Миссионерская православная газета. 2007 г. № 1. Январь.
іі mM, „ . «V - № 1 ЯНВАРЬ 2007 . МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА • - ^ Т Т 7 ' і ' Г = f t . CMQЖРН Иоанн Кронштадский Иордане Спасителя было яв ление Пресвятой Троицы, Бо га Отца, и Сына, и Святаго Ду ха: Отец, глаголавший с небес; Сын, крестившийся по чело вечеству в Иордане от Иоан на, и Дух Святой, сшедший на Него в виде голубя, — и еще потому, что при крещении торжественно засвидетельс- Христос пришел Адама очистити и спасти Божест венным крещением. Господи, исполнити хотя желая опре деленно от начала, Ты от всея твари служители Тайны Твоея приял еси, и от вод Иордан, в немже мирское беззаконие потребил еси (истребил). Иор данскими струями обложся чтобы сотворить их сынами светлыми Твоим Крещением от струй иорданских: во мно готекущих водах Ты омыва ешь человечество от постыд ного Адамова злого нрава. Ты милостиво предал тлению чрез всепагубный потоп весь род человеческий (кроме Ноя с семейством), творя превели- НЫНЕ ЦЕРКОВЬ торжес твенно празднует и вместе объясняет верным чадам сво им великое Таинство Креще ния и Богоявления Господня в Иордане; вместе с тем она по казывает необходимость Кре щения и для нас. Собственно для нас и крестился Господь от Иоанна Предтечи, чтобы нам указать путь спасения чрез крещение и освятить воды, то есть стихию водную, для на шего омовения и возрожде ния. Все великие и спаситель ные дела Христовы на земле были предназначены к испол нению в совете Живоначаль ной Троицы прежде всех ве ков, как-то: чудесное зачатие, рождение, обрезание, креще ние, искушение в пустыне и победа над искусителем, жи тие Его на земле, проповедь, чудеса, искупительные стра дания и смерть на кресте, вос кресение и вознесение на не беса и ниспослание Святаго Духа на апостолов в пятидеся тый день по воскресении Гос поднем из мертвых. Все, что говорил и творил Христос, — говорил и творил так, как завещал Ему Отец Не бесный: Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.... Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец. Все слова и дела Христа Спасителя носят в себе печать Божественной, непре ложной и спасительной исти ны и животворности, и отвер гающие их навлекают сами на себя вечное проклятие и поги бель, как гордые противники Самого Бога, все творящего по неизреченной Своей бла гости премудро и праведно. Это я говорю потому, что у нас в России есть еретики и сек танты. Да заградятся уста их, глаголющие гордыню и уни чижение на Церковь Божию и на Самого Бога, а народ пра вославный да бежит от этих самозванных учителей, как и от старых наших раскольни ков, коснеющих в своем от чуждении от Церкви Божией. Итак, Святая Церковь празднует ныне Крещение и всемирное Богоявление Гос подне. Богоявлением называется нынешний праздник по той причине, что при крещении в СЛОВО Н А Д Е Н Ь БО ГО Я В Л ЕНИ Я К м ш д т и Христос и восходит от воды твовано Божество Христа, как Сына Божия возлюбленно го, Самим Богом Отцем: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Это свидетельство Бога Отца о Христе, как Единородном Сыне Божием, Предвечном и Единосущном Ему, было нужно для человечества всех веков, для всех народов, что бы люди благомыслящие и не высоко мудрствующие о себе и простые могли твердо и не сомненно веровать в Началь ника веры христианской Гос пода Иисуса, а неверующие и гордые были безответны и пе ред Богом и пред людьми и за неверие подверглись достой ному, вечному наказанию от Бога. В самом деле, какое же еще более достоверное свиде тельство могло быть о Божес тве Иисуса Христа, как не сви детельство Самого Бога Отца, громко с небес над водами Иордана возвестившего о Бо жестве Его? А затем: все дела, все чудеса, совершенные Гос подом, каких никто никогда не творил, разве не свидетель ствуют также громко о Его Бо жестве? Дела, которые Отец дал Мне совершить... свиде тельствуют о Мне, что Отец послал Меня?» Чтобы понять несколько Божественное,всемирноезна- чениетаинства Крещения Гос подня, я приведу некоторые выражения из богослужебных стихир на этот великий праз дник. «Одеваяйся светом, яко ризою, во струи одевается ны не иорданския: не Сам их ко очищению требуя, но нам Сам устрояяй порождение. О чудо: без огня изваряет (выжигает грех)и назидает(воссозидает) без сокрушения (без разруше ния) и спасает просвещаемых. Христос грядет ко крещению, к Иордану приходит и наши грехи погребает ныне в воде, ради благости; Христос грядет потоки греховные потопить, просвещение всем даруя. Ны не водное естество благосло- вися ради крещения Твоего плотию и род человеческий получил первую честь свою. ?ШГШ от Луки, гл. XVII, стт. 1 1 - 19 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, вКотором Мое благоволение. (покрывшись), в них Адамо во естество обновил еси, со крушившиеся (растлевшее) злым преслушанием. Адама истлевшего обновляет струя ми иорданскими и главы зми ев гнездящихся (в его водах) сокрушает Царь веков Гос подь. — Безначальне Слове, егда Ты спогребся еси струям (Иордана), всего сотворил еси новым Адама, растлевшего от прелести греха. Ты грядеши искоренити грехи человеков, кий и странныя дела; а ныне Ты потопил, Христе, грех, ра ди благосердия Твоего и чело веческого спасения. Да убе дится всякое земное естество (человеческая природа), от падения ныне на небо возво димое, ибо, омывшись теку щими струями, оно избегает прежних прегрешений, омы тое совершенно. Крещается Христос с нами, высший вся кой чистоты, влагает свяще- ние воде, и душам бывает она В о Иордане к ^ ц м и ц і А л Т ш Господин Река Иордан в Священной истории Иордан вытекает у подножия горы Антиливана, из неболь шого круглого озера Фиал. Много знаменательных собы тий и умилительных и грозных совершилось на берегах реки Иордан. Здесь процветали не когда богатые и роскошные, но и преступные города Содом и Гоморра с другими тремя горо дами. Окрестности этих горо дов, по выражению книги Бытия были прекрасны как рай Божий. В этих городах жил благочести вый племянник Авраама Лот, до тех пор, пока эти города не были истреблены. Священ ную реку переходил и патриарх Иаков, когда шел в Месопота мию, а через несколько лет пе реходил ее уже с большим се мейством, множеством рабов и большими стадами скота. Когда евреи возвращались из Египта, «вода Иордана, текущая свер ху, остановилась и стала сте ною, а текущая в море соленое ушла и иссякла. Все сыны Из раилевы переходили по суше, только тогда, когода священни ки, несшие ковчег завета Гос подня, вышли из Иордана, во да устремилась по своему рус лу, пошла как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих (Иисус Навин 3,15-17; 4,18)». На берегах Иордана судьи из раильского народа Аод, Гедеон и Иефай побеждали врагов Из раиля - Моавитян, Мадианитян и других. Через Иордан чудес но переходили по суху великие пророки Израильские Илия и Елисей. Именно на священных берегах Иордана раздалась строгая, но в то же время уте шительная проповедь Иоанна Предтечи о покаянии. Именно здесь, в Иорданской пустыне, тот «глас Словесе, светильник Света, денница Солнца» (как величает Крестителя Церковь) возвестил всем о том, что при шел Господь наш Иисус Хрис тос, чтобы избавить мир от греха. Именно здесь крестился Господь. На том самом месте, где Господь принял крещение от Иоанна, стоял монастырь святого Иоанна Предтечи в очищение; хотя оно пред ставляется земным (стихий ным), но, в самом деле, есть небесное и выше небес: банею (крещения) спасение и водою —дух ради погружения в воде совершается наше восхожде ние к Богу. Чудные дела Твои, Господи!» Из этих богослужебных песнопений видно, что Хрис тос Бог, не имея Сам по Себе никакой нужды в Крещении, чрез Свое Крещение освятил воды и дал им силу для наше го освящения и возрождения, то есть узаконил наше креще ние (крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа); что чрез крещение Он совершает наше возрождение, пакибы тие, усыновление Богу, ибо прежде люди были отрину ты от Него за грех: что Хрис тос чрез Крещение совозвел Собою погибавший мир и от верзает людям небо, прежде заключенное Адамом как се бе, так и всему потомству; что чрез крещение Свое Господь истребил в воде мирское без законие; что чрез Крещение Свое Он сокрушил головы не видимых змей, гнездящихся в водах; что Он обновил чрез крещение Свое Адама и Еву и людей, сподобившихся кре щения, и омыл их от Адамова злого нрава; что Он чрез Кре щение Свое потопил всемир ный грех и убелил природу че ловеческую, возводимую ны не после падения опять на не бо; что вода крещения бывает по благодати Христовой всем в очищение пренебес-ное, что ради погружения в воде со вершается наше восхождение к Богу. Вот в чем заключается все мирное, Божественное значе ние Крещения и Самого Гос пода и нас. Чрез видимое ве щество - воду крещения —со вершается над нами великое таинство Божественное: мы возрождаемся и делаемся ча дами Божиими, очищаемся от скверны грехов, полагающих преграду между нами и Бо гом, нам отверзается Царство Небесное, или рай с вечным блаженством; даруется жизнь с ангелами в некончаемые ве ки, и лицезрение Божие, и во обще —такие блага неизречен ные, коих не слыхало никакое ухо и что никому на сердце не приходило. Но чтобы нам быть достойными таких благ, мы должны творить дела бла гие, на которые мы и созданы: дела и плоды покаяния; долж ны сделаться новою тварию во Христе, должны иметь дух Христов, дух святости и прав ды, кротости и смирения, бес страстия, самоотвержения, воздержания, милосердия, терпения и самопреданности Богу во всех обстоятельствах жизни. Ибо сказано в Писа нии: елицы во Христа крес- тистеся, во Христа облекосте- ся. Аминь. П о д го т о в и л и е р о м о н а х Тар ас и й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz