Миссионерская православная газета. 2007 г. № 6. Июнь.

№ 6, ИЮНЬ 2007 шшШГ и , МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА : ' v x' ......... ' ' ! И: І M ' ! ■ ...... ■..■■' ■ ■ О христианской любви и целомудрии I 1 ' / \ 1- 1 I I * I I з I ! I ' \ j И «Отверзу ѵсталѵоя...» Впечат ления уча ст н и к а ежегодного фестиваля хоров М урманской и Мончегорской епархии А р х и е п и с к о п М у р м а н с к и й и М о н ч е го р с к и й С И М О Н Един по Существу и Тро­ ичный в Лицах Бог «есть лю ­ бовь» (1 Ин 4,8). В Себе Са­ мом Он переживает тайну общения и любви. И когда создает человека по образу Своему, Он усвояет в чело­ вечество мужчины и женщи­ ны призвание и способность любви и общения. Не полно­ ту и совершенство этих до­ стоинств, но лишь призвание и способность, а это как раз, одно и другое, в течение на­ шей человеческой жизни мо­ гут и должны реализоваться. Тогда, например, когда моло­ дые люди вступают в брак и затем, по природе своей, они целомудренно и интимно со­ единяются и полностью, на­ всегда отдаются друг другу. Это высший удел единения. Их уже не двое —супруги со­ ставляют единую плоть. В силу этого они становятся причастниками творческому могуществу и отцовству Бо- га-Творца, причастниками и выразителями Его любви. Через них Господь дает но ­ вую жизнь. Ребенок появля­ ется не просто как продукт совокупления и не только для продолжения рода. Он присоединяется к любви ро­ дителей и обогащает ее. Суп­ ружеский союз от этого лишь укрепляется, укореняясь так­ же и в Божественной любви. Сама же любовь в такой ситу­ ации в семье как бы перели­ вается от одного к другому и наполняет всех. От полноты общения и полноты любви тут происходит полнота че­ ловеческого счастья. Бывают люди, которые спо­ собны любить всеми силами души, но которые чувствуют: если они не пойдут дальше в своем общении с Богом, то их любовь окажется недостаточ­ но сильной, недостаточно по­ бедоносной для тоѴо, чтобы другому человеку принести и жизнь, и радость. И тогда они идут на порой неожиданный для нас подвиг —монашест­ во. Есть два рода людей, кото­ рые уходят в монастырь. Одни —люди, которые так охваче­ ны Божественной любовью, что они ничего на свете боль­ ше не могут видеть, не могут жить иначе, как в общении с Богом. Они должны уйти от всего, чтобы быть наедине с Богом, лицом к лицу с Богом. Таких людей немного. Но есть бОльшее число лю­ дей, которые поняли, что лю­ бовь ко Христу и чистота этой любви —самое важное, что мо­ жет иметь в себе человек. Лю­ ди, зная свою слабость, уходят от всего, что может их отор­ вать от чистоты, от света, от искания Бога, уходят из мира, может быть, до момента, ког­ да сами созреют и смогут вер­ нуться, а может быть, до конца своей жизни, пока не врастут в Божественную жизнь. «Любовь» как слово стало очень употребимым в нашем лексиконе, литературном и обиходном. И это слово пок­ рывает столько понятий и так часто выражает какие-то сла­ бые, шаткие, нравственно­ низкие чувства и мгновенные настроения, что становит­ ся уже довольно заурядным, опошляется. «Заниматься любовью», «люби меня» и другое подобное —это сейчас так понятно, так однознач­ но. А вот слово «целомудрие», можно сказать, испохаблено. Сексуальная доминанта бес­ пощадно подавляет все, что составляет и обнаруживает в сущности нашу человеческую жизнь, разлагая ее и умерщ­ вляя. Вот что говорит апостол Павел о подлинной любви: «Ревнуйте о дарах бОльших... Если я говорю языками чело­ веческими и ангельскими, а любви не имею, то я —медь звенящая... если имею дар пророчества, и знаю все тай­ ны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и го­ ры переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и от­ дам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордит­ ся, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не­ правде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все перено­ сит. Любовь никогда не пере­ стает...» (1 Кор 12,31—13,8). Разве это не замечательно? Разве не стОит жить ради та­ кой любви, для такой любви и такой любовью? Только вмес­ то того, Чтобы быть ликую­ щей, торжествующей радос­ тью любовь в нашей жизни становится состраданием и острым, порой горьким стра­ данием, криком души: «Боже, спаси его! Он не знает, Что он делает!». И еще: в последнее время ей придается, припи­ сывается действие, отвраща­ ющее людей. Кем придается и приписывается? —это слож­ нейший духовный жизнен­ ный вопрос. Всякий крещеный человек призван к целомудрию, так как он «облекся во Христа» (Галл 3, 27). Именно поэтому нам, христианам, каждому, независимо от того, состоим ли мы в браке и имеем семью или же посвящаем себя де­ вственности, безбрачию, не­ обходимо вести жизнь свою целомудренно. От одиноких требуется целомудренное воз­ держание, а состоящие в бра­ ке призваны соблюдать цело­ мудрие супружеское. И свою эмоциональность всем хрис­ тианам следует подчинить це­ ломудрию. Выделяются три основные вида целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Ни один из этих видов, исклю­ чая другие, не может никем ни восхваляться, ни пренебре- гаться, ибо это состояние оп­ ределяется жизнью. Целомудрие означает внут­ реннее единство и здоро­ вье человека в его телесной и духовной сущности, пол­ ную цельность, неповреж- денность человеческой лич­ ности, целостность личнос­ ти и целостность дара. Очень красноречив такой факт вре­ мен Великой Отечественной войны. Кто-то из немецких врачей, осматривая нашихде- вушек, угнанных в плен, за­ явил, что, мол, теперь он по­ нимает, почему Россию не­ возможно победить: около 97% незамужних девушек бы­ ли целомудренными. Говорят, что мусульмане так хорошо воюют именно потому, что у них очень многие юноши хра­ нят целомудрие до брака. Мы большей частью мыс­ лим целомудрие в порядке телесных отношений, как от­ носящееся только к плоти, сексуальности, как сейчас го­ ворят. Оно не есть что-то не­ совместимое с деторождени­ ем, а вступает, проявляется гораздо раньше, чем похоть, и заключается в том, чтобы посмотреть на себя и на дру­ гого человека, увидеть образ Божий, Божественную кра­ соту, которую замарать не­ льзя, увидеть и себя, и другого в этой красоте, затем служить тому, чтобы красота сия рос­ ла, вырастала, наполняла нас и все вокруг, и, как святыня, никогда и ничем не была за­ пятнана. Мудро хранить цельность души своей и другого челове­ ка и доводить до полного со­ вершенства —вот смысл цело­ мудрия человеческой жизни... Будьте хранимы Богом, до­ рогие братья и сестры! 24 мая для меня, как и для многих певчих нашей епар­ хии, особо знаменательный день. Это не только праздник равноапостольных Мефодия и Кирилла, не только день славянской письменности и культуры, но и день проведе­ ния традиционного фести­ валя церковных хоров. Впер­ вые я принял участие в нем два года назад, когда фести­ валь проходил в г. Мончегор­ ске, выступал и в прошлом году в г. Полярные Зори. В нынешнем году фести­ валь состоялся в г. Кандалак­ ша. Я с нетерпением ждал этого дня. Меня, как певчего храма арх. Михаила пос. Рос- ляково, пригласили принять участие в сводном хоре на­ шей епархии, регентом ко­ торого является настоятель Свято-Никольского кафед­ рального Собора иерей Ген­ надий Буздуган. Перед фес­ тивалем несколько раз мы собирались на репетиции, отрабатывая программу, в которую вошли произведе­ ния как духовной, так и на­ родной музыки. И вот пришел день поезд­ ки на фестиваль. Хотя в этот день в Мурманске погода была дождливой, мое хоро­ шее настроение ничуть не испортилось. Не ухудшила его и четырехчасовая доро­ га до Кандалакши: автобус был комфортабельным и, са­ мое главное, в нем находи­ лись хорошо знакомые мне участники хора. Кандалак­ ша встретила нас солнечной погодой, участники хора вы­ пили чаю и провели послед­ нюю спевку. Фестиваль проходил в Го­ родском культурном цент­ ре «Нива». Зал, несмотря на будний день, был заполнен до отказа. Присутствовали люди разного возраста. На сцене выступления коллек­ тивов церковных хоров че­ редовались с докладами свя­ щеннослужителей епархии. Иеромонах Силуан (Нико­ лаев) —настоятель Церкви св. Иоанна Предтечи г. Канда­ лакша —рассказал о сущнос­ ти подвига святых равноапос­ тольных Мефодия и Кирилла, отом, что наши первоучители создали азбуку, чтобы донес­ ти до славянских народов свет Христова учения. Очень интересным было выступление иерея Геннадия Буздугана, который в сопро­ вождении хора рассказал о разных манерах церковно­ го пения. Слушателям были приведены примеры знамен­ ного распева, было показано одноголосие, а также мно­ гоголосие. Эти музыкаль­ ные примеры прозвучали в исполнении объединенно­ го хора Мурманской и Мон­ чегорской епархии. Кроме этого, хором были исполне­ ны духовные песнопения, а также русские и украинские народные песни. Особен­ но тепло публика встретила песнопения, в которых со­ лировал архидиакон Никита (Борисов). Торжественным заключе­ нием нашего мероприятия стала вдохновляющая пропо­ ведь Высокопреосвященней- шего архиепископа Симона. Задушевной и вместе с тем возвышенной была атмос­ фера общей трапезы, которая последовала за концертом. Дорога домой всегда ка­ жется короче, и я думал,что мы уже много лет чтим па­ мять св. Мефодия и Кирил­ ла не только молебнами, но и проведением фестива­ лей. Но у нас на Кольской земле есть местные святые: Трифон Печенгский, Вар- лаам Керетский и Феодо- рит Кольский. Может, и в их честь проводить фестивали в местах их служения? Когда я уже вернулся до­ мой, мама мне сказала, что звонила ее приятельница из Кандалакши, прихожанка храма Рождества св. Иоанна Предтечи, и сказала, что ни­ когда не слышала такого кра­ сивого, молитвенного и бла­ гоговейного пения со сцены в концертном зале. Петр СКОПЕЦ Заключительное слово правящего архиерея

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz