Миссионерская православная газета. 2007 г. № 7. Июль.
ж. ■ • Н Г ‘ Т, Т Т ■ Т ................. - ............................- *■ѵл -к- I МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ,Гм Ія г Ur»- № 7, ИЮЛЬ 2007 5 П Р А В О С Л А В НО Е П А Л О М НИ Ч Е С Т В О Паломническая служба Трифонов Печенгского монастыря «Под сенью Трифона» предлагает новый маршрут: Воскресший Валаам «О, дивный остров Валаам!» С этих стихов из гимна оби тели начинаются все путе водители и рекламные про спекты об этом святом месте. Всамомделе, начать говорить о Валааме можно только с вос клицаний, ведь даже подъез жая к острову на катере, с каж дым кабельтовым ощущая его приближение, испытываешь неизъяснимый сердечный тре пет. Проходим мимо неболь ших островков Валаамского архипелага и —о, чудо! —почти на каждом видим крохотные, словно игрушечные, церквуш ки. Уже слышно радостное ще бетание птиц, сопровождав шие нас всю дорогу чайки про кричали что-то восторженное и устремились назад, а какая- то морская зверушка, испуган ная шумом винтов, стреми тельно выскочила на берег и скрылась в кустах. Монастырская бухта, прича лы, множество катеров и яхт, на пакгаузе надпись: «Швар товка только по благослове нию настоятеля монастыря». Монашеская жизнь особен ная, размеренная, и праздно му путешественнику здесь де лать нечего. Потому и созданы многочисленные паломни ческие службы, чтобы давать людям возможность насла диться русскими святынями, причём устроено это так, что бы ничем не потревожить пус тынническое существование монахов. И кто бы мог поду мать, что из Мурманска мож но будет отправиться в такую поездку по святым местам! А всё оказалось так просто: поч ти сутки автобусом до Сорта- валы да всего лишь полчаса на «комете» —и нас на набереж ной встречает «Царская» ча совня во имя иконы Божией Матери «Знамение», выстро енная в честь посещения ост рова императором Александ ром II. Сразу за ней —лестни ца, ведущая к Свято-Преобра женскому собору. Его красота удивляет своей величественностью, свежей белизной устремлённых ввысь стен; притягивают взор алые кресты, украшающие коло кольню, переливаются в ясное небо голубые купола. В ниж нем храме —церковь в честь основателей монастыря свя тых прпп. Сергия и Германа, чьи мощи в ней покоятся под спудом. Верхний храм освя щён во славу Преображения Господня. Войдя в него первый раз, была просто ошеломлена его величественным убранс твом: всё вокруг —и стены, и иконостас, и паникадило, и все-все маленькие лампадки сияют золотом. Каждая деталь интерьера выполнена ювелир но отточенно и с большой лю бовью. Подумалось : как здесь молиться? Приехала в монас тырь приобщиться к отшель нической жизни, к аскетизму, а здесь такая красота сверкаю щая —отвлекает... Когда же ве чером пришла на богослуже ние, поняла: красота не зем ная —небесная. Рай на земле символизирует это золотое великолепие, и само это зо лото —не стяжательское, а от Вышнего Огня Небесного! Возрождение Небесной обители, благоговейно назы ваемой в народе «северным Афоном», «русским Иеруса лимом», началось в 1989 году, когда сюда после долгого вре мени разорения и разрушения, поругания святынь вернулись монашествующие. И главную роль в воскресении Валаама сыграл Патриарх Российский ляндия после русско-шведс кой войны была присоедине на к России в качестве автоно мии, обитель оказалась на её территории. С 1917-го страна Суоми стала независимой, и Валаамский монастырь ока зался за пределами России. Затем, в результате советско- финляндской войны 1939-40 гг.. Валаамский архипелаг во шёл в состав СССР. Выбор у монахов оставался невелик: либо погибнуть на своей земле вместе с разрушаемым монас тырём, либо возродить его на другом месте, чтобы уберечь святыни от поругания. Так на финляндской земле, невдале ке от городка Куопио, возник Новый Валаам, до сих пор бе режно сохраняющий тради ции русского православия. С возрождением «старого» Валаама людям начала откры ваться правда о его истории, о подвижническом подвиге мо нахов, многие из которых яви- Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь приехать сюда в первое вос кресенье после Троицы, когда праздник отмечается. Однако на могиле игумена смогли по молиться все вместе. Рядом с ней стоит огромный дуб, в ко торый при страшной грозе по пала молния, сук обломился, и ткани дерева на срезе явили портрет настоятеля... При игумене Дамаскине мо настырь стал развиваться как никогда ранее, росла библио тека, множились промыслы. Построены в русском стиле самые красивейшие церкви обители, гостиница для па ломников, множество скитов, среди которых —на Святом ос трове —церковь прп. Алексан дра Свирского, невдалеке от которой находится крохотная пещерка, в которой подвизал ся преподобный. Это было в конце XIX века. Начало ХХ-го перевернуло всё... Так трудами паломничес кой службы Трифонов Пе ченгского монастыря стало возможно посещение мур манскими имущими благо честия людьми Валаамского Спасо-Преображенского мо настыря. Труден и сам путь паломника: практически бес сонная ночь пути к Ладоге, длительные переходы от ски та к скиту, распухшие суставы, но —сожаление лишь оттого, что не смогли увидеть всего, что может даровать человеку наш «русский Иерусалим». И только истовая молитва у православных святынь вселя ет надежду на то, что свидим ся скоро. Марина ЧИС Т0Н 0 Г0ВА Фото автора и всея Руси Алексий Второй, ещё в раннем детстве бывав ший здесь вместе со своими родителями. Началась рес таврация храмовых построек, восстановление многочис ленных скитов, раскиданных по островкам, облагоражива ние территорий. Работа про делана огромнейшая, и ещё очень долго она будет продол жаться, ведь предела совер шенствованию быть не может. Это только разрушать просто. Сколько Пришлось вынести невзгод валаамским монахам! Еще со времён Новгородской республики монастырь пос тоянно подвергался набегам шведов, разрушался, затем вновь отстраивался иноками. После 1809 года, когда Фин ли миру истинное благочес тие, удостоившись быть при численными к лику святых. И в этой истории прослеживает ся удивительная внутренняя связь всего русского монашес тва, всех русских монастырей. Так, на Валааме долгое время подвизался прп. Александр Свирский, основатель оби тели, носящей его имя; прп. Савватий Соловецкий, вмес те с преподобными Зосимой и Германом обустраивавший Соловецкий монастырь; это и ученик Савватия инок Генна дий, впоследствии святой ар хиепископ Новгородский;это и прп. Арсений Коневский, перебравшийся с Валаама на ладожский же остров Коневец для построй ки скита. Апервы м православным святым Амери ки стал прп. Герман Аляскин ский, отправившийся в конце XVIII века на Алеутские ост рова для проповеди Евангелия местным жителям... Образцы монашеского де лания преподнесли и многие наместники «северного Афо на». При отце Назарии в конце XVI11—начале XIX веков пос троены первые каменные цер кви, возведён скит во имя Всех Святых. К слову, по традиции женщинам доступ в него раз решён только единожды в году, именно в праздник Всех Свя тых. Потому наши паломницы смиренно ожидали мужчин, которым посчастливилось по бывать в этом благословенном месте, и мечтали о том, чтобы Группа мурманских паломников во главе с иереем Сергием Поливцевым, посетившая Валаамскую обитель в июне 2007 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz