Миссионерская православная газета. 2007 г. № 7. Июль.

№7, ИЮЛЬ 2007 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Митрополит Сурожский АНТОНИИ 0 прошении должникд ішеж Притча, которую мы сегод­ ня слышали, такая ясная, такая прозрачная и так чет­ ко выражает наше отноше­ ние друг ко другу — и час­ то к Богу. От Него мы всего ожидаем: прощения, ми­ лости, любви, даров зем­ ных, даров духовных; но, когда к нам люди обраща­ ются с той же тоской о люб­ ви, о сострадании, о снис­ хождении, о терпении к их грехам, мы оказываемся та­ кими строгими, такими не- гнущимися и немилосерд­ ными. И сегодняшняя при­ тча нам говорит, что если мы хотим, чтобы Бог всег­ да, при всех обстоятельствах жизни относился к нам, как этот царь относится к свое­ му должнику, то мы должны научиться подобно —толь­ ко подобно! — относить­ ся к тем людям, которые вокруг нас и кого мы счи­ таем своими должниками. А в притче указано нечто, побуждающее меня употре­ бить слово “подобно”; по­ тому что тот, кто был должен царю, был должен ему очень большим долгом; а его при­ ятель, который был ему в долгу, был должен ему бес­ конечно меньшую долю. И однако первый все простил, другой —всего требовал. И так и с нами; друг перед другом мы виноваты столь малым: оказали мало вни­ мания, сказали резкое сло­ во, прошли мимо, не сумели найти доброго, теплого сло­ ва или прикосновения руки. Но по отношению к Богу мы более тяжко грешим. Потому что друг ко другу мы, правда, относимся немилосердно, с раздражением, с холоднос­ тью; но мы все-таки друг со другом дружим, друг друга замечаем. А мимо Бога мы проходим все время... Как часто я слышу, что мне говорят: Я ленив в молитве, я ленюсь читать Священ­ ное Писание, я ленюсь ду­ мать о Боге... Дело не в лени; нет, ты не ленив! Ты просто Его не любишь... Ты не ле­ нив, потому что на столько других вещей у тебя хватает бесконечно много усердия, энергии и сил; на Бога — не хватает, потому что наше сердце занято другим. Если бы только наше сердце от­ крылось Богу, если бы толь­ ко Он для нас значил нечто подобное тому, что значит для нас отец, и мать, и сест­ ра, и невеста, и жених, и ре­ бенок, тогда ни о какой лени не было бы речи — ни о ка­ кой! Потому что, когда нуж­ нолюбимому, мы забываем и усталость, и болезнь, и все, и берется откуда-то находчи­ вость, и память, и усердие, и силы. Нет, дело не в лени; тем самым мы оказываемся должниками Богу гораздо больше, чем тем, что мы на­ зываем грехами: нетерпели­ востью. раздражением; это все плоды, это поросль! А основной корень — это на­ ше к Нему безразличие... Но можно сказать, что по­ рой, часто дело обстоит и хуже: разве мы Бога не уп­ рекаем постоянно во всем, что нам не удается, что нам не по душе? Разве мы посто­ янно не считаем Его ответс­ твенным за бездолье, за бо­ лезнь, за все несчастья, ко­ торые с нами случаются? Он во всем виноват, Он не до­ смотрел, Он не позаботился: где же Еголюбовь или где же Его сила, когда то, к чему я стремлюсь, о чем я мечтаю, чего я хочу, мне не дается?. И вот прежде чем дойти до того, о чем говорит эта при­ тча —осознать себя должни­ ком по отношению к Богу, — нам надо осознать, что мы считаем Его нашим должни­ ком, что мы постоянно вос­ стаем на Него с горьким уп­ реком или, пожав плечами, отходим от Него. Эта притча нам даже не по плечу; жутко сказать, но мы не ощущаем себя постоянно должника­ ми Божьими, и как часто и постоянно мы видим в Нем своего неоплатного долж­ ника, Которого мы упрека­ ем в своем сердце и часто об­ личаем в лицо!. Подумаем об этом; при­ миримся с Богом;но начнем это примирение там, где оно действительно реально: на­ чнем это примирение, пос­ тавив перед собой вопрос: В чем я Его упрекаю?. И, как ни дико так выразить­ ся, простим Ему, прежде чем просить у Него прощения. Аминь. е ш г с ж От Матфея гл. XVIII, стт. 23- 35 Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талан­ тов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить ;20 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпус­ тил его и долг простил ему .28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и. схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен .29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его: потерпи и всё отдам тебе .30 Но тот не захотел и по­ садил его в темницу .31 Товарищи его, видев происшед­ шее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее .32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб ! весь долг тот я простил тебе, пото­ му что ты упросил меня ;3 не надлежало ли и тебе поми­ ловать товарища твоего, ка к и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал истязателям, пока не отдаст ему всего долга .35 Так и Отец Мой Не­ бесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Близость с Богом или исполнение правил? Мне вспоминается рассказ из жизни святителя Филарета Московского о том, как в одной деревне был священ­ ник пьющий, а в другой деревне все жители спились, и местному священ­ нику там было невмоготу. И Филарет подумал: соединю-ка пьяного свя­ щенника с пьяным приходом, пото­ му что я все равно ничего не могу для них сделать. Он так и поступил. Пьющий священник пришел в пья­ ную деревню, обратился к прихожа­ нам и сказал: “ Вот каково положение. Владыка отчаялся и в вас, и во мне: мы пьяницы. Но я, как священник, обя­ зан совершать Божественную Литур­ гию каждое воскресенье, в каждый праздник, и на Литургии причащать­ ся, несмотря на то, что я пьяница. Так вот что я вам предлагаю: приходите и будем все вместе причащаться; вмес­ те причащаться, плача над собой, ка­ ясь перед Богом о том, что мы недо­ стойны подходить к Нему, но что мы верим в Его милость” . И что же случилось? Изжития мит­ рополита Филарета мы узнаем, что от изумления, от благодарности и от действия Святого Духа через таинс­ тво и непосредственно на их души, которые открылись Богу, вся дерев­ ня начала меняться; через какое-то время пьянство прошло: и священ­ ник стал трезвый, и жители деревни стали трезвыми. Вот пример. Они не постились, они не соблюдали стро­ го устава, они пришли к Богу, пото­ му что Он был единственный. Кто их сумел любить недостойными. Есть русская пословица: “Полюбите нас черненькими, беленькими нас вся­ кий полюбит” ... Вот так и бывает. И я убежден, что если человек по небрежности нару­ шает какие-нибудь правила, ему надо это ставить на вид. Но если он прос­ то о них не знает или у него не хвата­ ет сил, веры, убежденности, что это необходимо или нужно, то надо ему дать опыт близости с Богом, а не тре­ бовать с него исполнения правил. 05.08.07 Неделя 10-я по Пятидесятнице Л к 1 0 ,3 8 -4 2 12.08.07 Неделя 11-я по Пятидесятнице Мф 18, 2 3 -3 5 19.08.07 Неделя 12-я по Пятидесятнице Мф 17, 1-9 26.08.07 Неделя 13-я по Пятидесятнице Мф 1 4 ,1 4 -2 2 И АВГУСТОВСКИХ СПАСА Спасом.тоестьСпасителем, на Руси издавна называли Господа Иисуса Христа. Три Спаса в августе —это три больших праздника, связанных с Его именем. 14 а в гу ста - П р о и с х ож д е н и е че стны х д ре в Ж и в о т в о р ящ е го К ре с та Го сподня Трудное название, правда? Но пого­ ди, узнаешь историю праздника — и все станет понятным. В древней христианской Византии (это терри­ тория современной Турции) летом было жарко, и потому множились разные болезни. Вот и решили ви­ зантийские правители в начале ав­ густа проносить по улицам городов Крест Господень для поклонения: ведь Крест —главная защита от вся­ кого зла! Так появился праздник про­ хождения, или, на старинный лад, ПРОИСХОЖДЕНИЯ Животворя­ щего Креста. А в народе этот день на­ зывали очень красиво — Медовый Спас. Маковея. 14 августа празднуется память се­ ми братьев Маккавеев —мучеников за веру, живших во втором веке до Рождества Христова. А народная ду­ ша соединила память о мучениках и название любимого яркого цветка — мака —в слове «Маковея». Созревал мак, и накануне Маковея готовили «маковейский букет». Он состоял из многих полезных и душистых расте­ ний —мяты, чабреца, ноготков, ма­ ка. Потом эта земная красота вместе с несколькими головками мака освя­ щалась в храме. Освящались и медо­ вые соты. С этого дня благословляет­ ся вкушение нового меда. 19 а в гу с та - П р е о б р аж е н и е Г о с п о д н е , Яблочный Спас Именно в этот день на Руси было принято собирать яблоки, а также другие фрукты нового урожая. Люди приносили в храм и освящали пло­ ды своего труда. В каленаре земле­ дельца Яблочный Спас упоминается как встреча осени: приблизительно с этого дня устанавливаются холодные вечера и ночи. 29 а в гу с т а - п р а з д н и к Н е р у к о т в о р н о г о О б ра за Во дни земнойжизни Спасителя вси- рийском городе Едессе благочести­ вый царь Авгарь был поражен страш­ ной болезнью. Неизлечимо больного правителя исцелил Нерукотворный Образ, Который чудесно отпечатал­ ся на полотне, когда Господь Иисус Христос отер им Свое лиц. В России Нерукотворный Образ очень по­ читаем. Со знаменами, на которых был вышит Образ, наши воины шли в бой. Крестьяне этот день называ­ ли еще ореховым Спасом, хлебным Спасом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz