Миссионерская православная газета. 2007 г. № 7. Июль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7, ИЮЛЬ 200/ 3 СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ Мурманской и Мончегорской епархии и Мурманской ор ганизации Союза писателей России при поддержке адми нистрации Мурманской об ласти готовится «Ушаковский Славянск флагом», который должен стартовать 15 октября Его участникам доверяется миссия доставить на Коль скую землю из Рождество-Бо- городичного Санаксарского монастыря частицу мощей св. праведного вой на Федора Уша кова, покровителя российских военных моряков. Подготовка этой уникальной духовно-культурной экспеди ции сопряжена с известными трудностями и искушениями. В связи с этим Владыка Симон обратился к ее участником с архипастырским посланием. 30 июня вхраме Введения Пресвятой Бого родицы его настоятель иерей Сергий По- ливцев совершил молебен св. праведному воину Феодору Ушакову, на котором была освящена икона святого адмирала Фло та Российского, написанная мурманским иконописцем иереем Сергием Мищенко. Планируется, что эта икона примет участие в Славянском ходе —2007, а затем в нее бу дет вложена частица его честных мощей. Архипастырское обращение Высокопреосвященнейшего СИМОНА, Архиепископа Мурманского и Мончегорского, к участникам и организаторам Ушаковского славянского хода - 2007 под Андреевским флагом ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Духовно-патриотическая акция доставления на Мурманскую зем лю из Рождество-Богородичного Синаксарского монастыря части цы мощей святого праведного во ина Феодора Ушакова, адмирала Российского Флота, за которую мы принимаемся по благослове нию Святейшего Патриарха Мос ковского и всея Руси Алексия Вто рого, имеет глубокий, сакрамен тальный смысл. Что значит сак раментальный? Принципиально объяснить зто сложно, так как для каждого человека этот смысл осо бенный, индивидуальный, также как и каждый человек особенный в среде других людей. В то же время можно указать тут на нечто общеполезное, весьма требую щееся, необходимое именно для настоящего момента в жизни кон кретного человека и населения региона в целом и относящееся к аспекту духовно-практического опыта нашей жизни на Крайнем Севере. Вспомним лето 2003 года и пребывание на Кольской земле святых мощей апостола Андрея Первозванного. Кто ожидал тог да, что это событие станет таким ярким и таким важным не только в деле воцерковления верующих, но и для множества людей с их всевозможными житейскими про блемами, редко посещающих или вообще не посещающих храм Бо жий? Люди ночами стояли для то го, чтобы приложиться к Святыне и благословиться, царила особая атмосфера благоговения, имели место исцеления от физических недугов. А сколько людей изме нило свой негативный настрой и своё отношение к другим людям, к Отечеству и самой жизни на доб рый, позитивный, созидательный настрой, сколько прониклось доб рой надеждой, любовью и опти мизмом. Нетленные останки святых угодников Божьих - это не только признак их святости и не просто реликвия. Это Святыня, символ, очаг, через который происходит, распространяется и действует на человека, на окружающую его среду и на весь мир, космос, ос вящающая, то есть сообщающая свойства святости, чистоты, пер возданное™ Божья благодать - сверхъестественная и чудотвор ная Божья сила. Слава, благо дать Божья сияет в душе, в теле и через тело святых людей в ма териальном мире, космосе, как при жизни, так и по смерти их, по слову Апостола: «кто будет чист (...), тот будет сосудом в чести, освящённым и благопотребным Владыке, годным на всякое доб рое дело» (2 Тим.2, 21). Сущест вует определённая взаимосвязь (соотношение, корелляция) тела святого человека с другими те лами через таинственное мисти ческое взаимное проникновение и слияние. Афонский старец Си- луан говорил, что благодать до ходит до нас, так сказать, тремя потоками. Мы сначала соприкаса емся с благодатью на вершинах нашего существа: в молитве, в размышлении, в духе. Когда наш дух уже пропитан благодатью, она заполняет нашу душу, то, что можно назвать областью психики, сознательного и бессознательно го. А отсюда благодать доходит и до нашего тела. Из жизни святых можно видеть, что они отличаются от нас не только духом, не только умом, но и в теле. Всё основное в нашей жизни исходит не из наше го разума. Разум не создаёт си туацию, он обнаруживает, охва тывает её. Разум только воспри нимает то, что происходит в нас и вокруг нас. Бог достигает до чело века таинствами, чудесами, всем, чем Он воздействует непосредс твенно на нас, на наше существо, включая и наше тело. Он даровал нам, немощным, и мощи святых, как особые спасительные источ ники, многообразно изливающие на нас различные благодеяния (6 Деяние 7 Вселенского собора). Высшая Божественная любовь и правда выражаются в том, что Господь хочет, «чтобы все лю ди спаслись и достигли позна ния истины»(1 Тим 2,4). Для это го Он предпринимает всё то, что не противоречит Его правде и любви. Спасая праведника, спа сает Господь и людей грешных. Щадит он и место, например, на селённый пункт, где праведник пребывает (Быт 18, 23 -32). Так как у Бога все живы и нет у Него мёртвых (Лк 20, 38), то, значит, всё сказанное здесь относится и к святым мощам праведника. Вот почему возникает потребность и необходимость иметь мощи свя тых праведников, хотя бы части цу их, в городе, в селе, в храме, у себя дома. Чувствуется это и у нас, на Кольском полуострове, и сие чувство довольно сильно про является, например, как стремле ние приобрести по-настоящему «свои собственные» Святыни в кафедральных соборах, на при ходах, в семьях. Ведь, в отличие от других областей России, по из вестным причинам этих Святынь у нас практически нет, хотя людей немощных и физически, и духов но значительно больше, чем где- либо в другом регионе. Да и край наш суровый, сложный, опасный, а жизнедеятельность человека совершается в чрезвычайных си туациях и критических условиях. Понятно, что на территории, являющейся форпостом страны, должен быть, «стоять» стратилат (предводитель, военачальник, вождь, воевода), а там, где дисло цируется самый большой в Рос сии Северный флот - флагман. Именно таким и стратилатом, стратегом, и флагманом был и остаётся, святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал Россий ского Флота, реально живой у Гос- пода и верующих людей, моряков в особенности, живой в иконах и святых мощах. Когда мы ратуем об укрепле нии могущества, уделов и благо состояния России, мы пытаемся достигнуть этого разумно и науч но, чтобы всё было и основатель но, и показательно. Однако мы не считаемся при этом с духовной, мистической составляющей того, что делаем. Но ведь те, кто чинит нам препятствия и оказывает про тивление, кто, мягко выражаясь, не хотел бы (и в нас, в стране, и за её пределами), чтобы Россия бы ла сильной, богатой, свободной и благополучной во всех отношени ях человеческой жизни страной, в своих деяниях и действиях мисти кой, причём самой грязной, не гну шаются. Они, наши недруги, пре красно понимают, в отличие от нас, воспитанных в системе идео логии материалистической, ате истической, что Русь-Россия всег да была сильна, прежде всего, своим Духом, имея в основании своего могущества «краеуголь ным камнем» (Еф. 2, 20) Самого Христа. И цель их - разложить и сломить Дух россиян. Нам надо укрепляться не толь ко материально, но и духовно. Одно с другим должно состоять в единстве, в гармонии. А начинать при этом всегда необходимо каж дому с себя. Тогда и Господь бу дет с нами и будет нам помогать, и непосредственно, и через своих угодников. В отношении прошлогоднего Хода, несмотря на его, без вся кого сомнения, положительный смысл и важность, поступили кри тические замечания. Участники Ушаковского славянского хода - 2007 не должны допустить ника кого повода для подобных заме чаний. А отнестись к сложившей ся ситуации и этой задаче необ ходимо спокойно и со смирением. Период предпринимаемой нами духовно-патриотической экспе диции значителен, целый месяц, путь продолжителен и труден, от ветственность большая. Можно прямо сказать, что в такой ситуа ции без искушений и лишений не обойтись. Поэтому, когда искуше ния появляются, участникам Хода необходимо себя вести подобаю щим христианину образом. Пре жде всего, каждому следует быть всегда внимательным, осмотри тельным, терпеливым, стараться не допускать сквернословия, гре ховных побуждений и таких про явлений как осуждение, зависть, злоба. Исключительно важно - блюсти мирный и бодренный дух и подкреплять его постоянной мо литвой. Помните, что наша акция - не политическая интрижка, и в ней не преследуются никакие корыст ные, меркантильные интересы. Сохрани, Бог, чем-то подобным осквернить её! Не допустим это го и мы, дорогие братья и сестры, организаторы и участники Хода! Нам надлежит до глубины про чувствовать и осознать своё при звание, характер и степень свое го участия в Ходе. Мне думается, что каждый из нас, как художник- иконописец, который пишет свою икону. Ведь мощи святого, в сущ ности, та же икона, видимый знак живого и реального присутствия святого угодника Божьего, а зна чит, и Самого Бога. Вы писатели и поэты, вы можете это понять и до сконально прочувствовать в сво их душах! Благослови, Господь, всех нас в добрый путь, благослови нашу скромную миссию, чтобы она бла гополучно осуществилась. Мурманск, 23 июня 2007 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz