Миссионерская православная газета. 2008 г. № 1-2. Февраль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2008 3J -I j , ---------------- IУ Г Д УX О В н ы й Архимандрит Виктор МАМОНТОВ Тайна умаления НАЧИНАЯ ЖИЗНЬ в Церкви, человек ожидает, что он будет становиться лучше и лучше, сильнее и сильнее, мудрее и мудрее, христианство он воспринимает как некую программу самоусовершенствования, восхож дения по лестнице добродетелей. Ведь Господь всех нас призвал к совершенству: «Итак будьте совер шенны, как совершен Отец ваш не бесный» (Мф. 5:48). Но наступает пора недоумения, когда с человеком происходит про тивоположное тому, что он ожидал: нет никаких видимых успехов. Он раздражается и смущается. На ис поведи говорит: «У меня нет любви, нет смирения, нет терпения». В чем причина? ВСЕ ПОТОМУ, что, ожидая даров от Бо га и получая их, он все больше и боль ше начинает уповать на сами эти дары. Центр тяжести духовной жизни неза метно смещается, и в итоге в душе че ловека воцаряется надежда на полу ченные от Бога качества, а не на Само го Бога. Человек становится накопите лем богатств, пусть и духовных. Стремление к результатам в духов ной жизни опасно, потому что вместе с идеей результата, успеха, достижения в душу вкрадывается идея обладания. В самом деле, раз я достиг чего-то, то по справедливости и по заслугам я буду этим обладать. Но в таком застывшем обладании всегда различим дух непод вижности, то есть смерти. Истинные отношения с Богом не предполагают какого-то обладания. Так что же, нам отказаться от уси лий духовного роста? Нет, духовный труд обязателен, мы должны жить в подвиге, очищаться от греха, духовно расти, совершенствоваться и иметь посильные аскетические труды.Опас ность же состоит в том, что духовный рост может стать самоценностью. И тогда, не продвигаясь вверх, мы уны ваем и ропщем, а, получая духовные дары, поднимаясь на одну ступеньку, мы готовы на ней поудобней распо ложиться, сделать себе «кущи» и ска зать своей душе как безумный богач: «...пей и веселись...» Что же все-таки делать - стремиться кдуховному росту или отказаться от не го? И как иначе понимать сам духовный рост, если не как накопление доброде телей и высоких духовных качеств? Мир, в котором мы живем, предла гает нам видеть призвание человека, смысл его жизни в том, чтобы стано виться все сильнее и сильнее, богаче и богаче, умнее и умнее. Большой че ловек, великий человек, супермен - вот «герой нашего времени». Мир утверж дает культ великой личности, человека самодостаточного и самоутвержденно- го. В палеонтологии есть закономер ность: если какой-то биологический вид начинает рождать гигантские формы и это кажется наступлением поры его наивысшего расцвета, в действитель ности же это симптом того, что этот вид стоит на пороге своего вымирания. Не является ли вообще гигантское призна ком вырождения, а не расцвета жизни? Христианство всегда сознавало опасность гигантизма. «И всякий раз, когда человеком овладевает воля к мо гуществу в этом мире, - писал Николай Бердяев, - он вступает на путь охлаж дения и иссякания духа, на путь рабс тва этому миру». Церковь иначе отвечает на вопрос о предназначении человека, о его при звании к совершенству. Церковь предлагает нам такое ве личественное задание, такое великое предназначение, о котором мир не мо жет даже помыслить. Она предлагает человеку стать Богом. «Ты - подобие нетленной красо ты, - говорит святитель Григорий Нис ский, - оттиск истинного Божества, вос приемник блаженства. Когда ты обра щаешься к Нему, то становишься то же, что и Он... Нет ничего среди сущего, что могло бы сравниться с твоим величием. Ты способен заключить Его в себе. Он живет в тебе и не испытывает стесне ния, пребывая в твоем существе». Святые отцы прославляли величие человека, его глубину как местопребы вание Бога. «Когда Бог смотрит на че ловека, - говорит митрополит Антоний Сурожский. - Он в нем не видит ни ус пехов, ни добродетелей, которых в нем нет. Он видит сияние Своего Образа, которое ничто не может разрушить в нем». Христианский путь жизни поража ет мир своей беззащитностью и пугает тем, что он будто бы дает несравнен но меньше, чем реалистические схе мы здравого смысла. Поэтому многие люди не принимают христианства. Им кажется, что Бог у них что-то отнима ет. Христиане кажутся бедными, неле пыми и странными со своим желани ем занимать последние места в жизни, в сравнении с теми, кто хочет первых мест, успехов и богатства. И Церковь не оспаривает этого впе чатления странности и неполноценнос ти: «Посмотрите, братия, кто вы, при званные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много бла городных. Но Бог избрал немудрое мира, что бы посрамить мудрых; и немощное ми ра избрал Бог, чтобы посрамить силь ное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Бо гом» (1 Кор. 1:26-29). Сам Господь Иисус Христос избрал путь слабости, умаления. И заслуга XX века, как кто-то отме тил, в том, что в христианстве нача ло совершаться возвращение к тайне умаления, к Младенцу в яслях, путем создания духовных братств - малых братьев Иисуса Христа (Шарль Фуко) и малых сестер Иисуса Христа (сестра Магдалена). «Надо согласиться всегда быть маленькими, - говорила сестра Магдалена своим духовным дочерям. - Вы все еще слишком большие... Все ваши недостатки чаще всего происхо дят от того, что вы слишком большие... Будьте маленькими, маленькими, ма ленькими». Нам, как ученикам Христа, при званным следовать за Ним, не следу ет удивляться тому, что нам нужно изу чать высокое искусство немощи, ума ления, и воплощать его в своей жизни. Ведь и Апостолы вначале думали, что в этом мире больше тот, кто больший, т.е. имеет много власти. Их представление о Мессии, о мессианском царстве бы ли вполне человечны. Они думали, что мессианское царство наступит челове ческим образом — силой и властью. И когда Иисус начал говорить о том, что Он должен пострадать: быть унижен ным, оплеванным, отвергнутым, распя тым, то это никоим образом не входило в понимание учеников. Они этого прос то не вмещали. А Петр даже стал пре кословить Христу и удерживать Его. И мы часто этого не вмещаем. Мы боимся стать самыми последними, а уж став на путь умаления, надеемся стать самыми последними. Но Шарль Фуко говорит нам: не бойтесь и не на дейтесь. Последнее место уже занято. Кем? Иисусом Христом. Нам оставлено лишь предпоследнее место. Никто не может быть беднее, меньше и безза щитнее Христа. Для учеников Христа постепенно от крывалось, что Царство Божие требует каких-то внутренних изменений, преоб ражений в самом человеке. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поста вил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не бу дете как дети, не войдете в Царство Не бесное; итак кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18,1-6). Здесь, конечно, не идет речь о том, что человек может как бы приостано вить свой рост и превратиться в ребен ка. Христос не имеет в виду инфантиль ность и не требует ее. Он не говорит: «Если вы не станете детьми». Он гово рит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». И это «как» очень важно, оно гово рит о сути ребенка. Это нас заставляет думать о том, что же в ребенке есть такого, что дела ет его великим пред Богом и достойным Царства Небесного. И Иисус Христос на этот вопрос отвечает: «Кто смирит себя, умалит себя, и будет как это ди тя». Ребенок полностью зависит от дру гих людей, он немощен. Он не имеет той власти, которая дает возможность выживать людям в этом мире. Он зави сим, незащищен и раним. Он может жить лишь упованием на любовь своих родителей, лишь довери ем, что они его защитят, сохранят, на кормят, обласкают, научат, т.е. вся его жизнь наполнена каким-то изначаль ным доверием. Иисус Христос говорит Своим уче никам, что Его Отец Небесный ищет вот именно такого доверия человека к С е бе. Доверие к Богу не позволит людям воздвигать вокруг себя какие-то стены, защищающие их, и увеличивать преде лы своей человеческой мощи. Важно, чтобы они все более и более делали себя зависимыми даже в самом малом от Бога, не думали о себе и не пережи вали себя как центр своей собственной жизни и жизни других людей. Источник духовной жизни не в чело веке, а в Боге. Им определяется наша духовная жизнь и к Нему восходит. Что бы понять смысл смирения, тайну ума ления, нам нужно вникнуть в образ Ии суса Христа, иначе мы исказим смире ние, будем в него играть. Смириться - не значит подавлять в себе свое естество, свою природу, как- то насиловать ее. Смиряться - это все более и более впитывать в себя образ Иисуса Христа, подражать этому обра зу и видеть, каков Он. Будучи Сыном Божиим, будучи но сителем Славы вечной, Он становит ся одним из нищих. Он мог родиться в царской семье, но Он избирает участь сына плотника, Он избирает общение с мытарями, грешниками, блудницами, с больными, изувеченными людьми. Он избирает Своими учениками не ка ких-то блестящих, образованных, знат ных людей, а галилейских рыбаков. И, в конце концов, Он умирает на кресте как раб. Только вникая в этот путь Иисуса Христа, а вникнуть мы можем только тогда, когда реально встретим Христа в своем сердце и полюбим Его, мы на чнем постепенно понимать, что такое умаление, что такое смирение. Встреча человека с Иисусом Хрис том происходит в тот момент, когда Бог снимает с себя ту Божественную мощь, которая не может беседовать с человеком, но способна подавлять его. Бог умаляется, чтобы встретиться с че ловеком, и человек должен в каком-то смысле умалиться перед Богом. Господь прост как дитя в отноше нии к человеку, и человек должен стать простым, бесхитростным как дитя по отношению к Богу. И вот на этом преде ле обоюдного умаления появляется по ле свободы, в котором возможно обще ние человека с Богом, в котором может действовать Бог. Именно в этой таинс твенной пустоте Он переделывает нас. Продолжение в следующемномере.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz