Миссионерская православная газета. 2008 г. № 1-2. Февраль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2008 которой между делом воду носил, дрова колол. Теперь самые лучшие картины Ковдской церкви в час тных коллекциях находятся или в музее. Любили художники и в Вар- зугу на этюды выезжать, Успенскую церковь писать. Понапишут кар тин, а затем прямо там на каком- нибудь доме выставку местным жи телям устраивают. Есть в коллек ции Морозова две картины с Ки жей. Одна маленькая (1972), прямо в Кижах написана, большую уже по этюдам писал. Обычно мастер над своими полотнами быстро работал, только «Красную площадь» с хра мом Василия Блаженного в центре с 1971 по 1989 год писал. А еще у не го немало храмов Мало-Ярославца написано. Нового Валаама, что в Финляндии находится. Новый Ва лаам — это особый разговор. Туда Морозова, с женой в 1992 году при гласили с выставкой картин. В 30-е годы, когда в России храмы унич тожали, сто монахов в Финляндию подались. Их там приняли, разре шили свою православную общину организовать, церковь поставить... Там Морозовы две недели и жили, и работал Николай Михайлович не покладая рук. Семь картин написал и храму подарил. До сих пор в мастерской худож ника, где сейчас работает и пишет картины уже Нина Степановна, вдова Морозова можно увидеть картины: «Кирилло-Белозерский монастырь» (1978), «Голубые ку пола» (1990), «Храм Мало-Ярос- лавца» (1999), «Нижний Новгород. Слобода» (1994), «Церковь на Не- рли» (1994) и много-много других. Нина Степановна после смерти мужа выжила только тем, что еже дневно ходила в мастерскую и с ут ра до позднего вечера тоже картины писала. Правда храмов пока не пи шет, но букеты с цветами у нее бес подобные, хорошо получаются и природные уголки. Прекрасно ри суют и обе дочери Морозова, одна окончила художественное учили ще в Москве, преподает в художес твенной школе в Калужской облас ти, получила звание Заслуженного работника культуры. Только встала перед вдовой и дочерьми Народно го художника проблема одна, ад министрация города решила мас терскую Морозова у вдовы забрать и кому-то другому передать. Воп рос: а куда же сотни и сотни его кар тин женщины пристраивать будут, об этом никто не подумал. Да разве нам привыкать, что все в государст ве у нас задним умом делается. А ведь Н.М. Морозова за два меся ца до смерти Академия художеств на Золотую медаль выдвинула, так неужто в администрации Мурман ской области, прежде чем вдову из мастерской просить не подумают, куда картины мастера пристроить? Картины-то великолепные, любой офис, любое заведение украсить могли бы. Подумайте люди, чтобы наше российское достояние за гра ницу не утекло. Богатых людей в городе немало, купили бы, ведь это настоящее искусство, не подделка какая, внукам, правнукам затем по наследству перейдет. Надежда БОЛЬШАКОВА Слово о с п е к т а к л е О б л а с т н о го д р а м а т и ч е с к о г о т е а т р а «Очень простая история» на Мурманской сцене В ВОРОНЕЖСКОМ женском Алексие- во-Акатовом монастыре нас поразил лебедь Шипа, подставляющий толь ко мужчинам грациозную шею, чтоб погладили, а женщин щипал... Люби тель Шипа и ночных прогулок по мо настырю. Одна монашка собралась из монастыря уйти. Чтобы не трево жить сестер, чуть забрезжил рассвет, вызвала такси. Навстречу ей Шипа, распахнув крылья, загородил доро гу. Но разве птица помеха упрямой женщине. Настоятельница, провожа ющая ее, произнесла: «Если уж Шипа не пускает, значит, вновь к нам вер нешься». Как сказала, так и стало. И правда, не прошло полугода, верну лась беглянка. Предисловие это не случайное, речь пойдет о необычном спектак ле Областного драматического театра «Очень простая история», главными героямикоторогоявляютсяживотные. После просмотра выходишь с ощуще нием ангельских крыльев за спиной, настолько очищается душа этой уди вительно светлой трагикомедией. Да леко не все спектакли в душе зрителя зажигают свет, этот —зажигает! И на дежду дает, что, не все в нашем несо вершенном мире потеряно, если жи вотные на защиту человеческой души встают. Не люди за спасение природы борются, она —за души людей, спасая от черствости и равнодушия. Ведь, ка залось, человек убивает Свинью, в ко- В роли Хозяйки - Народная артистка России Марина Скоромникова торой море обаяния, с ее мечтой о по летах, радостью к познанию нового, а та, превратившись в Ангела, думает о том, как спасти еще нерожденное дитя того самого человека. Спектакль заставляет задуматься, ведь человек не просто равнодушным, жестоким становится, но и неспособ ным на милосердие. Таково отноше ние Хозяина к Соседу. Если он —пья ница, то, по мнению Хозяина, и сын того не достоин стать женихом его до чери. Здесь нет милосердия не толь ко по отношению к сыну Соседа, но и к собственной дочери. Все определя ется в денежно-экономических отно шениях зажиточного хозяина-кулака. НЕТЛЕННЫЙ ТВОЙ Д У Х ПРИБЫВАЕТ ВО ВСЕМ (Прѳм. 12,1) ОАУХОТВОРЕННОСТЬживотныхсовершенно ясно свидетельствуется Священным Пи санием: « Кто знает: д у х сынов человеческих восходит ли вверх, и д у х животных с х о д и т ли вниз, в землю?" (Еккл. 3,21) Они (животные), как и люди, бывают отприроды носителями определенного ду ха. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности - религиозность, нравс твенное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и му зыкальная восприичивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувтства свойственны и животным. Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но вэтойлюбви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходятлюдей. Известныфакты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю. Степень духовности у животных темниже, чем на более низкой ступени зоологи ческой лестницы совершенства форм стоятони. Исключение из этого правила - лю бовь у птиц. Впараллель с этимможно до некоторой степени поставить тотфакт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными. Высшие животные, носители хотябы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме. Разве собака не могла бы сказать: мне хо лодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Степень самосознания живот ных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) "Дух, душа и тело•> и он жесток с соседом, с животными, с собственной дочерью, толкая ту на аборт. Однако свет спектакля в том, что убийство Свиньи Хозяином не откла дывается в душах зрителей невыноси мой тяжестью безысходности жизни, потому как во втором действии она вновь появляется на сцене уже в роли Ангела Свиньи. Ангел Свиньи и дает человеку надежду, что жизнь продол жается, только необходимо душу свою в чистоте содержать. А какова Лошадь Сестричка, со сво ей готовностью на самопожертвова ние. Решение отдать жизнь за душу еще нерожденного ребенка у нее по является от огромной внутренней пре данности семье Хозяина. Животные в спектакле преподносят людям урок гуманности и человечности, ведь даже проблему аборта животные решают в заботе о молодой семье. Разве есть на земле еще существа, созданные Богом, которые сознательно идут на убийство детенышей своих — только человек. Поэтому не возникает симпатии к, ка залось бы, самодостаточному Хозяи ну. Зритель больше сопереживает его соседу — пьянице. Только распахнув душу к добру, Хозяин в конце спектак ля начинает слышать музыку, видеть своего Соседа в образе Ангела и вызы вает слезы радости, что и в нем оста- лосьчеловеческое. Ато, что пьяница Сосед лишает себя жизни ради внучки, новой души чело веческой, и затем предстает нам Анге лом , это еще одно доказательство того, что наносное в людях, как мусор, ко торый однажды смывается потоком их же душевной чистоты. И понимание это приходит с того момента, когда Со сед начинает видеть Ангела-Свинью, слышать голоса животных, что, каза лось бы, недоступно простому челове ческому зрению и слуху. У верующего человека может возникнуть неприя тие к решению спектакля —человек, решившийся на самоубийство, вдруг становится Ангелом —такого не может быть. Но здесь есть одно, «но»... Неса- моубийство это —жертвенность! Ради жизни еще нерожденной внучки сосед идет на смерть, не в силах посягнуть на жизнь животного. Жертвовать своей жизню ради жиз ни другого —это ли не высшее прояв ление духа человеческого! Казалось, такая простая история, даже бытовая, а поднимает зрителя над суетностью бытия до вершин ан гельских, в чем, конечно же, великая заслуга режиссера спектакля и театра Султана Абдиева и таланта актеров. И , если кто еще не посмотрел этот трога тельный до глубины души спектакль, поспешите в театр, очистить свои ду ши и души своих детей, наполнив их милосердием. Может быть, хоть в ка- кой-то пусть в самой мизерной степе ни это способствует нашему покаян ному и созидательному поведению в Ж И 5 Н 1 1 ' Надежда БОЛЬШАКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz