Миссионерская православная газета. 2007 г. № 3. Март.
!• f: ___________________________________________________________ j t ; _________________________________________________________________ № 3, МАРТ 2007 . ' ' м г V r г , МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА = ^ = = ^ = ^ = _______ Дневник оптинского иеромонаха Василия (РОСЛЯКОВА), убиенного в ночь на Святую Пасху 1993 года Шиидите идслддитеш бу. Всюду ожидание. Наконец возглас священника возве щает о начале полунощницы. Еще тонет в громких разгово рах волнующаяся речь чтеца, ненавязчиво призывая всех к тишине, но вот хор начинает канон Великой субботы и пер вым же ирмосом, словно мор ского волною, захлестывает празднословящих и накрыва ет их своим напевом, лишает их последней дерзости и силы. Все в едином порыве устрем ляется навстречу пасхальной утрени. Ожидание и предощу щение радости сковывает все члены людей, и только глаза, оставшись подвижными, уст ремляются к царским вратам. И вот тихое алтарное пение как бы неимоверным усили ем отодвигает завесу, царские врата распахиваются, и поток света и звука устремляется из алтаря в храм, из храма в ноч ную тьму и властно растекает ся по всей земле. Отец намест ник с клиром, блистанием праздничных одежд умножая пасхальное сияние, следуя по проложенному пути, выхо дит из церкви. И кажется, что за этим шествием, как за ко метой, тянется сверкающий шлейф. Крестный ход огнен- них долгое ожидание, преоб раженное в мгновение встре чи, житейские невзгоды, пог лощенные вечностью жизни, вековые томления немощной Сердце как никогда понимает, что все получаемое нами от Бога получено даром. Наши несовершенные приношения затмеваются щедростью Божьей и становятся невидны, как невиден огонь при ослепительном сиянии солнца. ным кольцом опоясывает храм и замирает только пред его за творенными дверями. И слов но срывается с уст возглас: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Что за великие и таинственные слова! Как тре пещет и ликует душа, слыша их! Какой огненной благодати они преисполнены в пасхаль ную ночь! Они необъятны, как небо, и близки, как дыхание. В человеческой души, исчез нувшие в радости обладания истиной. Ночь расступается пред светом этих слов, время бежит от лица их. Кажется, что храм сотрясается, его двери растворяются сами, не сдер жав могучего потока людс кого ликования, нахлынув шего на них. Эхо пустого хра ма подхватывает пасхальный тропарь, но вскоре, сторонясь Слово на второй Пассии Незаметно истощилась Постная Триодь, весна всту пила в свои права, и через рас пахнувшиеся врата Вербного воскресенья вошла Страст ная седмица. Каждый шаг на встречу Пасхе стал осязаем. Четко размерен и ярко освя щен церковными песнопени ями путь, приближающий нас к святому празднику. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, укра шенный...»; чуть вперед и — «Тайной трапезе в страсе при- ближившеся вси...»; еще впе ред и —«Вечери Твоея тайныя днесь...». Вот уже храм полон участ ников Святой Трапезы, вот растекается по земле четверт- ковый огонь, вот гробовая ти шина сковывает землю, все замирает, и только голос Спа сителя разрывает безмолвие Великой пятницы: «Не ры дай Мене, Мати... востану бо и прославлюся...» Не торопясь, заблаговре менно стекается народ к хра му к вечеру. За час до полуно чи колокол зовет всех на служ УВДЖ воскресных чтений, 01.04. Вербное воскресение Ин 12,1-18 Вхоа Господень в Иерусалим 08.04. Светлое Христово Воскресение. Пасха. Ин 1,1-17 15.04. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Ин20,19-31 УверениеапостолаФомы 22.04. Неделя 3-я по Пасхе, святыхжен-мироносиц. Мк 15,43-16,8 Дорогие братья и сестры! В этот святой вечер мы при шли в храм Божий, чтобы мысленно перенестись на Гол гофу и поклониться Честно му и Животворящему Кресту Христову. Поклоняясь Крес ту, мы вспоминаем победу Бо- жию над грехом, над злом, над всем тем, что отделяет челове ка от Бога. Мы читаем сегодня в Еван гелии, что не только на Крес те Телом Своим Господь пре терпел страшные муки. Телес ные страдания усугублялись душевными муками, которые начались еще в Гефсиманском саду, при свете луны. Как Гос подь терзался, как вопиял к Отцу Своему: «Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты!» (Мк 14, 36). Взгляните на положение Спасителя на Кресте: оно спо койное. Во время Его распя тия всё было в тревоге: земля Иерей Василий ВОЛЬСКИЙ поколебалась, небо омрачи лось, земля отдала мертвецов, преданные Христу люди горь ко плакали и даже враги, не смотря на своё видимое тор жество, цепенели от страха. Один только Спаситель наш, распятый на Кресте, был спо коен. Он с Креста, как Влады ка всей Вселенной, делал рас поряжения и в раю, и на земле, и в самом аду. Отчего в Спаси теле такое чудное спокойст вие среди тяжких страданий? От всецелой преданности Его воле Божией. Господь показал нам пример, чтобы и мы во всех обстоятельствах нашей жизни искали спокойствия в совершенной преданности воле Божией. Как часто нам хочется уйти от своего креста, от скорбей и жить по своей воле. Отчего это происходит? Грехопаде ние внесло расстройство в на шу природу и в окружающий мир. И это затрудняет для нас видение во всем Промысла Божия. Мы хотели бы видеть во всём благо, красоту, разум ность. А порой сталкиваемся как раз с противоположными явлениями: со злом, безобра зием, безумием. Святитель Василий Вели кий пишет: «В том, что сущес твует, нет ничего беспорядоч ного, ничего неопределенно го, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежес твенных». Только по нашей духовной слепоте мы не можем во всём уразуметь Промысел Божий. Только по этой причине нам не понятно, почему умирают младенцы, почему грешники благоденствуют, а праведни ки находятся в уничижении, почему происходят войны, кораблекрушения, землетря сения, засухи, наводнения и прочие скорби. А святитель Григорий Бо гослов говорит: «Иное ты сам постиг, а с иным согласись благоразумно. И то уже при знак разума, чтобы покорять ся разуму. Если всё ясно, то скажи: где место вере? Ибо ве ра есть непытливое согласие»! Читая жития святых му чеников, мы удивляемся их стойкости в перенесении страданий, их преданности воле Божией. Никогда мы не встретим, чтобы кто-то из них спрашивал Господа, как это делаем мы: «Господи! За что мне это?» И в наши дни мы встречаем ся с людьми, которые всецело преданы воле Божией. Од ним из таких последователей Христа является почивший год назад насельник Псково- Печерского монастыря архи мандрит Иоанн (Крестьян- кин). Почитайте его письма, где он пишет о том, как провёл в заключении 7 лет за веру: ни капли обиды, злопамятства, только готовность принимать всё как из рук Божиих. Один интересный случай произошел с отцом Иоанном, когда он был ещё молодым священником в Москве. Одна женщинапопросилаегоприй- ти после службы и причастить свою больную мать. Но бук вально перед приходом ба тюшки старушка скончалась, и отец Иоанн вынужден был совершить над ней первую литию. Он очень скорбел, со крушался , обвинял себя в мед лительности, несмотря на то, что родственники почившей успокаивали его тем, что жен щина в последние дни прича щалась почти каждый день, и поэтому не стоит так пережи вать. Когда в таком подавлен ном состоянии батюшка со Святыми Дарами возвращал ся в храм, на крыльце одно го дома он увидел плачущую женщину, подошёл, спросил, что случилось. Она поведала ему, что её больной сын при смерти, и она просила его ис поведаться, причаститься, но он и слышать об этом не же лает. «Вот оказывается, —по думал батюшка, —кому пред назначены Святые Тайны». Отец Иоанн подвернул полы подрясника под пальто и во шёл в этот дом. Он стал бесе довать с юношей, и в конце беседы этот молодой человек, который до этого был атеис многолюдства, прячется в ку поле храма и исчезает в его бе лых сводах. Храм становится подобен переполненной за здравной чаше. «Приидите, пиво пием новое». Брачный пир уготован Самим Христом, приглашение звучит из уст Са мого Бога. Уже не пасхальная служба идет в церкви, а пас хальный пир. «Христос вос- кресе. —Воистину воскресе», —звенят возгласы, и вино ра дости и веселья брызжет через край, обновляя души для веч ной жизни. Как описать пасхальную ночь? Как выразить словами ее величие, славу и красоту? Только переписав от начала до конца чин пасхальной служ бы, возможно сделать это. Ни какие другие слова для этого не годны. Как передать на бумаге пасхальное мгновение? Что сказать, чтобы оно стало по нятным и ощутимым? Можно только в недоумении развес ти руками и указать на празд нично украшенную церковь: «Приидите и насладитеся...» том, сказал, что хочет испо ведоваться и причаститься. Отец Иоанн расстегнул паль то и сказал, что он священник и может сейчас же его причас тить. Была сразу же прочита на разрешительная молитва, так как фактически исповедь уже состоялась, и юноша был приобщён Святых Христовых Тайн. А на следующий день эта женщина пришла к о. Ио анну, и сообщила ему, что её сын мирно скончался. Если бы мы были внима тельны к себе, то во всём бы видели Промысел Божий, ко торый даже зло направляет ко благу. Поэтому на склоне лет отец Иоанн писал: «Главное в духовной жизни —вера в Про мысел Божий и рассуждение с советом». А своим духовным чадам батюшка любил при сылать такую молитву: «Дай нам, Господи, силы изменить в жизни то, что мы должны изменить. Дай нам мужество перенести то, что мы не в си лах изменить. И дай нам муд рость, чтобы отличить первое от второго». Сейчас мы будем подходить и поклоняться Кресту Христову. Поклонимся Господу, покло нимся и своему кресту, побла годарим Бога за всё то, что Он нам посылает для нашего очи щения, освящения, спасения, твёрдо памятуя, что «любящим Бога, призванным по Его из волению, всё содействует ко благу» (Рим 8, 28). Аминь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz