Миссионерская православная газета. 2007 г. № 10-11. Ноябрь.
J L № 10-11, НОЯБРЬ 2007 ’Щч > т М . / Ш МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА в т і "і"г : т .г т т шГ Ш ХРИСТОЛЮБИВОЕ ВОИНСТВО ВМурманске прошла епархиальная конференция для военнослужащих «УШАКОВСКИЙ ХОД - 2007 под Андре евским флагом», всколыхнул не толь ко общественное самосознание рос сиян, но и вынес на всеобщее обсуж дение ряд злободневных вопросов активно муссирующихся в средствах массовой информации. Насколько оправдано воцерковление современ ной армии? Совместимы ли христи анская и воинская мораль? Что может послужить нравственной опорой мо лодому поколению военнослужащих? Проблемы эти активно обсуждались на конференции «Святые воины как нравственный пример для современ ной Российской армии». Архиепископ Мурманский и Мон чегорский Симон напомнил собрав шимся о главной духовной цели экс педиции - доставке в Мурманск час тиц мощей святого праведного воина Феодора Ушакова. К завершению хо да выяснилось: окончание его прихо дится на день памяти Феодора Ушако ва, его блаженной кончины. И к запла нированной уже конференции была приурочена торжественная трапеза, а главный доклад руководителя отдела Мурманской и Мончегорской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами РФ протоиерея Андрея Аме лина заменен актовой речью. Заместитель губернатора Мурманс кой области Андрей Субботин сказал, что Ушаковский ход - это шаг не толь ко к укреплению Северного флота, но и приобщению народа к подвигу вели кого адмирала, единству российского православия. Руководитель экспедиции писатель Надежда Большакова озвучила сле дующий этап - пронести частицы мо щей святого адмирала по военным гарнизонам, передав святыню в хра мы Заозерска, Видяево, Гаджиево, Полярного... Высказала Большакова и новую иде - осуществить еще один этап Ушаковского хода - морской. Тему святого воинства продолжил заместитель командующего Север ным флотом по воспитательной ра боте контр-адмирал А. Дьяконов, ко торый с воодушевлением поддержал инициативу о морском этапе, обещая «заразить» ею командующего Север ным флотом. Доклад «Нравственный облик прославленных адмиралов Российского флота» сделал предсе датель епархиального отдела Санкт- Петербургской митрополии по взаи модействию с ВМФ настоятель Чес менской церкви св. Иоанна Предтечи протоиерей Алексей Крылов. Святые воины как нравственный пример для современной Российской армии Мурманская и Мончегорская епария приняла участие в выставке «Русь православная» С 1 по 4 ноября в Москве в выставочном комплексе ЭКСПО -центре состоялась выставка «Православная Русь», посвященная Дню на родного единства. Мурман ская и Мончегорская епар хия приняла участие в этой выставке, где представила святыни Кольского севера. Центральное место в экспо зиции занимал традицион ный поморский поклонный крест, привезенный с берега Белого моря, по преданию связанный с именем препо добного Варлаама Керетско- го. Также в экспозиции были выставлены иконы: драго ценная икона Божией Мате ри Тихвинская Мурманская, икона святого праведного Феодора Ушакова с частицей мощей, икона святого муче ника Уараизчасовни его име ни, построенной в этом году к 1700-летию мученической кончины святого возле села Варзуга. Бол ьшое место заняла ифо товыставка, рассказываю щая о духовной жизни и кра соте Кольской земли. Экспо зиция нашей епархией была признана одной из самых впечатляющих. У организа торов выставки сложилось особое отношение к нашему участию в этом проекте и кто- му, что мы представляем. Три года назад это был рас сказ о трагедии Курска, кото рый произвел на всех неиз гладимое впечатление, види мо поэтому нам и в этом году было предоставлено одно из центральных мест выставоч ного комплекса. По отзывам людей, наша экспозиция вы глядела очень достойно. Второй этап Ушаковского хода В ноябре месяце стартовал второй этап Ушаковского хода - 2007 под Андреевским флагом.Участии ки выступ и- ли с рассказом о Ходе в Ала- курти, Минькино, Гаджие во, Видяево, в поселке Не- фтяников-2, Снежногорске, Заозерске. 24 ноября плани руется выезд в Оленегорск-2 (Царь-город), 28-го —в Се вероморск. 4 декабря участ ники Хода с мощами святого праведного воина Феодора Ушакова пройдут крестным ходом в Первомайском о к руге города Мурманска, а 15-16 декабря встретятся с моряками и жителями горо да Полярный. Протоиерей Андрей АМЕЛИН Руководитель Епархиального отдела по взаимосвязям с Северным ИИщ флотом ОБЩЕИЗВЕСТНО, что ус пех в военном деле зависит в первую очередь от мораль ного состояния тех, кто взял в руки оружие. Катапульты и танки, «гуляй-города» и удар ные ракетно-авиационные комплексы, «потаенные су да» и авианосцы —это просто грудадеталей, если нетлюдей, готовых отдать свою жизнь ради победы. И вся военная история нашей страны есть подтверждение главного за кона военной победы —пре восходство животворящего Духа над косной материей. Именно духовное превос ходство позволило нашему народу выжить на продувае мом всеми военными ветра ми евразийском перекрест ке, а Русской армии не раз со крушать противника, перед которым капитулировали те, кто уповал только на матери альную сторону войны. Так было в обеих наших Отечес твенных войнах, и в 1812-м году, и в 1945-м... Духовность войск и народа преодолевала и выучку, и материальное пре восходство врага. Именно дух воина, а не его бицепсы. Как говорил благоверный князь Александр Невский — «Бог не в силе, а в правде». Люди, придерживающиеся матери алистического мировоззре ния, к сожалению, так не счи тают. Они больше уповают на боевую мощь. Поэтому мест ные представители марксист- ко-ленинской идеологии, ко торые всегда претендуют на полноту истины в последней инстанции, через свою газету трижды поливали грязью все, что было связано с региональ- нойдуховно-патриотической экспедицией «Ушаковский ход-2007 под Андреевским флагом». Но разве Церковь против укрепления боевой мощи на ших Вооруженных Сил? Нет. Но Церковь учит —что пер вично, а что вторично. Одно должно восполнять другое. Опыт 90-х гг. показывает, что один талантливый про поведник значит больше чем пять танковых дивизий. Что бы оккупировать страну, вов се не обязательно вводить войска. Главное —контроль над телевидением. И тогда они будут действовать, как надо. Поэтому вопрос чело веческого духа в современ ном мире —вопрос жизни. За наши с вами души идет ожес точенная борьба. Сейчас слово «духовность» не сходит с газетных полос и экранов телевизоров, это понятие изрядно поистас- кали. Православное поня тие духовности не совпада ет с ее светской трактовкой. Как понимает духовность нецерковный, секулярный, обмирщенный человек? Как нравственность, приобщен ность к культуре (в войсках это включает в себя и сле дование военному этикету, законам и обычаям воинс кой жизни), и определен ный уровень умственного развития... Чего здесь нет? Главного —чистоты. То есть святости души. Нет и не мо жет быть духовности там, где нетлюбви, где над человеком господствуют страсти. В лю бой ситуации, и в мирное вре мя, и в особенности на войне, безлюбовность проявит себя противоположным состоя нием души —ненавистью. А это и есть отход от Бога и со единение с теми, кого Св. Ан тоний Великий называл «де- монами-мучителями». На первый взгляд все эти рассуждения для военно го человека не интересны. Ну, полноте, какая же может быть любовь к человеку, ко торый нажатием спускового крючка или кнопки на пуль те желает отправить ближне го своего в мир иной? И во обще, ведь гениальный пол ководец (о чем знают все), и убежденный безбожник (о чем знают немногие), Напо леон Бонапарт говорил: «В любви и на войне все позво лено». А он, что ни говори, был профессионал... Кто-то может вспомнить концеп цию «войны вне морали» Клаузевица, привести при меры «стратегии сокруше ния», «тотальной войны», теорию «сетевых войн». Но сошлемся на уроки ис тории. Какова судьба армий и государств, ставивших не нависть во главу угла своей деятельности? Чем закончи ла Ассирия? Карфаген эпохи Ганнибала? Государство ац теков? «Тысячелетний рейх» Гитлера, которого хватило на каких-то 12 лет? Ненависть выела эти общества изнут ри, восстановила против них соседние народы, обрекла на враждебную изоляцию, привела к полному военно му краху. Но как совместить святость с войной? Многие нецерковные люди так и го ворят: «Мы понимаем свя тость прп. Серафима Саров ского или Сергия Радонежс кого, но как понять святость, например, недавно прослав ленного адмирала Ушако ва?» Как же Шестая заповедь «Не убий»? Ведь этой Запо ведью воспрещается не толь ко лишение жизни, не толь ко побуждение к убийству приказанием, советом, по мощью и согласием, но да же необузданный гнев и ос корбление ближнего своего бранным словом? В Библии действительно говорится «Не убий», но не убей ради своей корысти, ра ди своей выгоды. А во Второ законии того же Священного Писания Ветхого Завета есть четкое предписание побивать камнями всяких извращен- цев-содомитов. То есть тех, кто сейчас в Европейских столицах устраивают свои так называемые гей-парады, побивали камнями до смер ти. Это было ветхозаветное предписание. А когда при шел в мир Мессия Христос, Он вообще сместил акценты с телесной стороны человечес кой жизни на область жизни нашего духа, сказав: «Не бой тесь тех, кто убивает ваше те ло, бойтесь больше тех, кто душу вашу растлевает». Заповедью «не убий» Тво рец удерживает человека от войны. Но человек свобо ден в своем выборе. Борьба с грехом и есть борьба с наси лием и войной. Кроме насилия сущест вует еще такое понятие как прещение. Это когда наси лие применяется к насиль нику, когда воин укроща-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz