Миссионерская православная газета. 2007 г. № 6. Июнь.

о V — . 4 № 6, ИЮНЬ 2007 м г МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ! і ’ 1 С Л О В О П А С Т U Р Я М и т р о п о л и т С у р о ж с к и й А Н Т О Н И Й Слово об Иоднне Прдтече По свидетельству Господню никто, рожденный на зем­ ле, не был так велик, как свя­ той Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетель­ ство Евангелия о нем, дейс­ твительно захватывает дух. Но не только дух захватывает, —видишь в нем образ челове­ ка, который сумел так беспре­ дельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию, и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его является так часто пред­ течей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который при­ готовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетель­ ство, когда, глядя на нас, лю­ ди перестают верить и в слова- наши, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не толь­ ко сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к ра­ дости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может от­ нять, но которой никто, кро­ ме Господа, не может дать. Вспомним несколько из тех выражений, которые упот­ реблены Христом или Еван­ гелием по отношению к Крес­ тителю Иоанну. ГЛАСВОПИЮЩЕГО ВПУСТЫНЕ Первое, что мы о нем слы­ шим, это то, что он —глас во­ пиющего в пустыне. Пустыня — это не только место нена­ селенное, это место, где пус­ то; и так часто в человеческом сердце пусто, в человечес­ кой жизни пусто. Не только нет содержания вечного, но нет вообще такого содержа­ ния, которым можно было бы жить. И в этом отношении мы окружены — все — людской пустыней. И вот, в этой пус­ тыне и мы призваны, подобно Крестителю, свидетельство­ вать. Свидетельство Иоанна Крестителя не началось сло­ вами; раньше, чем вернуть­ ся к людям и говорить, рань­ ше, чем властно требовать от них, чтобы они стали достой­ ны своего звания человека, он сам удалился в голую, жар­ кую пустыню и остался один с самим собой, лицом к лицу с самим собой перед очами Бо- жиими. Иногда и нам приходится остаться в таком одиночест­ ве. Бывает это, когда нас оста­ вят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы ни были мы ок­ ружены заботой, мы чувству­ ем, что одиноки, потому что мы стоим перед лицом жиз­ ни и смерти. Бывает, что мы удалимся сами, для того что­ бы прийти в себя, и тогда — мы знаем, как трудно бывает остаться одному с самим со­ бой, когда к этому не привык: делается боязно. Тогда от­ крывается перед нашим собс­ твенным взором внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит войти. Там будетодиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, но только если мы су­ меем жить в этой пустыне, с Богом одним, сможем мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога и способными, победив себя,победить всё. И вот Иоанн, в течение тридцати лет пребывая оди­ ноко в пустыне, боролся с своим сердцем, боролся с сво­ ей жизнью, и вышел на про­ поведь, и засвидетельствован Богом как величайший — но не только. Евангелие назы­ вает его не пророком, а ГЛА­ СОМ. Он так сроднился с во­ лей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежит про­ изнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже вос­ сияла жизнь, возродилась радость, что он — ТОЛЬКО голос. Так говорили святые. Один из подвижников Афона говорил: “Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только” . Иоанн отверг всё земное для того, чтобы принадле­ жать Богу, и Господь его вер­ нул к этой земле, Господь не оставил его в далекой пусты­ не; когда Он стал с ним не­ разлучным, Он его послал к людям, чтобы люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн. И вот ставится воп­ рос перед каждым из нас: есть ли во мне такая жизнь, кото­ рой я могу зажечь другого че­ ловека? Где эта жизнь во мне? Когда меня люди встречают, они загораются? Когда люди меня слышат, трепещет ли их сердце —как Евангелие гово­ рит о спутниках Эмаусских: горело сердце в них? Когда люди видят нашу жизнь, раз­ ве они говорят о нас, как они говорили о первых христиа­ нах: КАК они друг друга лю ­ бят!.. Разве дивятся, слыша, видя нас, тому, что у нас есть что-то, чего ни у кого нет? А если это так, то мы не пош­ ли даже путем предшествен­ ника, мы не готовы принести Христа людям, мы не гото­ вы даже проложить Ему до­ рожку, чтобы Он нашел как- то путь Себе. А мы призваны быть теми, кто готовит ра­ дость людям, радость встре­ чи с Богом, радость, которой никогда не будет конца и ко ­ торой никто, ничто не может отнять. Почему? Потому что мы хотим жить на своих пра­ вах, мы хотим жить для себя, мы не хотим сходить на нет. ДРУГ ЖЕНИХА А Креститель о себе еще гово­ рит: я — Друг Жениха... Что это за “друг жениха”? В древ­ ности у жениха был друг, ко­ торый заботился обо всем для брака, и который после совер­ шения брака приводил к брач­ ной комнате невесту и жени­ ха, оставался за дверью, чтобы никто не прервал их глубокой, таинственной встречи. Он был другом, потому что умел остаться за дверью. Радость его была совершенна тем, что радость жениха и невесты те­ перь была совершенна, они остались вдвоем, и он был за­ щитник этой встречи. Еще скажу: кто из нас умеет так поступить с чужой радостью? Всё сделать, чтобы эта радость случилась, всё сделать, чтобы она воссияла вечным светом, и отойти,уберечь ее, охранить ее, и остаться забытым за за­ крытой дверью? Как часто бывает, что ко­ леблется наша душа, что пос­ ле того, как мы сделали все, что мы должны были сделать, сказали слово доброе, сдела­ ли то, что только могли, для того, чтобы другой человек ожил радостью и воскрес ду­ шой и начал жить весенней жизнью вечности, вдруг на­ ходит колебание... Устала ду­ ша, меркнет жизнь, клонится наша глава к земле... Стоило ли всё это делать? Я не вижу плода, я не знаю, что будет, а погубил-то я столько веры, столько любви... Стоило ли всё это делать? И Господь нам не отвечает на это свидетель­ ством УСПЕХА. Он нам гово­ рит: Достаточно того, что всё это было правда, что всё это было добро, достаточно тебе что ты сделал то, что надо бы­ ло... В этом —всё. И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как Предтеча, чтобы сказать сло­ во настолько чистое, настоль­ ко свободное от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным. Вот будем часто, часто вглядываться в этот величес­ твенный образ Крестителя, и будем учиться, как живет на­ стоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остат­ ка, до последней капли нашей живой силы. Аминь. е м г ш От Луки гл. I, стт. 5 7 - 6 8 . .. Елисавете же настало время родить, и она роди ла сына . 58 И услышали соседи и родственники ее, что воз­ величил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею . 59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею . 60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.61И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем . 62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотёл назвать его. 63Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились . 64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога . 65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей на­ горной стране Иудейской . 66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним . 67 И Захария, отец его, исполнился Святаго А уха и пророчествовал, гово­ ря: 68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему... воскресных чтений 01.07.07 Неделя 5-я по Пятидесятнице Мф 8,28-9,1 08.07.07 Неделя 6-я по Пятидесятнице Мф 9,1-8 15.07.07 Неделя 7-я по Пятидесятнице Мф 9,27-35 22.07.07 Неделя 8-я по Пятидесятнице Мф 14,14-22 29.07.07 Неделя 9-я по Пятидесятнице Мф 14,22-34 .•.ЗЯШ* • ••-..йЩІО . ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТО РИЯ ДЛЯ Д ЕТЕЙ Рождение Иоанна Кштителя Ж или -бы ли муж и жена , они бы ­ ли оч ен ь старыми . Му­ жа звали З ах ари я , он был с в ящ ен н и к ом в Храме, а его жену - Ели завета. Они оч ен ь любили друг друга и оч ен ь хотели р ебенка . — Господи! — молилис ь они . —Дай нам дитя . Но Господь п оч ему -то не и с ­ п олн ял их просьбу, х о ­ тя н и к ак о го зла они не делали . Они были очень до брым и , всем помо гали , утеш али тех, кто плакал . А р еб ен о ч ек все не р ож ­ дался . И вдруг однажды , когда Захария служил в Храме, ему яви л с я ангел и сказал : — Не б о й с я , З а х ари я , — ск а зал ему ангел . — Гос­ подь услышал твою м о ­ литву. С к о р о твоя ж ен а р оди т тебе сы н а , и ты н а ­ з о в еш ь его И о а н н ом . Он будет в е л и ким п р о р о к ом , и м н о г и х лю д е й п рив ед ет к Богу». Зах ари я не поверил а н ­ гелу, потому что оин с ж еной были совсем с т а ­ рыми . И за невери е он долж ен был оставаться н емым , п ок а не сбудется о б ещ анно е . Когда настал срок, р о ­ дился мальчик. Захария запел от радости: «А ты, дитя, пойдешь перед Гос­ подом, чтобы народ п о ­ лучил спасение, чтобы воссиял свет и воцарился мир».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz