Миссионерская православная газета. 2007 г. № 1. Январь.

............... ................. ..................... - .... .............. ............ Г r m 'r.'T i' 7 r . = ^ ^ ^ ^ ^ = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = : 1 ■ ■ i ' i МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА V N<> l, ЯНВАРЬ 2007 5 И С Т О Р И Я И К У Л Ь Т У Р А В Санкт-Петербург прошла Международная научная конференция «Культурное наследие Древней Руси», посвященная 100-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича ЛИХАЧЕВА «Культурное наследие Древней Руси» и возрождение русского Севера Иеромонах Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный Терского округа Хотелось бы поделиться впе­ чатлениями о моей поездке в Санкт-Петербург по пригла­ шению Института русскойли- тературы РАН (Пушкинского Дома) для участия в Междуна­ родной научной конференции «Культурное наследие Древ­ ней Руси», посвяшенной 100- летию со дня рождения Дмит­ рия Сергеевича Лихачева и проходившей в период с 27 по 30 ноября 2006 года. Как известно, 2006 год в Российской Федерации был объявлен Годом академика Д.С. Лихачева, и мероприятия в стране проходили достаточ­ но, масштабные. Однако при­ ем губернатора Санкт-Петер­ бурга Валентины Матвиенко, с участием Министра образо­ вания и науки Фурсенко, ор­ ганизованный в Мраморном дворце и прочие официальные мероприятия, все же не стали главными, по сравнению со встречей в Пушкинском Доме и панихидой на Комаровском кладбище, где участвовали ис­ тинные последователи, дру­ зья и ученики Лихачева. Мне довелось вместе со священ­ ником Князь-Владимирского собора принять участие в этой панихиде и послужить на мо­ гиле Дмитрия Сергеевича. Надо сказать, что, кроме ме­ ня, из священнослужителей в работе конференции участ­ вовал лишь престарелый ста­ рообрядческий священник отец Леонтий из Орехова-Зу- ева, в свое время помогавший Лихачеву в собирании руко­ писей. Отец Леонтий, снача­ ла встретивший меня весьма настороженно, впоследствии очень ко мне расположился (после прочтения моей книги оФеодорите Кольском). На торжества было пригла­ шено много известных зару­ бежных ученых специалистов по древнерусской литерату­ ре. Для меня явилось боль­ шой неожиданностью обна­ ружить то, что столь велик интерес за рубежом к нашему духовному наследию, к древ­ нерусской литературе, к цер­ ковнославянскому языку. На Б и о гр аф и ч е с к а я с п р а в к а фоне этого международного признания величия культур­ ного достояния Древней Руси сколь печально осознавать то, насколько мы сами не знаем, каким духовным сокровищем обладаем, и не ценим, что име­ ем, что наследовали от наших предков. В то же время сколь радостно было сознавать и то, что та область человеческой культуры, изучением которой так увлеченно занимаются се­ годня столь выдающиеся уче­ ные со всей планеты, и есть неизменная духовная сердце- вина Православия. Именно в этом мире древнерусской сло­ весной традиции, по-прежне­ му живет Православная Цер­ ковь России, и, несмотря на все страшные гонения и на­ падки, сберегает для потом­ ков, неповрежденным и язык своего богослужения, и вели­ кую книжную традицию. Если говорить о между­ народном интересе к нашей древней книжной культуре, то более всего в мире этим на­ правлением, как оказалось, увлечены ученые из Италии, которые явно доминировали на конференции своими инте­ ресными докладами. Там же я встретил ученого монаха бра­ та Адаль-бертоиз Италии, ко­ ординатора международной богословской конференции в монастыре Бозе (Пьемонт), где я делал этой осенью доклад на тему «Просветители века на Кольском Севере: препо­ добные Феодорит Кольский и Трифон Печенгский». Что касается отношения к моему участию в этих мероп­ риятиях со стороны собрав­ шихся отечественных уче­ ных, среди которых меня зна­ ли весьма немногие, то надо сказать, что вначале отноше­ ние это было настороженным и «изучающим». Оно и по­ нятно, поскольку я был пер­ вым представителем Право­ славной Церкви, официально приглашенным в их достаточ­ но замкнутый и элитарный круг. При этом надо учиты­ вать —так же их устойчивую расположенность к старооб­ рядчеству, давние контакты с общинами староверов и, как следствие, во многом соот­ ветствующее личное религи­ озное духовное позициони­ рование. Этим объясняется и то, что мне не было предложено вы­ ступить с докладом, что ра­ нее не исключалось. Слово мне было дано в последний день, на подведении итогов Чтений, что оказалось более предпочтительным, так как я мог сказать все то, о чем хо­ тел, не будучи связанным уз­ кой научной темой. Я рассказал о том, что они не знали: о пророческом слу­ жении Дмитрия Сергееви­ ча Лихачева, о моей встрече с ним в 1998 году, незадолго до его кончины и о его послании, направленном через меня Правящему Архиерею Мур­ манской епархии владыке Си­ мону. О послании, в котором содержалось то, ныне широ­ ко известное на Севере про­ рочество, что «возрождение России начнется с Севера». Я рассказал о последующихсви- детельствах этого духовного возрождения, о мистическом значении трагедии «Курска» и об иных, не столь известных, но не менее значимых собы­ тиях в жизни Мурманской епархии, Крайнего Севера и России в целом. В заключение я вручил в дар Пушкинскому Дому наш фотоальбом «Пра­ вославный Мурман» как до­ кумент «запечатлевший в се­ бе зримое свидетельство этого северного возрождения». Выступление произвело сильное впечатление на соб­ равшихся. Эта благодатная перемена позволила нам в за­ ключительный день конфе­ ренции обсудить перспекти­ вы дальнейших контактов и возможность поездки сотруд­ ников Пушкинского Дома на Север, на Терский берег, в Варзугу в будущем. Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ Родился 2 8 (1 5 )ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1 9 2 8 ). В 1928- м был репрессирован и до 1932 года находится в Соловецком и Беломоро-Балтийском лагерях. С 1938 года был сотрудником Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. С 1953 года - член-корреспондент АН СССР, с 1970 года - действительный член (академик АН СССР). Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США - Философского. Член Союза писателей с 1956 года. В 1986 году организовал Советский (Ро ссий ский ) фонд культуры и был председателем его президиума по 1993 год. Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга (1 9 9 3 ). Почетный гражданин итальянских городов Милана и Аренда. Скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Открылись курсы повышения квалификации преподавателей Основ православной культуры Ставшие уже традиционны­ ми курсы повышения ква­ лификации преподавателей Основ православной культу­ ры открылись в Московской Духовной Академии в Тро- ице-Сергиевой лавре. Слу­ шателям была представлена церковно -государственная программа «Духовно-нравс­ твенная культура подраста­ ющего поколения России (2006-2010 гг.)», которую ут­ вердил Патриарх Московс­ кий и всея Руси Алексий II. Перед слушателями высту­ пят диакон Андрей Кураев, профессора академии Миха­ ил Дунаев, Алексей Осипов и другие. В открытии курсов принял-и участие представи­ тели ученого сообщества, а также государственные де­ ятели. Православная культу­ ра имеет серьезные перспек­ тивы, ибо приобщает детей к культуре и традициям стра­ ны, развивает терпимость и гражданскую позицию. За­ мпред комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов заявил, что введение в школьную программу православной культуры на федеральном уровне —вопрос выживания и устойчивого развития Рос­ сии в XXI веке Соловецкий государственный музей и Соловецкий Спасо -Пре о бр аж ен ски й монастырь Московская Патриархия принимает меры к предотвращению интеграции Соловецких островов в туристскую зону «Поморье» Соловецкий историко-куль- турный и природный комп­ лекс включен в список объ­ ектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (диплом от !4 де­ кабря 1992 г. № 632). Соглас­ но оценке ИКОМОС, «Соло­ вецкий комплекс — это вы­ дающийся памятник, пред­ ставляющий собой апогей русской православной стой­ кости и мужества; выдаю­ щийся пример монастыр­ ского поселения в суровых условиях Северной Европы, являющийся прекрасным примером веры, целеустрем­ ленности и мужества религи­ озных общин позднего сред­ невековья».Это очень спра­ ведливая оценка, поскольку с 1436 г. по 1918 г. весь Соло­ вецкий архипелаг принадле­ жал Спасо-Преображенско- му Соловецкому мужскому монастырю; на протяжении 500 лет он был населен мона­ шествующими, которые со­ ставляли местное население архипелага. Несмотря на это, руководство Соловецкого го­ сударственного музея-запо- веднка предпринимает уси­ лия по включению Соловков в туристско-рекреационную зону, никак не связанную с традиционным укладом жиз­ ни Соловецкого Спасо-Пре- ображенского монастыря. Подобные действия вызвали резкий протест Русской Пра­ вославной Церкви. Юристы выяснили, что в управление Соловецкому музею эти па­ мятники не передавались и музей не имеет права свобод­ но обращаться с имуществом монастыря. На протяжении пяти столетий все архитек­ турные сооружения Солов­ ков возводились исключи­ тельно для богослужебной деятельности и обеспечения монашеской жизни. Сложившаяся ситуация выявила серьёзную пробле­ му в масштабах всей России: необходимо пообъектно оп ­ ределить состав памятников истории и культуры — и не только Соловецкого Архи­ пелага, но и всех памятников религиозного назначения на территории России. Для ре­ шения этой задачи в Мин- культе РФ создана специаль­ ная рабочая группа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz