Миссионерская православная газета. 2007 г. № 10-11. Ноябрь.

J L № 10-11, НОЯБРЬ 2007 ’Щч > т М . / Ш МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА в т і "і"г : т .г т т шГ Ш ХРИСТОЛЮБИВОЕ ВОИНСТВО ВМурманске прошла епархиальная конференция для военнослужащих «УШАКОВСКИЙ ХОД - 2007 под Андре­ евским флагом», всколыхнул не толь­ ко общественное самосознание рос­ сиян, но и вынес на всеобщее обсуж­ дение ряд злободневных вопросов активно муссирующихся в средствах массовой информации. Насколько оправдано воцерковление современ­ ной армии? Совместимы ли христи­ анская и воинская мораль? Что может послужить нравственной опорой мо­ лодому поколению военнослужащих? Проблемы эти активно обсуждались на конференции «Святые воины как нравственный пример для современ­ ной Российской армии». Архиепископ Мурманский и Мон­ чегорский Симон напомнил собрав­ шимся о главной духовной цели экс­ педиции - доставке в Мурманск час­ тиц мощей святого праведного воина Феодора Ушакова. К завершению хо­ да выяснилось: окончание его прихо­ дится на день памяти Феодора Ушако­ ва, его блаженной кончины. И к запла­ нированной уже конференции была приурочена торжественная трапеза, а главный доклад руководителя отдела Мурманской и Мончегорской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами РФ протоиерея Андрея Аме­ лина заменен актовой речью. Заместитель губернатора Мурманс­ кой области Андрей Субботин сказал, что Ушаковский ход - это шаг не толь­ ко к укреплению Северного флота, но и приобщению народа к подвигу вели­ кого адмирала, единству российского православия. Руководитель экспедиции писатель Надежда Большакова озвучила сле­ дующий этап - пронести частицы мо­ щей святого адмирала по военным гарнизонам, передав святыню в хра­ мы Заозерска, Видяево, Гаджиево, Полярного... Высказала Большакова и новую иде - осуществить еще один этап Ушаковского хода - морской. Тему святого воинства продолжил заместитель командующего Север­ ным флотом по воспитательной ра­ боте контр-адмирал А. Дьяконов, ко­ торый с воодушевлением поддержал инициативу о морском этапе, обещая «заразить» ею командующего Север­ ным флотом. Доклад «Нравственный облик прославленных адмиралов Российского флота» сделал предсе­ датель епархиального отдела Санкт- Петербургской митрополии по взаи­ модействию с ВМФ настоятель Чес­ менской церкви св. Иоанна Предтечи протоиерей Алексей Крылов. Святые воины как нравственный пример для современной Российской армии Мурманская и Мончегорская епария приняла участие в выставке «Русь православная» С 1 по 4 ноября в Москве в выставочном комплексе ЭКСПО -центре состоялась выставка «Православная Русь», посвященная Дню на­ родного единства. Мурман­ ская и Мончегорская епар­ хия приняла участие в этой выставке, где представила святыни Кольского севера. Центральное место в экспо­ зиции занимал традицион­ ный поморский поклонный крест, привезенный с берега Белого моря, по преданию связанный с именем препо­ добного Варлаама Керетско- го. Также в экспозиции были выставлены иконы: драго­ ценная икона Божией Мате­ ри Тихвинская Мурманская, икона святого праведного Феодора Ушакова с частицей мощей, икона святого муче­ ника Уараизчасовни его име­ ни, построенной в этом году к 1700-летию мученической кончины святого возле села Варзуга. Бол ьшое место заняла ифо ­ товыставка, рассказываю­ щая о духовной жизни и кра­ соте Кольской земли. Экспо­ зиция нашей епархией была признана одной из самых впечатляющих. У организа­ торов выставки сложилось особое отношение к нашему участию в этом проекте и кто- му, что мы представляем. Три года назад это был рас­ сказ о трагедии Курска, кото­ рый произвел на всех неиз­ гладимое впечатление, види­ мо поэтому нам и в этом году было предоставлено одно из центральных мест выставоч­ ного комплекса. По отзывам людей, наша экспозиция вы­ глядела очень достойно. Второй этап Ушаковского хода В ноябре месяце стартовал второй этап Ушаковского хода - 2007 под Андреевским флагом.Участии ки выступ и- ли с рассказом о Ходе в Ала- курти, Минькино, Гаджие­ во, Видяево, в поселке Не- фтяников-2, Снежногорске, Заозерске. 24 ноября плани­ руется выезд в Оленегорск-2 (Царь-город), 28-го —в Се­ вероморск. 4 декабря участ­ ники Хода с мощами святого праведного воина Феодора Ушакова пройдут крестным ходом в Первомайском о к ­ руге города Мурманска, а 15-16 декабря встретятся с моряками и жителями горо­ да Полярный. Протоиерей Андрей АМЕЛИН Руководитель Епархиального отдела по взаимосвязям с Северным ИИщ флотом ОБЩЕИЗВЕСТНО, что ус­ пех в военном деле зависит в первую очередь от мораль­ ного состояния тех, кто взял в руки оружие. Катапульты и танки, «гуляй-города» и удар­ ные ракетно-авиационные комплексы, «потаенные су­ да» и авианосцы —это просто грудадеталей, если нетлюдей, готовых отдать свою жизнь ради победы. И вся военная история нашей страны есть подтверждение главного за­ кона военной победы —пре­ восходство животворящего Духа над косной материей. Именно духовное превос­ ходство позволило нашему народу выжить на продувае­ мом всеми военными ветра­ ми евразийском перекрест­ ке, а Русской армии не раз со­ крушать противника, перед которым капитулировали те, кто уповал только на матери­ альную сторону войны. Так было в обеих наших Отечес­ твенных войнах, и в 1812-м году, и в 1945-м... Духовность войск и народа преодолевала и выучку, и материальное пре­ восходство врага. Именно дух воина, а не его бицепсы. Как говорил благоверный князь Александр Невский — «Бог не в силе, а в правде». Люди, придерживающиеся матери­ алистического мировоззре­ ния, к сожалению, так не счи­ тают. Они больше уповают на боевую мощь. Поэтому мест­ ные представители марксист- ко-ленинской идеологии, ко­ торые всегда претендуют на полноту истины в последней инстанции, через свою газету трижды поливали грязью все, что было связано с региональ- нойдуховно-патриотической экспедицией «Ушаковский ход-2007 под Андреевским флагом». Но разве Церковь против укрепления боевой мощи на­ ших Вооруженных Сил? Нет. Но Церковь учит —что пер­ вично, а что вторично. Одно должно восполнять другое. Опыт 90-х гг. показывает, что один талантливый про­ поведник значит больше чем пять танковых дивизий. Что­ бы оккупировать страну, вов­ се не обязательно вводить войска. Главное —контроль над телевидением. И тогда они будут действовать, как надо. Поэтому вопрос чело­ веческого духа в современ­ ном мире —вопрос жизни. За наши с вами души идет ожес­ точенная борьба. Сейчас слово «духовность» не сходит с газетных полос и экранов телевизоров, это понятие изрядно поистас- кали. Православное поня­ тие духовности не совпада­ ет с ее светской трактовкой. Как понимает духовность нецерковный, секулярный, обмирщенный человек? Как нравственность, приобщен­ ность к культуре (в войсках это включает в себя и сле­ дование военному этикету, законам и обычаям воинс­ кой жизни), и определен­ ный уровень умственного развития... Чего здесь нет? Главного —чистоты. То есть святости души. Нет и не мо­ жет быть духовности там, где нетлюбви, где над человеком господствуют страсти. В лю ­ бой ситуации, и в мирное вре­ мя, и в особенности на войне, безлюбовность проявит себя противоположным состоя­ нием души —ненавистью. А это и есть отход от Бога и со­ единение с теми, кого Св. Ан­ тоний Великий называл «де- монами-мучителями». На первый взгляд все эти рассуждения для военно­ го человека не интересны. Ну, полноте, какая же может быть любовь к человеку, ко­ торый нажатием спускового крючка или кнопки на пуль­ те желает отправить ближне­ го своего в мир иной? И во­ обще, ведь гениальный пол­ ководец (о чем знают все), и убежденный безбожник (о чем знают немногие), Напо­ леон Бонапарт говорил: «В любви и на войне все позво­ лено». А он, что ни говори, был профессионал... Кто-то может вспомнить концеп­ цию «войны вне морали» Клаузевица, привести при­ меры «стратегии сокруше­ ния», «тотальной войны», теорию «сетевых войн». Но сошлемся на уроки ис­ тории. Какова судьба армий и государств, ставивших не­ нависть во главу угла своей деятельности? Чем закончи­ ла Ассирия? Карфаген эпохи Ганнибала? Государство ац­ теков? «Тысячелетний рейх» Гитлера, которого хватило на каких-то 12 лет? Ненависть выела эти общества изнут­ ри, восстановила против них соседние народы, обрекла на враждебную изоляцию, привела к полному военно­ му краху. Но как совместить святость с войной? Многие нецерковные люди так и го­ ворят: «Мы понимаем свя­ тость прп. Серафима Саров­ ского или Сергия Радонежс­ кого, но как понять святость, например, недавно прослав­ ленного адмирала Ушако­ ва?» Как же Шестая заповедь «Не убий»? Ведь этой Запо­ ведью воспрещается не толь­ ко лишение жизни, не толь­ ко побуждение к убийству приказанием, советом, по­ мощью и согласием, но да­ же необузданный гнев и ос­ корбление ближнего своего бранным словом? В Библии действительно говорится «Не убий», но не убей ради своей корысти, ра­ ди своей выгоды. А во Второ­ законии того же Священного Писания Ветхого Завета есть четкое предписание побивать камнями всяких извращен- цев-содомитов. То есть тех, кто сейчас в Европейских столицах устраивают свои так называемые гей-парады, побивали камнями до смер­ ти. Это было ветхозаветное предписание. А когда при­ шел в мир Мессия Христос, Он вообще сместил акценты с телесной стороны человечес­ кой жизни на область жизни нашего духа, сказав: «Не бой­ тесь тех, кто убивает ваше те­ ло, бойтесь больше тех, кто душу вашу растлевает». Заповедью «не убий» Тво­ рец удерживает человека от войны. Но человек свобо­ ден в своем выборе. Борьба с грехом и есть борьба с наси­ лием и войной. Кроме насилия сущест­ вует еще такое понятие как прещение. Это когда наси­ лие применяется к насиль­ нику, когда воин укроща-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz