Миссионерская православная газета. 2008 г. № 1-2. Февраль.
14 № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2008 * - ' МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я С Т Р А НИЦА Владимир ЛИЧУТИН ОБ ИСТИННОМ ПАСТЫРЕ С Владимиром Владимировичем Личутиным, извес тным писателем в 1999 году на Съезде писателей России в Москве меня познакомил Виталий Семе нович Маслов. Затем встречались с ним на Бала- шовских чтениях в Новгороде и нынешней осенью в Ушаковском ходе. Слово Владимира Личутина веское, образное, слово архангельского поморяни на с особыми подковырками, сочное. Когда в России люди потянулись в храмы и свободно стали называть церковнослужителей батюшками,священниками, монахами. Казалось,а по-другому и нельзя,и вдруг в конце прошлого го да один из моих знакомых, пытаясь подколоть, ед ко роняет: «Ведь ты теперь с попами общаешься», меня всю так и передернуло. Я приняла это об ращение к священникам, как личное оскорбление. Слово брошено и занозой осело в душе. Я впол не осознавала, что негативное отношение к слову «поп» у людей стало возникать,когда шла борьба с религией и церковью,но был и литературный при мер: А.С.Пушкин «Сказка о попе...», где тоже про слеживался негатив,но странно,когда в наше время вновь октрылись храмы, и люди стали искать пу ти к духовности,они даже и не подумали назвать священника попом. Обращаются к ним с особым уважением. Однако слово «поп» остается существовать и в наше время,хотя его и мало кто использует,так в чем разница? Или батюшкой называют хорошего священника, а попом - плохого? Вопросы возника ли, а ответ не находился, вдруг натыкаюсь на очерк Владимира Личутина «Сельский поп» и царапнуло, как, и Владимир туда же? Читаю. И сладко-сладко сделалось,и слезы полились,как у Личутина,в кон це прочтения. Не умилительные, а очистительные, точно святое причастие приняла,точно в святом ис точнике омылась словами личутинскими ласковы ми, совсем не приукрашающими действительность сельского попа Виктора. Настоящими словами рус скими, почти забытыми нашими литераторами. И уже зазвучало слово «поп» в душе моей не оскорби тельностью,а как истинный пастырь овец пасущий. Надежда Большакова Русская натура Сельский поп Владимир ЛИЧУТИН Евгений ЛАЗЕРЕВ В ДИВЕЕВЕ Вновь пейзажи осени вокруг, Запах яблок, квашеной капусты... Мне сегодня почему-то вдруг Вспомнилась Дивеевская пустынь. И от сна , воспрянув, мысль бежит Вдоль лесных дорог, селений мимо, Сгладив временные рубежи, Вновь к местам святого Серафима. Словно наяву, как в отчий дом, Я войду в божественное царство, Окунусь в студеный водоем, Освященный преподобным старцем. По святой канавке вновь пройду, По следам Владычицы, по тропке, Раз пятьсот молитву на ходу Прочитаю со смиреньем робким. Посмотрю вокруг... Природе в лад, В лад молитве, словно в дивной песне, Храмов золотые купола Тянутся крестами в поднебесье. И осенней прелести полна, Падает листва, как гроши меди. И звонят во мне колокола Будто бы в Дивееве, к обедне. Ирина ПОЛИВЦЕВА Публикуется впервые КОНСТАНТИНОВО Струится бледно дымка над Окой, На заливных лугах рыжеют кони... Здесь шорох листьев золотит покой... Но сердце отчего-то тихо стонет. Листом кровавым истекает клен, Как от тернового венца поэта, - Оплакивает светлый облик он Того, кем нежно Русь была воспета... Кто и сейчас незримо ходит здесь, Его шаги исхода листьев тише... А зримо - в этикетках водки весь Впечатан теми, кто стихов не слышит. Кто и тогда, и ныне бы желал Святое имя утопить в бутылке, Но обличает их музейный зал - Посмертно маска гасит все ухмылки. А он прощает всех - врагов, друзей ... - Господь, явись! -К а к мог, просил у Бога. Что сам он жертвой стал за всех людей, Открылось у последнего порога. На белый храм, синея, небеса Глядят глазами русского поэта... Глаза Есенина - Руси глаза, Чья песня лучшая еще не спета! название я сразу споткнулся. Почему поп, а не батюшка. Словно бы служители из двух разных миров. Потом стал размыш лять... Наверное, один мир —гроз ный, немилостивый, поучающий, суровый, далекий от крестьянских пажитей, хотя и на земле. Другой — всемилостивый, прощающий, по- отечески добры й , избя ной, родовой, кровный, где баловника если и при струнят, поставят в угол на горох, за прут в холодную, могут и горячих ле щей подкинуть, —то скоро и простят штафирку, положив непременно явиться к исповеди да и освободить душу от содеянного греха. Для по па много соленых шуток сыскалось в народе и самая мягкая, пожалуй, «Поп —толоконный лоб». О батюш ке же ничего худого в простом наро де не слыхать... Впервом много суро вости, попрека иупрека, во втором — сплошная любовь, особенно для си роты, кто отца не видывал в глаза. Так мне представляется. Один —су хой от поститвы, с изможденным ликом, борода вехтем, в глазах уп рек и остуда. Другой же —весь мяг кий, округлый, как тестяной масля ный колоб, с горячими пухлыми ла донями, теплым мерцающим взгля дом и с увещевающим отеческим голосом, от которого вдруг слабнет, вспыхивает от содеянного твоя душа и хочется тут же исправить ошибку. Воистину батюшкой в моем пред ставлении был священник Дмит рий Дудко, весь исполненный ми ролюбия, благожелательности к ми рянину, и над головой его, над круг лым как бы умасленным лбом стоял венец света. Он однажды приехал к нам на московскую квартиру крес тить детей со всей церковной стряп нею и с большой купелью, едва влез в кухоньку, вел требу воркующим голоском, позывающим к слезе, ду шевному обновлению... Осталась с того торжественного случая, вернее счастливого праздника крещения, фотография, и вот на снимке-то яс но различим нимб над головою ба тюшки. Поп (он же иерей, священник, пресвитер) —это степень церковной иерархии, это сельский пастырь, на родный водитель, онже и служитель, учитель и нравоучитель. Батюшка — это признание за священником ка ких-то особенных, сердечных и ду шевных качеств, позволяющих быть священнику не просто сельским церковником, но родителем, отцом, за душою которого скопился весь на житой человеческий опыт общения, вразумления, наставления. Батюш ка не грозит, не пугает, но увещева ет голосом слабым, почти ветхим, похожим на дуновение душевного теплого ветерка. Иногда, конечно, может и прикрикнуть, осердясь, но тут же и улыбнется. Не каждого попа на Руси назовут батюшкой. Так на рисовало мне мое воображение. И, конечно же, оно, наверное, во мно гом ошибочно. Ведь в русской лите ратуре, на которой мы учились, как и в народной скоморошине, скаб резной и вещей сказке, поп зачастую жаден, тучен, —с двумя подбородка ми от многопирования, он —сква лыга и сутяга, любящий «барашка в бумажке». —Но мой ум никак не хо тел примириться с образом Божьего слуги, какой преподали нам писате ли и общественные резонеры, ибо в том типе иерея излишне много пло ти, «этого врана и нечистой свиньи», и мало нравственного подвига, — и здесь тоже своя неправда, —ибо без него не устояла бы православная хра мина, и эту неправду опроверг двад цатый век, когда на плаху в защиту веры христианской подвиглись де сятки тысяч русских священцев, не убоявшихся смерти ради Христа. Столько святых мучеников, по му жеству исповедников протопопаАв вакума, не знавала, пожалуй, и вся мировая церковь... Но ведь тучным был старец Иоанн Крестьянкин, го ворливый монах-прозорливец, у ко го речь из уст текла по-детски наив но, неспотычливо, будто звонкий родник-студенец. А старец Николай Гурьянов, напротив, был худенький, лысоватый, с прозрачными светлы ми глазенками... Значит поп и ба тюшка — это не внешнее, как пы тались нам преподать наустители, чтобы разрушить православие иску шением, но внутреннее, душевное и духовное, что изобличается лишь внутренней силой посвященного в Церковь человека. Поп —духовное, служивое, воинствующее, он для де ревни, как лейтенант на передовой, батюшка —душевное, сердечное, человечное. Так и всей церкви, на верное, подобает жить о двух лицах, чтобы кособокою не стать, когда од но из обличий потускнеет от долгой распутицы или вовсе сойдет на нет. Поп и батюшка —это две сторо ны пресвитера, присягнувшего Бо гу, и тем однажды принесшего себя в жертву, чтобы поднять на свои сер дечные рамена грехи многих... Отец Виктор Крючков упорно кличет себя попом, но называет с тем достоинством и внутренней силою, что отвергает всякие ухмылки в его сторону в самом зачине, хотя крес тьянин, ужавшись в преданиях и чувствах, незаметно, исподовольки уже отвык от старинного церковно го слова, принимая его чуть ли не за брань и поносное слово. Вот и у меня язык не повернется даже мысленно назвать батюшку попом. Да, пожа луй, никто из деревенских заглазно, или увидя в окне отца Виктора, не скажет усмешливо: «Вон, поп идет!», но вымолвят: «Батюшка куда-то по шел, наверное церкву на ночь запи рать». Вот так высокий смысл слова незаметно замутился за минувшие столетия... Продолжениеследует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz