Миссионерская православная газета. 2008 г. № 1-2. Февраль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА 0 Іі ly<' № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2008 15 В Д О Р О Г Е ЕСТЬ СПАСИТЕЛЬНОЕ Божье милосердие в том, что мы как будто не видим высоты порога, который переступили, переходя в третье ты сячелетие. Но порог от этого, и от далясь, пока не становится ниже. И драматизм вопросов, поставленных человечеству двумя предшествую щими тысячелетиями, не отменяет ся. Более того, перед христианином они ставятся с еще обостряющейся требовательностью. В особенности перед христианином «молодым», каков в большинстве, независимо от возраста, сегодняшний русский христианин, пришедший в Церковь невыстраданной дорогой государс твенной дозволенности. Это «разрешенное христианство» скоро истощает в поверхностном сознании настоящую глубину Ис тины и приводит к конформизму с совсем не христианским по направ лению обществом, которое остает ся таковым, даже когда президент произносит Символ веры вместе со своим народом, если не за каждой литургией, то хоть на Рождество и Пасху. Человек подвергается система тическому государственно узако ненному растлению всеми видами революций —от научной до сексу альной, растлению такому тоталь ному и так хорошо вооруженно му, что от него уже невозможно ук рыться и в храме. Уже и там человек ищет устроиться удобно, забывая, что послан в мир, «яко агнец посре- де волков». Вера не перестает быть требовательной одинаково и к ох ранительным силам Церкви, кото рые хотят загородиться от вопросов века консерватизмом современно го старообрядчества («до нас поло жено, лежи оно так во веки веков»), и к силам либеральным, которые готовы подогнать веру под лож ное, необычайно распространён ное спекулятивное красноречие о величии государства, тогда как На горная проповедь зовет прежде все го искать Царства Божия, а все ос тальное, в том числе национальные и общественные добродетели, при ложится. Сегодняшняя ситуация после без малого девяноста лет изгнания христианства из общественного со знания предоставляет нам, как ни странно это прозвучит, счастливую возможность снова «выбрать хрис тианство», но уже во всеоружии му жественного, не противящегося вере знания, открытого избрания, взвешенного понимания. Нам вы падает возможность «креститься» не волею князя Владимира, а при нять крещение «самим», во всей полноте радостной и грозной от ветственности. И еще более счаст ливая возможность, которой не бы ло у наших отцов, —увидеть колы бельные земли христианства, плоть земли, из которой выросли спаси тельные плоды нашей веры. В этом смысле нам только пред стоит открытие Турции, которая челночной репутацией заслони ла для нас торжествовавшую здесь Византию, адо того властвовавший на этой земле Рим, а еще прежде — Грецию. Мы хорошо знаем Константино польскую Софию по острой поле мике вокруг нее славянофильской мысли, но современный, даже и достаточно осведомленный чело век с изумлением узнает, что Миры Ликийские, где явился светоч са мого русского образа веры Нико лай Чудотворец, —это город в Тур ции и там стоит храм Святителя, который ждет нашей молитвы. Что Патара, где он родился, —это Тур ция. Ему почти трудно поверить, что Эфес, где апостол Иоанн и Дева Мария жили после распятия Хрис та, где они молились и учили, и где апостол Лука писал первые обра зы Богородицы, — это Турция. И все семь церквей, которым апостол Иоанн Богослов адресовал с остро ва Патмос свое «Откровение», тоже в Турции, что здесь родился и на чал свою проповедь апостол Павел. Здесь проповедовали апостол Петр и Андрей Первозванный, учил и был распят апостол Филипп. Здесь славили Спасителя мира и страда ли за Его имя подвижницы Христо вы из одного города Коньи —святые Фекла и Параскева Пятница. Здесь, в Никее, родился наш Символ ве ры, здесь погибала в иконоборчес тве и воскресала икона. И все ждут паломника Антиохия с памятью о пламени Иоанна Златоуста и Кап- падокия, давшая Церкви Григория Богослова и Василия Великого. Здесь, на территории древней Анатолии (как звалась и сейчас зо вется Турция), решали живые про блемы и вечные вопросы; ответс твенностью и остротой насущного человеческого делания императо ры и патриархи, молитвенники и исповедники. Это прежнее горение еще узнается в самом воздухе го родов, в руинах храмов, в крестах, которые тайно чертились на сте нах языческих святилищ первыми христианами как знак сопротивле ния, как листовка, как подвиг сви детельства. Здесь ясно слышно, как в яростной борьбе с ересями выко вывалась в семи Вселенских Собо рах наша вера, открывалось новое для человечества измерение, и оп ределялся небесный путь. Здесь формировались не идеи, а творилась жизнь, здесь знали, что полнота времен исходит от Бога, но приуготовляется людьми. Здесь особенно видно, как тесно связа ны культура и вера, культура и Цер ковь, как животворно соединены они корнем «культ», и как перспек тивен этот диалог впредь в осво бождении человека от страха перед жизнью и историей, при становле нии и развитии возвращающейся домой русской православной тра диции и воспитании ответствен ности и зрячей любви к Богу и Оте честву. Владимир СОЛОВЬЕВ Как церковь рушили в селе, Хоть был мальцом, Но помню это - Стояло лето на дворе. Мое седьмое в жизни лето. Пять мужиков, Забыв про стыд, Ломали церковь тракторами. Старухи плакали навзрыд Над оскверненными крестами. Ходил с иконой поп Матвей, Нас окрестив, Сказал он: «Дети, Чем больше на земле церквей, Тем больше доброты на свете... Запомните, что было тут. Придет пора - Воскреснут храмы И кару Божью понесут Вандалы, изверги и хамы». Немало лет прошло С тех дней. Я верил в жизни быстротечной - «Чем больше на земле церквей, Тем больше доброты сердечной». Ликуй, народ... Пора пришла... И тянутся к небесной сини Церквей златые купола И тут и там, По всей России. Казалось, Стать должны добрей И души, и сердца живущих. Все меньше плачущих людей, Все больше с каждым днем Поющих. Все меньше бед, Все больше благ. Господних благ простому люду. А на поверку все не так - Невежество царит повсюду. И скалит зло клыки свои. И темень коршуном над светом. А чувства нежные любви, Все чаще меряют Монетой. Теперь, с годами, понял я - Не важно - Верить иль не верить... Но доброту сердец нельзя Количеством церквей Измерить. Аскольд БОЖАНОВ ОБЫЧАЙ ПРЕДКОВ Прежде чем оставить след на земле желанной, в церковь свез меня мой дед в люльке берестяной. Дед, как честью, дорожил верой поколений: вместо пуха положил в люльку мох олений. Дед на ласку был не скуп, мудр был от природы... Как хотел он, чтобы внук стал оленеводом, чтоб охотиться умел, мог закинуть сети, чтоб удачлив был и смел, да и быстр, как ветер! Чтобы с тундрой в дружбе жил, был ее полпредом и взахлеб ее любил — как и наши деды! ЛИ Т Е Р А Т У Р НА Я С Т Р А НИЦ А Наше небесное Отечество Валентин К У Р Б А ТО В жжытттжшштшшяяяяшшшшшшяшяшшшшшяттктхі (НИГИ РАЗДУМИЙ /| РАЗМЫШЛЕНИЙ ВЕЧНОМ Имя Валентина Яковлевича Курбатова можно свя зать с целой литературной эпохой нашей страны, с именами: Анастасии Цветаевой, Анны Ахматовой, Арсения Тарковского, Павла Антокольского Виктора Астафьева, Виктора Конецкого Юрия Левитанского, Александра Вампилова, Булата Окуджавы, Василия Шукшина, Юрия Казакова, Владимира Крупина, Станислава Куняева, Валентина Распутина, Василия Белова... Валентин Яковлевич с сожалением пишет,что уш ла эпоха, когда литература была как зеркало жизни, как служение,исповедь и проповедь,как Церковь,се годня она превращена в рынок, причем в рынок ли- тературы-однодневки без всяких моральных принци пов и духовности. Мне,начавшей свой литературный путь в последнее десятилетие ушедшего тысячеле тия, все же посчастливилось видеть,общаться и даже быть в дружбе с некоторыми видными писателями. Во Пскове мы были осчастливлены его книгами «По дорожник» и «Наше небесное Отечество». Обе книги высоко духовны. Прочла «Подорожник» - восхитилась, каким светом были наполнены души наших писате лей, да и вообще людей творческих! Какая сила духа! Какой свет в самом Валентине Яковлевиче! «Наше не бесное Отечество» - книга иная, о зарождении пра вославия, книга раздумий и размышлений. Она была написана после нескольких поездок по земле древ ней Византии и возвращает нас в наше небесное Отечество. Отрывок, а вернее авторское слово вмес то вступления в литературной странице мы и пред лагаем читателям. Надежда Большакова и. ... ива in■ Валентин КУРБАТОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz