Миссионерская православная газета. 2008 г. № 1-2. Февраль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2008 которой между делом воду носил, дрова колол. Теперь самые лучшие картины Ковдской церкви в час­ тных коллекциях находятся или в музее. Любили художники и в Вар- зугу на этюды выезжать, Успенскую церковь писать. Понапишут кар­ тин, а затем прямо там на каком- нибудь доме выставку местным жи­ телям устраивают. Есть в коллек­ ции Морозова две картины с Ки­ жей. Одна маленькая (1972), прямо в Кижах написана, большую уже по этюдам писал. Обычно мастер над своими полотнами быстро работал, только «Красную площадь» с хра­ мом Василия Блаженного в центре с 1971 по 1989 год писал. А еще у не­ го немало храмов Мало-Ярославца написано. Нового Валаама, что в Финляндии находится. Новый Ва­ лаам — это особый разговор. Туда Морозова, с женой в 1992 году при­ гласили с выставкой картин. В 30-е годы, когда в России храмы унич­ тожали, сто монахов в Финляндию подались. Их там приняли, разре­ шили свою православную общину организовать, церковь поставить... Там Морозовы две недели и жили, и работал Николай Михайлович не покладая рук. Семь картин написал и храму подарил. До сих пор в мастерской худож­ ника, где сейчас работает и пишет картины уже Нина Степановна, вдова Морозова можно увидеть картины: «Кирилло-Белозерский монастырь» (1978), «Голубые ку­ пола» (1990), «Храм Мало-Ярос- лавца» (1999), «Нижний Новгород. Слобода» (1994), «Церковь на Не- рли» (1994) и много-много других. Нина Степановна после смерти мужа выжила только тем, что еже­ дневно ходила в мастерскую и с ут­ ра до позднего вечера тоже картины писала. Правда храмов пока не пи ­ шет, но букеты с цветами у нее бес­ подобные, хорошо получаются и природные уголки. Прекрасно ри­ суют и обе дочери Морозова, одна окончила художественное учили­ ще в Москве, преподает в художес­ твенной школе в Калужской облас­ ти, получила звание Заслуженного работника культуры. Только встала перед вдовой и дочерьми Народно­ го художника проблема одна, ад­ министрация города решила мас­ терскую Морозова у вдовы забрать и кому-то другому передать. Воп­ рос: а куда же сотни и сотни его кар­ тин женщины пристраивать будут, об этом никто не подумал. Да разве нам привыкать, что все в государст­ ве у нас задним умом делается. А ведь Н.М. Морозова за два меся­ ца до смерти Академия художеств на Золотую медаль выдвинула, так неужто в администрации Мурман­ ской области, прежде чем вдову из мастерской просить не подумают, куда картины мастера пристроить? Картины-то великолепные, любой офис, любое заведение украсить могли бы. Подумайте люди, чтобы наше российское достояние за гра­ ницу не утекло. Богатых людей в городе немало, купили бы, ведь это настоящее искусство, не подделка какая, внукам, правнукам затем по наследству перейдет. Надежда БОЛЬШАКОВА Слово о с п е к т а к л е О б л а с т н о го д р а м а т и ч е с к о г о т е а т р а «Очень простая история» на Мурманской сцене В ВОРОНЕЖСКОМ женском Алексие- во-Акатовом монастыре нас поразил лебедь Шипа, подставляющий толь­ ко мужчинам грациозную шею, чтоб погладили, а женщин щипал... Люби­ тель Шипа и ночных прогулок по мо­ настырю. Одна монашка собралась из монастыря уйти. Чтобы не трево­ жить сестер, чуть забрезжил рассвет, вызвала такси. Навстречу ей Шипа, распахнув крылья, загородил доро­ гу. Но разве птица помеха упрямой женщине. Настоятельница, провожа­ ющая ее, произнесла: «Если уж Шипа не пускает, значит, вновь к нам вер­ нешься». Как сказала, так и стало. И правда, не прошло полугода, верну­ лась беглянка. Предисловие это не случайное, речь пойдет о необычном спектак­ ле Областного драматического театра «Очень простая история», главными героямикоторогоявляютсяживотные. После просмотра выходишь с ощуще­ нием ангельских крыльев за спиной, настолько очищается душа этой уди­ вительно светлой трагикомедией. Да­ леко не все спектакли в душе зрителя зажигают свет, этот —зажигает! И на­ дежду дает, что, не все в нашем несо­ вершенном мире потеряно, если жи­ вотные на защиту человеческой души встают. Не люди за спасение природы борются, она —за души людей, спасая от черствости и равнодушия. Ведь, ка­ залось, человек убивает Свинью, в ко- В роли Хозяйки - Народная артистка России Марина Скоромникова торой море обаяния, с ее мечтой о по­ летах, радостью к познанию нового, а та, превратившись в Ангела, думает о том, как спасти еще нерожденное дитя того самого человека. Спектакль заставляет задуматься, ведь человек не просто равнодушным, жестоким становится, но и неспособ­ ным на милосердие. Таково отноше­ ние Хозяина к Соседу. Если он —пья­ ница, то, по мнению Хозяина, и сын того не достоин стать женихом его до­ чери. Здесь нет милосердия не толь­ ко по отношению к сыну Соседа, но и к собственной дочери. Все определя­ ется в денежно-экономических отно­ шениях зажиточного хозяина-кулака. НЕТЛЕННЫЙ ТВОЙ Д У Х ПРИБЫВАЕТ ВО ВСЕМ (Прѳм. 12,1) ОАУХОТВОРЕННОСТЬживотныхсовершенно ясно свидетельствуется Священным Пи­ санием: « Кто знает: д у х сынов человеческих восходит ли вверх, и д у х животных с х о ­ д и т ли вниз, в землю?" (Еккл. 3,21) Они (животные), как и люди, бывают отприроды носителями определенного ду­ ха. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности - религиозность, нравс­ твенное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и му­ зыкальная восприичивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувтства свойственны и животным. Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но вэтойлюбви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходятлюдей. Известныфакты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю. Степень духовности у животных темниже, чем на более низкой ступени зоологи­ ческой лестницы совершенства форм стоятони. Исключение из этого правила - лю­ бовь у птиц. Впараллель с этимможно до некоторой степени поставить тотфакт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными. Высшие животные, носители хотябы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме. Разве собака не могла бы сказать: мне хо­ лодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Степень самосознания живот­ ных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) "Дух, душа и тело•> и он жесток с соседом, с животными, с собственной дочерью, толкая ту на аборт. Однако свет спектакля в том, что убийство Свиньи Хозяином не откла­ дывается в душах зрителей невыноси­ мой тяжестью безысходности жизни, потому как во втором действии она вновь появляется на сцене уже в роли Ангела Свиньи. Ангел Свиньи и дает человеку надежду, что жизнь продол­ жается, только необходимо душу свою в чистоте содержать. А какова Лошадь Сестричка, со сво­ ей готовностью на самопожертвова­ ние. Решение отдать жизнь за душу еще нерожденного ребенка у нее по­ является от огромной внутренней пре­ данности семье Хозяина. Животные в спектакле преподносят людям урок гуманности и человечности, ведь даже проблему аборта животные решают в заботе о молодой семье. Разве есть на земле еще существа, созданные Богом, которые сознательно идут на убийство детенышей своих — только человек. Поэтому не возникает симпатии к, ка­ залось бы, самодостаточному Хозяи­ ну. Зритель больше сопереживает его соседу — пьянице. Только распахнув душу к добру, Хозяин в конце спектак­ ля начинает слышать музыку, видеть своего Соседа в образе Ангела и вызы­ вает слезы радости, что и в нем оста- лосьчеловеческое. Ато, что пьяница Сосед лишает себя жизни ради внучки, новой души чело­ веческой, и затем предстает нам Анге­ лом , это еще одно доказательство того, что наносное в людях, как мусор, ко­ торый однажды смывается потоком их же душевной чистоты. И понимание это приходит с того момента, когда Со­ сед начинает видеть Ангела-Свинью, слышать голоса животных, что, каза­ лось бы, недоступно простому челове­ ческому зрению и слуху. У верующего человека может возникнуть неприя­ тие к решению спектакля —человек, решившийся на самоубийство, вдруг становится Ангелом —такого не может быть. Но здесь есть одно, «но»... Неса- моубийство это —жертвенность! Ради жизни еще нерожденной внучки сосед идет на смерть, не в силах посягнуть на жизнь животного. Жертвовать своей жизню ради жиз­ ни другого —это ли не высшее прояв­ ление духа человеческого! Казалось, такая простая история, даже бытовая, а поднимает зрителя над суетностью бытия до вершин ан­ гельских, в чем, конечно же, великая заслуга режиссера спектакля и театра Султана Абдиева и таланта актеров. И , если кто еще не посмотрел этот трога­ тельный до глубины души спектакль, поспешите в театр, очистить свои ду­ ши и души своих детей, наполнив их милосердием. Может быть, хоть в ка- кой-то пусть в самой мизерной степе­ ни это способствует нашему покаян­ ному и созидательному поведению в Ж И 5 Н 1 1 ' Надежда БОЛЬШАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz