Миссионерская православная газета. 2007 г. № 3. Март.

!• f: ___________________________________________________________ j t ; _________________________________________________________________ № 3, МАРТ 2007 . ' ' м г V r г , МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА = ^ = = ^ = ^ = _______ Дневник оптинского иеромонаха Василия (РОСЛЯКОВА), убиенного в ночь на Святую Пасху 1993 года Шиидите идслддитеш бу. Всюду ожидание. Наконец возглас священника возве­ щает о начале полунощницы. Еще тонет в громких разгово­ рах волнующаяся речь чтеца, ненавязчиво призывая всех к тишине, но вот хор начинает канон Великой субботы и пер­ вым же ирмосом, словно мор­ ского волною, захлестывает празднословящих и накрыва­ ет их своим напевом, лишает их последней дерзости и силы. Все в едином порыве устрем­ ляется навстречу пасхальной утрени. Ожидание и предощу­ щение радости сковывает все члены людей, и только глаза, оставшись подвижными, уст­ ремляются к царским вратам. И вот тихое алтарное пение как бы неимоверным усили­ ем отодвигает завесу, царские врата распахиваются, и поток света и звука устремляется из алтаря в храм, из храма в ноч­ ную тьму и властно растекает­ ся по всей земле. Отец намест­ ник с клиром, блистанием праздничных одежд умножая пасхальное сияние, следуя по проложенному пути, выхо­ дит из церкви. И кажется, что за этим шествием, как за ко­ метой, тянется сверкающий шлейф. Крестный ход огнен- них долгое ожидание, преоб­ раженное в мгновение встре­ чи, житейские невзгоды, пог­ лощенные вечностью жизни, вековые томления немощной Сердце как никогда понимает, что все получаемое нами от Бога получено даром. Наши несовершенные приношения затмеваются щедростью Божьей и становятся невидны, как невиден огонь при ослепительном сиянии солнца. ным кольцом опоясывает храм и замирает только пред его за­ творенными дверями. И слов­ но срывается с уст возглас: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Что за великие и таинственные слова! Как тре­ пещет и ликует душа, слыша их! Какой огненной благодати они преисполнены в пасхаль­ ную ночь! Они необъятны, как небо, и близки, как дыхание. В человеческой души, исчез­ нувшие в радости обладания истиной. Ночь расступается пред светом этих слов, время бежит от лица их. Кажется, что храм сотрясается, его двери растворяются сами, не сдер­ жав могучего потока людс­ кого ликования, нахлынув­ шего на них. Эхо пустого хра­ ма подхватывает пасхальный тропарь, но вскоре, сторонясь Слово на второй Пассии Незаметно истощилась Постная Триодь, весна всту­ пила в свои права, и через рас­ пахнувшиеся врата Вербного воскресенья вошла Страст­ ная седмица. Каждый шаг на­ встречу Пасхе стал осязаем. Четко размерен и ярко освя­ щен церковными песнопени­ ями путь, приближающий нас к святому празднику. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, укра­ шенный...»; чуть вперед и — «Тайной трапезе в страсе при- ближившеся вси...»; еще впе­ ред и —«Вечери Твоея тайныя днесь...». Вот уже храм полон участ­ ников Святой Трапезы, вот растекается по земле четверт- ковый огонь, вот гробовая ти­ шина сковывает землю, все замирает, и только голос Спа­ сителя разрывает безмолвие Великой пятницы: «Не ры­ дай Мене, Мати... востану бо и прославлюся...» Не торопясь, заблаговре­ менно стекается народ к хра­ му к вечеру. За час до полуно­ чи колокол зовет всех на служ­ УВДЖ воскресных чтений, 01.04. Вербное воскресение Ин 12,1-18 Вхоа Господень в Иерусалим 08.04. Светлое Христово Воскресение. Пасха. Ин 1,1-17 15.04. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Ин20,19-31 УверениеапостолаФомы 22.04. Неделя 3-я по Пасхе, святыхжен-мироносиц. Мк 15,43-16,8 Дорогие братья и сестры! В этот святой вечер мы при­ шли в храм Божий, чтобы мысленно перенестись на Гол­ гофу и поклониться Честно­ му и Животворящему Кресту Христову. Поклоняясь Крес­ ту, мы вспоминаем победу Бо- жию над грехом, над злом, над всем тем, что отделяет челове­ ка от Бога. Мы читаем сегодня в Еван­ гелии, что не только на Крес­ те Телом Своим Господь пре­ терпел страшные муки. Телес­ ные страдания усугублялись душевными муками, которые начались еще в Гефсиманском саду, при свете луны. Как Гос­ подь терзался, как вопиял к Отцу Своему: «Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты!» (Мк 14, 36). Взгляните на положение Спасителя на Кресте: оно спо­ койное. Во время Его распя­ тия всё было в тревоге: земля Иерей Василий ВОЛЬСКИЙ поколебалась, небо омрачи­ лось, земля отдала мертвецов, преданные Христу люди горь­ ко плакали и даже враги, не­ смотря на своё видимое тор­ жество, цепенели от страха. Один только Спаситель наш, распятый на Кресте, был спо­ коен. Он с Креста, как Влады­ ка всей Вселенной, делал рас­ поряжения и в раю, и на земле, и в самом аду. Отчего в Спаси­ теле такое чудное спокойст­ вие среди тяжких страданий? От всецелой преданности Его воле Божией. Господь показал нам пример, чтобы и мы во всех обстоятельствах нашей жизни искали спокойствия в совершенной преданности воле Божией. Как часто нам хочется уйти от своего креста, от скорбей и жить по своей воле. Отчего это происходит? Грехопаде­ ние внесло расстройство в на­ шу природу и в окружающий мир. И это затрудняет для нас видение во всем Промысла Божия. Мы хотели бы видеть во всём благо, красоту, разум­ ность. А порой сталкиваемся как раз с противоположными явлениями: со злом, безобра­ зием, безумием. Святитель Василий Вели­ кий пишет: «В том, что сущес­ твует, нет ничего беспорядоч­ ного, ничего неопределенно­ го, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежес­ твенных». Только по нашей духовной слепоте мы не можем во всём уразуметь Промысел Божий. Только по этой причине нам не понятно, почему умирают младенцы, почему грешники благоденствуют, а праведни­ ки находятся в уничижении, почему происходят войны, кораблекрушения, землетря­ сения, засухи, наводнения и прочие скорби. А святитель Григорий Бо­ гослов говорит: «Иное ты сам постиг, а с иным согласись благоразумно. И то уже при­ знак разума, чтобы покорять­ ся разуму. Если всё ясно, то скажи: где место вере? Ибо ве­ ра есть непытливое согласие»! Читая жития святых му­ чеников, мы удивляемся их стойкости в перенесении страданий, их преданности воле Божией. Никогда мы не встретим, чтобы кто-то из них спрашивал Господа, как это делаем мы: «Господи! За что мне это?» И в наши дни мы встречаем­ ся с людьми, которые всецело преданы воле Божией. Од­ ним из таких последователей Христа является почивший год назад насельник Псково- Печерского монастыря архи­ мандрит Иоанн (Крестьян- кин). Почитайте его письма, где он пишет о том, как провёл в заключении 7 лет за веру: ни капли обиды, злопамятства, только готовность принимать всё как из рук Божиих. Один интересный случай произошел с отцом Иоанном, когда он был ещё молодым священником в Москве. Одна женщинапопросилаегоприй- ти после службы и причастить свою больную мать. Но бук­ вально перед приходом ба­ тюшки старушка скончалась, и отец Иоанн вынужден был совершить над ней первую литию. Он очень скорбел, со­ крушался , обвинял себя в мед­ лительности, несмотря на то, что родственники почившей успокаивали его тем, что жен­ щина в последние дни прича­ щалась почти каждый день, и поэтому не стоит так пережи­ вать. Когда в таком подавлен­ ном состоянии батюшка со Святыми Дарами возвращал­ ся в храм, на крыльце одно­ го дома он увидел плачущую женщину, подошёл, спросил, что случилось. Она поведала ему, что её больной сын при смерти, и она просила его ис­ поведаться, причаститься, но он и слышать об этом не же­ лает. «Вот оказывается, —по­ думал батюшка, —кому пред­ назначены Святые Тайны». Отец Иоанн подвернул полы подрясника под пальто и во­ шёл в этот дом. Он стал бесе­ довать с юношей, и в конце беседы этот молодой человек, который до этого был атеис­ многолюдства, прячется в ку­ поле храма и исчезает в его бе­ лых сводах. Храм становится подобен переполненной за­ здравной чаше. «Приидите, пиво пием новое». Брачный пир уготован Самим Христом, приглашение звучит из уст Са­ мого Бога. Уже не пасхальная служба идет в церкви, а пас­ хальный пир. «Христос вос- кресе. —Воистину воскресе», —звенят возгласы, и вино ра­ дости и веселья брызжет через край, обновляя души для веч­ ной жизни. Как описать пасхальную ночь? Как выразить словами ее величие, славу и красоту? Только переписав от начала до конца чин пасхальной служ­ бы, возможно сделать это. Ни­ какие другие слова для этого не годны. Как передать на бумаге пасхальное мгновение? Что сказать, чтобы оно стало по­ нятным и ощутимым? Можно только в недоумении развес­ ти руками и указать на празд­ нично украшенную церковь: «Приидите и насладитеся...» том, сказал, что хочет испо­ ведоваться и причаститься. Отец Иоанн расстегнул паль­ то и сказал, что он священник и может сейчас же его причас­ тить. Была сразу же прочита­ на разрешительная молитва, так как фактически исповедь уже состоялась, и юноша был приобщён Святых Христовых Тайн. А на следующий день эта женщина пришла к о. Ио­ анну, и сообщила ему, что её сын мирно скончался. Если бы мы были внима­ тельны к себе, то во всём бы видели Промысел Божий, ко­ торый даже зло направляет ко благу. Поэтому на склоне лет отец Иоанн писал: «Главное в духовной жизни —вера в Про­ мысел Божий и рассуждение с советом». А своим духовным чадам батюшка любил при­ сылать такую молитву: «Дай нам, Господи, силы изменить в жизни то, что мы должны изменить. Дай нам мужество перенести то, что мы не в си­ лах изменить. И дай нам муд­ рость, чтобы отличить первое от второго». Сейчас мы будем подходить и поклоняться Кресту Христову. Поклонимся Господу, покло­ нимся и своему кресту, побла­ годарим Бога за всё то, что Он нам посылает для нашего очи­ щения, освящения, спасения, твёрдо памятуя, что «любящим Бога, призванным по Его из­ волению, всё содействует ко благу» (Рим 8, 28). Аминь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz