Миссионерская православная газета. 2007 г. № 1. Январь.
............... ................. ..................... - .... .............. ............ Г r m 'r.'T i' 7 r . = ^ ^ ^ ^ ^ = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = : 1 ■ ■ i ' i МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА V N<> l, ЯНВАРЬ 2007 5 И С Т О Р И Я И К У Л Ь Т У Р А В Санкт-Петербург прошла Международная научная конференция «Культурное наследие Древней Руси», посвященная 100-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича ЛИХАЧЕВА «Культурное наследие Древней Руси» и возрождение русского Севера Иеромонах Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный Терского округа Хотелось бы поделиться впе чатлениями о моей поездке в Санкт-Петербург по пригла шению Института русскойли- тературы РАН (Пушкинского Дома) для участия в Междуна родной научной конференции «Культурное наследие Древ ней Руси», посвяшенной 100- летию со дня рождения Дмит рия Сергеевича Лихачева и проходившей в период с 27 по 30 ноября 2006 года. Как известно, 2006 год в Российской Федерации был объявлен Годом академика Д.С. Лихачева, и мероприятия в стране проходили достаточ но, масштабные. Однако при ем губернатора Санкт-Петер бурга Валентины Матвиенко, с участием Министра образо вания и науки Фурсенко, ор ганизованный в Мраморном дворце и прочие официальные мероприятия, все же не стали главными, по сравнению со встречей в Пушкинском Доме и панихидой на Комаровском кладбище, где участвовали ис тинные последователи, дру зья и ученики Лихачева. Мне довелось вместе со священ ником Князь-Владимирского собора принять участие в этой панихиде и послужить на мо гиле Дмитрия Сергеевича. Надо сказать, что, кроме ме ня, из священнослужителей в работе конференции участ вовал лишь престарелый ста рообрядческий священник отец Леонтий из Орехова-Зу- ева, в свое время помогавший Лихачеву в собирании руко писей. Отец Леонтий, снача ла встретивший меня весьма настороженно, впоследствии очень ко мне расположился (после прочтения моей книги оФеодорите Кольском). На торжества было пригла шено много известных зару бежных ученых специалистов по древнерусской литерату ре. Для меня явилось боль шой неожиданностью обна ружить то, что столь велик интерес за рубежом к нашему духовному наследию, к древ нерусской литературе, к цер ковнославянскому языку. На Б и о гр аф и ч е с к а я с п р а в к а фоне этого международного признания величия культур ного достояния Древней Руси сколь печально осознавать то, насколько мы сами не знаем, каким духовным сокровищем обладаем, и не ценим, что име ем, что наследовали от наших предков. В то же время сколь радостно было сознавать и то, что та область человеческой культуры, изучением которой так увлеченно занимаются се годня столь выдающиеся уче ные со всей планеты, и есть неизменная духовная сердце- вина Православия. Именно в этом мире древнерусской сло весной традиции, по-прежне му живет Православная Цер ковь России, и, несмотря на все страшные гонения и на падки, сберегает для потом ков, неповрежденным и язык своего богослужения, и вели кую книжную традицию. Если говорить о между народном интересе к нашей древней книжной культуре, то более всего в мире этим на правлением, как оказалось, увлечены ученые из Италии, которые явно доминировали на конференции своими инте ресными докладами. Там же я встретил ученого монаха бра та Адаль-бертоиз Италии, ко ординатора международной богословской конференции в монастыре Бозе (Пьемонт), где я делал этой осенью доклад на тему «Просветители века на Кольском Севере: препо добные Феодорит Кольский и Трифон Печенгский». Что касается отношения к моему участию в этих мероп риятиях со стороны собрав шихся отечественных уче ных, среди которых меня зна ли весьма немногие, то надо сказать, что вначале отноше ние это было настороженным и «изучающим». Оно и по нятно, поскольку я был пер вым представителем Право славной Церкви, официально приглашенным в их достаточ но замкнутый и элитарный круг. При этом надо учиты вать —так же их устойчивую расположенность к старооб рядчеству, давние контакты с общинами староверов и, как следствие, во многом соот ветствующее личное религи озное духовное позициони рование. Этим объясняется и то, что мне не было предложено вы ступить с докладом, что ра нее не исключалось. Слово мне было дано в последний день, на подведении итогов Чтений, что оказалось более предпочтительным, так как я мог сказать все то, о чем хо тел, не будучи связанным уз кой научной темой. Я рассказал о том, что они не знали: о пророческом слу жении Дмитрия Сергееви ча Лихачева, о моей встрече с ним в 1998 году, незадолго до его кончины и о его послании, направленном через меня Правящему Архиерею Мур манской епархии владыке Си мону. О послании, в котором содержалось то, ныне широ ко известное на Севере про рочество, что «возрождение России начнется с Севера». Я рассказал о последующихсви- детельствах этого духовного возрождения, о мистическом значении трагедии «Курска» и об иных, не столь известных, но не менее значимых собы тиях в жизни Мурманской епархии, Крайнего Севера и России в целом. В заключение я вручил в дар Пушкинскому Дому наш фотоальбом «Пра вославный Мурман» как до кумент «запечатлевший в се бе зримое свидетельство этого северного возрождения». Выступление произвело сильное впечатление на соб равшихся. Эта благодатная перемена позволила нам в за ключительный день конфе ренции обсудить перспекти вы дальнейших контактов и возможность поездки сотруд ников Пушкинского Дома на Север, на Терский берег, в Варзугу в будущем. Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ Родился 2 8 (1 5 )ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1 9 2 8 ). В 1928- м был репрессирован и до 1932 года находится в Соловецком и Беломоро-Балтийском лагерях. С 1938 года был сотрудником Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. С 1953 года - член-корреспондент АН СССР, с 1970 года - действительный член (академик АН СССР). Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США - Философского. Член Союза писателей с 1956 года. В 1986 году организовал Советский (Ро ссий ский ) фонд культуры и был председателем его президиума по 1993 год. Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга (1 9 9 3 ). Почетный гражданин итальянских городов Милана и Аренда. Скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Открылись курсы повышения квалификации преподавателей Основ православной культуры Ставшие уже традиционны ми курсы повышения ква лификации преподавателей Основ православной культу ры открылись в Московской Духовной Академии в Тро- ице-Сергиевой лавре. Слу шателям была представлена церковно -государственная программа «Духовно-нравс твенная культура подраста ющего поколения России (2006-2010 гг.)», которую ут вердил Патриарх Московс кий и всея Руси Алексий II. Перед слушателями высту пят диакон Андрей Кураев, профессора академии Миха ил Дунаев, Алексей Осипов и другие. В открытии курсов принял-и участие представи тели ученого сообщества, а также государственные де ятели. Православная культу ра имеет серьезные перспек тивы, ибо приобщает детей к культуре и традициям стра ны, развивает терпимость и гражданскую позицию. За мпред комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов заявил, что введение в школьную программу православной культуры на федеральном уровне —вопрос выживания и устойчивого развития Рос сии в XXI веке Соловецкий государственный музей и Соловецкий Спасо -Пре о бр аж ен ски й монастырь Московская Патриархия принимает меры к предотвращению интеграции Соловецких островов в туристскую зону «Поморье» Соловецкий историко-куль- турный и природный комп лекс включен в список объ ектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (диплом от !4 де кабря 1992 г. № 632). Соглас но оценке ИКОМОС, «Соло вецкий комплекс — это вы дающийся памятник, пред ставляющий собой апогей русской православной стой кости и мужества; выдаю щийся пример монастыр ского поселения в суровых условиях Северной Европы, являющийся прекрасным примером веры, целеустрем ленности и мужества религи озных общин позднего сред невековья».Это очень спра ведливая оценка, поскольку с 1436 г. по 1918 г. весь Соло вецкий архипелаг принадле жал Спасо-Преображенско- му Соловецкому мужскому монастырю; на протяжении 500 лет он был населен мона шествующими, которые со ставляли местное население архипелага. Несмотря на это, руководство Соловецкого го сударственного музея-запо- веднка предпринимает уси лия по включению Соловков в туристско-рекреационную зону, никак не связанную с традиционным укладом жиз ни Соловецкого Спасо-Пре- ображенского монастыря. Подобные действия вызвали резкий протест Русской Пра вославной Церкви. Юристы выяснили, что в управление Соловецкому музею эти па мятники не передавались и музей не имеет права свобод но обращаться с имуществом монастыря. На протяжении пяти столетий все архитек турные сооружения Солов ков возводились исключи тельно для богослужебной деятельности и обеспечения монашеской жизни. Сложившаяся ситуация выявила серьёзную пробле му в масштабах всей России: необходимо пообъектно оп ределить состав памятников истории и культуры — и не только Соловецкого Архи пелага, но и всех памятников религиозного назначения на территории России. Для ре шения этой задачи в Мин- культе РФ создана специаль ная рабочая группа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz