Миссионерская православная газета. 2008 г. № 11-12. Декабрь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА -Ж . . • Щ ,^rWr--r-Г ' № 11-12, ДЕКАБРЬ 2008 15 J IИT Е РА1 У Р НАЯ С Т РАН ИЦА Д а н и и л Гранин Предлагаем читателям «Православной газеты» письмо известного совет ского писателя Даниила Гранина к Сергею Викторовичу Мѳйѳн, палео нтологу, автору «симпатичного» Гранину «принципа сочувствия», который в научных кругах вызывал горячие обсуждения устные и письменные. Пись мо датировано 1984 годом, прочтя которое появляется ощущение, что все мысли, высказанные писателем в советское время, являются точным от ражением времени сегодняшнего. он окутывал пледом ноги пассажирам, подкладывая подушечки. Делал он это с достоинством, тем большим, чем бо лее внимательно он ухаживал за каж дым. Его достоинство от его стараний только выигрывало. Я запомнил его в силу своей благодарности, которую невозможно было оплатить чаевыми. Он, укутывая нам ноги, был выше нас акт прощения. И то и другое повыша ет требовательность к себе. Этика - это процесс повышения требовательности к себе, непрошения себя, работы со вести. JT. Толстой был непримирим к дворцовой камарилье, не прощал и не шел на протянутые к нему руки. Насчет злой литературы (М. Бул гаков, М. Щедрин). Я не уверен, что Обучение вещам непреложным... Журнал «Звезда» (2008 год) и дневниковые записи «Листопад» «Дорогой Сергей Викторович! Письмо Ваше вновь вернуло мысли к теме, давно занимающей меня, о нравс твенной безграмотности, как Вы выра зились, об этической системе, о прави лах жизни, о требованиях к человеку. Если Вы говорите о безграмотности, то начинать надо с азбуки. Азбуке обу чают детей. И надо обучать с детского возраста вещам непреложным, прос тым — прописям, старинным пропи сям, которые заучивали, зазубривали вместе с азбукой. «Брать чужого нельзя! Почему это?» —спросили при мне ста рого библиотекаря. Он пожал плечами: «Потому что чужое, а чужое брать не льзя». Для него это правило было само собой разумеющееся, аксиома бытия, не требующая доказательств и обосно ваний, система запретов, такая же, как не врать, не бить маленьких... Все то, что должно стать внутренним законом. Когда мы пытаемся воспитать пре имущественное уважение к социалис тической собственности, мы разру шаем априорность. Вместо заповеди получается рассуждение; нет запрета, есть Уголовный кодекс с разными ме рами наказания. Вас интересуют не эти очевидные прописи, а спорная этика, нравствен ные положения, которые «даются осо бенно трудно». Но думаю, Вы согласи тесь, что усвоение (хотя бы обучение) школьное элементарных заповедей на много облегчило бы и Вашу задачу, и вообще решение для человека многих этических задач. Положения, которые Вы выдвигае те, чрезвычайно интересны, некото рые спорны, но я почувствовал, как все они выросли, разветвились из Вашего «принципа сочувствия», из раздумий Ваших о том, что же такие за люди бы ли блаженные, святые, из внимания к нетрадиционным проблемам истории религиозной жизни. Как глупо, что в своем атеистическом рвении мы не ис пользуем огромные этические богатс тва, накопленные религиозным воспи танием, —методику, психологию, сис тему обучения. Вы упомянули катехи зис. Недавно я смотрел катехизис 1889 года. Это было 67-е издание! Представ ляете себе, насколько уже сто лет назад это был отработанный школьный учеб ник. Вообще большинство учебников старой гимназии отшлифовывались от издания к изданию —«История» Ило вайского, «Геометрия, математика» Киселева, «Физика» Цингера. Основа сохранялась, родители и дети учились по одному и тому же учебнику, поэто му старшие понимали, участвовали в обучении. Существовала преемствен ность. Дети учили те же стихи, что ког да-то учили родители. Я еще вернусь к катехизису, а сейчас мне хочется кое- что дополнить к Вашим положениям. Некоторые соображения, которые, кажется мне, даются людям не менее трудно, чем Ваши. 1. Другие люди могут быть другими. Понять и принять такое очевидное по ложение сегодня, оказывается, так же сложно, как и во времена религиозных войн. Это неприятие других продолжа ет существовать и на уровне религии (Ирландия с ее средневековыми стол кновениями протестантов — католи ков), и на расовом уровне, у нас в наци ональных распрях: армяне —грузины, русские — евреи, в среднеазиатских наших конфликтах. А сколько внут ри любого коллектива нетерпимости к инакообразным —инакодумающим, инаколюбящим , инакопонимающим , живущим. Само понятие «инакомыс лящий» должно бы считаться похва лой, признаком ценности человека, оно обрело осудительный характер. Признать право другого быть другим требует уважения к личности другого. А это, в свою очередь, требует развито го самоуважения. Между прочим, са моуважение требует критического от ношения к себе, смирения и интереса к своей душе, ее движениям и потреб ностям. 2. Этические проблемы легко при водят к Богу. Слишком легко. Требо вания добра, доброты, прощения, тер пения и т. п. Все они проще всего мо тивируются на религиозной основе. Когда она есть, этические положения выстраиваются естественно. «Если же Бога нет, то все дозволено», —утверж дал Достоевский, то есть запреты ру шатся, зло, эгоизм нечем остановить. Вроде правильно, страшно, а вот Бога отодвинули на самый край жизни —и что? Оказалось, что запреты остались. Нравственные запреты продолжают чем-то жить, питаться. Вседозволен ности не наступило. Конечно, пор чи хватает, но я не о ней, а о том —чем все же продолжает держаться человек? Есть в нем генетическая этика? Есть что-то вложенное в душу независимо отличной веры, этическое начало? 3. О чувстве собственного достоин ства. Летел я однажды через океан на самолете компании «KLM». Стюард, представительный мужчина лет соро ка пяти, после ужина укладывал нас спать. Вы бы видели, как заботливо именно потому, что делал добро нам, а не мы ему. И делал он это с удовольствием, с удовлетворением. Разумеется, все это школа сервиса, не более, но подлин ное в ней —это отсутствие унизитель ного и для него и для нас. 4. Для меня одно из наиболее слож ных этических требований —это уме ние прощать. Что можно прощать, что надо прощать и чего нельзя. Ведь есть же вещи непростительные. В этом смысле любовь к ближнему, о которой Вы говорите, как-то должна сочетать ся с борьбой. Мало проповедовать, на до, очевидно, бороться за свои идеи и принципы , и борьба эта так или ина че становится борьбой с какими-то людьми, группами. Поэтому так трудно согласиться с Вами о итогах новомирской борьбы, о том, что интеллигенция приобрела в результате очень немного хорошего и много плохого. Мне думается, «Новый мир» поддерживал в течение многих лет очищающую работу мысли. Нужно было разгрести авгиевы конюшни зла, предрассудков, вывихов сознания. Мы плохо представляем себе сегодня, в ка ком дерьме мы находились<...> До какого-то момента критика ос вобождает мысль, выявляет правду и истину, что уже нравственная ее за слуга. А вот потом, если движения нет, критика буксует, и личность действи тельно погружается в грязь всеобщего отрицания, начинается круговой об стрел и торжество уныния. Падение нравственности, о кото ром любили говорить во все века, ны не имеет объективные показатели. Нравственность падает быстро, возь мите хотя бы такие показатели, как воровство, взятки, казнокрадство. В этих условиях я не уверен, что так уж потребно разбирать тонкие проблемы этики. Нет ли тут снобизма? Я не ут верждаю, я сомневаюсь. 5. Мне казалось, что несколько оздо ровить общество могло бы обществен ное мнение, то, чего у нас нет. У нас не действуют законы осуждения обще ством непорядочного поступка, лжи, хамства, предательства. Если нет стра ха перед Богом, то должен быть страх перед мнением своего общества. То, что всегда было —у аристократов, у ре месленников, у купцов —свой цех, своя гильдия, свое офицерское собрание. У ученых этот механизм также действо вал четко, вспомните, например, исто рию, связанную с отставкой Минзбера в Московском университете. Не подать руки поддену —чего ж тут плохого, та кой акт нужен для человека так же, как литературу можно оценивать добром: добрая, недобрая... Такие оценки не сут в себе идею полезности. Полезно — неполезно. Примерно тот вид тре бований, который предъявляли влас ти всех времен —цезари, короли, ца ри и прочие руководители. Наиболее умные из них все равно оценивали —а насколько то или иное произведение служит. Делу воспитания патриотиз ма, мужества, производственной дис циплины , научному прогрессу и т. п. Добро тоже требует службы. Борьба со злом (Данте, Свифт). Это что —служба добру? А разве Щедрин не боролся со злом? Не лишает ли художника Ваше тре бование добра — свободы? Да и не только художника. Когда Вы с луч шими намерениями возглашаете доб ро верховным принципом , я пони маю, что нужно иметь какой-то уни версальный критерий, понимаю, что добро лучше всего подходит для этого, понимаю и тут же возмущаюсь —а по чему Вы меня судите добром, почему не свободой, не любовью, не уваже нием к человеку? Не желаю я Вашего добра, свободу мне дайте! Согласится ли человек, если накладывать на него единственную мерку добра? Любовь к человеку выражает себя по-разному, не только через добро. А как быть с за поведью, требующей быть алчущими и жаждущими правды? Вопросов тут множество, раздра жают на них формулы и требования. Когда требования к человеку идут от Бога, их принимаешь почти безропот но. Требования же, лишенные Бога, должны, мне кажется, строиться ин а че, надо искать для них новую форму. Пишу я все это с некоторым сму щением. Кругом черт знает что дела ется, живем во лжи, которая никогда еще не достигала такой наглости, вся Россия к вечеру шатается пьяной, не справедливость и глупость тычет нас в морду на каждом углу, честному чело веку жить все труднее, воруют практи чески все... Где ни соберутся, только и разговору о мерзостях нашей жизни. И в это время заниматься тонкостями этики —неловко. Гурманство. Среди голодухи. Дача горит, детей выносить надо, а тут приходит милая девица — не купите ли малины?... Порассуждать, конечно, охота, я сам, как видите, соблазнился. И от даю должное и радуюсь работе Вашей мысли и совести, но признаться в сво их сомнениях —должен... ВашДаниил Гранин Август 84 г., Комарово».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz