Миссионерская православная газета. 2008 г. № 1-2. Февраль.

№ 1-2, ФЕВРАЛЬ 2008 •- 'Ш щ т * Г if,1' i f ■ЖГЖ»~Шло.. :■ 'M’lt&' МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ЖИЗНЬ И ОБЫЧАИ СААМОВ Саам с кие литераторы о православных праздниках Крещение в саамском иордане Александра Андреевна АНТОНОВА Всаамскую литературу она вошла через свою ра ­ боту над развитием саамской письменности. Че­ ловек огромной трудоспособности, энтузиазма, ученый, создатель саамских учебников, педагог, видный общественный деятель, радиожурналист, яркий публицист, неугомонный мудрый переводчик и не только художественной литературы, но и ду­ ховной. Ею переведены на саамский язык «Детская Библия», «Символ веры» и совсем недавно по бла­ гословению Архиепископа Мурманского и Монче­ горского Симона - «Евангелие от Матфея». Не было ли у Антоновой трудностей в переводе Свя­ щенных писаний, ведь библейских понятий саам с­ кий язык не подразумевает. Антонова призналась: «Были, но прежде, был большой интерес найти но­ вое слово, новое выражение в своем языке. Это - целое событие. ВБиблии многократно встречается слово «пророк», как его по-саамски обозначить? Обращалась к старикам и нашла - яллмуж эвтэс уййнэй. С саамского будет - человек, видящий жизнь наперед, или вперед видящий». Переводит духовные писания Антонова потому, что у нее болит душа за свой народ, за детей. Она счи­ тает, что как-то поверхностно сегодня говорится о Боге. Много, но поверхностно, хочет, чтобы саамы вновь, как и 400 лет назад, когда принимали христи­ анство, стали бы добрыми и шли по дорогам веры, надежды и любви к Богу. НОВЫЙ ГОД вошел в свои права. Только в январе уже православ­ ный мир отметил свой второй зна­ чительный праздник «Крещение Господне». И древнее саамское се­ ло Повозеро вспомнило традицию, окупывать в вырубленных Йорда­ нах своих оленей, беспокоясь о их здоровье. Много десятков лет назад в этот день в полночь саамский народ вместе с многочисленными роди­ чами и гостями села, приезжавши­ ми из дальних погостов, собирались на речке Вирме, стекаясь к иордану в центре села посмотреть на празд­ ничное зрелище. Ведь Крещение Христово у саа­ мов связывалось еще и с возвраще­ нием солнца после долгого зимнего перерыва. Встарое время Крещение саамы отмечали 6 января (нынче- 19-го). Побывавшая в Лапландии в 20-х годах и попавшая как раз на большой праздник Крещения, про­ ходивший в Ловозере, писательни­ ца Зинаида Рихтер так описала уви­ денное: «ВЛовозеро на Крещение... съезжаются лопари со всех погос­ тов, даже с берегов Ледовитого оке­ ана и Белого моря. К этому време­ ни приурочиваются всевозможные торговые и домашние дела: заклю­ чаются сделки, товарообмен, праз­ днуют крестины, свадьбы... Лово- зерская улица оживлена по-празд- ничному. Женщины ижемки - в яр ­ ких шелках, в широчайших юбках, лопарки —в нарядных шамшурках, лопари —в своих высоких кокош­ никах и мокасинах». В это же время рубили иордан, купали оленей и ку­ пались сами. Еще один ученый, по­ сетивший Лапландию в 1927 году Д.А. Золотарев писал: «После обед­ ни был крестный ход на иордань, в которой после водосвятия купалась одна женщина, а затем купали или обливали водой оленей...». И даль­ ше добавлял, что, несмотря на, из­ менившиеся политические, эконо­ мические и культурно-бытовые ус­ ловия жизни саамов, в Ловозеро на праздник съезжалось очень много гостей. Иордан представлял собой очень длинную прорубь для купа­ ния оленей прямо с упряжками. Откуда и как саамы пришли к тако­ му действу —окупыванию оленей в ледяной воде, трудно сказать. Но то, что это действительно было — факт. Хозяин в праздничной одеж­ де, управляя нарядной упряжкой, в три-пять оленей с разгона въезжал в иордан, проплыв который олени выскакивали на лед, вынося за со­ бой и сани, и седока, делали круг вокруг села и вновь возвращались к реке. Теперь подходила очередь окупываться самого оленевода, ко ­ торый, скинув малицу, в меховых липтах и нижней одежде, нырял в иордан сам. Праздничное настрое­ ние долго не покидало собравших­ ся. Так было раньше. В этом году, уже не имея своих упряжек с оленями, любители по­ добного действа уже пешком шли в конец села на речку Вирму, чтобы посмотреть, как будут окупываться ловозерские и ревденские смельча­ ки. Год назад настоятель Ревдинс- кой Свято-Покровской и Ловозер- ской Богоявленской церквей отец Леонид возобновил этот старин­ ный обычай в саамском селе. Пос­ ле службы в Богоявленской церкви, люди спешили собраться у иордана. Несмотря на поздний час, они шли и шли, а с Ревды вереницами к мес­ ту священнодействия подъезжали одна за другой машины. Иордан был вырублен не такой длинный, как рубили в старину для олень­ их упряжек, но довольно аккурат­ ный и даже эстетически оформлен­ ный. Со всех четырех сторон горели свечи. Батюшка Леонид под пение священных текстов прихожанками Богоявленской церкви принялся освящать воду. Когда крещенская вода была освящена, в нее вошли первые смельчаки —мужчины и сам отец Леонид в белом подряснике. Когда подошло время купания жен­ щин, то первой в воду зашла воспи­ татель детского сада «Солнышко», Алла Васильева, саамская женщи­ на. Окунувшись с головой три раза, она счастливой вышла на лед. Ли ­ цо сияло улыбкой. Радостная, она бодро прошла сквозь толпу людей в раздевалку, а уже за ней приняли водную процедуру и все остальные женщины. Народу окупывалось много, даже те, кто и не собирался этого делать, а на иордан пришел только из любопытства. Кто-то, увидев это впервые, говорил, что за год подготовит себя морально и на следующий тоже окунется. Так, после первых купальщиков в течении полутора-двух часов на Вирму все еще подъезжали и подъ­ езжали машины, привозя новых крещенских «моржей». Время было далеко за полночь, я уходила с иор­ дана, чтобы не в реке, так хоть под душем облиться святой крещенс­ кой водичкой. Священники гово­ рят, что она в эту ночь во всех водо­ емах чистая и лечебная. Весьправо­ славный народ в эту ночь на весь год получил заряд здоровья и радости. На Крещение Ледяная крещенская купель в Вирме реке КРЕЩЕНИЕ. Ездила в Ловозеро, что­ бы ночью в Вирме трижды окунуться в крещенскую воду. Зашла в Богоявленс­ кую церковь, отец Леонид уже заканчивал службу. Нынешняя ловозерская Богояв­ ленская церковь с виду мне всегда казалась непривлекательной, какая-то приплюсну­ тая, и вот первый раз я зашла внутрь. Угне­ тающе подействовал низкий темный по­ толок, точно давил сверху. Это первая цер­ ковь, где я увидела такой давящий потолок в храме, даже в Печорах в богом зданных пещерах казалось много больше было про­ странства и воздуха, чем оказалось в ло- возерской церкви, а вот стоящим в церк­ ви колоколам порадовалась, значит мож­ но ожидать реконструкцию церкви, может даже построят отдельную звонницу. Когда с Александрой Антоновой шли на иордан, спрашивала направляющихся к нему женщин: «Тоже окунаться идете?» «Нет, что вы», —отвечали мне. «А зачем?», «Посмотреть, как это будут делать другие». Подумалось, точно на шоу идут. Народу на реке довольно много собралось. С четырех сторон вырубленного иордана, стояли кус­ ки льда с горящими на них свечами. Прихожане Богоявленской церкви чи­ тали Святое писание, а отец Леонид крес­ том освещал воду. В воздухе чувствовался небольшой морозец, градусов -6. Ловозер- цам не терпелось увидеть первого смельча­ ка. Когда он появился, стали давать сове­ ты: «За лестницу держись», «Не оступись», не скупясь поддерживали: «Молодец», «Настоящий морж»... Затем мужчины ста­ ли выбегать один за другим. Принял ледя­ ную купель и отец Леонид- С женщинами окунулась трижды и я. Леденящего ожога тело не почувствовало. Впервые я ныряла в крещенскую воду в том году в Коле и ни ра­ зу за весь год не простыла, ждала крещенс­ кого праздника более чем любого другого, чтобы вновь окунуться в ледяную крещен­ скую купель, и спасибо за это Господу. Надежда БОЛЬШАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz