Миссионерская православная газета. 2007 г. № 6. Июнь.
№ 6, ИЮНЬ 2007 шшШГ и , МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА : ' v x' ......... ' ' ! И: І M ' ! ■ ...... ■..■■' ■ ■ О христианской любви и целомудрии I 1 ' / \ 1- 1 I I * I I з I ! I ' \ j И «Отверзу ѵсталѵоя...» Впечат ления уча ст н и к а ежегодного фестиваля хоров М урманской и Мончегорской епархии А р х и е п и с к о п М у р м а н с к и й и М о н ч е го р с к и й С И М О Н Един по Существу и Тро ичный в Лицах Бог «есть лю бовь» (1 Ин 4,8). В Себе Са мом Он переживает тайну общения и любви. И когда создает человека по образу Своему, Он усвояет в чело вечество мужчины и женщи ны призвание и способность любви и общения. Не полно ту и совершенство этих до стоинств, но лишь призвание и способность, а это как раз, одно и другое, в течение на шей человеческой жизни мо гут и должны реализоваться. Тогда, например, когда моло дые люди вступают в брак и затем, по природе своей, они целомудренно и интимно со единяются и полностью, на всегда отдаются друг другу. Это высший удел единения. Их уже не двое —супруги со ставляют единую плоть. В силу этого они становятся причастниками творческому могуществу и отцовству Бо- га-Творца, причастниками и выразителями Его любви. Через них Господь дает но вую жизнь. Ребенок появля ется не просто как продукт совокупления и не только для продолжения рода. Он присоединяется к любви ро дителей и обогащает ее. Суп ружеский союз от этого лишь укрепляется, укореняясь так же и в Божественной любви. Сама же любовь в такой ситу ации в семье как бы перели вается от одного к другому и наполняет всех. От полноты общения и полноты любви тут происходит полнота че ловеческого счастья. Бывают люди, которые спо собны любить всеми силами души, но которые чувствуют: если они не пойдут дальше в своем общении с Богом, то их любовь окажется недостаточ но сильной, недостаточно по бедоносной для тоѴо, чтобы другому человеку принести и жизнь, и радость. И тогда они идут на порой неожиданный для нас подвиг —монашест во. Есть два рода людей, кото рые уходят в монастырь. Одни —люди, которые так охваче ны Божественной любовью, что они ничего на свете боль ше не могут видеть, не могут жить иначе, как в общении с Богом. Они должны уйти от всего, чтобы быть наедине с Богом, лицом к лицу с Богом. Таких людей немного. Но есть бОльшее число лю дей, которые поняли, что лю бовь ко Христу и чистота этой любви —самое важное, что мо жет иметь в себе человек. Лю ди, зная свою слабость, уходят от всего, что может их отор вать от чистоты, от света, от искания Бога, уходят из мира, может быть, до момента, ког да сами созреют и смогут вер нуться, а может быть, до конца своей жизни, пока не врастут в Божественную жизнь. «Любовь» как слово стало очень употребимым в нашем лексиконе, литературном и обиходном. И это слово пок рывает столько понятий и так часто выражает какие-то сла бые, шаткие, нравственно низкие чувства и мгновенные настроения, что становит ся уже довольно заурядным, опошляется. «Заниматься любовью», «люби меня» и другое подобное —это сейчас так понятно, так однознач но. А вот слово «целомудрие», можно сказать, испохаблено. Сексуальная доминанта бес пощадно подавляет все, что составляет и обнаруживает в сущности нашу человеческую жизнь, разлагая ее и умерщ вляя. Вот что говорит апостол Павел о подлинной любви: «Ревнуйте о дарах бОльших... Если я говорю языками чело веческими и ангельскими, а любви не имею, то я —медь звенящая... если имею дар пророчества, и знаю все тай ны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и го ры переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и от дам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордит ся, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не правде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все перено сит. Любовь никогда не пере стает...» (1 Кор 12,31—13,8). Разве это не замечательно? Разве не стОит жить ради та кой любви, для такой любви и такой любовью? Только вмес то того, Чтобы быть ликую щей, торжествующей радос тью любовь в нашей жизни становится состраданием и острым, порой горьким стра данием, криком души: «Боже, спаси его! Он не знает, Что он делает!». И еще: в последнее время ей придается, припи сывается действие, отвраща ющее людей. Кем придается и приписывается? —это слож нейший духовный жизнен ный вопрос. Всякий крещеный человек призван к целомудрию, так как он «облекся во Христа» (Галл 3, 27). Именно поэтому нам, христианам, каждому, независимо от того, состоим ли мы в браке и имеем семью или же посвящаем себя де вственности, безбрачию, не обходимо вести жизнь свою целомудренно. От одиноких требуется целомудренное воз держание, а состоящие в бра ке призваны соблюдать цело мудрие супружеское. И свою эмоциональность всем хрис тианам следует подчинить це ломудрию. Выделяются три основные вида целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Ни один из этих видов, исклю чая другие, не может никем ни восхваляться, ни пренебре- гаться, ибо это состояние оп ределяется жизнью. Целомудрие означает внут реннее единство и здоро вье человека в его телесной и духовной сущности, пол ную цельность, неповреж- денность человеческой лич ности, целостность личнос ти и целостность дара. Очень красноречив такой факт вре мен Великой Отечественной войны. Кто-то из немецких врачей, осматривая нашихде- вушек, угнанных в плен, за явил, что, мол, теперь он по нимает, почему Россию не возможно победить: около 97% незамужних девушек бы ли целомудренными. Говорят, что мусульмане так хорошо воюют именно потому, что у них очень многие юноши хра нят целомудрие до брака. Мы большей частью мыс лим целомудрие в порядке телесных отношений, как от носящееся только к плоти, сексуальности, как сейчас го ворят. Оно не есть что-то не совместимое с деторождени ем, а вступает, проявляется гораздо раньше, чем похоть, и заключается в том, чтобы посмотреть на себя и на дру гого человека, увидеть образ Божий, Божественную кра соту, которую замарать не льзя, увидеть и себя, и другого в этой красоте, затем служить тому, чтобы красота сия рос ла, вырастала, наполняла нас и все вокруг, и, как святыня, никогда и ничем не была за пятнана. Мудро хранить цельность души своей и другого челове ка и доводить до полного со вершенства —вот смысл цело мудрия человеческой жизни... Будьте хранимы Богом, до рогие братья и сестры! 24 мая для меня, как и для многих певчих нашей епар хии, особо знаменательный день. Это не только праздник равноапостольных Мефодия и Кирилла, не только день славянской письменности и культуры, но и день проведе ния традиционного фести валя церковных хоров. Впер вые я принял участие в нем два года назад, когда фести валь проходил в г. Мончегор ске, выступал и в прошлом году в г. Полярные Зори. В нынешнем году фести валь состоялся в г. Кандалак ша. Я с нетерпением ждал этого дня. Меня, как певчего храма арх. Михаила пос. Рос- ляково, пригласили принять участие в сводном хоре на шей епархии, регентом ко торого является настоятель Свято-Никольского кафед рального Собора иерей Ген надий Буздуган. Перед фес тивалем несколько раз мы собирались на репетиции, отрабатывая программу, в которую вошли произведе ния как духовной, так и на родной музыки. И вот пришел день поезд ки на фестиваль. Хотя в этот день в Мурманске погода была дождливой, мое хоро шее настроение ничуть не испортилось. Не ухудшила его и четырехчасовая доро га до Кандалакши: автобус был комфортабельным и, са мое главное, в нем находи лись хорошо знакомые мне участники хора. Кандалак ша встретила нас солнечной погодой, участники хора вы пили чаю и провели послед нюю спевку. Фестиваль проходил в Го родском культурном цент ре «Нива». Зал, несмотря на будний день, был заполнен до отказа. Присутствовали люди разного возраста. На сцене выступления коллек тивов церковных хоров че редовались с докладами свя щеннослужителей епархии. Иеромонах Силуан (Нико лаев) —настоятель Церкви св. Иоанна Предтечи г. Канда лакша —рассказал о сущнос ти подвига святых равноапос тольных Мефодия и Кирилла, отом, что наши первоучители создали азбуку, чтобы донес ти до славянских народов свет Христова учения. Очень интересным было выступление иерея Геннадия Буздугана, который в сопро вождении хора рассказал о разных манерах церковно го пения. Слушателям были приведены примеры знамен ного распева, было показано одноголосие, а также мно гоголосие. Эти музыкаль ные примеры прозвучали в исполнении объединенно го хора Мурманской и Мон чегорской епархии. Кроме этого, хором были исполне ны духовные песнопения, а также русские и украинские народные песни. Особен но тепло публика встретила песнопения, в которых со лировал архидиакон Никита (Борисов). Торжественным заключе нием нашего мероприятия стала вдохновляющая пропо ведь Высокопреосвященней- шего архиепископа Симона. Задушевной и вместе с тем возвышенной была атмос фера общей трапезы, которая последовала за концертом. Дорога домой всегда ка жется короче, и я думал,что мы уже много лет чтим па мять св. Мефодия и Кирил ла не только молебнами, но и проведением фестива лей. Но у нас на Кольской земле есть местные святые: Трифон Печенгский, Вар- лаам Керетский и Феодо- рит Кольский. Может, и в их честь проводить фестивали в местах их служения? Когда я уже вернулся до мой, мама мне сказала, что звонила ее приятельница из Кандалакши, прихожанка храма Рождества св. Иоанна Предтечи, и сказала, что ни когда не слышала такого кра сивого, молитвенного и бла гоговейного пения со сцены в концертном зале. Петр СКОПЕЦ Заключительное слово правящего архиерея
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz