Миссионерская православная газета. 2007 г. № 6. Июнь.
о V — . 4 № 6, ИЮНЬ 2007 м г МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ! і ’ 1 С Л О В О П А С Т U Р Я М и т р о п о л и т С у р о ж с к и й А Н Т О Н И Й Слово об Иоднне Прдтече По свидетельству Господню никто, рожденный на зем ле, не был так велик, как свя той Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетель ство Евангелия о нем, дейс твительно захватывает дух. Но не только дух захватывает, —видишь в нем образ челове ка, который сумел так беспре дельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию, и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его является так часто пред течей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который при готовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетель ство, когда, глядя на нас, лю ди перестают верить и в слова- наши, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не толь ко сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к ра дости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может от нять, но которой никто, кро ме Господа, не может дать. Вспомним несколько из тех выражений, которые упот реблены Христом или Еван гелием по отношению к Крес тителю Иоанну. ГЛАСВОПИЮЩЕГО ВПУСТЫНЕ Первое, что мы о нем слы шим, это то, что он —глас во пиющего в пустыне. Пустыня — это не только место нена селенное, это место, где пус то; и так часто в человеческом сердце пусто, в человечес кой жизни пусто. Не только нет содержания вечного, но нет вообще такого содержа ния, которым можно было бы жить. И в этом отношении мы окружены — все — людской пустыней. И вот, в этой пус тыне и мы призваны, подобно Крестителю, свидетельство вать. Свидетельство Иоанна Крестителя не началось сло вами; раньше, чем вернуть ся к людям и говорить, рань ше, чем властно требовать от них, чтобы они стали достой ны своего звания человека, он сам удалился в голую, жар кую пустыню и остался один с самим собой, лицом к лицу с самим собой перед очами Бо- жиими. Иногда и нам приходится остаться в таком одиночест ве. Бывает это, когда нас оста вят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы ни были мы ок ружены заботой, мы чувству ем, что одиноки, потому что мы стоим перед лицом жиз ни и смерти. Бывает, что мы удалимся сами, для того что бы прийти в себя, и тогда — мы знаем, как трудно бывает остаться одному с самим со бой, когда к этому не привык: делается боязно. Тогда от крывается перед нашим собс твенным взором внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит войти. Там будетодиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, но только если мы су меем жить в этой пустыне, с Богом одним, сможем мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога и способными, победив себя,победить всё. И вот Иоанн, в течение тридцати лет пребывая оди ноко в пустыне, боролся с своим сердцем, боролся с сво ей жизнью, и вышел на про поведь, и засвидетельствован Богом как величайший — но не только. Евангелие назы вает его не пророком, а ГЛА СОМ. Он так сроднился с во лей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежит про изнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже вос сияла жизнь, возродилась радость, что он — ТОЛЬКО голос. Так говорили святые. Один из подвижников Афона говорил: “Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только” . Иоанн отверг всё земное для того, чтобы принадле жать Богу, и Господь его вер нул к этой земле, Господь не оставил его в далекой пусты не; когда Он стал с ним не разлучным, Он его послал к людям, чтобы люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн. И вот ставится воп рос перед каждым из нас: есть ли во мне такая жизнь, кото рой я могу зажечь другого че ловека? Где эта жизнь во мне? Когда меня люди встречают, они загораются? Когда люди меня слышат, трепещет ли их сердце —как Евангелие гово рит о спутниках Эмаусских: горело сердце в них? Когда люди видят нашу жизнь, раз ве они говорят о нас, как они говорили о первых христиа нах: КАК они друг друга лю бят!.. Разве дивятся, слыша, видя нас, тому, что у нас есть что-то, чего ни у кого нет? А если это так, то мы не пош ли даже путем предшествен ника, мы не готовы принести Христа людям, мы не гото вы даже проложить Ему до рожку, чтобы Он нашел как- то путь Себе. А мы призваны быть теми, кто готовит ра дость людям, радость встре чи с Богом, радость, которой никогда не будет конца и ко торой никто, ничто не может отнять. Почему? Потому что мы хотим жить на своих пра вах, мы хотим жить для себя, мы не хотим сходить на нет. ДРУГ ЖЕНИХА А Креститель о себе еще гово рит: я — Друг Жениха... Что это за “друг жениха”? В древ ности у жениха был друг, ко торый заботился обо всем для брака, и который после совер шения брака приводил к брач ной комнате невесту и жени ха, оставался за дверью, чтобы никто не прервал их глубокой, таинственной встречи. Он был другом, потому что умел остаться за дверью. Радость его была совершенна тем, что радость жениха и невесты те перь была совершенна, они остались вдвоем, и он был за щитник этой встречи. Еще скажу: кто из нас умеет так поступить с чужой радостью? Всё сделать, чтобы эта радость случилась, всё сделать, чтобы она воссияла вечным светом, и отойти,уберечь ее, охранить ее, и остаться забытым за за крытой дверью? Как часто бывает, что ко леблется наша душа, что пос ле того, как мы сделали все, что мы должны были сделать, сказали слово доброе, сдела ли то, что только могли, для того, чтобы другой человек ожил радостью и воскрес ду шой и начал жить весенней жизнью вечности, вдруг на ходит колебание... Устала ду ша, меркнет жизнь, клонится наша глава к земле... Стоило ли всё это делать? Я не вижу плода, я не знаю, что будет, а погубил-то я столько веры, столько любви... Стоило ли всё это делать? И Господь нам не отвечает на это свидетель ством УСПЕХА. Он нам гово рит: Достаточно того, что всё это было правда, что всё это было добро, достаточно тебе что ты сделал то, что надо бы ло... В этом —всё. И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как Предтеча, чтобы сказать сло во настолько чистое, настоль ко свободное от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным. Вот будем часто, часто вглядываться в этот величес твенный образ Крестителя, и будем учиться, как живет на стоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остат ка, до последней капли нашей живой силы. Аминь. е м г ш От Луки гл. I, стт. 5 7 - 6 8 . .. Елисавете же настало время родить, и она роди ла сына . 58 И услышали соседи и родственники ее, что воз величил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею . 59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею . 60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.61И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем . 62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотёл назвать его. 63Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились . 64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога . 65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей на горной стране Иудейской . 66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним . 67 И Захария, отец его, исполнился Святаго А уха и пророчествовал, гово ря: 68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему... воскресных чтений 01.07.07 Неделя 5-я по Пятидесятнице Мф 8,28-9,1 08.07.07 Неделя 6-я по Пятидесятнице Мф 9,1-8 15.07.07 Неделя 7-я по Пятидесятнице Мф 9,27-35 22.07.07 Неделя 8-я по Пятидесятнице Мф 14,14-22 29.07.07 Неделя 9-я по Пятидесятнице Мф 14,22-34 .•.ЗЯШ* • ••-..йЩІО . ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТО РИЯ ДЛЯ Д ЕТЕЙ Рождение Иоанна Кштителя Ж или -бы ли муж и жена , они бы ли оч ен ь старыми . Му жа звали З ах ари я , он был с в ящ ен н и к ом в Храме, а его жену - Ели завета. Они оч ен ь любили друг друга и оч ен ь хотели р ебенка . — Господи! — молилис ь они . —Дай нам дитя . Но Господь п оч ему -то не и с п олн ял их просьбу, х о тя н и к ак о го зла они не делали . Они были очень до брым и , всем помо гали , утеш али тех, кто плакал . А р еб ен о ч ек все не р ож дался . И вдруг однажды , когда Захария служил в Храме, ему яви л с я ангел и сказал : — Не б о й с я , З а х ари я , — ск а зал ему ангел . — Гос подь услышал твою м о литву. С к о р о твоя ж ен а р оди т тебе сы н а , и ты н а з о в еш ь его И о а н н ом . Он будет в е л и ким п р о р о к ом , и м н о г и х лю д е й п рив ед ет к Богу». Зах ари я не поверил а н гелу, потому что оин с ж еной были совсем с т а рыми . И за невери е он долж ен был оставаться н емым , п ок а не сбудется о б ещ анно е . Когда настал срок, р о дился мальчик. Захария запел от радости: «А ты, дитя, пойдешь перед Гос подом, чтобы народ п о лучил спасение, чтобы воссиял свет и воцарился мир».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz