Миссионерская православная газета. 2007 г. № 1. Январь.
ч ' МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА у ш т ’ w i f e ' № 1, ЯНВАРЬ 2007 * т \ ѵ г і \ 7 О Т К Р О В Е Н Н Ы Й Р А З Г О В О Р Как спасаться от «любви» и как спасаться любовью Монахиня Васса (Васильева) Интервью с архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном Никого нынче не удивить трагическими историями. Мы начинаем привыкать к внешним катаклизмам, сти хийным явлениям, сценам насилия на экранах и в жиз ни. Сердца людские то ка менеют, то обливаются кро вью. Так получилось, что не которые из нас стали учас тниками и свидетелями за тяжного духовного катак лизма, который произошел на приходе церкви Арханге ла Михаила в поселке Рос- ляково. Настоятель прихода ие ромонах Антоний (Хржа- новский) женился. Женил ся тайно, более чем три года назад. И растет в его «мона шеской» семье малолетняя дочь. Все это время он ста рательно скрывал от людей свой законный брак. При хожане догадывались, даже задавали прямые вопросы. Но он все отрицал. Как он жил все это вре мя? Какой ад переживала его душа? И переживала ли? Наверное, это известно ему да Богу. Но какой ад пережива ли души прихожан? Как и кому им было верить? Пра вильным ли словам настоя теля или его делам? Сколько людей так и не пришли ни в храм, ни к Богу? Сколько людей ушло из храма? Как и в какой мере действовала сила соблазна? Трудно отве тить сейчас на эти вопросы. Подорван был автори тет и правящего архиерея. Ползут и ширятся слухи о том, что у таких вот «про штрафившихся» батюшек имеется на владыку некий «криминал». И именно эта зависимость не позволяет владыке принять должные меры и власть употребить. Я осмелилась задать вла дыке несколько прямых вопросов: - Правда ли, что имеются в нашей епархии священники, которые располагают до стоверными сведениями о Вашем неподобающем и не каноническом поведении?» — Я, хотя и облечен ар хиерейской властью, но то же грешный человек. Не все в моем поведении бывает безупречным, а некоторое и прямо соблазнительным. Но все-таки, несмотря на обилие соблазнов, которые непременно и непрерыв но предлагаются, милостью Божией я удерживал и ста раюсь продолжать удержи вать себя от недопустимо го падения. Нет и не может быть ни у кого из священни ков никакого «криминала» в отношении моей недостой ной персоны. - Скажите Владыка, как тог да получается, что неподо бающее, разрушающее Цер ковь поведение священни ков так долго остается без последствий? - Я опасаюсь сразу и не медленно принимать жес ткие меры, давая человеку шанс, пока это поведение носит личностный, очаго вый характер и не распро страняется, как зараза, на других. Надеюсь, что его ра на уврачуется. Не скрою, что мне по-человечески жаль священника, которого я же рукополагал. Он для меня как родной сын. И, как вся кий отец, стараюсь не торо питься с наказанием. - Но ведь страдает соблаз няемая паства. Для множес тва людей такая ситуация причиняет самые настоя щие страдания, соблазн и отпадение от Церкви, впа дение в грех осуждения свя щенноначалия? — Да. Нужно признать, что паства действительно в данном случае сильно стра дает. Падает авторитет не только священников, но и мой. И что самое страшное, падает авторитет и самой Церкви. Думается, здесь есть о чем помолиться и о чем подумать. Не слишком ли я медлю с применением предоставленной мне кано нической власти? И дейс твительно не является это еще одним дополнительным соблазном в и так достаточ но тяжелой духовной ситу ации? Скажу однозначно, что подход к уврачеванию больного и ситуации у меня очень взвешенный и очень индивидуальный. Здесь не может быть шаблона, здесь нельзя полагаться только на схему и даже на каноничес кие правила. Кроме того, ведь каждый в этой жизни должен зани маться своим делом, в том числе и своим собствен ным духовным возрастани ем. Думаю, что навязыва ние своего суда и оказание давления на архиерея — не лучший способ поведения христианина, лучше пола гаться на духовную полез ность и каноническую вы держанность архиерейских решений. Не нужно забы вать и об апостольских сло вах: «Друг друга тяготы но сите...» Мы должны дать дейс твовать Господу. Должны в себе приостанавливать и погашать бесовские дела. - Известны ли Вам случаи, когда священник возвра щался в лоно Церкви? — Мой друг, священник из С-Петербурга, запре щенный покойным митро политом Иоанном (Сныче- вым) в свое время прошел «курс лечения». Сейчас он - митрофорный протоие рей. Еще один священник- целибат, которого я лично знал, был запрещен. Же нился, детей не было, жизнь семейная впоследствии не сложилась у него. Он впос ледствии осознал свое бедс твенное положение, и за прет был снят. - Нам известно, что Вы мно го священников отправляе те в запрет. Много ли, запре щенных Вами, возвращает ся? — Из запрещенных за блуд, к сожалению, не вер нулся ни один. А из запре щенных по другим основа ниям - возвращались. Один из священников епархии был под запретом не за блудные дела. Запрет он воспринял как епитимью и время для покаяния. Ез дил советоваться к духовно опытным старцам, откро венно рассказал им ситуа цию. Он был ими настав лен, все глубоко осознал, раскаялся. И у меня не было даже и тени сомнения в его искренности. С него были сняты все запреты, он был восстановлен в своей долж ности и впоследствии удос тоен высоких священничес ких наград. - Не испытываете ли Вы ка- ких-либо негативных чувств к запрещаемым? — Все факты падений, особенно падений священ нических, не могут не огор чать и не причинять боли. Но никаких злых чувств к запрещенным мной свя щенникам не испытываю. И не дай этого Бог. В душе молишься о них постоянно, и душа не перестает болеть о них. Думаю, что надежда моя на их восстановление не угасает. Любая беседа на неприятную тему оставляет неприятный осадок. Не ска жу, чтобы этот случай был исключением. Но зачастую горькое лекарство все же не сет в себе надежду на выздо ровление. Тем более, что и я сама причастна ко всякому злу, происходящему на зем ле даже только потому, что от него несвободна и моя, плененная грехом душа. Мы осуждаем других лю дей, мы осуждаем и самих се бя. Но Спаситель сказал нам, чтобы мы не судили других, если хотим спастись. Он ска зал нам, чтобы мы молились за проклинающих и гоня щих нас, чтобы любили вра гов наших. И нет другого пу ти, кроме как через испол нение Его заповедей. И как недоумевающий апостол, спрошу и я у Хрис та: «Так кому же возможно спастись?» И утешительный ответ, «что невозможное че ловеку возможно Богу», что не нужно прекращать стара ний, даже если нет никаких сил и надежд, может быть проникнет и в мое раздроб ленное сердце. Да, осуждать не только архиерея, но и и других лю дей —гибельный путь. Ведь именно наши грехи явля ются причиной того, что мы осуждаем других, одно временно сами являясь соб лазном. Прав и полученный мной архиерейский совет: если что-то кажется непра вильным, не смущаться, а помолиться о себе и о том человеке, а Господь все в свое время исправит и к вер ному окончанию приведет. Богу мы можем предстать только чистыми. И если сей час мы не чисты, то как бы ни были грязны, все равно надлежит постараться очис титься, потому что «ничто нечистое не может войти в Царство Божие». P.S. Когда номер газеты был уже сверстан, поступил звонок от иеромона Анто ния (Хржановского) с угро - зой-предупреждением о том, что если, будет опубликован обличающий материал, то он подаст в суд на газету. Ма териал, как будто бы дейс твительно обличающий, но вот кого больше — иеромо наха Антония или правящего архиерея ? В поисках разума Меж тем, что всё назначено заранье, И между тем, что всё возможно нам, Распят и ум, и чувства, и старанья И нет здесь веры мыслям и словам. Но пристальным и вдохновенным оком Мы вжизнь глядим. Хоть школьнику ответ Не подаётся. Обозначен сроком И бытия, и зрелости момент. Нам неизвестна созреванья дата Прилежного, натужного ума, И вместо награждения расплата Нам вдруг и ни за что подарена. Вскипает сердце. Мечется от боли И утоленья ищет, и исход. Так что же в нашей непокорной воле И в чем предназначения урок? Мир современный, ты, пожалуй, тот же, И каждый миг давно прельщает нас. От времени не делается твёрже Далёкой мудрости блистающий алмаз. В его отлитых гранях правды тайна. И суть вещей лишь с виду горяча, Когда к нему притронется случайно Сознанья луч от Божьего луча. Что нового сегодня нам открыто? Что изменилось в сердце и в уме? Быть может, только то, что позабыто, Что в дальних реках на илистом дне Всё также ищем, как до нас искали Такие же от мудрости юнцы. Иных уж нет. А те уже пропали, Стяжав проворно тленные венцы. Недвижим ил в речных глубинах Леты. Лежат до времени в протяжном полусне Просторные жемчужины-ответы В их вечно древней свежей новизне. Находки редкие, иструженные потом, Пред взором изыскателя реки Подобны мёду золотого сота, Так ароматны, свежи и мягки. И разум, Разума с любовию искавший, Во встрече радостной сияет торжеством. Найди себя, в самом себе пропавшем, Соединись и воссияй в Одном. Дерзай, ищи, покуда не случится Той встречи благодатная пора. Стучись, стучись, пока ещё стучится В открытые и ждущие врата! Трифонову Печенгскому монастырю требуется послушник. Тел.(8254) 7-62-23 Фото иерея Сергия Шерфетдинова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz