Миссионерская православная газета. 2007 г. № 12. Декабрь.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА IB * швн № 12,ДЕКАБРЬ 2007 7 Прошел открытый семинар посвященный православной журналистики Уроки и опыт церковной журналистики Иеромонах А лексан др (Бо л до вски й ) КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ вста­ ют сегодня перед теми, кто имеет отношение к право­ славной журналистике? Во-первых, это вопрос о том, когда мы осознаем, что период неофитства, (в том смысле, что Церковь обрела долгожданную свободу в осу­ ществлении своей миссии), для большинства наших чи­ тателей уже закончился? И они ждут от нас —пишущих для православных СМИ —ав­ торского возрастания, ждут не только просвещения, но и общения. Люди очень быстро забывают то, что им расска­ зываешь. Самые спаситель­ ные сведения не задержи­ ваются, если это только ин­ формация. Нужно общение. Когда люди что-то узнают, общаясь личностно, то это знание становится их внут­ ренним достоянием. Для то­ го, чтобы общение с читате­ лями состоялось, необходи­ мо осознать те недостатки, от которых надо освобождаться православным СМИ, при­ знаться в тех болезнях, кото­ рыми мы до сих пор больны. «Врачу, исцелися сам», — это жесткое присловье при­ менимо в первую очередь —к «работникам пера». Пото­ му что первой болезнью, от которой, пожалуй, труднее всего исцелиться, является страсть к наставлениям, по­ учениям, вразумлениям и пр. У большинства читателей в наше время назидательный тон вызывает стойкое оттор­ жение. Потому что учитель­ ное слово ложится надушу, не отторгаясь только в том слу­ чае, если говорящий его, сам живет по сказанному или по писанному. А мы все —далеки от праведности... Вторая болезнь — любовь к «яканью». В некоторых слу­ чаях любовь эта достигает ка­ тастрофических размеров, когда человек страницами подробно описывает свои пе­ реживания и чувства. Хорошо если эти описания касаются действительно сугубо личных вещей, а если читателю на­ вязывают свое субъективное мнение как истину в послед­ ней инстанции? Пример: от­ клик одного из журналистов на возвращение Тихвинской иконы, в котором проводятся Золотое правило следова­ ния «царским срединным пу­ тем» соблюдать труднее все­ го. Перечислять наши болез­ ни невеселое дело, но, если попытаться относить к себе слова: «Врачу, исцелися сам», нужно хотя бы осознать и на­ звать болезни, для того, что­ бы с ними бороться. Болезньследующая, впро­ чем, характерная для всех СМИ, — использование не­ достоверной информации. Участнки конференции: иерей Сергий Поливцев, протоиерей Андрей Амелин, Дмитрий Ермолаев, Антон Иванович Тучков параллели между этим обра­ зом и Владимирской иконой Божией Матери. При этом утверждается, что перед од­ ной иконой хорошо молить­ ся «в минуту жизни трудные, когда на сердце грусть», а пе­ ред другой, наоборот —когда радостно и душа открыта. И это пишет православный че­ ловек?! Но, боюсь, что пересказы­ вая изумившую статью, впа­ даю в третью детскую болезнь православных СМИ —агрес­ сивное обличительство. Беда в том, что научиться отличать осуждение от обсуждения очень трудно. Есть еще две крайности в тональности православных статей, одна из которых —на­ следие прошлого, вторая — порождение нового, «демок­ ратического времени». От «дореволюционного про­ шлого» к нам пришла слаща­ вость и елейность, которая и в то время вызывала непри­ ятие. А новое время принес­ ло «легкость необычайную», когда человек, «ради красно­ го словца не пожалеет отца». Разновидность этой болезни: популяризирование того, что не подлежит популяризации. Журналисты часто старают­ ся пересказать, полученные ими данные, в облегченном стиле. «Охота за жаренным», характерная для журналисти­ ки всего мира, свойственна теперь и православным авто­ рам. При этом фактические нюансы в таких материалах вычищаются, а правда жизни огрубляется. Необходимо всем нам пе­ реходить от периода детских болезней к взрослой ответс­ твенности, о которой сказа­ но в Евангелии: «по словам своим осудишься и оправда­ ешься». Журналистика — не просто профессия, — каж­ дый пишущий ответственней за души тех людей, которых своими словами смутил, при­ вел в раздражение или ввел в заблуждение. Руководитель Информацион- но-издательского Отдела Мурманской и Мончегорской Епархии иерсмо><ах Александр (Болдовский) 18 ноября в Снежногорске встречали Ушаковский славян­ ский ход под Андреевским флагом. Он стал продолжени­ ем духовно-культурной экспедиции, проходившей по 33 субъектам и городам России, чьи имена носят подшеф­ ные надводные и подводные корабли Краснознаменного Северного флота Ушаковский ход в Снежногорске КРЕПКИМ морозом, про­ нзительным ветром и зво­ ном колоколов встретила снежногорская земля икону великого праведника и не­ победимого воина. Доста­ вил ее благочинный Мур­ манского округа, настоя­ тель морского храма Спаса на Водах протоиерей Анд­ рей (Амелин). Крестнымхо- дом по главной улице к хра­ му великомученика Георгия Победоносца прошли с Ан- дреевскимфлагом горожане и более сотни военнослужа­ щих. Какнитеснились,храм не смог всех вместить на молебен во славу великого русского адмирала, но не­ смотря на мороз люди жда­ ли, чтобы молитвенноскло­ нить головы перед мощами святого Феодора. В зале городского дворца культуры «Современник» состоялась встреча с писа­ телями —участниками Сла­ вянского хода —Надеждой Большаковой и Дмитрием Коржовым, с ними приехал и молодой поэт Александр Абрамов. Вспоминали, как российские города встреча­ ли нетленные мощи, и какой щедрой оказалась эта духов- но-культурная экспедиция на встречи —и с писателя­ ми, в том числе известны­ ми: Валентином Курбато­ вым, Николаем Коняевым, Владимиром Личутиным, и с простыми людьми, как, например, с Любовью Ва­ сильевной Родионовой,ма­ мой пограничника Евгения Родионова, мученически погибшего в Чечне за отказ снять православный крест и принять ислам. «Славян­ ский ход, это, в сущности, форма общения со страной, созданная гением и могу­ чим организаторским та­ лантом писателя Виталия Маслова», —говорит Дмит­ рий Коржов. Из Санаксарского монас­ тыря участники Славянс­ кого хода привезли иконы Федора Ушакова, и прото­ иерей Андрей Амелин пе­ редал их всем воинским частям, с которыми сотруд­ ничает Снежногорск. 38 во­ еннослужащих за безупреч­ ную службу были отмече­ ны грамотами Ассоциации шефства над кораблями и частями Краснознаменно­ го Северного флота. Такие же грамоты получили пред­ приниматели, на протяже­ нии многих лет без громких слов оказывающие помощь военным: Алла Александ­ ровна Савчук, Зоя Иванов­ на Никитюк, Зинаида Ива­ новна Дементьева, Ирина Анатольевна Соломахина, а также ЗАО «Мурманскпрод- сервис» и муниципальное предприятие «Колос». ...Закончился первый в истории Снежногорска Славянский ход. Город об­ рел еще одну святыню — икона с частицей мощей адмирала, не проигравше­ го ни одного сражения, ос­ талась в храме. Настоятель отец Дионисий видит в том особый знак: встретились два русских воина —Георгий Победоносец и Федор Уша­ кова, а значит, город теперь под особой защитой. Лариса ГОЛОВИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz