Миссионерская православная газета. 2008 г. № 11-12. Декабрь.

-ф- № 11-12, ДЕКАБРЬ 2008 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА J Шшш П Р Е Д В О С Х ИЩ Е Н И Е РОЖД Е С Т В А Вечное спасение мира в новом Моисее В ЭТИ ДНИ вся полнота святой Церкви праздну­ ет Рождество Спасителя мира. Рождество М ес­ сии, безусловно, событие сверхисторического масш таба, недаром и отсчет новой эры ведет­ ся со времени рождества Христова. Что за ве­ ликая тайна? Бог становится человеком, прини­ мает на себя всю ограниченность и слабость тварного бытия... Как об этом сказать? Как до ­ нести до человека то, о чем ангелы ужасаю т­ ся помыслить?.. Пытаясь р ассказа ть об этом, священное Писание пользуется целым рядом замечательных и богословски-насыщенных об­ разов и символов. Это и место рождения - пе­ щера и хлев, это и участники события: пасту­ хи и ангелы, это и те, кто поспешил поздравить младенца - волхвы, это и гонения на Богочело­ века, воздвигнутые нечестивым Иродом практи­ чески ср а зу после Рождения. Звезда Рождества ервое, о чем следу­ ет упомянуть, что к рассказу о Рождестве Христовом ни в ко ­ ем случае нельзя подходить просто, как к строго выверен­ ному историческому повес­ твованию. Священный рас­ сказ, тем более такой значи ­ тельный как рассказ о рож­ дении миру Мессии это не репортаж «с места события», это скорее богословская при ­ тча, призванная акц ентиро ­ вать наш взгляд на каких-то деталях, фактах. О Рождестве Христовом мы встречаем рассказ у двух еван­ гелистов: Матфея и Луки. Первое, что мы видим, от­ крывая повествование о Рож­ дестве у Матфея — изобилие ветхозаветных цитат. Их боль­ ше, чем может показаться даже самому внимательному чита­ телю. Разобрав эти «отсылки» к Священной Ветхозаветной истории мы и приблизимся к разгадке, что же Матфей хотел донести до нас. Ученые обращают вни ­ мание на параллелизм рас­ сказа о рождестве Христо­ вом с рассказом Библии о Моисее. Фараон также, как Ирод стремится убить Мои ­ сея (Исх.2.15); он повелевает утопить в Ниле всех еврей ­ ских мальчиков (Исх. 1.22); Моисей призван после смер ­ ти фараона и возвращается в Египет (Исх.2.23; 4.18-20). Если сюда привлечь внебиб- лейские раннеиудейские тол ­ кования биографии Моисея в Агаде, то найдутся и другие аналогии и параллели. Агада употреблялась прежде всего в проповеди при синагогаль­ ном богослужении: в истории Моисея фараон считает, что евреи угрожают его престолу, и потому ошеломлен рожде­ нием освободителя евреев, хочет убить его, но Бог, явля ­ ясь во сне отцу Моисея обе­ щает, что младенец останется жить и позже спасет евреев, выведет их из плена (Иосиф Флавий. Об иудейских древ­ ностях, 2, 205-237). Экзегеты не сомневаются, что Матфей пользовался этими агадичес- кими источниками , расска­ зывающими о Моисее. Новый Моисей приведет Израиль к вечному спасению. И как Моисей освободил И з­ раиль от рабства в Египте и привел в землю обетованную, так на втором Моисее —И и ­ сусе, превосходящем перво­ го, исполнится и преумно- в и 8 принесли подарки пришель­ цы из далеких стран —маги. Опасаясь за свой престол иу­ д ейский царь Ирод воздви­ гает гонение и приказывает истребить всех младенцев в Вифлееме и в его окрестнос­ тях. Получив во сне открове­ ние: не возвращаться к Иро ­ ду, волхвы уходят обратно, в свои далекие страны , а Мла- КШИВЗЖТ Второзаконие 18.15-18 15Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воз­ двигнет тебе Господь, Бог твой. Его слушайте - обещает евреям Моисей 17И сказал мне (авт. -Моисѳю) Господь: хорошо то, что они говорили. 18Явоздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. жится благословение Божие. Интересно, что параллели в жи зни и служении Христа с Моисеем проглядывают и в других элементах новозавет­ ной истории Однако, подобные бого- словски -насыщ енные парал ­ лели между Христом и М ои ­ сеем, очень важные для того, чтобы показать, что все вет­ хозаветные чаяния исполни ­ лись в Иисусе из Назарета, не отменяют исторических ф а к ­ тов, лежащих в основе еван ­ гельского повествования. Согласно сказанию еван ­ гелистов, Спаситель родил ­ ся в Вифлееме, куда Иосиф с Марией прибыл на перепись населения. Из-за огромного стечения народа город ок а ­ зался переполненным , и М а­ рия с Иосифом были вынуж­ дены искать пристанища в одной из пещер на окраине Вифлеема, куда в холодные ночи пастухи загоняли свой скот. Здесь, вдали от шума и блеска всего мира, родился Тот, кто изменил на земле те­ чение времени. Лиш ь просте- цы-пастухи поклонились Н о ­ ворожденному, да небо возли­ ковало. Немного позже С п а ­ сителю мира поклонились и денец с Матерью и Иосифом бегут в Египет. Так нам сооб ­ щает Священная история о Рождестве. Однако, следует остановиться и упомянуть о самых принципиальных мо ­ ментах евангельского сказа­ ния. Волхвы, пришедшие покло ­ ниться Спасителю. Кто они? Откуда?.. Греческое слово «волхвы» звучит как «маги». Насчет их происхождения существует немало гипотез. На сегодняш­ ний день среди библеистов сложилось, в общем-то, о п ­ ределенное мнение: им при ­ писывали владение тайным астрологическим и оккуль­ тным знанием. Вероятно они пришли из Парфии, которая включала всебя Иран и Двуре­ чье. Последователи иранской религии, как и иудеи, ожида­ ли явления в мир Спасителя- Саошианта. Уже в более позднее хрис­ тианское время этих волхвов стали называть «цари», о сно ­ вываясь на пророчестве Псал­ ма (Пс.71.10) (кстати, о снов ­ ного мессианского, по пред­ ставлениям евреев): «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут д а ры .И поклонятся ему все цари; все народы бу­ дут служить ему». Такой точ­ ки зрения придерживались и Тертулиан и Св. Иоанн Злато­ уст, а также св. Киприан Кар­ фагенский , блаж. Августин. Вместе с этим представлени­ ем о царственности царей, их стали осмыслять как царей различных ближневосточных государств и их поклонение, в русле уже цитируемого псал­ ма, а также на основании про­ рочества из кн. Исайи («...бо­ гатство моря обратится к те­ бе; достояние народов придет к т е б е» (И с . 60.5-6). С ложив свои дары перед ногами Новорожден­ ного, волхвы, эти влас­ тители человеческих умов и сердец, словно переда­ вали Младенцу полномочия «вязать и решить» человечес­ кие судьбы. Отныне не м а ­ гия, не астрология определяет жи знь человека. Но Богомла- денец —Иисус Христос. Второй вопрос, на котором следовало бы остановиться подробнее это вопрос о звезде. Существует немало предполо­ жений о природе этой чудес­ ной звезды. Так в разное вре­ мя доминировали четыре точ­ ки зрения. Звезда это: во-пер- вых, вспышка «новой» звезды, (явление отчетливо видное), во-вторых, комета, в-третьих, сверхъестественное явление (ангел), в-четвертых, сближе­ ние планет Юпитера и Сатур­ на, к которым позже присо­ единился Марс. Это явление произошло в 7 г. до н.э. Святоотеческая экзегеза не может однозначно ответить на вопрос о природе звезды. Св. Отцы колебались, при ­ нимали различные гипотезы. Св. Иоанн Златоуст и Блаж. Ф еофилакт отрицали в этом явлении звездную природу. Св. Игнатий Богоносец счи ­ тал, что это простая звезда. Ориген, Св. Феофил Алек­ сандрийский, Св. Амвросий Медиоланский, Блаж. Иеро­ ним видели в звезде комету. Св. Василий и Св. Григорий Богослов считают эту звезду за вновь явившуюся, чудес­ ным образом, хотя и совер­ шенно обычную по природе звезду. Современные ученые пред­ полагают самой вероятной гипотезой четвертую из обоз­ наченных нами. Впервые та­ кая теория была высказана отцом западной астрономии Иоганном Кеплером в 17 ве­ ке. Наблюдая за соединени ­ ем Юпитера и Сатурна в со ­ звездии Рыб, он вдруг заме­ тил «новую сияющую звезду, имевшую странную окраску и находившуюся между Юпи ­ тером и Сатурном, которая вскоре угасла. Кеплер пред­ положил, что именно эту яр ­ кую и сияющую звезду видели волхвы. Кстати, обращаясь к греческому тексту Евангелия, мы читаем о том, что волхвы видели именно восходящую звезду. (Мф.2.2. «мы видели восхождение на Востоке звез­ ды Его» В Русском переводе: «...мы видели звезду Его на востоке...», т.е. менее точно.) Уже позже ученые обратили внимание на то, что о соеди­ нении Юпитера и Сатурна, как о мессианском соедине­ нии писали и еврейские муд­ рецы. Известны иудейские Мидраши, согласно которым перед явлением Мессии по­ явится на Востоке звезда. А в мидраше (Тайнах раввина Шимона, сына Иохая), прямо сказано, что звезда на Восто­ ке должна появиться за 2 го­ да до рождения Мессии. Это, кстати, может объяснить тот факт, что Ирод послал убить всех младенцев до двух лет. Вот такова событийная канва евангельского повест­ вования. Вселенная сообщи ­ ла о рождении Богочеловека «звездным парадом», Ветхо­ заветный народ подарил до ­ стойную Деву, языческое че­ ловечество послало с миссией поздравления своих мудре­ цов. ...Мир не остался равно­ душным к этому Событию. Неужели мы останемся рав­ нодушными?.. Иеромонах Александр (Болдовский) -Ф-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz