ситуации призва­ но приходское консультиро­ вание (являющееся важной составной частью миссионер­ ской деятельности), необхо­ димость в котором, на сегод­ няшний момент, осознают практически все настоятели храмов. На многих приходах епархии уже сегодня есть под­ готовленные люди, прошед­ шие обучение на Свято-Фе- одоритовских епархиальных курсах, готовые помочь лю ­ дям в их первых шагах в Пра­ вославии. При этом мы осознаем, что очень мало просто дать от­ веты на интересующие воп ­ росы, необходимо научить людей думать категориями праведности. Нужно научить христианина задавать себе са­ мому вопросы о себе самом и честно отвечать на них. Нуж­ но не просто читать Еванге­ лие, но вникать в содержи­ мое Священного Писания. И только постоянство в этом благом деле откроет нам путь к спасению. Апостол Павел в своем послании к Тимофею сформулировал так эти о с ­ новные принципы катехиза­ ции: «вникай всебя и вучение и занимайся сим постоянно, поступая так спасешь и себя, и слушающих тебя». А это уже следующий этап миссионер ­ ской деятельности Церкви, следующая ступень, но уже для воцерковленного чело­ века. С этой задачей успешно справляются действующие на наших приходах школы для прихожан. Таким образом, на приходах современной Церкви Христо­ вой, миссионерская деятель­ ность осуществляется в не­ сколько этапов: — внешняя миссионерская деятельность,осуществляемая Церковью в тюрьмах, больни­ цах, школах, исправительных учреждениях, детских домах, домах престарелых и т.д; —приходское консультиро­ вание, призванное помочь но ­ воначальным; — приходские катехизатор­ ские курсы или школы для взрослых, здесь же следует упомянуть воскресные школы для детей и молодежные слу­ жения, необходимые для бу­ дущего Церкви. Говоря об этапах миссио­ нерской деятельности, нельзя не сказать о различных уров­ нях миссионерского служе­ ния Церкви. Различаются несколько та­ ких уровней: — прежде всего, это обще­ церковная миссионерская де­ ятельность, призванная ука­ зывать общее направление ка­ техизаторской деятельности приходов, с учетом изменений происходящих в обществе и стране в целом. Именно обще­ церковная катехизация рас­ ставляет те ключевые акценты христианского воспитания, которые помогают христиа­ нину, невзирая на столь быс­ тро меняющиеся нормы мо­ рали приобрести и сохранить навыки праведности; —следующим уровнем про­ светительской деятельности является епархиальная кате­ хизация. В Мурманской и Мончегор­ ской епархии к этому призва­ ны курсы возглавляемые Туч­ ковым Антоном Ивановичем, действующие по благослове­ нию и под руководством пра­ вящего архиерея владыки С и ­ мона. Преподаватели и руко­ водители этих курсов не толь­ ко готовят катехизаторов для приходов, но и занимаются разработкой общей концеп­ ции и частной направленнос­ ти приходских катехизаторс­ ких школ, которые и являются следующим и основным уров­ нем катехизации. Служение миссионерства и катехизации в Церкви Хрис­ товой можно уподобить ма­ яку, который указывает на­ правление тем, кто уже стоит на пути спасения. Но дело это, как всякое дело Божие, требу­ ет серьезного, вдумчивого мо­ литвенного подхода. Любой человек, любой народ, обретает способность воспринимать волю Божию по отношению к собственной жизни, когда его сознание и разум приходят в соответствие с образом, принципом мышления праведника

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz