Миссионерская православная газета. 2007 г. № 12. Декабрь.

ф - -Jfc --------------------------------------------------------------------- І c* МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ■'■ № 12, ДЕКАБРЬ 2007 -гГтТн =~ - j = Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я С Т Р А Н И Ц А Рождественские колокола впоэзии ипрозе «...Будто небо звенит-гудит, колокола поют» fi нд^одf говорт : ИКОНЯ - іто молитвд в крікд^, ХРЯЖ - ліолнтвд в кдлше, КОЛОКОЛ - /иолитвд в зв&ке КОЛОКОЛ! В этом слове музыка зву­ ка, удар медного языка «кол о кол», в котором звукоподражательное сло­ во с ударением корня kol являет­ ся производным от общеславянс­ кого коікоіъ. Родственно литовско­ му слову kalkalas того же значения; древнеиндийскому —kalakalah (шум, крики, звуки); французскому —cloche, немецкому —clocke от среднелатинс­ кого - сіосса с одним обозначением — колокол. Колокол —это набат, символ народ­ ного единства в грозовые часы исто­ рии. Колокол —звонкоголосье бес­ крайней русской равнины, ее необъ­ ятности, светлого высокого неба, чистоты и голубизны. Колокол —как сочетание прочности и певучести. Н. Корсунский заметил: «Ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее; ничем праздник не может быть отважней и смелей возвеличен, как именно мощ­ ным колокольным звоном». Нас же на данный момент интересу­ ют Рождество Христово, которое от­ мечалось на Руси сXвека и имеет очень давние традиции, но полноправным праздничным днем Рождество, пос­ ле семидесятилетнего безбожия ста­ ло лишь с 1991 года, когда Постанов­ лением Верховного Совета РСФСР праздник был выделен в российском календаре красным цветом. Читаем у Татьяны Кайсаровой в стихотворении «В Рождество»: «С какого света звона­ ри / Дремучий колокол колышут? / Но тот, кто эти звоны слышит, / Наверно, с небом говорит!» Может оттого и герою Бориса Пастернака в стихотворении «Болезнь» слышатся рождественские звоны: С р е д ь в ь ю г п р о х о д и т Р о ж д е с т в о , О н в и д и т с о н : п р и ш л и и п о д н я л и . О н в с к а к и в а е т : « Н е е г о ль?» ( Б ы л з о в . Б ы л з в о н . Н е н о в о г о д н и й ли? ) Далее герой задает вопрос своей воз­ любленной, которая мнится ему все еще школьницей: «Холодных, звон­ ких, —помнишь, помнишь давешних / Колоколов предпраздничных гуде­ нье?»... У московского поэта Александра Боброва в стихотворении «Монас­ тырское рождество»: «...колокол уже звонил к молитвам, / И блики отразил иконостас — / От праздничных све­ чей, / от светлых взглядов, / Рождест­ венских псалмов, бросавших в жар», а у Владимира Соловьева, русского по­ эта в «Ночь на Рождество» на приход на землю Бога: «В незримой глубине сознанья мирового / Источник исти­ ны живет не заглушен,/ И над руинами позора векового / Глагол ее звучит, как похоронный звон». По православной традиции Рож­ дество Христово, как и Благовеще­ ние Пресвятой Богородицы, и ее Рож­ дество —это только предшествующие этапы самого главного в православии праздника —Христовой Пасхи, может поэтому и в стихах рождественские ко­ локольные звоны менее радостные, но более сдержанные, чем в посвящен­ ных Пасхе. О рождественском колокольном звоне упоминается и в песне «Рождес­ тво» на слова Г. Капитонова, музыка Б. Коценко: «Земля в рождественских свечах, / И в ярких звездах небосклон, / И в честь рождения Христа — / Вечер­ ний колокольный звон!» Есть стихот­ ворение с названием замечательно­ го зимнего праздника «Рождество» и у Александра Блока: «Звонким коло­ кол ударом / Будит зимний воздух...», а у Николая Шипилова под названием «Рождественская песня»: «...Ночью с шестого / Рождество Христово. / Отче слово... Звон колоколов...» Ведя разговор о праздничных коло­ колах, нельзя оставить без внимания повесть Ивана Шмелева «Лето Гос­ подне», в которой автор, через призму своего детского восприятия, простым доступным языком показывает нам мир дореволюционной Москвы: «Ко всенощной. Валенки наденешь, ту­ лупчик из барана, шапку, башлычок, — мороз и не щиплет. Выйдешь —певу­ чий звон. И звезды.... Звездный звон, певучий, —плывет, не молкнет; сон­ ный, звон-чудо,звон-виденье, славит Бога в вышних, —Рождество». Вторая часть книги под названием «Радости» рисует нам человеческую душу в вос­ приятии ею радости и счастья. Про­ ходит год и вновь все возвращается на круги своя, все встречают Рождество, в котором: «...и гу-ул... все будто небо звенит-гудит, —колокола поют. До то­ го радостно поют, будто вся тварь иг­ рает: и дым над нами, со всех домов, и звезды в дыму, играют, сияние от них веселое». Как видим все оживает: и дым и звез­ ды, и звон. Восприятием ребенка не­ одушевленные предметы одушевля­ ются, начинают гудеть, петь, играть... Восприятие праздника и связанных с ним рождественских звонов у взрос­ лых и детей совершенно разное, у де­ тей более радостное, более образное. К звучанию колоколов и колоколь­ чиков в своих произведениях прибе­ гал и Николай Андреевич Римский- Корсаков. Они у него звучат в опере «Ночь перед Рождеством» по повести Н. В. Гоголя, где композитор «рисует» колокольчиками ночное зимнее не­ бо: на фоне изысканно-таинственно- го звучания арфы возникает прозрач­ но-холодноватое «мерцание» челесты и колокольчиков. Чтоже касается Запада то и здесь поэ­ тами и писателями упоминаются рож­ дественские колокола, как, например, у английского поэта Р.Киплинга в сти­ хотворении «Рождественская служба в Селси»: «Звал прихожан на службу / Колокол сквозь пургу / Но не спеши­ ли саксонцы / Вцерковь на берегу» или у француза Теофиля Готье в стихотво­ рении «Рождество»: «Над черным не­ бом снег белее, / Созвучнее колокола. / Пречистая, благоговея, / К себе мла­ денца привлекла». В книге Е.Н.Водовозовой «Жизнь европейских народов» в томе втором «Жители Севера» читаем следующее: «Улицы около восьми часов еще совсем пусты, слышится только звон тысячи колоколов в сухом и холодном возду­ хе», так отмечает Рождество под коло­ кольный звон Лондон, а вот в Шотлан­ дии в пресвитерианской церкви коло­ кола не употребляются совсем. В Словении считалось, если в Рож­ дество, заслышав удары колокола, трижды провести скребницей по жи­ вотному, дать ему немного жита из ре­ шета —обеспечишь хороший приплод и здоровье скоту. Звонили колокола и на Крещение или Богоявление или Великое Водо­ святие. Откуда столько названий у од­ ного праздника? Крещение Господне рассказывает нам о жизни Господа на­ шего Иисуса Христа. Когда он погру­ жался в иорданские воды, тело его очи­ щалосьот смертоносных качеств, и ми - ру предстало Богоявление. Водосвяти­ ем же называют этот праздник потому, что в крещенскую ночь священники в церквях освящают воду. На реках во льду устраиваются «иорданы», и самые смелые несмотря на мороз окунаются в них, как бы этим самым снимая свои грехи. О крещенских звонах в литера­ туре есть свои подтверждения, напри­ мер, у поэтессы Ангелины Шениной в стихотворении «Крещение»: С в я щ е н н о с т ь э т о й т и ш и н ы н а р у ш и т ь с в я т о л и ш ь м о л и т в о й , Ц е р к о в н ы х п е с н о п е н и й с н ы С о з в о н о м к о л о к о л ь н ы м с л и т ы . Или у Сергея Васильевича Макси­ мова «Из очерков народного быта»: «В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начи­ нается движение: благочестивые люди спешат зажечь вязанки соломы перед избами (для того, чтобы Иисус Хрис­ тос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня), а особые мастера- любители, испросив благословения у священника, хлопочут на реке, устра­ ивая «ердань». Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель. Отрывок из будущей книги о колоколах. -Ф-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz