Миссионерская православная газета. 2007 г. № 12. Декабрь.

ЛУГ ДУХОВНы и Игумен ДИОДОР (Балабов) СВЯТОСТЬ (гр. ауютг|?, лат. sanctitas), одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановле­ на его неповрежденная грехом природа, его соединение с Богом как «чада Божиего». Осно­ вой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святыми. ни, уже находясь в темнице, разрешилась от бремени. Ро­ ды были настолько трудны, что солдаты, охранявшие ее, спрашивали: «Если теперь ты так страдаешь, то что же будет с тобой, когда тебя отдадут зверям?» Фелицитата отве- Соответственно, культ свя­ тых отвечал тому ожиданию покровительства и защиты, которое было прочно уко­ ренено в социо-культурной структуре позднеантичного общества, к святым обраща­ лись с молитвой в тех же слу- Православное понимание святости в аспекте события Боговоплощения В ПЕРВОМ СОБОРНОМ ПОСЛАНИИ апостола Петра он, обращаясь к христианам, говорит: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел... Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (I Петра 2, 9-10). Вхождение в святость совершается через Христа: «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (IПетра 1,15-16). Это пониманиехристиан какнарода Божиегоосновывается на словах самого Христа, сказанных Им Его ученикам: «Втот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14, 20); Христос «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12). Имея в виду именно это понимание святости, апостол Павел обращается к христианским общинам как к собраниям святых: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим.1,7); «всем святым во Христе Иисусе, находящимся вФилиппах» (Фил. 1,1); «находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Ефес. 1,1); «церкви Божией, находящейся вКоринфе, со всеми святыми по всей Ахаии» (IIКор. 1,1). ПОНИМАНИЕ христиан­ ской общины как общины друзей Божиих, «святого на­ рода» с наибольшей полно­ той выразилось в литургичес­ кой жизни древней церкви, поскольку именно Евхарис­ тия была центром и основой этой жизни, основой бого­ служения и основой учения. Как писал св. Ириней Ли­ онский ( t ок. 200 г.), «наше учение согласно с Евхарис­ тией, и Евхаристия, в свой че­ ред, подтверждает наше уче­ ние». В древнейших дошед­ ших до нас евхаристических молитвах говорится о «наро­ де святом», который стяжал для Отца Христос, Сын Бо­ жий (например, в евхаристи­ ческой молитве, приведен­ ной в «Апостольском преда­ нии» св. Ипполита Римского, описывающем римскую ли­ тургическую практику III в.). Этот «святой народ» отож­ дествляется с общиной, учас­ твующей в богослужении и причащающейся Телу и Кро­ ви Христовым. Евхаристи­ ческая молитва, приводимая в «Учении двенадцати апос­ толов» («Дидахе», не позд­ нее II в.), завершается слова­ ми: «Кто свят (ауюс;), тот пусть подходит, а кто нет, тот пусть кается. Маранафа (Господь грядет). Аминь» (гл. X). Представление о святос­ ти причащающейся общины сохраняется и в современном чине православной литургии, когда священник после чте­ ния «Отче Наш» и перед при­ чащением возглашает: «Свя­ тая святым (Та ауюток^ауюк;)», на что община (хор) отвечает словами: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь», — Святые Дары («Святая») да­ ются святым, и их святость есть святость Христа, с Ко­ торым они соединяются в причастии (свидетельство о возгласе «Святая святым» имеется в катехитических со­ чинениях св. Кирилла Иеру­ салимского 348 г.). Данный момент евхарис­ тической службы заключает в себе определенную богослов­ скую концепцию святости. Евхаристия есть соединение верующих (верных) с Богом, осуществление Царствия Бо- жия в историческом бытии, движущемся к этому Царс­ твию. Во время причастия вечность преображенного бытия Царствия Небесного, пакибытия, реально присутс­ твует во временном бытии, в земной жизни церковной об­ щины. Верующие предстоят Богу вместе с небесными си­ лами и таинственно изобра­ жают херувимов («Иже херу­ вимы тайно образующе...»). Причастие требует очищен- ности от греха (именно отсю­ да происходит позднейшее соединение таинства пока­ яния с причащением), кото­ рое и дается благодатью ев­ харистического богослуже­ ния. Вхождение верующих в вечность, в пакибытие, под­ готовленное их очищением, и образует их святость. Свя­ тость, таким образом, есть принадлежность к вечной жизни, причастность Божес­ тву, предвосхищение в этом бытии грядущего пакибытия. Из того же понимания ис­ ходила древняя церковь и в почитании в качестве свя­ тых отдельных лиц. В качест­ ве святых почитаются те, чья причастность к Богу была яв­ лена церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царствие Не­ бесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Су­ да. К таким лицам относи­ лись первоначально апосто­ лы, об избранности которых для вечной жизни сказал сам Христос ( И н . 17,21-24). К ним причислялись также вет­ хозаветные пророки и патри­ архи, о святости которых сви­ детельствовало Св. Писание. Таков же был взгляд и на му­ чеников, поскольку, согласно представлениям древней цер­ кви, совершенный мученика­ ми подвиг сразу же открывал перед ними Царствие Небес­ ное. О причастности к Богу свидетельствовал дар чудот- ворения, который получал почивший святой. Канони­ зация святых, развившаяся со временем во вполне фор­ мальную процедуру, и состав­ ляет по своей сути церковное удостоверение в причастнос­ ти святого к Богу. Таким образом, святой — это всякий раз явление спа­ сения, милости Божией к людям, благодати, посылае­ мой Богом своему народу. В Актах мученичества Перпе- туи, Фелицитаты и других, с ними пострадавших (Passio Perpetuae et Felicitatis cum sociis), претерпевших муче­ ния в Карфагене в 202 или 203 г., рассказывается, как Фелицитата незадолго до каз- чала: «Сейчас я страдаю пото­ му, что терплю за себя, а тогда я буду страдать за другого [т.е. Христа], и этот другой будет во мне и будет страдать за ме­ ня». Подвиг, совершаемый святыми, рассматривается, таким образом, не столько какдостижение самого свято­ го, сколько как действие бла­ годати Божией, как явление Божественного промысла. В Декрете Геласия (Decretum Gelasianum), латинском цер- ковно-каноническом памят­ нике начала VI в., утверж­ дается необходимость пуб­ личного чтения актов муче­ ничества, в которых «победа мучеников и их удивительное исповедничество блистают через многоразличные пе­ ренесенные ими пытки. Ибо какой верующий может сом­ неваться, что их страдания превосходили меру челове­ ка, и они смогли перенести их не благодаря собственной силе, а благодаря благодати и помощи Божией?». Итак, святые —это наглядное обна­ ружение промысла Божиего о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к свя­ тости , свидетел ьствует о мно- гообразии промысла: каж­ дый святой со своим особым житием демонстрирует свой путь к святости и выступает как образец этого пути. Святой открывает путь к Богу и в этом качестве высту­ пает как заступник за людей перед Богом, как своего ро­ да посредник между Богом к людьми. Развитие почита­ ния святых накладывается здесь на мощный пласт ре­ лигиозных и социо-культур- ных представлений поздне­ античного общества (равно как впоследствии на отчасти сходные представления дру­ гих народов, переживающих христианизацию). Святой в своей функции защитника и заступника исполняет ту же миссию, которая в язычес­ ком мировосприятии припи­ сывалась демонам (или дру­ гим мифологическим сущес­ твам), охраняющим человека или весь его род и играющим роль посредника между че­ ловеком и высшими силами. чаях, когда ранее приноси­ ли жертвы богам и просили о помощи у героев. Именно это перенесение функций обус­ ловливало в конечном ито­ ге то закрепление различных сфер влияния за отдельными святыми, которое столь ха­ рактерно как для западного, так и для восточного средне­ вековья и обычно относится на счет так называемой «на­ родной» религиозности. С самого начала, однако, в христианском понимании святости выделяются опре­ деленные моменты,принци­ пиально чуждые языческим культам. Святость человека соотнесена с человечеством Бога-Слова, со следованием по пути, проложенному стра­ даниями и крестной смертью Христа. Поэтому все ранне­ христианские авторы наста­ ивают на том, что мученики сделались причастными Бо­ гу именно благодаря своим вполне человеческим стра­ даниям и мученической кон­ чине. Близость к Богу в со­ единении с человечностью и обеспечивает святым воз­ можность быть посредника­ ми между Богом и людьми. Для языческих верований характерно, напротив, пред­ ставление о непроходимой грани, отделяющей высшие силы от всего, сохраняющего человеческую природу, в час­ тности, и от обожествляемых героев. Вместе с тем, языческие верования приписывали пос­ редничество между высшими силами и человеком прежде всего посредствующим ду­ хам (гениям, демонам или— в других системах — иным «низшим» духам). В христи­ анстве аналогом этих веро­ ваний является представле­ ние об ангелах-хранителях. Призывание святых в качес­ тве посредников указывало на кардинальный пересмотр подобных представлений о миростроении. Наряду с ан­ гелами, посредниками ста­ новились люди, сделавшие­ ся благодаря своему подвигу причастниками Божества. ( П р о д о л ж е н и е н а с т р . 6)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz