Миссионерская православная газета. 2007 г. № 7. Июль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7, ИЮЛЬ 200/ 3 СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ Мурманской и Мончегорской епархии и Мурманской ор­ ганизации Союза писателей России при поддержке адми­ нистрации Мурманской об­ ласти готовится «Ушаковский Славянск флагом», который должен стартовать 15 октября Его участникам доверяется миссия доставить на Коль­ скую землю из Рождество-Бо- городичного Санаксарского монастыря частицу мощей св. праведного вой на Федора Уша­ кова, покровителя российских военных моряков. Подготовка этой уникальной духовно-культурной экспеди­ ции сопряжена с известными трудностями и искушениями. В связи с этим Владыка Симон обратился к ее участником с архипастырским посланием. 30 июня вхраме Введения Пресвятой Бого­ родицы его настоятель иерей Сергий По- ливцев совершил молебен св. праведному воину Феодору Ушакову, на котором была освящена икона святого адмирала Фло­ та Российского, написанная мурманским иконописцем иереем Сергием Мищенко. Планируется, что эта икона примет участие в Славянском ходе —2007, а затем в нее бу­ дет вложена частица его честных мощей. Архипастырское обращение Высокопреосвященнейшего СИМОНА, Архиепископа Мурманского и Мончегорского, к участникам и организаторам Ушаковского славянского хода - 2007 под Андреевским флагом ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Духовно-патриотическая акция доставления на Мурманскую зем­ лю из Рождество-Богородичного Синаксарского монастыря части­ цы мощей святого праведного во­ ина Феодора Ушакова, адмирала Российского Флота, за которую мы принимаемся по благослове­ нию Святейшего Патриарха Мос­ ковского и всея Руси Алексия Вто­ рого, имеет глубокий, сакрамен­ тальный смысл. Что значит сак­ раментальный? Принципиально объяснить зто сложно, так как для каждого человека этот смысл осо­ бенный, индивидуальный, также как и каждый человек особенный в среде других людей. В то же время можно указать тут на нечто общеполезное, весьма требую­ щееся, необходимое именно для настоящего момента в жизни кон­ кретного человека и населения региона в целом и относящееся к аспекту духовно-практического опыта нашей жизни на Крайнем Севере. Вспомним лето 2003 года и пребывание на Кольской земле святых мощей апостола Андрея Первозванного. Кто ожидал тог­ да, что это событие станет таким ярким и таким важным не только в деле воцерковления верующих, но и для множества людей с их всевозможными житейскими про­ блемами, редко посещающих или вообще не посещающих храм Бо­ жий? Люди ночами стояли для то­ го, чтобы приложиться к Святыне и благословиться, царила особая атмосфера благоговения, имели место исцеления от физических недугов. А сколько людей изме­ нило свой негативный настрой и своё отношение к другим людям, к Отечеству и самой жизни на доб­ рый, позитивный, созидательный настрой, сколько прониклось доб­ рой надеждой, любовью и опти­ мизмом. Нетленные останки святых угодников Божьих - это не только признак их святости и не просто реликвия. Это Святыня, символ, очаг, через который происходит, распространяется и действует на человека, на окружающую его среду и на весь мир, космос, ос­ вящающая, то есть сообщающая свойства святости, чистоты, пер­ возданное™ Божья благодать - сверхъестественная и чудотвор­ ная Божья сила. Слава, благо­ дать Божья сияет в душе, в теле и через тело святых людей в ма­ териальном мире, космосе, как при жизни, так и по смерти их, по слову Апостола: «кто будет чист (...), тот будет сосудом в чести, освящённым и благопотребным Владыке, годным на всякое доб­ рое дело» (2 Тим.2, 21). Сущест­ вует определённая взаимосвязь (соотношение, корелляция) тела святого человека с другими те­ лами через таинственное мисти­ ческое взаимное проникновение и слияние. Афонский старец Си- луан говорил, что благодать до­ ходит до нас, так сказать, тремя потоками. Мы сначала соприкаса­ емся с благодатью на вершинах нашего существа: в молитве, в размышлении, в духе. Когда наш дух уже пропитан благодатью, она заполняет нашу душу, то, что можно назвать областью психики, сознательного и бессознательно­ го. А отсюда благодать доходит и до нашего тела. Из жизни святых можно видеть, что они отличаются от нас не только духом, не только умом, но и в теле. Всё основное в нашей жизни исходит не из наше­ го разума. Разум не создаёт си­ туацию, он обнаруживает, охва­ тывает её. Разум только воспри­ нимает то, что происходит в нас и вокруг нас. Бог достигает до чело­ века таинствами, чудесами, всем, чем Он воздействует непосредс­ твенно на нас, на наше существо, включая и наше тело. Он даровал нам, немощным, и мощи святых, как особые спасительные источ­ ники, многообразно изливающие на нас различные благодеяния (6 Деяние 7 Вселенского собора). Высшая Божественная любовь и правда выражаются в том, что Господь хочет, «чтобы все лю ­ ди спаслись и достигли позна­ ния истины»(1 Тим 2,4). Для это­ го Он предпринимает всё то, что не противоречит Его правде и любви. Спасая праведника, спа­ сает Господь и людей грешных. Щадит он и место, например, на­ селённый пункт, где праведник пребывает (Быт 18, 23 -32). Так как у Бога все живы и нет у Него мёртвых (Лк 20, 38), то, значит, всё сказанное здесь относится и к святым мощам праведника. Вот почему возникает потребность и необходимость иметь мощи свя­ тых праведников, хотя бы части­ цу их, в городе, в селе, в храме, у себя дома. Чувствуется это и у нас, на Кольском полуострове, и сие чувство довольно сильно про­ является, например, как стремле­ ние приобрести по-настоящему «свои собственные» Святыни в кафедральных соборах, на при­ ходах, в семьях. Ведь, в отличие от других областей России, по из­ вестным причинам этих Святынь у нас практически нет, хотя людей немощных и физически, и духов­ но значительно больше, чем где- либо в другом регионе. Да и край наш суровый, сложный, опасный, а жизнедеятельность человека совершается в чрезвычайных си­ туациях и критических условиях. Понятно, что на территории, являющейся форпостом страны, должен быть, «стоять» стратилат (предводитель, военачальник, вождь, воевода), а там, где дисло­ цируется самый большой в Рос­ сии Северный флот - флагман. Именно таким и стратилатом, стратегом, и флагманом был и остаётся, святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал Россий­ ского Флота, реально живой у Гос- пода и верующих людей, моряков в особенности, живой в иконах и святых мощах. Когда мы ратуем об укрепле­ нии могущества, уделов и благо­ состояния России, мы пытаемся достигнуть этого разумно и науч­ но, чтобы всё было и основатель­ но, и показательно. Однако мы не считаемся при этом с духовной, мистической составляющей того, что делаем. Но ведь те, кто чинит нам препятствия и оказывает про­ тивление, кто, мягко выражаясь, не хотел бы (и в нас, в стране, и за её пределами), чтобы Россия бы­ ла сильной, богатой, свободной и благополучной во всех отношени­ ях человеческой жизни страной, в своих деяниях и действиях мисти­ кой, причём самой грязной, не гну­ шаются. Они, наши недруги, пре­ красно понимают, в отличие от нас, воспитанных в системе идео­ логии материалистической, ате­ истической, что Русь-Россия всег­ да была сильна, прежде всего, своим Духом, имея в основании своего могущества «краеуголь­ ным камнем» (Еф. 2, 20) Самого Христа. И цель их - разложить и сломить Дух россиян. Нам надо укрепляться не толь­ ко материально, но и духовно. Одно с другим должно состоять в единстве, в гармонии. А начинать при этом всегда необходимо каж­ дому с себя. Тогда и Господь бу­ дет с нами и будет нам помогать, и непосредственно, и через своих угодников. В отношении прошлогоднего Хода, несмотря на его, без вся­ кого сомнения, положительный смысл и важность, поступили кри­ тические замечания. Участники Ушаковского славянского хода - 2007 не должны допустить ника­ кого повода для подобных заме­ чаний. А отнестись к сложившей­ ся ситуации и этой задаче необ­ ходимо спокойно и со смирением. Период предпринимаемой нами духовно-патриотической экспе­ диции значителен, целый месяц, путь продолжителен и труден, от­ ветственность большая. Можно прямо сказать, что в такой ситуа­ ции без искушений и лишений не обойтись. Поэтому, когда искуше­ ния появляются, участникам Хода необходимо себя вести подобаю­ щим христианину образом. Пре­ жде всего, каждому следует быть всегда внимательным, осмотри­ тельным, терпеливым, стараться не допускать сквернословия, гре­ ховных побуждений и таких про­ явлений как осуждение, зависть, злоба. Исключительно важно - блюсти мирный и бодренный дух и подкреплять его постоянной мо­ литвой. Помните, что наша акция - не политическая интрижка, и в ней не преследуются никакие корыст­ ные, меркантильные интересы. Сохрани, Бог, чем-то подобным осквернить её! Не допустим это­ го и мы, дорогие братья и сестры, организаторы и участники Хода! Нам надлежит до глубины про­ чувствовать и осознать своё при­ звание, характер и степень свое­ го участия в Ходе. Мне думается, что каждый из нас, как художник- иконописец, который пишет свою икону. Ведь мощи святого, в сущ­ ности, та же икона, видимый знак живого и реального присутствия святого угодника Божьего, а зна­ чит, и Самого Бога. Вы писатели и поэты, вы можете это понять и до­ сконально прочувствовать в сво­ их душах! Благослови, Господь, всех нас в добрый путь, благослови нашу скромную миссию, чтобы она бла­ гополучно осуществилась. Мурманск, 23 июня 2007 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz