Миссионерская православная газета. 2007 г. № 7. Июль.

ж. ■ • Н Г ‘ Т, Т Т ■ Т ................. - ............................- *■ѵл -к- I МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ,Гм Ія г Ur»- № 7, ИЮЛЬ 2007 5 П Р А В О С Л А В НО Е П А Л О М НИ Ч Е С Т В О Паломническая служба Трифонов Печенгского монастыря «Под сенью Трифона» предлагает новый маршрут: Воскресший Валаам «О, дивный остров Валаам!» С этих стихов из гимна оби­ тели начинаются все путе­ водители и рекламные про­ спекты об этом святом месте. Всамомделе, начать говорить о Валааме можно только с вос­ клицаний, ведь даже подъез­ жая к острову на катере, с каж­ дым кабельтовым ощущая его приближение, испытываешь неизъяснимый сердечный тре­ пет. Проходим мимо неболь­ ших островков Валаамского архипелага и —о, чудо! —почти на каждом видим крохотные, словно игрушечные, церквуш­ ки. Уже слышно радостное ще­ бетание птиц, сопровождав­ шие нас всю дорогу чайки про­ кричали что-то восторженное и устремились назад, а какая- то морская зверушка, испуган­ ная шумом винтов, стреми­ тельно выскочила на берег и скрылась в кустах. Монастырская бухта, прича­ лы, множество катеров и яхт, на пакгаузе надпись: «Швар­ товка только по благослове­ нию настоятеля монастыря». Монашеская жизнь особен­ ная, размеренная, и праздно­ му путешественнику здесь де­ лать нечего. Потому и созданы многочисленные паломни­ ческие службы, чтобы давать людям возможность насла­ диться русскими святынями, причём устроено это так, что­ бы ничем не потревожить пус­ тынническое существование монахов. И кто бы мог поду­ мать, что из Мурманска мож­ но будет отправиться в такую поездку по святым местам! А всё оказалось так просто: поч­ ти сутки автобусом до Сорта- валы да всего лишь полчаса на «комете» —и нас на набереж­ ной встречает «Царская» ча­ совня во имя иконы Божией Матери «Знамение», выстро­ енная в честь посещения ост­ рова императором Александ­ ром II. Сразу за ней —лестни­ ца, ведущая к Свято-Преобра­ женскому собору. Его красота удивляет своей величественностью, свежей белизной устремлённых ввысь стен; притягивают взор алые кресты, украшающие коло­ кольню, переливаются в ясное небо голубые купола. В ниж­ нем храме —церковь в честь основателей монастыря свя­ тых прпп. Сергия и Германа, чьи мощи в ней покоятся под спудом. Верхний храм освя­ щён во славу Преображения Господня. Войдя в него первый раз, была просто ошеломлена его величественным убранс­ твом: всё вокруг —и стены, и иконостас, и паникадило, и все-все маленькие лампадки сияют золотом. Каждая деталь интерьера выполнена ювелир­ но отточенно и с большой лю­ бовью. Подумалось : как здесь молиться? Приехала в монас­ тырь приобщиться к отшель­ нической жизни, к аскетизму, а здесь такая красота сверкаю­ щая —отвлекает... Когда же ве­ чером пришла на богослуже­ ние, поняла: красота не зем­ ная —небесная. Рай на земле символизирует это золотое великолепие, и само это зо­ лото —не стяжательское, а от Вышнего Огня Небесного! Возрождение Небесной обители, благоговейно назы­ ваемой в народе «северным Афоном», «русским Иеруса­ лимом», началось в 1989 году, когда сюда после долгого вре­ мени разорения и разрушения, поругания святынь вернулись монашествующие. И главную роль в воскресении Валаама сыграл Патриарх Российский ляндия после русско-шведс­ кой войны была присоедине­ на к России в качестве автоно­ мии, обитель оказалась на её территории. С 1917-го страна Суоми стала независимой, и Валаамский монастырь ока­ зался за пределами России. Затем, в результате советско- финляндской войны 1939-40 гг.. Валаамский архипелаг во­ шёл в состав СССР. Выбор у монахов оставался невелик: либо погибнуть на своей земле вместе с разрушаемым монас­ тырём, либо возродить его на другом месте, чтобы уберечь святыни от поругания. Так на финляндской земле, невдале­ ке от городка Куопио, возник Новый Валаам, до сих пор бе­ режно сохраняющий тради­ ции русского православия. С возрождением «старого» Валаама людям начала откры­ ваться правда о его истории, о подвижническом подвиге мо­ нахов, многие из которых яви- Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь приехать сюда в первое вос­ кресенье после Троицы, когда праздник отмечается. Однако на могиле игумена смогли по­ молиться все вместе. Рядом с ней стоит огромный дуб, в ко­ торый при страшной грозе по­ пала молния, сук обломился, и ткани дерева на срезе явили портрет настоятеля... При игумене Дамаскине мо­ настырь стал развиваться как никогда ранее, росла библио­ тека, множились промыслы. Построены в русском стиле самые красивейшие церкви обители, гостиница для па­ ломников, множество скитов, среди которых —на Святом ос­ трове —церковь прп. Алексан­ дра Свирского, невдалеке от которой находится крохотная пещерка, в которой подвизал­ ся преподобный. Это было в конце XIX века. Начало ХХ-го перевернуло всё... Так трудами паломничес­ кой службы Трифонов Пе­ ченгского монастыря стало возможно посещение мур­ манскими имущими благо­ честия людьми Валаамского Спасо-Преображенского мо­ настыря. Труден и сам путь паломника: практически бес­ сонная ночь пути к Ладоге, длительные переходы от ски­ та к скиту, распухшие суставы, но —сожаление лишь оттого, что не смогли увидеть всего, что может даровать человеку наш «русский Иерусалим». И только истовая молитва у православных святынь вселя­ ет надежду на то, что свидим­ ся скоро. Марина ЧИС Т0Н 0 Г0ВА Фото автора и всея Руси Алексий Второй, ещё в раннем детстве бывав­ ший здесь вместе со своими родителями. Началась рес­ таврация храмовых построек, восстановление многочис­ ленных скитов, раскиданных по островкам, облагоражива­ ние территорий. Работа про­ делана огромнейшая, и ещё очень долго она будет продол­ жаться, ведь предела совер­ шенствованию быть не может. Это только разрушать просто. Сколько Пришлось вынести невзгод валаамским монахам! Еще со времён Новгородской республики монастырь пос­ тоянно подвергался набегам шведов, разрушался, затем вновь отстраивался иноками. После 1809 года, когда Фин­ ли миру истинное благочес­ тие, удостоившись быть при­ численными к лику святых. И в этой истории прослеживает­ ся удивительная внутренняя связь всего русского монашес­ тва, всех русских монастырей. Так, на Валааме долгое время подвизался прп. Александр Свирский, основатель оби­ тели, носящей его имя; прп. Савватий Соловецкий, вмес­ те с преподобными Зосимой и Германом обустраивавший Соловецкий монастырь; это и ученик Савватия инок Генна­ дий, впоследствии святой ар­ хиепископ Новгородский;это и прп. Арсений Коневский, перебравшийся с Валаама на ладожский же остров Коневец для построй ки скита. Апервы м православным святым Амери­ ки стал прп. Герман Аляскин­ ский, отправившийся в конце XVIII века на Алеутские ост­ рова для проповеди Евангелия местным жителям... Образцы монашеского де­ лания преподнесли и многие наместники «северного Афо­ на». При отце Назарии в конце XVI11—начале XIX веков пос­ троены первые каменные цер­ кви, возведён скит во имя Всех Святых. К слову, по традиции женщинам доступ в него раз­ решён только единожды в году, именно в праздник Всех Свя­ тых. Потому наши паломницы смиренно ожидали мужчин, которым посчастливилось по­ бывать в этом благословенном месте, и мечтали о том, чтобы Группа мурманских паломников во главе с иереем Сергием Поливцевым, посетившая Валаамскую обитель в июне 2007 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz