Миссионерская православная газета. 2007 г. № 12. Декабрь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА IB * швн № 12,ДЕКАБРЬ 2007 7 Прошел открытый семинар посвященный православной журналистики Уроки и опыт церковной журналистики Иеромонах А лексан др (Бо л до вски й ) КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ вста ют сегодня перед теми, кто имеет отношение к право славной журналистике? Во-первых, это вопрос о том, когда мы осознаем, что период неофитства, (в том смысле, что Церковь обрела долгожданную свободу в осу ществлении своей миссии), для большинства наших чи тателей уже закончился? И они ждут от нас —пишущих для православных СМИ —ав торского возрастания, ждут не только просвещения, но и общения. Люди очень быстро забывают то, что им расска зываешь. Самые спаситель ные сведения не задержи ваются, если это только ин формация. Нужно общение. Когда люди что-то узнают, общаясь личностно, то это знание становится их внут ренним достоянием. Для то го, чтобы общение с читате лями состоялось, необходи мо осознать те недостатки, от которых надо освобождаться православным СМИ, при знаться в тех болезнях, кото рыми мы до сих пор больны. «Врачу, исцелися сам», — это жесткое присловье при менимо в первую очередь —к «работникам пера». Пото му что первой болезнью, от которой, пожалуй, труднее всего исцелиться, является страсть к наставлениям, по учениям, вразумлениям и пр. У большинства читателей в наше время назидательный тон вызывает стойкое оттор жение. Потому что учитель ное слово ложится надушу, не отторгаясь только в том слу чае, если говорящий его, сам живет по сказанному или по писанному. А мы все —далеки от праведности... Вторая болезнь — любовь к «яканью». В некоторых слу чаях любовь эта достигает ка тастрофических размеров, когда человек страницами подробно описывает свои пе реживания и чувства. Хорошо если эти описания касаются действительно сугубо личных вещей, а если читателю на вязывают свое субъективное мнение как истину в послед ней инстанции? Пример: от клик одного из журналистов на возвращение Тихвинской иконы, в котором проводятся Золотое правило следова ния «царским срединным пу тем» соблюдать труднее все го. Перечислять наши болез ни невеселое дело, но, если попытаться относить к себе слова: «Врачу, исцелися сам», нужно хотя бы осознать и на звать болезни, для того, что бы с ними бороться. Болезньследующая, впро чем, характерная для всех СМИ, — использование не достоверной информации. Участнки конференции: иерей Сергий Поливцев, протоиерей Андрей Амелин, Дмитрий Ермолаев, Антон Иванович Тучков параллели между этим обра зом и Владимирской иконой Божией Матери. При этом утверждается, что перед од ной иконой хорошо молить ся «в минуту жизни трудные, когда на сердце грусть», а пе ред другой, наоборот —когда радостно и душа открыта. И это пишет православный че ловек?! Но, боюсь, что пересказы вая изумившую статью, впа даю в третью детскую болезнь православных СМИ —агрес сивное обличительство. Беда в том, что научиться отличать осуждение от обсуждения очень трудно. Есть еще две крайности в тональности православных статей, одна из которых —на следие прошлого, вторая — порождение нового, «демок ратического времени». От «дореволюционного про шлого» к нам пришла слаща вость и елейность, которая и в то время вызывала непри ятие. А новое время принес ло «легкость необычайную», когда человек, «ради красно го словца не пожалеет отца». Разновидность этой болезни: популяризирование того, что не подлежит популяризации. Журналисты часто старают ся пересказать, полученные ими данные, в облегченном стиле. «Охота за жаренным», характерная для журналисти ки всего мира, свойственна теперь и православным авто рам. При этом фактические нюансы в таких материалах вычищаются, а правда жизни огрубляется. Необходимо всем нам пе реходить от периода детских болезней к взрослой ответс твенности, о которой сказа но в Евангелии: «по словам своим осудишься и оправда ешься». Журналистика — не просто профессия, — каж дый пишущий ответственней за души тех людей, которых своими словами смутил, при вел в раздражение или ввел в заблуждение. Руководитель Информацион- но-издательского Отдела Мурманской и Мончегорской Епархии иерсмо><ах Александр (Болдовский) 18 ноября в Снежногорске встречали Ушаковский славян ский ход под Андреевским флагом. Он стал продолжени ем духовно-культурной экспедиции, проходившей по 33 субъектам и городам России, чьи имена носят подшеф ные надводные и подводные корабли Краснознаменного Северного флота Ушаковский ход в Снежногорске КРЕПКИМ морозом, про нзительным ветром и зво ном колоколов встретила снежногорская земля икону великого праведника и не победимого воина. Доста вил ее благочинный Мур манского округа, настоя тель морского храма Спаса на Водах протоиерей Анд рей (Амелин). Крестнымхо- дом по главной улице к хра му великомученика Георгия Победоносца прошли с Ан- дреевскимфлагом горожане и более сотни военнослужа щих. Какнитеснились,храм не смог всех вместить на молебен во славу великого русского адмирала, но не смотря на мороз люди жда ли, чтобы молитвенноскло нить головы перед мощами святого Феодора. В зале городского дворца культуры «Современник» состоялась встреча с писа телями —участниками Сла вянского хода —Надеждой Большаковой и Дмитрием Коржовым, с ними приехал и молодой поэт Александр Абрамов. Вспоминали, как российские города встреча ли нетленные мощи, и какой щедрой оказалась эта духов- но-культурная экспедиция на встречи —и с писателя ми, в том числе известны ми: Валентином Курбато вым, Николаем Коняевым, Владимиром Личутиным, и с простыми людьми, как, например, с Любовью Ва сильевной Родионовой,ма мой пограничника Евгения Родионова, мученически погибшего в Чечне за отказ снять православный крест и принять ислам. «Славян ский ход, это, в сущности, форма общения со страной, созданная гением и могу чим организаторским та лантом писателя Виталия Маслова», —говорит Дмит рий Коржов. Из Санаксарского монас тыря участники Славянс кого хода привезли иконы Федора Ушакова, и прото иерей Андрей Амелин пе редал их всем воинским частям, с которыми сотруд ничает Снежногорск. 38 во еннослужащих за безупреч ную службу были отмече ны грамотами Ассоциации шефства над кораблями и частями Краснознаменно го Северного флота. Такие же грамоты получили пред приниматели, на протяже нии многих лет без громких слов оказывающие помощь военным: Алла Александ ровна Савчук, Зоя Иванов на Никитюк, Зинаида Ива новна Дементьева, Ирина Анатольевна Соломахина, а также ЗАО «Мурманскпрод- сервис» и муниципальное предприятие «Колос». ...Закончился первый в истории Снежногорска Славянский ход. Город об рел еще одну святыню — икона с частицей мощей адмирала, не проигравше го ни одного сражения, ос талась в храме. Настоятель отец Дионисий видит в том особый знак: встретились два русских воина —Георгий Победоносец и Федор Уша кова, а значит, город теперь под особой защитой. Лариса ГОЛОВИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz