Миссионерская православная газета. 2007 г. № 7. Июль.

№ 7, ИЮЛЬ 2007 ' W ; МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА А Н О Н С Вышла в свет первая книга Игумена Митрофана (Баданина) из серии «Святыни Кольского Севера» Предание о Тихвинской церкви, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск: Изд-во Мурм. Епархии; СПб.: «Ладан», 2007. Книга посвящена истории старинного монашес­ кого и поморского поселения на Терском бере­ гу Белого моря, что на мысу «Кашкаранский на­ волок». Это место, освященное молитвами трех подвижников веры и благочестия, преподобных Астерия (Аксия), Авксентия и Тарасия Кашкаран- ских и Соловецких, оказалось избранным в удел Пресвятой Богородицей. На могиле трех препо­ добных с давних времен поморские мореплава­ тели возносили свои молитвы перед Тихвинской иконой Божией Матери, неизменно являющей им Свое чудесное за­ ступничество. Покров и защита Пресвятой Бого­ родицы, простираемые над Русским Севером, нашли свое зримое вопло­ щение в чуде, которое было явлено в конце XIX века Тихвинской иконой Божьей Матери, что и ныне находится в церкви этого поморского села. Игумен Митрофан (Баданин), Настоятель Успенского прихода села Варзуга, Благочинный церквей Терского берега В июле 2004 года в духовной жизни России произошло дол­ гожданное событие. Из Амери­ ки в Россию вернуласьдревняя заступница российского Севе­ ра —Тихвинская икона Божь­ ей матери. В тот самый день, когда этот драгоценный об­ раз встречали в родной обите­ ли — Тихвинском монастыре СанктПетербургской епархии, в поморском селе Кашкаран­ цы разбила свои палатки груп­ па старшеклассников из Мос­ квы. К предложению настоя­ теля прихода помочь очистить здание церкви (клуба) от груд мусора, сваленных под алтарем (сценой), удалить разваливши­ еся печи и прочий хлам, ребята отнеслись с удивительной го­ товностью. И в течение десяти дней своей летней практики, под руководством преподава­ теля Тимофея Пискунова, они приводили в порядок помеще­ ние Тихвинской церкви. Разбирая горы мусора и би­ того кирпича (всего было выве­ зено четыре машины), они об­ наружили изуродованный зо­ лоченый напрестольный крест. Такой крест всегда находится в алтаре на престоле храма и вы­ носится лишь в конце Божес­ твенной Литургии для покло­ нения верующим. И этот най­ денный крест долгое время был святыней Кашкаранской церк­ ви, пока в 1932 году не был ос­ квернен руками безумных бого­ борцев, а затем брошен в мусор. Сейчас этот напрестольный крест-мученик восстановлен мастерами из Санкт-Петербур­ га, вызолочен и украшен новы­ ми эмалевыми образками. Тогда же была найдена двус­ торонняя живописная часть растерзанной иконы-хоругви с образом Воскресения Христо­ ва и преподобного Сергия Ра­ донежского. Эта хоругвь ныне также восстановлена и нахо­ дится в Тихвинском храме. 21 июля 2004 года в расчи­ щенном от всех следов «мер­ зости запустения» Тихвинском храме архиепископом Симо­ ном был отслужен первый мо­ лебен. В течение следующего 2005 года было полностью восста­ новлено внутреннее убранс­ тво Тихвинской церкви. При изготовлении нового иконос­ таса были использованы фраг­ менты старых иконостасов и сами иконы, сохранившиеся в тайниках, на чердаках бывших церквей Варзуги. Больших уси­ лий потребовала реставрация икон, которую осуществляли мастера СанктПетербурга. 15 октября 2005 года по благо­ словению Правящего архиерея благочинный Терского округа иеромонах Митрофан (Бада­ нин) в сослужении иеромонаха Давида (Дубинина), освятил ие­ рейским чином Кашкаранскую церковь в честь Явления Тих­ винской иконы Божьей Матери и Святителя Филиппа Москов­ ского. В церкви села Кашкаранцы начались православные бо­ гослужения. Но тут возник­ ла проблема, поскольку всем стало понятно, что Божья Ма­ терь Тихвинская Кашкаранс- кая должна теперь окончатель­ но вернуться в церковь родного села. В то же время и в Варзуге так уже привыкли молитвен­ но обращаться к Тихвинской Божьей Матери, что предстоя­ щую разлуку с любимым обра­ зом воспринимали весьма бо­ лезненно. И тогда родился замысел на­ писать для Варзуги вместо воз­ вращаемой в Кашкаранцы, иную Тихвинскую икону Божь­ ей Матери. При этом идея бы­ ла такова, чтобы новая икона являла собой полную копию знаменитой древней Тихвинс­ кой иконы, чудотворный образ которой ныне пребывает в Тих­ винском монастыре, и не ос­ тавляет неутешным никого из нескончаемого потока палом­ ников со всей России. Но ведь и самая северная епар­ хия Русской Православной Цер­ кви разве не должна иметь такую святыню. Где, как не на Край­ нем Севере должна быть икона- заступница Севера России? И где, как не в Варзуге быть Ее «мес­ ту приписки», если помнить, что именно отсюда началось Право­ славие на Кольской земле. Покинула храм осквернен­ ного Успенского монастыря и во время гонений 1920—30х го­ дов укрывалась в иных церквях города Тихвина. По рассказам очевидцев, в ноябре 1941 года икона была вынесена «... гер­ манскими солдатами из горя­ щего храма», В этом своем оде­ янии путешествовала икона по городам Пскову, Риге, Нарве, Таллинну, Лиепае, Данцигу, Праге. В 1949 году прибыла она в США в форт Александрию, затем в Бостон, позже в Кафед­ ральный собор Нью-Йорка и в православный храм города Чикаго. Наконец, в июле 2004 года в той же драгоценной ри­ зе Божья Матерь Тихвинская из США через Ригу, Москву и Санкт-Петербург вернулась в родную обитель. Прошел еще год, и к 9 июля 2006 года, ко дню памяти Тих­ винской иконы Божьей Мате­ ри, этот новый образ Царицы Небесной впервые был приве­ зен в Варзугу. Еще далеко не в полной мере украшенный, Об­ раз Богородицы уже вызывал у верующих самые благоговей­ ные чувства и небывалую ду­ ховную радость. Перед этой прекрасной ико­ ной на праздник приехал слу­ жить Правящий Архиерей епархии архиепископ Симон. Множество людей имели воз­ можность в эти дни любоваться столь великолепным образом и обращаться к Божьей Матери в своих молитвах. 9 июля 2006 года, на храмовый праздник се­ ла Кашкаранцы, архиепископ Симон отслужил в Кашкаран- ском храме первую Божествен­ ную Литургию архиерейским чином. Т И Х В И Н С К А Я , В А Р З У Г С К А Я , М У Р М А Н С К А Я Наступил 2007 год, и чудотвор­ ный образ Тихвинской Каш­ каранской иконы Божьей Ма­ тери окончательно вернулся в свой родной храм на берегу Бе­ лого моря. Это стало возмож­ ным потому, что на его место к 9 июля, ко дню празднования памяти этого образа, прибы­ вает новая драгоценная икона Одигитрии Тихвинской, рез­ ной кивот которой займет свое место в Афанасьевской церкви села Варзуга. ПРИХОДЫ • НАШЕЙ ЕПАРХИИ «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО» Терского берега Солнечным утром 28 июня 2 0 0 7 года группа паломников - православных кировчан - отправилась в поездку по святым местам Терского берега, к ж ивому источнику. Все участники поездки (а их было 50 человек, среди которых были и молодые кировчане) надолго запомнят эти удивительные места нашего края. Несмотря на ранний подъем в 3 часа утра все были в приподнятом настроении и под руководством энергич­ ной и всеми любимой матушки Ярославы дружно пели церковные песнопения, восхваляя Спасителя и Пре­ святую Богородицу за ниспосланные нам милости. Ор­ ганизатором и руководителем нашей поездки был отец Михаил, настоятель храма Образа Спаса Нерукотво- ренного г. Кировска. По дороге батюшка нам рассказы­ вал, какие места нам предстоит посетить и каким свя­ тыням поклониться. И вот первая остановка по пути следования - поселок Умба. Там мы посетили Воскре­ сенскую церковь, и отец Михаил вместе с местным ба­ тюшкой отцом Давидом отслужили благодарственныіі молебен Спасителю и Пресвятой Богородице. Здесь подали записочки, поставили свечи и приложились к иконе священномученика Иллариона, Архиепископа Верейского, с частицей Его мощей. Храм небольшой, но очень уютный, с крыльца виднеется беленькая Ча­ совенка Святителя Николая. Она тоже находится на бе­ регу залива, ограждая и спасая всех, кто в море далече. «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». И вновь выезжаем на дорогу вдоль моря. Многие видят его впер­ вые и радуются как дети. Ближе к полудню мы въезжаем в древнее поморское село Варзуга. Здесь нас встречает о. Сергий из п. Видя- ево, который находится в отпуске и помогает батюшке Митрофану, а также улыбчивая матушка Евдокия. Первое упоминание о « Варзуге-погосте» появилось в Новгородской летописи в 1419 году. До наших дней в селе Варзуга сохранилась Успенская церковь, постро­ енная местным крестьянином Климентом Федоровым вместе с Соловецкими монахами в 1674 году-« срублена без единого гвоздя» и в настоящий момент одета в стро­ ительные леса. Идут реставрационные работы. Внизу, на земле, стоит снятый на время реставрации Крест с самой маковки купола, поседевший от времени, ветров и морозов. В этом году ему исполняется 333 года. С тре­ петом склоняем перед ним свои грешные головы. Далее вместе с нашими батюшками - отцом Михаилом, отцом Сергием и отцом Давидом - проходим в храм Святите­ ля Афанасия Великого и Соловецких чудотворцев Зо- симы, Савватия и Германа. Данное здание возведено в 1854 году, а восстановлено в 1999 году. Трудно описать наши чувства, которые мы испытали, после соприкос­ новения со святынями, которые насчитывают не одну сотню лет. Всё здесь пропитано Духом Святым! Вместе с батюшками мы пропели благодарственный молебен, приложились к чудотворной иконе Ахтырской Божией Матери и отправились на другой берег Варзуги, к Свя­ тому источнику. В этот день нас радовало всё, даже погода была теп­ лая, солнечная. На Никольской стороне проходим ми­ мо старинных храмов Петра и Павла и Святителя Ни­ колая - «Святые заступники наши, молите Бога о нас». Несмотря на то, что путь к источнику был нелёгким, многокилометровым, с тучами комаров, все смогли не только набрать целительной воды, но и окунуться. Все благополучно, не чувствуя усталости, вернулись на Пречистенский берег, где нас ждал вкусный обед при­ готовленный матушкой Ярославой и сестрами. Прощаясь с Варзугой, получаем благословение от­ ца Сергия и приглашение посетить п. Видяево. На об­ ратном пути останавливаемся у часовни Безымянного инока Терского, постороенной в 17 веке, разрушенной в безбожное время и восстановленой в 2003 году. Покла­ няемся и набираем святой воды у источника Безымян­ ного инока. Посетили мы и храм Тихвинской иконы Бо­ жией Матери в селе Кашкаранцы, которому около 400 лет. В советское время в храме находился клуб. П р о д о л ж е н и е н о с т р . S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz