Миссионерская православная газета. 2008 г. № 11-12. Декабрь.
-ф- № 11-12, ДЕКАБРЬ 2008 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА J Шшш П Р Е Д В О С Х ИЩ Е Н И Е РОЖД Е С Т В А Вечное спасение мира в новом Моисее В ЭТИ ДНИ вся полнота святой Церкви праздну ет Рождество Спасителя мира. Рождество М ес сии, безусловно, событие сверхисторического масш таба, недаром и отсчет новой эры ведет ся со времени рождества Христова. Что за ве ликая тайна? Бог становится человеком, прини мает на себя всю ограниченность и слабость тварного бытия... Как об этом сказать? Как до нести до человека то, о чем ангелы ужасаю т ся помыслить?.. Пытаясь р ассказа ть об этом, священное Писание пользуется целым рядом замечательных и богословски-насыщенных об разов и символов. Это и место рождения - пе щера и хлев, это и участники события: пасту хи и ангелы, это и те, кто поспешил поздравить младенца - волхвы, это и гонения на Богочело века, воздвигнутые нечестивым Иродом практи чески ср а зу после Рождения. Звезда Рождества ервое, о чем следу ет упомянуть, что к рассказу о Рождестве Христовом ни в ко ем случае нельзя подходить просто, как к строго выверен ному историческому повес твованию. Священный рас сказ, тем более такой значи тельный как рассказ о рож дении миру Мессии это не репортаж «с места события», это скорее богословская при тча, призванная акц ентиро вать наш взгляд на каких-то деталях, фактах. О Рождестве Христовом мы встречаем рассказ у двух еван гелистов: Матфея и Луки. Первое, что мы видим, от крывая повествование о Рож дестве у Матфея — изобилие ветхозаветных цитат. Их боль ше, чем может показаться даже самому внимательному чита телю. Разобрав эти «отсылки» к Священной Ветхозаветной истории мы и приблизимся к разгадке, что же Матфей хотел донести до нас. Ученые обращают вни мание на параллелизм рас сказа о рождестве Христо вом с рассказом Библии о Моисее. Фараон также, как Ирод стремится убить Мои сея (Исх.2.15); он повелевает утопить в Ниле всех еврей ских мальчиков (Исх. 1.22); Моисей призван после смер ти фараона и возвращается в Египет (Исх.2.23; 4.18-20). Если сюда привлечь внебиб- лейские раннеиудейские тол кования биографии Моисея в Агаде, то найдутся и другие аналогии и параллели. Агада употреблялась прежде всего в проповеди при синагогаль ном богослужении: в истории Моисея фараон считает, что евреи угрожают его престолу, и потому ошеломлен рожде нием освободителя евреев, хочет убить его, но Бог, явля ясь во сне отцу Моисея обе щает, что младенец останется жить и позже спасет евреев, выведет их из плена (Иосиф Флавий. Об иудейских древ ностях, 2, 205-237). Экзегеты не сомневаются, что Матфей пользовался этими агадичес- кими источниками , расска зывающими о Моисее. Новый Моисей приведет Израиль к вечному спасению. И как Моисей освободил И з раиль от рабства в Египте и привел в землю обетованную, так на втором Моисее —И и сусе, превосходящем перво го, исполнится и преумно- в и 8 принесли подарки пришель цы из далеких стран —маги. Опасаясь за свой престол иу д ейский царь Ирод воздви гает гонение и приказывает истребить всех младенцев в Вифлееме и в его окрестнос тях. Получив во сне открове ние: не возвращаться к Иро ду, волхвы уходят обратно, в свои далекие страны , а Мла- КШИВЗЖТ Второзаконие 18.15-18 15Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воз двигнет тебе Господь, Бог твой. Его слушайте - обещает евреям Моисей 17И сказал мне (авт. -Моисѳю) Господь: хорошо то, что они говорили. 18Явоздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. жится благословение Божие. Интересно, что параллели в жи зни и служении Христа с Моисеем проглядывают и в других элементах новозавет ной истории Однако, подобные бого- словски -насыщ енные парал лели между Христом и М ои сеем, очень важные для того, чтобы показать, что все вет хозаветные чаяния исполни лись в Иисусе из Назарета, не отменяют исторических ф а к тов, лежащих в основе еван гельского повествования. Согласно сказанию еван гелистов, Спаситель родил ся в Вифлееме, куда Иосиф с Марией прибыл на перепись населения. Из-за огромного стечения народа город ок а зался переполненным , и М а рия с Иосифом были вынуж дены искать пристанища в одной из пещер на окраине Вифлеема, куда в холодные ночи пастухи загоняли свой скот. Здесь, вдали от шума и блеска всего мира, родился Тот, кто изменил на земле те чение времени. Лиш ь просте- цы-пастухи поклонились Н о ворожденному, да небо возли ковало. Немного позже С п а сителю мира поклонились и денец с Матерью и Иосифом бегут в Египет. Так нам сооб щает Священная история о Рождестве. Однако, следует остановиться и упомянуть о самых принципиальных мо ментах евангельского сказа ния. Волхвы, пришедшие покло ниться Спасителю. Кто они? Откуда?.. Греческое слово «волхвы» звучит как «маги». Насчет их происхождения существует немало гипотез. На сегодняш ний день среди библеистов сложилось, в общем-то, о п ределенное мнение: им при писывали владение тайным астрологическим и оккуль тным знанием. Вероятно они пришли из Парфии, которая включала всебя Иран и Двуре чье. Последователи иранской религии, как и иудеи, ожида ли явления в мир Спасителя- Саошианта. Уже в более позднее хрис тианское время этих волхвов стали называть «цари», о сно вываясь на пророчестве Псал ма (Пс.71.10) (кстати, о снов ного мессианского, по пред ставлениям евреев): «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут д а ры .И поклонятся ему все цари; все народы бу дут служить ему». Такой точ ки зрения придерживались и Тертулиан и Св. Иоанн Злато уст, а также св. Киприан Кар фагенский , блаж. Августин. Вместе с этим представлени ем о царственности царей, их стали осмыслять как царей различных ближневосточных государств и их поклонение, в русле уже цитируемого псал ма, а также на основании про рочества из кн. Исайи («...бо гатство моря обратится к те бе; достояние народов придет к т е б е» (И с . 60.5-6). С ложив свои дары перед ногами Новорожден ного, волхвы, эти влас тители человеческих умов и сердец, словно переда вали Младенцу полномочия «вязать и решить» человечес кие судьбы. Отныне не м а гия, не астрология определяет жи знь человека. Но Богомла- денец —Иисус Христос. Второй вопрос, на котором следовало бы остановиться подробнее это вопрос о звезде. Существует немало предполо жений о природе этой чудес ной звезды. Так в разное вре мя доминировали четыре точ ки зрения. Звезда это: во-пер- вых, вспышка «новой» звезды, (явление отчетливо видное), во-вторых, комета, в-третьих, сверхъестественное явление (ангел), в-четвертых, сближе ние планет Юпитера и Сатур на, к которым позже присо единился Марс. Это явление произошло в 7 г. до н.э. Святоотеческая экзегеза не может однозначно ответить на вопрос о природе звезды. Св. Отцы колебались, при нимали различные гипотезы. Св. Иоанн Златоуст и Блаж. Ф еофилакт отрицали в этом явлении звездную природу. Св. Игнатий Богоносец счи тал, что это простая звезда. Ориген, Св. Феофил Алек сандрийский, Св. Амвросий Медиоланский, Блаж. Иеро ним видели в звезде комету. Св. Василий и Св. Григорий Богослов считают эту звезду за вновь явившуюся, чудес ным образом, хотя и совер шенно обычную по природе звезду. Современные ученые пред полагают самой вероятной гипотезой четвертую из обоз наченных нами. Впервые та кая теория была высказана отцом западной астрономии Иоганном Кеплером в 17 ве ке. Наблюдая за соединени ем Юпитера и Сатурна в со звездии Рыб, он вдруг заме тил «новую сияющую звезду, имевшую странную окраску и находившуюся между Юпи тером и Сатурном, которая вскоре угасла. Кеплер пред положил, что именно эту яр кую и сияющую звезду видели волхвы. Кстати, обращаясь к греческому тексту Евангелия, мы читаем о том, что волхвы видели именно восходящую звезду. (Мф.2.2. «мы видели восхождение на Востоке звез ды Его» В Русском переводе: «...мы видели звезду Его на востоке...», т.е. менее точно.) Уже позже ученые обратили внимание на то, что о соеди нении Юпитера и Сатурна, как о мессианском соедине нии писали и еврейские муд рецы. Известны иудейские Мидраши, согласно которым перед явлением Мессии по явится на Востоке звезда. А в мидраше (Тайнах раввина Шимона, сына Иохая), прямо сказано, что звезда на Восто ке должна появиться за 2 го да до рождения Мессии. Это, кстати, может объяснить тот факт, что Ирод послал убить всех младенцев до двух лет. Вот такова событийная канва евангельского повест вования. Вселенная сообщи ла о рождении Богочеловека «звездным парадом», Ветхо заветный народ подарил до стойную Деву, языческое че ловечество послало с миссией поздравления своих мудре цов. ...Мир не остался равно душным к этому Событию. Неужели мы останемся рав нодушными?.. Иеромонах Александр (Болдовский) -Ф-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz