Миссионерская православная газета. 2007 г. № 1. Январь.

ч ' МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА у ш т ’ w i f e ' № 1, ЯНВАРЬ 2007 * т \ ѵ г і \ 7 О Т К Р О В Е Н Н Ы Й Р А З Г О В О Р Как спасаться от «любви» и как спасаться любовью Монахиня Васса (Васильева) Интервью с архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном Никого нынче не удивить трагическими историями. Мы начинаем привыкать к внешним катаклизмам, сти­ хийным явлениям, сценам насилия на экранах и в жиз­ ни. Сердца людские то ка­ менеют, то обливаются кро­ вью. Так получилось, что не­ которые из нас стали учас­ тниками и свидетелями за­ тяжного духовного катак­ лизма, который произошел на приходе церкви Арханге­ ла Михаила в поселке Рос- ляково. Настоятель прихода ие­ ромонах Антоний (Хржа- новский) женился. Женил­ ся тайно, более чем три года назад. И растет в его «мона­ шеской» семье малолетняя дочь. Все это время он ста­ рательно скрывал от людей свой законный брак. При­ хожане догадывались, даже задавали прямые вопросы. Но он все отрицал. Как он жил все это вре­ мя? Какой ад переживала его душа? И переживала ли? Наверное, это известно ему да Богу. Но какой ад пережива­ ли души прихожан? Как и кому им было верить? Пра­ вильным ли словам настоя­ теля или его делам? Сколько людей так и не пришли ни в храм, ни к Богу? Сколько людей ушло из храма? Как и в какой мере действовала сила соблазна? Трудно отве­ тить сейчас на эти вопросы. Подорван был автори­ тет и правящего архиерея. Ползут и ширятся слухи о том, что у таких вот «про­ штрафившихся» батюшек имеется на владыку некий «криминал». И именно эта зависимость не позволяет владыке принять должные меры и власть употребить. Я осмелилась задать вла­ дыке несколько прямых вопросов: - Правда ли, что имеются в нашей епархии священники, которые располагают до­ стоверными сведениями о Вашем неподобающем и не­ каноническом поведении?» — Я, хотя и облечен ар­ хиерейской властью, но то­ же грешный человек. Не все в моем поведении бывает безупречным, а некоторое и прямо соблазнительным. Но все-таки, несмотря на обилие соблазнов, которые непременно и непрерыв­ но предлагаются, милостью Божией я удерживал и ста­ раюсь продолжать удержи­ вать себя от недопустимо­ го падения. Нет и не может быть ни у кого из священни­ ков никакого «криминала» в отношении моей недостой­ ной персоны. - Скажите Владыка, как тог­ да получается, что неподо­ бающее, разрушающее Цер­ ковь поведение священни­ ков так долго остается без последствий? - Я опасаюсь сразу и не­ медленно принимать жес­ ткие меры, давая человеку шанс, пока это поведение носит личностный, очаго­ вый характер и не распро­ страняется, как зараза, на других. Надеюсь, что его ра­ на уврачуется. Не скрою, что мне по-человечески жаль священника, которого я же рукополагал. Он для меня как родной сын. И, как вся­ кий отец, стараюсь не торо­ питься с наказанием. - Но ведь страдает соблаз­ няемая паства. Для множес­ тва людей такая ситуация причиняет самые настоя­ щие страдания, соблазн и отпадение от Церкви, впа­ дение в грех осуждения свя­ щенноначалия? — Да. Нужно признать, что паства действительно в данном случае сильно стра­ дает. Падает авторитет не только священников, но и мой. И что самое страшное, падает авторитет и самой Церкви. Думается, здесь есть о чем помолиться и о чем подумать. Не слишком ли я медлю с применением предоставленной мне кано­ нической власти? И дейс­ твительно не является это еще одним дополнительным соблазном в и так достаточ­ но тяжелой духовной ситу­ ации? Скажу однозначно, что подход к уврачеванию больного и ситуации у меня очень взвешенный и очень индивидуальный. Здесь не может быть шаблона, здесь нельзя полагаться только на схему и даже на каноничес­ кие правила. Кроме того, ведь каждый в этой жизни должен зани­ маться своим делом, в том числе и своим собствен­ ным духовным возрастани­ ем. Думаю, что навязыва­ ние своего суда и оказание давления на архиерея — не лучший способ поведения христианина, лучше пола­ гаться на духовную полез­ ность и каноническую вы­ держанность архиерейских решений. Не нужно забы­ вать и об апостольских сло­ вах: «Друг друга тяготы но­ сите...» Мы должны дать дейс­ твовать Господу. Должны в себе приостанавливать и погашать бесовские дела. - Известны ли Вам случаи, когда священник возвра­ щался в лоно Церкви? — Мой друг, священник из С-Петербурга, запре­ щенный покойным митро­ политом Иоанном (Сныче- вым) в свое время прошел «курс лечения». Сейчас он - митрофорный протоие­ рей. Еще один священник- целибат, которого я лично знал, был запрещен. Же­ нился, детей не было, жизнь семейная впоследствии не сложилась у него. Он впос­ ледствии осознал свое бедс­ твенное положение, и за­ прет был снят. - Нам известно, что Вы мно­ го священников отправляе­ те в запрет. Много ли, запре­ щенных Вами, возвращает­ ся? — Из запрещенных за блуд, к сожалению, не вер­ нулся ни один. А из запре­ щенных по другим основа­ ниям - возвращались. Один из священников епархии был под запретом не за блудные дела. Запрет он воспринял как епитимью и время для покаяния. Ез­ дил советоваться к духовно опытным старцам, откро­ венно рассказал им ситуа­ цию. Он был ими настав­ лен, все глубоко осознал, раскаялся. И у меня не было даже и тени сомнения в его искренности. С него были сняты все запреты, он был восстановлен в своей долж­ ности и впоследствии удос­ тоен высоких священничес­ ких наград. - Не испытываете ли Вы ка- ких-либо негативных чувств к запрещаемым? — Все факты падений, особенно падений священ­ нических, не могут не огор­ чать и не причинять боли. Но никаких злых чувств к запрещенным мной свя­ щенникам не испытываю. И не дай этого Бог. В душе молишься о них постоянно, и душа не перестает болеть о них. Думаю, что надежда моя на их восстановление не угасает. Любая беседа на неприятную тему оставляет неприятный осадок. Не ска­ жу, чтобы этот случай был исключением. Но зачастую горькое лекарство все же не­ сет в себе надежду на выздо­ ровление. Тем более, что и я сама причастна ко всякому злу, происходящему на зем­ ле даже только потому, что от него несвободна и моя, плененная грехом душа. Мы осуждаем других лю­ дей, мы осуждаем и самих се­ бя. Но Спаситель сказал нам, чтобы мы не судили других, если хотим спастись. Он ска­ зал нам, чтобы мы молились за проклинающих и гоня­ щих нас, чтобы любили вра­ гов наших. И нет другого пу­ ти, кроме как через испол­ нение Его заповедей. И как недоумевающий апостол, спрошу и я у Хрис­ та: «Так кому же возможно спастись?» И утешительный ответ, «что невозможное че­ ловеку возможно Богу», что не нужно прекращать стара­ ний, даже если нет никаких сил и надежд, может быть проникнет и в мое раздроб­ ленное сердце. Да, осуждать не только архиерея, но и и других лю­ дей —гибельный путь. Ведь именно наши грехи явля­ ются причиной того, что мы осуждаем других, одно­ временно сами являясь соб­ лазном. Прав и полученный мной архиерейский совет: если что-то кажется непра­ вильным, не смущаться, а помолиться о себе и о том человеке, а Господь все в свое время исправит и к вер­ ному окончанию приведет. Богу мы можем предстать только чистыми. И если сей­ час мы не чисты, то как бы ни были грязны, все равно надлежит постараться очис­ титься, потому что «ничто нечистое не может войти в Царство Божие». P.S. Когда номер газеты был уже сверстан, поступил звонок от иеромона Анто­ ния (Хржановского) с угро - зой-предупреждением о том, что если, будет опубликован обличающий материал, то он подаст в суд на газету. Ма­ териал, как будто бы дейс­ твительно обличающий, но вот кого больше — иеромо­ наха Антония или правящего архиерея ? В поисках разума Меж тем, что всё назначено заранье, И между тем, что всё возможно нам, Распят и ум, и чувства, и старанья И нет здесь веры мыслям и словам. Но пристальным и вдохновенным оком Мы вжизнь глядим. Хоть школьнику ответ Не подаётся. Обозначен сроком И бытия, и зрелости момент. Нам неизвестна созреванья дата Прилежного, натужного ума, И вместо награждения расплата Нам вдруг и ни за что подарена. Вскипает сердце. Мечется от боли И утоленья ищет, и исход. Так что же в нашей непокорной воле И в чем предназначения урок? Мир современный, ты, пожалуй, тот же, И каждый миг давно прельщает нас. От времени не делается твёрже Далёкой мудрости блистающий алмаз. В его отлитых гранях правды тайна. И суть вещей лишь с виду горяча, Когда к нему притронется случайно Сознанья луч от Божьего луча. Что нового сегодня нам открыто? Что изменилось в сердце и в уме? Быть может, только то, что позабыто, Что в дальних реках на илистом дне Всё также ищем, как до нас искали Такие же от мудрости юнцы. Иных уж нет. А те уже пропали, Стяжав проворно тленные венцы. Недвижим ил в речных глубинах Леты. Лежат до времени в протяжном полусне Просторные жемчужины-ответы В их вечно древней свежей новизне. Находки редкие, иструженные потом, Пред взором изыскателя реки Подобны мёду золотого сота, Так ароматны, свежи и мягки. И разум, Разума с любовию искавший, Во встрече радостной сияет торжеством. Найди себя, в самом себе пропавшем, Соединись и воссияй в Одном. Дерзай, ищи, покуда не случится Той встречи благодатная пора. Стучись, стучись, пока ещё стучится В открытые и ждущие врата! Трифонову Печенгскому монастырю требуется послушник. Тел.(8254) 7-62-23 Фото иерея Сергия Шерфетдинова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz