Миссионерская православная газета. 2007 г. № 4. Апрель.
__________________________________________________$ .« r x _____________________________________________________ № 4, АПРЕЛЬ 2007 _ . ш*щг' -‘-/i ..... МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА -------- ------- -.... - ............. ............. ................ . ........... ^ т т Ш т г - • ' " ------- w.ш м і Ееседл с с м д ш н к о й а Гонимый иудеями. Спаситель спешит покинуть столицу и удаляется на Север, в Гали лею. Его путь пролегает через Самарию. Вместе с ученика ми они уже прошли 50 верст, и впереди остается еще полдня пути под палящим солнцем. По дороге Он останавливается вблизи города Сихарь и от ус талости опускается на край ко лодца 30-метровой глубины, который и до сих пор носит имя Иакова. Тут происходит удивительная встреча. Стоит полдень («шестой час»), когда солнце находится в зените, и жизнь на несколько часов за мирает. К колодцу приходит женщина-самарянка, чтобы почерпнуть воды. Великое удивление охватит учеников, когда по возвра щении из города они увидят своего Учителя в беседе с этой женщиной. Именно чувство удивления помогает глубже проникнуть в самую суть по вествования евангелиста. С ам а р я н е и самарянки Когда знаешь о вековой вражде и взаимной неприяз ни иудеев и самарян, легко себе представить, насколь ко скандальной могла выгля деть эта сцена у колодца. Иу деи считати самарян еретика ми и бастардами, которые на протяжении столетий прони кались влияниями языческих культов и воздавали покло нение Богу не в Иерусалиме, а на горе Гаризим. Само сло во «самарянин» (а уж тем паче «самарянка») служило унизи тельным ругательством. Са- марянские женщины счита лись нечистыми, а все, к чему они прикасались, осквернен ным. Но Спаситель не гнуша ется общением с ней. Место встречи выбрано не случайно. Для кочевников ко лодец —это всегда нечто боль шее, чем просто колодец. Для жителей пустыни это место живого общения: чужестра нец здесь становится другом. Как известно, в Библии у ко лодца свершаются браки. И нынешняя встреча не чужда этому символизму нового ду ховного брака, который за ключается между Богом и че ловеком, Нового Завета, ко торому причастны даже греш ники и язычники. Евангелист Иоанн расска зывает не просто историю из жизни Спасителя. Каждая выразительная деталь этого повествования обретает зна чение символа. «Даждь ми пити» С чего начать разговор? Преимущество собеседницы в том, что у нее есть кувшин, поэтому Господь ее просит о милости: «Дай мне пить!». Всегда лестно, когда тебя про сят об услуге. Ответные слова женщи ны не лишены сарказма. Она много пострадала от презре ния, в частности, от презре ния иудеев. Далее мы узна ем, что она пережила немало горьких разочарований в по исках подлинной любви. Но Господь хорошо понимает, от куда эта ожесточенность. Он видит ее сокрушенное сердце. И тут Он обращается к ее лю- шнгеж бознательности: «Если бы ты знала дар Божий!». Ему извес тна причина ее страданий, за то она не знает. Кто говорит с ней. Вее тоне все еще чувству ется агрессия: тебе даже по черпнуть нечем, и ты хочешь сказать, что можешь мне дать напиться? Откуда у тебя вода живая? Уж не более ли ты, чем патриарх Иаков, который вы рыл для своих потомков этот колодец в пустыне? И тут Господь касается са мой сути: ты приходишь сю да почерпнуть ту воду, которая лишь на время утоляет жажду, а Я могу дать тебе другую во ду, ту самую воду, которую ты жаждешь, но боишься при знаться. Это будет не засто явшаяся вода колодца, а вода живая, которая нахлынет жи вым потоком, из нее происте кает жизнь вечная. Самарянка не скрывает сво ей заинтересованности: так дай же мне этой воды, чтобы не приходить каждый день сюда. Вероятно, она уже догадалась, что ее собеседник намекает на другую воду, которая утоляет другую жажду, от которой она более всего страдает. Ее неуто лимая душа жаждет подлин ного понимания и любви, она тоскует по жизни вечной. И тут как выстрел звучат слова: приведи своего мужа! Господь знает несчастье этой женщины, но хватит ли у нее мужества самой открыть ис тину? Как бы вскользь она признается, что у нее нет му жа. Господь подхватывает, словно мяч на лету: «Правду говоришь...». Нужно протя нуть хотя бы соломинку, и тог да Бог спасает целиком. Он понимает ее с полуслова: бы- от Иоанна, гл. V, стт. 4 -4 2 ло пять мужей, но и шестой не является мужем. В смяте нии, изумлении, смущении и в то же время с чувством об легчения женщина пытается перевести разговор на более отвлеченные темы, связан ные с религией. Господь тем более не хочет вмешиваться в ее личную жизнь! И если ей хочется услышать истину из области догматического бо гословия, Спаситель идет и здесь навстречу. Опираясь на ее жажду познания истины. Он открывает, в чем состоит подлинная молитва: поверь мне, наступает день и уже на ступил, когда не будут мета ться направо и налево, чтобы поклоняться Отцу. Бог ждет поклонения в духе и истине. Этими словами Господь все ляет в нее уверенность, что ей открыта истина, что у нее есть все, чтобы именно так покло няться Богу. Готово сердце ее, и Христос ей открывает себя: Мессия, это я, который гово рю с тобой! Победа! Женщина броса ет кувшин и бежит в город: «Пойдите посмотреть на че ловека, который сказал мне все, что я совершила!». С ее души сняли тяжкое бремя греха, она счастлива, потому что взамен осуждения она встретила понимание и прощение. Она бежит домой и благовествует. Вокруг нее, несомненно, есть множест во людей, жаждущих любви и понимания, вслед за ней они прибегают к колодцу. При виде этих людей Гос подь уже не испытывает го лода. В ответ на удивление учеников (может, кто-то уже принес Ему пищи) Он гово рит им о подлинной пище — творить волю Отцаи покорять Ему души людей. Посмотри те на этот урожай, который приближается на ваших гла зах. Вам дается власть соби рать этот урожай духовный, над которым трудились не вы, а грешная женщина, ко торая принесла Благую весть своим близким. Вместо заключения Эта история имеет прямое отношение к нашей повсед невной жизни. Сегодня, как и во время оно. Спаситель изливает потоки воды живой своего Слова в земле Сама рийской, в краю язычников, еретиков, «нечистых». Кто эти самаряне, которых нам надлежит принять с ми лостью? Поищем хорошень ко. Коллеги по работе, один вид которых порой вызыва ет бурю негодования? Отвер гнутая невестка, бросившая мужа? Носители другой ре лигии? Или человек со стран ными идеями, представи тель другой национальности? О ком вы еще подумали? Не трудно вокруг найти самарян, которых не принимают! И, наконец, порой Самария оказывается внутри нас са мих. Когда нам начинает ка заться, что Бог нас не слышит, особенно полезно вспомнить Благую весть этой женщины: Бог дает живую воду своего Слова всем, начиная с сама рян и самарянок! В глубине души мы подоб но ей чувствуем неутолимую жажду истины, понимания, счастья. И нередко мечемся от одного колодца к другому, но «неживая» вода не способ на эту жажду утолить. Источ ники рано или поздно иссяка ют, жажда не отступает, сердце ожесточается. Пасха Христо ва струит неиссякаемые по токи Божественной благода ти, которая омывает от греха, животворит, утоляет всякую жажду и течет в жизнь веч ную. Иерей Дмитрий Си іоненко д е т е й ^ Ж и в а я бодд • i t ¥ о д н о й женщины к о н чила сь в д о м е вода. А ей к а к р а з очень за х о те л о с ь пить. I О н а взяла большой кувшин и бы с тр о пошла к колодцу. Было очень ж а р к о , и о н а устала, а н а д о было ещ е возв ращ аться с тя ж е л о й нош ей домой . На лавке у ко л о д ц а п р и с е л отдохнуть Ка ко й -то Человек. Это был Сп аси тель , но ж е н щина э то го не знала. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоанн 1, 37) Увидев ее. Господь с п р о сил: - Хочешь, Яд ам тебе воды? Вода, ко т о р ую д а ю Я, живая. П осл е н е е ни ко гд а больше не за хо че тся пить. - Конечно, хочу,- ответила ж е н щ и н а .- Д а й мне такую воду, Господин, и мне не н уж но будет ходить с ю д а к а ж дый день. - Д а , - с к а з а л Х р и с т о с .- Ведь ходить к ко л о д ц у н уж но ча сто . И потом ещ е идти по ж а р е с тяжелым кувшином о б р а т н о ! А ты так устала. - Господи! Вижу, что Ты п р о р о к и все п р о меня зн аеш ь,- удивилась ж е н щ и н а .- Я слы шала, что о д н аж ды на землю прид ет Х р и с т о с и р а с с к а ж е т нам, что н а д о делать. - Это Я, Который говорит с т о б о й ,- отвечал ей Иисус. Тутж енщина забыла п р о во д у и п р о кувшин. О н а пошла в г о р о д и го в о р ил а людям: - Пойдите п о см о три те , Кто к нам пришел. Этот Человек все знает. И у Него есть ж и вая вода. Не Он ли Х ри с то с ? Лю д и вышли из г о р о д а и пошли к Нему. И многие уве ро в али , что Он Тот Самый Х р и с т о с , К о т о р о го они долго ждали. @Пересказ М. А. Кучерской, 2001 ш ч ш щ ѵ I ' ----- ;__^ 5 Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Си харь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 7 Прихо дит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус гово рит ей: дай Мне пить .8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня. Самарянки ? ибо Иу деи с Самарянами не сообщаются. 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него , и Он дал бы тебе воду живую. 1 Женщина говорит Ему: господин! тебе и по черпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, кото рый дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14а кто будет пить воду, которую Ядам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Ядам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz