Миссионерская православная газета. 2008 г. № 1-2. Февраль.
№ 1-2, ФЕВРАЛЬ 2008 •- 'Ш щ т * Г if,1' i f ■ЖГЖ»~Шло.. :■ 'M’lt&' МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ЖИЗНЬ И ОБЫЧАИ СААМОВ Саам с кие литераторы о православных праздниках Крещение в саамском иордане Александра Андреевна АНТОНОВА Всаамскую литературу она вошла через свою ра боту над развитием саамской письменности. Че ловек огромной трудоспособности, энтузиазма, ученый, создатель саамских учебников, педагог, видный общественный деятель, радиожурналист, яркий публицист, неугомонный мудрый переводчик и не только художественной литературы, но и ду ховной. Ею переведены на саамский язык «Детская Библия», «Символ веры» и совсем недавно по бла гословению Архиепископа Мурманского и Монче горского Симона - «Евангелие от Матфея». Не было ли у Антоновой трудностей в переводе Свя щенных писаний, ведь библейских понятий саам с кий язык не подразумевает. Антонова призналась: «Были, но прежде, был большой интерес найти но вое слово, новое выражение в своем языке. Это - целое событие. ВБиблии многократно встречается слово «пророк», как его по-саамски обозначить? Обращалась к старикам и нашла - яллмуж эвтэс уййнэй. С саамского будет - человек, видящий жизнь наперед, или вперед видящий». Переводит духовные писания Антонова потому, что у нее болит душа за свой народ, за детей. Она счи тает, что как-то поверхностно сегодня говорится о Боге. Много, но поверхностно, хочет, чтобы саамы вновь, как и 400 лет назад, когда принимали христи анство, стали бы добрыми и шли по дорогам веры, надежды и любви к Богу. НОВЫЙ ГОД вошел в свои права. Только в январе уже православ ный мир отметил свой второй зна чительный праздник «Крещение Господне». И древнее саамское се ло Повозеро вспомнило традицию, окупывать в вырубленных Йорда нах своих оленей, беспокоясь о их здоровье. Много десятков лет назад в этот день в полночь саамский народ вместе с многочисленными роди чами и гостями села, приезжавши ми из дальних погостов, собирались на речке Вирме, стекаясь к иордану в центре села посмотреть на празд ничное зрелище. Ведь Крещение Христово у саа мов связывалось еще и с возвраще нием солнца после долгого зимнего перерыва. Встарое время Крещение саамы отмечали 6 января (нынче- 19-го). Побывавшая в Лапландии в 20-х годах и попавшая как раз на большой праздник Крещения, про ходивший в Ловозере, писательни ца Зинаида Рихтер так описала уви денное: «ВЛовозеро на Крещение... съезжаются лопари со всех погос тов, даже с берегов Ледовитого оке ана и Белого моря. К этому време ни приурочиваются всевозможные торговые и домашние дела: заклю чаются сделки, товарообмен, праз днуют крестины, свадьбы... Лово- зерская улица оживлена по-празд- ничному. Женщины ижемки - в яр ких шелках, в широчайших юбках, лопарки —в нарядных шамшурках, лопари —в своих высоких кокош никах и мокасинах». В это же время рубили иордан, купали оленей и ку пались сами. Еще один ученый, по сетивший Лапландию в 1927 году Д.А. Золотарев писал: «После обед ни был крестный ход на иордань, в которой после водосвятия купалась одна женщина, а затем купали или обливали водой оленей...». И даль ше добавлял, что, несмотря на, из менившиеся политические, эконо мические и культурно-бытовые ус ловия жизни саамов, в Ловозеро на праздник съезжалось очень много гостей. Иордан представлял собой очень длинную прорубь для купа ния оленей прямо с упряжками. Откуда и как саамы пришли к тако му действу —окупыванию оленей в ледяной воде, трудно сказать. Но то, что это действительно было — факт. Хозяин в праздничной одеж де, управляя нарядной упряжкой, в три-пять оленей с разгона въезжал в иордан, проплыв который олени выскакивали на лед, вынося за со бой и сани, и седока, делали круг вокруг села и вновь возвращались к реке. Теперь подходила очередь окупываться самого оленевода, ко торый, скинув малицу, в меховых липтах и нижней одежде, нырял в иордан сам. Праздничное настрое ние долго не покидало собравших ся. Так было раньше. В этом году, уже не имея своих упряжек с оленями, любители по добного действа уже пешком шли в конец села на речку Вирму, чтобы посмотреть, как будут окупываться ловозерские и ревденские смельча ки. Год назад настоятель Ревдинс- кой Свято-Покровской и Ловозер- ской Богоявленской церквей отец Леонид возобновил этот старин ный обычай в саамском селе. Пос ле службы в Богоявленской церкви, люди спешили собраться у иордана. Несмотря на поздний час, они шли и шли, а с Ревды вереницами к мес ту священнодействия подъезжали одна за другой машины. Иордан был вырублен не такой длинный, как рубили в старину для олень их упряжек, но довольно аккурат ный и даже эстетически оформлен ный. Со всех четырех сторон горели свечи. Батюшка Леонид под пение священных текстов прихожанками Богоявленской церкви принялся освящать воду. Когда крещенская вода была освящена, в нее вошли первые смельчаки —мужчины и сам отец Леонид в белом подряснике. Когда подошло время купания жен щин, то первой в воду зашла воспи татель детского сада «Солнышко», Алла Васильева, саамская женщи на. Окунувшись с головой три раза, она счастливой вышла на лед. Ли цо сияло улыбкой. Радостная, она бодро прошла сквозь толпу людей в раздевалку, а уже за ней приняли водную процедуру и все остальные женщины. Народу окупывалось много, даже те, кто и не собирался этого делать, а на иордан пришел только из любопытства. Кто-то, увидев это впервые, говорил, что за год подготовит себя морально и на следующий тоже окунется. Так, после первых купальщиков в течении полутора-двух часов на Вирму все еще подъезжали и подъ езжали машины, привозя новых крещенских «моржей». Время было далеко за полночь, я уходила с иор дана, чтобы не в реке, так хоть под душем облиться святой крещенс кой водичкой. Священники гово рят, что она в эту ночь во всех водо емах чистая и лечебная. Весьправо славный народ в эту ночь на весь год получил заряд здоровья и радости. На Крещение Ледяная крещенская купель в Вирме реке КРЕЩЕНИЕ. Ездила в Ловозеро, что бы ночью в Вирме трижды окунуться в крещенскую воду. Зашла в Богоявленс кую церковь, отец Леонид уже заканчивал службу. Нынешняя ловозерская Богояв ленская церковь с виду мне всегда казалась непривлекательной, какая-то приплюсну тая, и вот первый раз я зашла внутрь. Угне тающе подействовал низкий темный по толок, точно давил сверху. Это первая цер ковь, где я увидела такой давящий потолок в храме, даже в Печорах в богом зданных пещерах казалось много больше было про странства и воздуха, чем оказалось в ло- возерской церкви, а вот стоящим в церк ви колоколам порадовалась, значит мож но ожидать реконструкцию церкви, может даже построят отдельную звонницу. Когда с Александрой Антоновой шли на иордан, спрашивала направляющихся к нему женщин: «Тоже окунаться идете?» «Нет, что вы», —отвечали мне. «А зачем?», «Посмотреть, как это будут делать другие». Подумалось, точно на шоу идут. Народу на реке довольно много собралось. С четырех сторон вырубленного иордана, стояли кус ки льда с горящими на них свечами. Прихожане Богоявленской церкви чи тали Святое писание, а отец Леонид крес том освещал воду. В воздухе чувствовался небольшой морозец, градусов -6. Ловозер- цам не терпелось увидеть первого смельча ка. Когда он появился, стали давать сове ты: «За лестницу держись», «Не оступись», не скупясь поддерживали: «Молодец», «Настоящий морж»... Затем мужчины ста ли выбегать один за другим. Принял ледя ную купель и отец Леонид- С женщинами окунулась трижды и я. Леденящего ожога тело не почувствовало. Впервые я ныряла в крещенскую воду в том году в Коле и ни ра зу за весь год не простыла, ждала крещенс кого праздника более чем любого другого, чтобы вновь окунуться в ледяную крещен скую купель, и спасибо за это Господу. Надежда БОЛЬШАКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz