Миссионерская православная газета. 2008 г. № 1-2. Февраль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2008 3J -I j , ---------------- IУ Г Д УX О В н ы й Архимандрит Виктор МАМОНТОВ Тайна умаления НАЧИНАЯ ЖИЗНЬ в Церкви, человек ожидает, что он будет становиться лучше и лучше, сильнее и сильнее, мудрее и мудрее, христианство он воспринимает как некую программу самоусовершенствования, восхож­ дения по лестнице добродетелей. Ведь Господь всех нас призвал к совершенству: «Итак будьте совер­ шенны, как совершен Отец ваш не­ бесный» (Мф. 5:48). Но наступает пора недоумения, когда с человеком происходит про­ тивоположное тому, что он ожидал: нет никаких видимых успехов. Он раздражается и смущается. На ис­ поведи говорит: «У меня нет любви, нет смирения, нет терпения». В чем причина? ВСЕ ПОТОМУ, что, ожидая даров от Бо­ га и получая их, он все больше и боль­ ше начинает уповать на сами эти дары. Центр тяжести духовной жизни неза­ метно смещается, и в итоге в душе че­ ловека воцаряется надежда на полу­ ченные от Бога качества, а не на Само­ го Бога. Человек становится накопите­ лем богатств, пусть и духовных. Стремление к результатам в духов­ ной жизни опасно, потому что вместе с идеей результата, успеха, достижения в душу вкрадывается идея обладания. В самом деле, раз я достиг чего-то, то по справедливости и по заслугам я буду этим обладать. Но в таком застывшем обладании всегда различим дух непод­ вижности, то есть смерти. Истинные отношения с Богом не предполагают какого-то обладания. Так что же, нам отказаться от уси­ лий духовного роста? Нет, духовный труд обязателен, мы должны жить в подвиге, очищаться от греха, духовно расти, совершенствоваться и иметь посильные аскетические труды.Опас­ ность же состоит в том, что духовный рост может стать самоценностью. И тогда, не продвигаясь вверх, мы уны­ ваем и ропщем, а, получая духовные дары, поднимаясь на одну ступеньку, мы готовы на ней поудобней распо­ ложиться, сделать себе «кущи» и ска­ зать своей душе как безумный богач: «...пей и веселись...» Что же все-таки делать - стремиться кдуховному росту или отказаться от не­ го? И как иначе понимать сам духовный рост, если не как накопление доброде­ телей и высоких духовных качеств? Мир, в котором мы живем, предла­ гает нам видеть призвание человека, смысл его жизни в том, чтобы стано­ виться все сильнее и сильнее, богаче и богаче, умнее и умнее. Большой че­ ловек, великий человек, супермен - вот «герой нашего времени». Мир утверж­ дает культ великой личности, человека самодостаточного и самоутвержденно- го. В палеонтологии есть закономер­ ность: если какой-то биологический вид начинает рождать гигантские формы и это кажется наступлением поры его наивысшего расцвета, в действитель­ ности же это симптом того, что этот вид стоит на пороге своего вымирания. Не является ли вообще гигантское призна­ ком вырождения, а не расцвета жизни? Христианство всегда сознавало опасность гигантизма. «И всякий раз, когда человеком овладевает воля к мо­ гуществу в этом мире, - писал Николай Бердяев, - он вступает на путь охлаж­ дения и иссякания духа, на путь рабс­ тва этому миру». Церковь иначе отвечает на вопрос о предназначении человека, о его при­ звании к совершенству. Церковь предлагает нам такое ве­ личественное задание, такое великое предназначение, о котором мир не мо­ жет даже помыслить. Она предлагает человеку стать Богом. «Ты - подобие нетленной красо­ ты, - говорит святитель Григорий Нис­ ский, - оттиск истинного Божества, вос­ приемник блаженства. Когда ты обра­ щаешься к Нему, то становишься то же, что и Он... Нет ничего среди сущего, что могло бы сравниться с твоим величием. Ты способен заключить Его в себе. Он живет в тебе и не испытывает стесне­ ния, пребывая в твоем существе». Святые отцы прославляли величие человека, его глубину как местопребы­ вание Бога. «Когда Бог смотрит на че­ ловека, - говорит митрополит Антоний Сурожский. - Он в нем не видит ни ус­ пехов, ни добродетелей, которых в нем нет. Он видит сияние Своего Образа, которое ничто не может разрушить в нем». Христианский путь жизни поража­ ет мир своей беззащитностью и пугает тем, что он будто бы дает несравнен­ но меньше, чем реалистические схе­ мы здравого смысла. Поэтому многие люди не принимают христианства. Им кажется, что Бог у них что-то отнима­ ет. Христиане кажутся бедными, неле­ пыми и странными со своим желани­ ем занимать последние места в жизни, в сравнении с теми, кто хочет первых мест, успехов и богатства. И Церковь не оспаривает этого впе­ чатления странности и неполноценнос­ ти: «Посмотрите, братия, кто вы, при­ званные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много бла­ городных. Но Бог избрал немудрое мира, что­ бы посрамить мудрых; и немощное ми­ ра избрал Бог, чтобы посрамить силь­ ное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Бо­ гом» (1 Кор. 1:26-29). Сам Господь Иисус Христос избрал путь слабости, умаления. И заслуга XX века, как кто-то отме­ тил, в том, что в христианстве нача­ ло совершаться возвращение к тайне умаления, к Младенцу в яслях, путем создания духовных братств - малых братьев Иисуса Христа (Шарль Фуко) и малых сестер Иисуса Христа (сестра Магдалена). «Надо согласиться всегда быть маленькими, - говорила сестра Магдалена своим духовным дочерям. - Вы все еще слишком большие... Все ваши недостатки чаще всего происхо­ дят от того, что вы слишком большие... Будьте маленькими, маленькими, ма­ ленькими». Нам, как ученикам Христа, при­ званным следовать за Ним, не следу­ ет удивляться тому, что нам нужно изу­ чать высокое искусство немощи, ума­ ления, и воплощать его в своей жизни. Ведь и Апостолы вначале думали, что в этом мире больше тот, кто больший, т.е. имеет много власти. Их представление о Мессии, о мессианском царстве бы­ ли вполне человечны. Они думали, что мессианское царство наступит челове­ ческим образом — силой и властью. И когда Иисус начал говорить о том, что Он должен пострадать: быть унижен­ ным, оплеванным, отвергнутым, распя­ тым, то это никоим образом не входило в понимание учеников. Они этого прос­ то не вмещали. А Петр даже стал пре­ кословить Христу и удерживать Его. И мы часто этого не вмещаем. Мы боимся стать самыми последними, а уж став на путь умаления, надеемся стать самыми последними. Но Шарль Фуко говорит нам: не бойтесь и не на­ дейтесь. Последнее место уже занято. Кем? Иисусом Христом. Нам оставлено лишь предпоследнее место. Никто не может быть беднее, меньше и безза­ щитнее Христа. Для учеников Христа постепенно от­ крывалось, что Царство Божие требует каких-то внутренних изменений, преоб­ ражений в самом человеке. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поста­ вил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не бу­ дете как дети, не войдете в Царство Не­ бесное; итак кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18,1-6). Здесь, конечно, не идет речь о том, что человек может как бы приостано­ вить свой рост и превратиться в ребен­ ка. Христос не имеет в виду инфантиль­ ность и не требует ее. Он не говорит: «Если вы не станете детьми». Он гово­ рит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». И это «как» очень важно, оно гово­ рит о сути ребенка. Это нас заставляет думать о том, что же в ребенке есть такого, что дела­ ет его великим пред Богом и достойным Царства Небесного. И Иисус Христос на этот вопрос отвечает: «Кто смирит себя, умалит себя, и будет как это ди­ тя». Ребенок полностью зависит от дру­ гих людей, он немощен. Он не имеет той власти, которая дает возможность выживать людям в этом мире. Он зави­ сим, незащищен и раним. Он может жить лишь упованием на любовь своих родителей, лишь довери­ ем, что они его защитят, сохранят, на­ кормят, обласкают, научат, т.е. вся его жизнь наполнена каким-то изначаль­ ным доверием. Иисус Христос говорит Своим уче­ никам, что Его Отец Небесный ищет вот именно такого доверия человека к С е ­ бе. Доверие к Богу не позволит людям воздвигать вокруг себя какие-то стены, защищающие их, и увеличивать преде­ лы своей человеческой мощи. Важно, чтобы они все более и более делали себя зависимыми даже в самом малом от Бога, не думали о себе и не пережи­ вали себя как центр своей собственной жизни и жизни других людей. Источник духовной жизни не в чело­ веке, а в Боге. Им определяется наша духовная жизнь и к Нему восходит. Что­ бы понять смысл смирения, тайну ума­ ления, нам нужно вникнуть в образ Ии­ суса Христа, иначе мы исказим смире­ ние, будем в него играть. Смириться - не значит подавлять в себе свое естество, свою природу, как- то насиловать ее. Смиряться - это все более и более впитывать в себя образ Иисуса Христа, подражать этому обра­ зу и видеть, каков Он. Будучи Сыном Божиим, будучи но­ сителем Славы вечной, Он становит­ ся одним из нищих. Он мог родиться в царской семье, но Он избирает участь сына плотника, Он избирает общение с мытарями, грешниками, блудницами, с больными, изувеченными людьми. Он избирает Своими учениками не ка­ ких-то блестящих, образованных, знат­ ных людей, а галилейских рыбаков. И, в конце концов, Он умирает на кресте как раб. Только вникая в этот путь Иисуса Христа, а вникнуть мы можем только тогда, когда реально встретим Христа в своем сердце и полюбим Его, мы на­ чнем постепенно понимать, что такое умаление, что такое смирение. Встреча человека с Иисусом Хрис­ том происходит в тот момент, когда Бог снимает с себя ту Божественную мощь, которая не может беседовать с человеком, но способна подавлять его. Бог умаляется, чтобы встретиться с че­ ловеком, и человек должен в каком-то смысле умалиться перед Богом. Господь прост как дитя в отноше­ нии к человеку, и человек должен стать простым, бесхитростным как дитя по отношению к Богу. И вот на этом преде­ ле обоюдного умаления появляется по­ ле свободы, в котором возможно обще­ ние человека с Богом, в котором может действовать Бог. Именно в этой таинс­ твенной пустоте Он переделывает нас. Продолжение в следующемномере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz