Миссионерская православная газета. 2007 г. № 1. Январь.

іі mM, „ . «V - № 1 ЯНВАРЬ 2007 . МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА • - ^ Т Т 7 ' і ' Г = f t . CMQЖРН Иоанн Кронштадский Иордане Спасителя было яв­ ление Пресвятой Троицы, Бо­ га Отца, и Сына, и Святаго Ду­ ха: Отец, глаголавший с небес; Сын, крестившийся по чело­ вечеству в Иордане от Иоан­ на, и Дух Святой, сшедший на Него в виде голубя, — и еще потому, что при крещении торжественно засвидетельс- Христос пришел Адама очистити и спасти Божест­ венным крещением. Господи, исполнити хотя желая опре­ деленно от начала, Ты от всея твари служители Тайны Твоея приял еси, и от вод Иордан, в немже мирское беззаконие потребил еси (истребил). Иор­ данскими струями обложся чтобы сотворить их сынами светлыми Твоим Крещением от струй иорданских: во мно­ готекущих водах Ты омыва­ ешь человечество от постыд­ ного Адамова злого нрава. Ты милостиво предал тлению чрез всепагубный потоп весь род человеческий (кроме Ноя с семейством), творя превели- НЫНЕ ЦЕРКОВЬ торжес­ твенно празднует и вместе объясняет верным чадам сво­ им великое Таинство Креще­ ния и Богоявления Господня в Иордане; вместе с тем она по­ казывает необходимость Кре­ щения и для нас. Собственно для нас и крестился Господь от Иоанна Предтечи, чтобы нам указать путь спасения чрез крещение и освятить воды, то есть стихию водную, для на­ шего омовения и возрожде­ ния. Все великие и спаситель­ ные дела Христовы на земле были предназначены к испол­ нению в совете Живоначаль­ ной Троицы прежде всех ве­ ков, как-то: чудесное зачатие, рождение, обрезание, креще­ ние, искушение в пустыне и победа над искусителем, жи­ тие Его на земле, проповедь, чудеса, искупительные стра­ дания и смерть на кресте, вос­ кресение и вознесение на не­ беса и ниспослание Святаго Духа на апостолов в пятидеся­ тый день по воскресении Гос­ поднем из мертвых. Все, что говорил и творил Христос, — говорил и творил так, как завещал Ему Отец Не­ бесный: Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.... Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец. Все слова и дела Христа Спасителя носят в себе печать Божественной, непре­ ложной и спасительной исти­ ны и животворности, и отвер­ гающие их навлекают сами на себя вечное проклятие и поги­ бель, как гордые противники Самого Бога, все творящего по неизреченной Своей бла­ гости премудро и праведно. Это я говорю потому, что у нас в России есть еретики и сек­ танты. Да заградятся уста их, глаголющие гордыню и уни­ чижение на Церковь Божию и на Самого Бога, а народ пра­ вославный да бежит от этих самозванных учителей, как и от старых наших раскольни­ ков, коснеющих в своем от­ чуждении от Церкви Божией. Итак, Святая Церковь празднует ныне Крещение и всемирное Богоявление Гос­ подне. Богоявлением называется нынешний праздник по той причине, что при крещении в СЛОВО Н А Д Е Н Ь БО ГО Я В Л ЕНИ Я К м ш д т и Христос и восходит от воды твовано Божество Христа, как Сына Божия возлюбленно­ го, Самим Богом Отцем: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Это свидетельство Бога Отца о Христе, как Единородном Сыне Божием, Предвечном и Единосущном Ему, было нужно для человечества всех веков, для всех народов, что­ бы люди благомыслящие и не высоко мудрствующие о себе и простые могли твердо и не­ сомненно веровать в Началь­ ника веры христианской Гос­ пода Иисуса, а неверующие и гордые были безответны и пе­ ред Богом и пред людьми и за неверие подверглись достой­ ному, вечному наказанию от Бога. В самом деле, какое же еще более достоверное свиде­ тельство могло быть о Божес­ тве Иисуса Христа, как не сви­ детельство Самого Бога Отца, громко с небес над водами Иордана возвестившего о Бо­ жестве Его? А затем: все дела, все чудеса, совершенные Гос­ подом, каких никто никогда не творил, разве не свидетель­ ствуют также громко о Его Бо­ жестве? Дела, которые Отец дал Мне совершить... свиде­ тельствуют о Мне, что Отец послал Меня?» Чтобы понять несколько Божественное,всемирноезна- чениетаинства Крещения Гос­ подня, я приведу некоторые выражения из богослужебных стихир на этот великий праз­ дник. «Одеваяйся светом, яко ризою, во струи одевается ны­ не иорданския: не Сам их ко очищению требуя, но нам Сам устрояяй порождение. О чудо: без огня изваряет (выжигает грех)и назидает(воссозидает) без сокрушения (без разруше­ ния) и спасает просвещаемых. Христос грядет ко крещению, к Иордану приходит и наши грехи погребает ныне в воде, ради благости; Христос грядет потоки греховные потопить, просвещение всем даруя. Ны­ не водное естество благосло- вися ради крещения Твоего плотию и род человеческий получил первую честь свою. ?ШГШ от Луки, гл. XVII, стт. 1 1 - 19 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, вКотором Мое благоволение. (покрывшись), в них Адамо­ во естество обновил еси, со­ крушившиеся (растлевшее) злым преслушанием. Адама истлевшего обновляет струя­ ми иорданскими и главы зми­ ев гнездящихся (в его водах) сокрушает Царь веков Гос­ подь. — Безначальне Слове, егда Ты спогребся еси струям (Иордана), всего сотворил еси новым Адама, растлевшего от прелести греха. Ты грядеши искоренити грехи человеков, кий и странныя дела; а ныне Ты потопил, Христе, грех, ра­ ди благосердия Твоего и чело­ веческого спасения. Да убе­ дится всякое земное естество (человеческая природа), от падения ныне на небо возво­ димое, ибо, омывшись теку­ щими струями, оно избегает прежних прегрешений, омы­ тое совершенно. Крещается Христос с нами, высший вся­ кой чистоты, влагает свяще- ние воде, и душам бывает она В о Иордане к ^ ц м и ц і А л Т ш Господин Река Иордан в Священной истории Иордан вытекает у подножия горы Антиливана, из неболь­ шого круглого озера Фиал. Много знаменательных собы­ тий и умилительных и грозных совершилось на берегах реки Иордан. Здесь процветали не­ когда богатые и роскошные, но и преступные города Содом и Гоморра с другими тремя горо­ дами. Окрестности этих горо­ дов, по выражению книги Бытия были прекрасны как рай Божий. В этих городах жил благочести­ вый племянник Авраама Лот, до тех пор, пока эти города не были истреблены. Священ­ ную реку переходил и патриарх Иаков, когда шел в Месопота­ мию, а через несколько лет пе­ реходил ее уже с большим се­ мейством, множеством рабов и большими стадами скота. Когда евреи возвращались из Египта, «вода Иордана, текущая свер­ ху, остановилась и стала сте­ ною, а текущая в море соленое ушла и иссякла. Все сыны Из­ раилевы переходили по суше, только тогда, когода священни­ ки, несшие ковчег завета Гос­ подня, вышли из Иордана, во­ да устремилась по своему рус­ лу, пошла как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих (Иисус Навин 3,15-17; 4,18)». На берегах Иордана судьи из­ раильского народа Аод, Гедеон и Иефай побеждали врагов Из­ раиля - Моавитян, Мадианитян и других. Через Иордан чудес­ но переходили по суху великие пророки Израильские Илия и Елисей. Именно на священных берегах Иордана раздалась строгая, но в то же время уте­ шительная проповедь Иоанна Предтечи о покаянии. Именно здесь, в Иорданской пустыне, тот «глас Словесе, светильник Света, денница Солнца» (как величает Крестителя Церковь) возвестил всем о том, что при­ шел Господь наш Иисус Хрис­ тос, чтобы избавить мир от греха. Именно здесь крестился Господь. На том самом месте, где Господь принял крещение от Иоанна, стоял монастырь святого Иоанна Предтечи в очищение; хотя оно пред­ ставляется земным (стихий­ ным), но, в самом деле, есть небесное и выше небес: банею (крещения) спасение и водою —дух ради погружения в воде совершается наше восхожде­ ние к Богу. Чудные дела Твои, Господи!» Из этих богослужебных песнопений видно, что Хрис­ тос Бог, не имея Сам по Себе никакой нужды в Крещении, чрез Свое Крещение освятил воды и дал им силу для наше­ го освящения и возрождения, то есть узаконил наше креще­ ние (крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа); что чрез крещение Он совершает наше возрождение, пакибы­ тие, усыновление Богу, ибо прежде люди были отрину­ ты от Него за грех: что Хрис­ тос чрез Крещение совозвел Собою погибавший мир и от­ верзает людям небо, прежде заключенное Адамом как се­ бе, так и всему потомству; что чрез крещение Свое Господь истребил в воде мирское без­ законие; что чрез Крещение Свое Он сокрушил головы не­ видимых змей, гнездящихся в водах; что Он обновил чрез крещение Свое Адама и Еву и людей, сподобившихся кре­ щения, и омыл их от Адамова злого нрава; что Он чрез Кре­ щение Свое потопил всемир­ ный грех и убелил природу че­ ловеческую, возводимую ны­ не после падения опять на не­ бо; что вода крещения бывает по благодати Христовой всем в очищение пренебес-ное, что ради погружения в воде со­ вершается наше восхождение к Богу. Вот в чем заключается все­ мирное, Божественное значе­ ние Крещения и Самого Гос­ пода и нас. Чрез видимое ве­ щество - воду крещения —со­ вершается над нами великое таинство Божественное: мы возрождаемся и делаемся ча­ дами Божиими, очищаемся от скверны грехов, полагающих преграду между нами и Бо­ гом, нам отверзается Царство Небесное, или рай с вечным блаженством; даруется жизнь с ангелами в некончаемые ве­ ки, и лицезрение Божие, и во­ обще —такие блага неизречен­ ные, коих не слыхало никакое ухо и что никому на сердце не приходило. Но чтобы нам быть достойными таких благ, мы должны творить дела бла­ гие, на которые мы и созданы: дела и плоды покаяния; долж­ ны сделаться новою тварию во Христе, должны иметь дух Христов, дух святости и прав­ ды, кротости и смирения, бес­ страстия, самоотвержения, воздержания, милосердия, терпения и самопреданности Богу во всех обстоятельствах жизни. Ибо сказано в Писа­ нии: елицы во Христа крес- тистеся, во Христа облекосте- ся. Аминь. П о д го т о в и л и е р о м о н а х Тар ас и й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz