Миссионерская православная газета. 2007 г. № 7. Июль.
№7, ИЮЛЬ 2007 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Митрополит Сурожский АНТОНИИ 0 прошении должникд ішеж Притча, которую мы сегод ня слышали, такая ясная, такая прозрачная и так чет ко выражает наше отноше ние друг ко другу — и час то к Богу. От Него мы всего ожидаем: прощения, ми лости, любви, даров зем ных, даров духовных; но, когда к нам люди обраща ются с той же тоской о люб ви, о сострадании, о снис хождении, о терпении к их грехам, мы оказываемся та кими строгими, такими не- гнущимися и немилосерд ными. И сегодняшняя при тча нам говорит, что если мы хотим, чтобы Бог всег да, при всех обстоятельствах жизни относился к нам, как этот царь относится к свое му должнику, то мы должны научиться подобно —толь ко подобно! — относить ся к тем людям, которые вокруг нас и кого мы счи таем своими должниками. А в притче указано нечто, побуждающее меня употре бить слово “подобно”; по тому что тот, кто был должен царю, был должен ему очень большим долгом; а его при ятель, который был ему в долгу, был должен ему бес конечно меньшую долю. И однако первый все простил, другой —всего требовал. И так и с нами; друг перед другом мы виноваты столь малым: оказали мало вни мания, сказали резкое сло во, прошли мимо, не сумели найти доброго, теплого сло ва или прикосновения руки. Но по отношению к Богу мы более тяжко грешим. Потому что друг ко другу мы, правда, относимся немилосердно, с раздражением, с холоднос тью; но мы все-таки друг со другом дружим, друг друга замечаем. А мимо Бога мы проходим все время... Как часто я слышу, что мне говорят: Я ленив в молитве, я ленюсь читать Священ ное Писание, я ленюсь ду мать о Боге... Дело не в лени; нет, ты не ленив! Ты просто Его не любишь... Ты не ле нив, потому что на столько других вещей у тебя хватает бесконечно много усердия, энергии и сил; на Бога — не хватает, потому что наше сердце занято другим. Если бы только наше сердце от крылось Богу, если бы толь ко Он для нас значил нечто подобное тому, что значит для нас отец, и мать, и сест ра, и невеста, и жених, и ре бенок, тогда ни о какой лени не было бы речи — ни о ка кой! Потому что, когда нуж нолюбимому, мы забываем и усталость, и болезнь, и все, и берется откуда-то находчи вость, и память, и усердие, и силы. Нет, дело не в лени; тем самым мы оказываемся должниками Богу гораздо больше, чем тем, что мы на зываем грехами: нетерпели востью. раздражением; это все плоды, это поросль! А основной корень — это на ше к Нему безразличие... Но можно сказать, что по рой, часто дело обстоит и хуже: разве мы Бога не уп рекаем постоянно во всем, что нам не удается, что нам не по душе? Разве мы посто янно не считаем Его ответс твенным за бездолье, за бо лезнь, за все несчастья, ко торые с нами случаются? Он во всем виноват, Он не до смотрел, Он не позаботился: где же Еголюбовь или где же Его сила, когда то, к чему я стремлюсь, о чем я мечтаю, чего я хочу, мне не дается?. И вот прежде чем дойти до того, о чем говорит эта при тча —осознать себя должни ком по отношению к Богу, — нам надо осознать, что мы считаем Его нашим должни ком, что мы постоянно вос стаем на Него с горьким уп реком или, пожав плечами, отходим от Него. Эта притча нам даже не по плечу; жутко сказать, но мы не ощущаем себя постоянно должника ми Божьими, и как часто и постоянно мы видим в Нем своего неоплатного долж ника, Которого мы упрека ем в своем сердце и часто об личаем в лицо!. Подумаем об этом; при миримся с Богом;но начнем это примирение там, где оно действительно реально: на чнем это примирение, пос тавив перед собой вопрос: В чем я Его упрекаю?. И, как ни дико так выразить ся, простим Ему, прежде чем просить у Него прощения. Аминь. е ш г с ж От Матфея гл. XVIII, стт. 23- 35 Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талан тов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить ;20 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпус тил его и долг простил ему .28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и. схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен .29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его: потерпи и всё отдам тебе .30 Но тот не захотел и по садил его в темницу .31 Товарищи его, видев происшед шее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее .32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб ! весь долг тот я простил тебе, пото му что ты упросил меня ;3 не надлежало ли и тебе поми ловать товарища твоего, ка к и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал истязателям, пока не отдаст ему всего долга .35 Так и Отец Мой Не бесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Близость с Богом или исполнение правил? Мне вспоминается рассказ из жизни святителя Филарета Московского о том, как в одной деревне был священ ник пьющий, а в другой деревне все жители спились, и местному священ нику там было невмоготу. И Филарет подумал: соединю-ка пьяного свя щенника с пьяным приходом, пото му что я все равно ничего не могу для них сделать. Он так и поступил. Пьющий священник пришел в пья ную деревню, обратился к прихожа нам и сказал: “ Вот каково положение. Владыка отчаялся и в вас, и во мне: мы пьяницы. Но я, как священник, обя зан совершать Божественную Литур гию каждое воскресенье, в каждый праздник, и на Литургии причащать ся, несмотря на то, что я пьяница. Так вот что я вам предлагаю: приходите и будем все вместе причащаться; вмес те причащаться, плача над собой, ка ясь перед Богом о том, что мы недо стойны подходить к Нему, но что мы верим в Его милость” . И что же случилось? Изжития мит рополита Филарета мы узнаем, что от изумления, от благодарности и от действия Святого Духа через таинс тво и непосредственно на их души, которые открылись Богу, вся дерев ня начала меняться; через какое-то время пьянство прошло: и священ ник стал трезвый, и жители деревни стали трезвыми. Вот пример. Они не постились, они не соблюдали стро го устава, они пришли к Богу, пото му что Он был единственный. Кто их сумел любить недостойными. Есть русская пословица: “Полюбите нас черненькими, беленькими нас вся кий полюбит” ... Вот так и бывает. И я убежден, что если человек по небрежности нару шает какие-нибудь правила, ему надо это ставить на вид. Но если он прос то о них не знает или у него не хвата ет сил, веры, убежденности, что это необходимо или нужно, то надо ему дать опыт близости с Богом, а не тре бовать с него исполнения правил. 05.08.07 Неделя 10-я по Пятидесятнице Л к 1 0 ,3 8 -4 2 12.08.07 Неделя 11-я по Пятидесятнице Мф 18, 2 3 -3 5 19.08.07 Неделя 12-я по Пятидесятнице Мф 17, 1-9 26.08.07 Неделя 13-я по Пятидесятнице Мф 1 4 ,1 4 -2 2 И АВГУСТОВСКИХ СПАСА Спасом.тоестьСпасителем, на Руси издавна называли Господа Иисуса Христа. Три Спаса в августе —это три больших праздника, связанных с Его именем. 14 а в гу ста - П р о и с х ож д е н и е че стны х д ре в Ж и в о т в о р ящ е го К ре с та Го сподня Трудное название, правда? Но пого ди, узнаешь историю праздника — и все станет понятным. В древней христианской Византии (это терри тория современной Турции) летом было жарко, и потому множились разные болезни. Вот и решили ви зантийские правители в начале ав густа проносить по улицам городов Крест Господень для поклонения: ведь Крест —главная защита от вся кого зла! Так появился праздник про хождения, или, на старинный лад, ПРОИСХОЖДЕНИЯ Животворя щего Креста. А в народе этот день на зывали очень красиво — Медовый Спас. Маковея. 14 августа празднуется память се ми братьев Маккавеев —мучеников за веру, живших во втором веке до Рождества Христова. А народная ду ша соединила память о мучениках и название любимого яркого цветка — мака —в слове «Маковея». Созревал мак, и накануне Маковея готовили «маковейский букет». Он состоял из многих полезных и душистых расте ний —мяты, чабреца, ноготков, ма ка. Потом эта земная красота вместе с несколькими головками мака освя щалась в храме. Освящались и медо вые соты. С этого дня благословляет ся вкушение нового меда. 19 а в гу с та - П р е о б р аж е н и е Г о с п о д н е , Яблочный Спас Именно в этот день на Руси было принято собирать яблоки, а также другие фрукты нового урожая. Люди приносили в храм и освящали пло ды своего труда. В каленаре земле дельца Яблочный Спас упоминается как встреча осени: приблизительно с этого дня устанавливаются холодные вечера и ночи. 29 а в гу с т а - п р а з д н и к Н е р у к о т в о р н о г о О б ра за Во дни земнойжизни Спасителя вси- рийском городе Едессе благочести вый царь Авгарь был поражен страш ной болезнью. Неизлечимо больного правителя исцелил Нерукотворный Образ, Который чудесно отпечатал ся на полотне, когда Господь Иисус Христос отер им Свое лиц. В России Нерукотворный Образ очень по читаем. Со знаменами, на которых был вышит Образ, наши воины шли в бой. Крестьяне этот день называ ли еще ореховым Спасом, хлебным Спасом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz