Миссионерская православная газета. 2007 г. № 12. Декабрь.

. i - МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Ь г № 12, ДЕКАБРЬ 2007 _________________________________________________________________ - _______________________________________________ 11 щ к і. л Колокольчик среброзвонный, Ты поешь? Иль сердцу снится? Свет от розовой иконы На златых моих ресницах. Пусть не я тот нежный отрок В голубином крыльев плеске, Сон мой радостен и кроток О нездешнем перелеске... Сергей Есенин А народ... народ любил стихи Есе­ нина. Это знали все в мире. В годы войны вЛатвии священники из мис­ сии Русской Православной церкви пытались облегчить участь военно­ пленных, доставляли в лагерь про­ дукты питания, лечили раненых, распространяли религиозную лите­ ратуру. Решили для русских военно­ пленных выпустить сборник стихов Сергея Есенина под видом молит­ венника. Сборник вышел в свет под маркой издательства «Культура» в августе 1944 года. Рисунок на облож­ ке —меж трех березок покосившийся крест на кладбище, за которым всхо­ дит солнце, —соответствов&і впол­ не символике книг религиозного со­ держания. Сколько радости было, когда завершили работу! Распространяли книгу скрыт­ но, но не бесплатно, а за оккупаци­ онные марки. И делали это во время богослужений в кафедральном пра­ вославном соборе в Риге, в рижском православном монастыре и в церквях соседних оккупированных Псков­ ской и Новгородской областях. Часть тиража Завалишин В.К. (со­ ставитель и редактор этого сборни­ ка) отвез в оккупированный немца­ ми Псков. Сам он и продавал книгу в трех действующих тогда церквях в Пскове, включая Свято-Троицкий собор. «Многие верующие прямо выхватывали книгу из рук и тут же начинали читать стихи поэта. Меня поражал интерес исстрадавшихся людей русских к поэзии Сергея Есе­ нина», —отмечал в своем рассказе в 1993 году в Нью-Йорке нашему кор­ респонденту Дмитрию Стегіанченко русский эмигрант Вячеслав Клавди­ евич Заваіишин. В октябре 1944 года Рига была ос­ вобождена советскими войсками. Оставшиеся непроданными экзем­ пляры есенинского сборника рус­ ские солдаты радостно запихивали в свои вещевые мешки, чтобы на при­ вате между боя ми душу обогреть сти­ хами поэта. Ныне Есенин уже полностью воз­ вращается в свою Россию, хоть и с трудом, но восстанавливающую все- бе духовный мир и облик Святой Ру­ си, светлым певцом которой он был. Литературная критика наших 28 декабря 1925 года ушел из жизни Сергей Александрович Есенин. Но духов­ ное свечение уникального есенинского таланта с годами становится все яр­ че и ярче. Уж е после смерти поэта Григорий Иванов писал: «Из могилы Есе­ нин ... объединяет русских людей звуком русской песни». Еще первые рецен­ зенты творчества Есенина чутко уловили религиозные направления лирики поэта. Дореволюционная критика ставила в заслугу поэту духовную наполнен­ ность его ранней лирики, отмечая в ней порыв «к небесному, вечному». Крити­ ка революционного периода крайне резко отзывалась о религиозных мотивах есенинского творчества Пути и перепутья Сергея Есенина дней помогает этому. К столетию великого русского поэта Сергея Есенина вышел сборник стихов «Шел господь пытать людеіі в Л ю ­ бови...» в Санкт-Петербурге с ве­ ликолепной вступительной стать­ ей А.И.Михайлова «Сергей Есенин: судьба и вера», где автор дает оцен­ ку творчества поэта с религиозных позиций православного народа рус­ ского. Современный ведущий есенино- вед, доктор филологических наук, профессор Рязанского педунивер- ситета Ольга Ефимовна Воронова впервые в своих книгах «Духовный Конечно, книга была приобретена многими ходоками. Мноіі книга бы­ ла изучена еще летом во время отпус­ ка. Изданная в 2007-ом году рязанс­ ким издательством «Зерна» по бла­ гословению митрополита Симона (Новикова), она написана языком простым, доступным каждому при­ хожанину. «Исследователи причин смерти Сергея Есенинадавно пришли к вы­ воду о прямой причастности к гибе­ ли поэта ОГПУ. И документы об этом есть в архи­ вах КГБ, да вот уже семь десятилетий не дают читать их. Ради только одно- В 2006 году на Ваганьковском кладбище Москвы на могиле Сергея Есенина о. Сергий (Разумцев) отслужил панихиду по погибшему поэту путь Есенина. Религиозно-фило- софские и эстетические искания». (Рязань, 1997 г.) и монографии «Сер­ гей Есенин и русская духовная куль­ тура» (Рязань, 2002 г.) «проводит широкое комплексное исследова­ ние историко-культурного контекс­ та творчества С. А. Есенина во взаи­ модействии с различными пластами русской духовной культуры». Монография была написана и из­ дана по благословению митрополи­ та Рязанского и Касимовского Си ­ мона в рязанском издательстве «Узо­ рочье». Во время Ушаковского Славянс­ кого Хода под Андреевским флагом ходоки посетили и Константиново — родное село Сергея Есенина. В мес­ тной церкви прихожане могли при­ ложиться к мощам на иконе святого праведного воина Федора Ушако­ ва, доставленной ходоками. Был от­ служен молебен. В церковной лавке продавалась небольшая книжечка: Игорь Евсин «Судьба и вера Сергея Есенина». го снятия греха самоубийства с ду­ ши великого поэта должны быть на­ званы нечестивцы, оборвавшие его жизнь», —такими словами Директо­ ра Особого Архива А. С. Прокопен­ ко открывается эта книга. В 1995 году во время празднования столетия со дня рождения Сергея Есенина панихиду по погибшему по­ эту в Казанской церкви Константи­ нова совершил правящий тогда ря­ занский архиерей Симон (Новиков). С тех пор панихиды по погибшему поэту служатся постоянно. В Санкт-Петербурге панихиды по Сергею Есенину проходят в Коню­ шенной Церкви, где отпевали Алек­ сандра Сергеевича Пушкина. В2005 году в Москве в храме Хрис­ та Спасителя с благословения Свя­ тейшего патриарха Московского и всея РусиАлексия 11прошел юбилей­ ный вечер, посвященный ПО-лет- ней годовщине со дня рождения ве­ ликого поэта. Валентина КУЗНЕЦОВА Музей С.А. Есенина , МГОДЮБ Прогремели залпы в честь святого воина Феодора Начало на стр. 5 НА ТОРЖЕСТВАХ присутствовало много гостей: судовладельцы, духо­ венство, чиновники, русские и нор­ вежские моряки. 15 декабря 2007 года оркестр шта­ ба Кольской флотилии исполнил «Славься■>. командование объедине­ ния и личный состав соединения под­ водных лодок по команде «Смирно» приветствовали на пирсе икону с час­ тицей мощей великого адмирала, впи­ савшего яркую страницу в историю российского флота, прославившего себя не только победами, но и мило­ сердием. Не проиграв ни одного сра­ жения, он добился этогос наименьши­ ми людскими потерями и малой кро­ вью, а такое подсилу только великому флотоводцуиправедномучеловеку. Святыни в Екатерининскую гавань доставил благочинный Мурманско­ го округа, настоятель морского хра­ ма Спаса на Водах протоиерей Анд­ рей Амелин. Вместес ним в Полярный прибыл представитель правительства Мурманской области Михаил Громов, возглавляющий вобластной админис­ трации отдел по делам военных гарни­ зонов. В торжественной обстановке про­ тоиерей Андрей Амелин вручил икону Федора Ушакова благочинному Аіек- сандро вского округа, настоятел юСвя - то-Никольской церкви иерею Сергию Мищенко. Затем командование и мо­ ряки Кольской флотилии, руководс­ тво администрации Полярного, при­ хожане и городская общественность с церковными песнопениями прошли крестным ходом от пирса к Свято- Ни- кольской церкви. С короткой, но эмоциональной ре­ чью к собравшимся обратился замес­ титель командующего Кольской фло­ тилией по воспитательной работе ка­ питан 1ранга Михаил Юрченко: «Два соединения Кольской флотилии на своих боевых знаменах несут высшую морскую награду России —орден ад­ мирала Ушакова. И сегодня мы участ­ вуем в важнейшем для истории города и жителей событии. В каждого из нас входит дух непобедимого адмирала и праведного святого. Город Полярный обрел славу в ходе тяжелых сражений, атеперьон обретает и своего небесного покровителя. С привнесением части­ цы мощей святого адмирала, Поляр­ ный становится еще более славным». Храм с трудом вместил всех гостей и жителей города, пожелавших присутс­ твовать на молебне праведному воину Феодору. Ольга ВОРОБЬЕВА, Евгений БРАЖНИКОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz