Миссионерская православная газета. 2007 г. № 1. Январь.

№ 1, ЯНВАРЬ 2007 - . ' :: ' 4 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА О Ф И Ц И А Л Ь Н А Я Х Р О ТУЧКОВ Антон Иванович, кандидат исторических наук 74 года Русская Православ­ ная Церковь была разлу­ чена с русской историей и культурой. Не в реальнос­ ти, конечно, а на страницах книг, в особенности учебни­ ков. Совсем недавно мож­ но было выпустить книгу о Куликовской битве, ни разу не упомянув в ней св. Сергия Радонежского или писать ис­ торию Смутного времени без Патриарха Гермогена или Авраамия Палицына. Книги же по истории русской культуры, где нет ни малейшего следа влияния Православия на культурный процесс, выходят до сих пор. К ко всему прочему, вдело подключается илицемер­ ная политкорректность. Свя­ той Благоверный князь Алек­ сандр Невский воевал, оказы­ вается, не против католиков, а против ... безбожников! Поло- гике авторов этого странного утверждения, тот, кто нападает на чужую землю, - безбожник; интересно было бы послушать, как воспринимают эту точку зрения священники до сей по­ ры существующего католичес­ кого Тевтонского ордена? И вообще, он какой-то несовре­ менный, этот князь, ведь с точ­ ки зрения иных наших полити­ ков и обслуживающих их инте­ ресы «публицистов», с Запада ничего плохого не может идти по определению. Почему же он прославлен «благоверным»? Когда забывают о святых, где уж тут помнить о простых лю­ дях. Тенденция устранения Цер­ кви из русской истории со­ храняется и сейчас, только действовать стали несколько «тоньше». Православие пре­ вращается из тысячелетнего стояния в Христовой Истине в эдакий фольклорный элемент, из стержня русской истории его пытаются сделать «милым народным обычаем», к тому же «несколько устаревшим» (впрочем, зачастую политкор­ ректность подводит, и тогда рубят с плеча — «отсталым», «реакционным», «средневеко­ вым»), В общем, коховско-но- водворский подход: «Что с них взять, туземцев»... Но русская история и куль­ тура вне Православия просто невозможна, как невозможно понять хрестоматийную «Ка­ питанскую дочку» Пушкина без знания хотя бы азов нашей веры. Что делать? Писать и го­ ворить правду. Это — не календарь памят­ ных дат, и даже не знаменитые в былые годы «Некруглые да­ ты» журнала «Наука и жизнь». Это —скромные зарубки на па­ мять. А так как в нашей Церк­ ви действует освященный ав­ торитетом Вселенских Собо­ ров юлианский календарь, не совпадающий с гражданским, мы избрали принципом нане­ сения наших «зарубок» поме­ щение дат за два месяца, а не за один. Перевести легко, на­ до только помнить, что для XX и XXI веков надо прибавить к дате “по старому стилю” число 13, для XIX века —12 и т. д. И меньше всего нам хотелось бы превращение новой рубри­ ки в подобие официальных ка­ лендарей. Поэтому и даты —не юбилейные, и события - ма­ лоизвестные широкой пуб- . лике. И люди - разные, как и события, и те, кто до сих пор в памяти, и те, кто забыт. Но мы —вспомним. 9 января 1905 г. Один из самых печальных дней в русской истории. В этот день спровоцирован­ ные революционерами рабо­ чие Санкт-Петербурга вышли на улицы города, чтобы идти с «челобитной» к Царю. Государя в столице не было, население было предупреж­ дено о недопустимости мас­ совых шествий, в город были введены войска. Но тем, кто в начале XX в. получил меткую кличку «коноводы», нужна была кровь. В том случае, ес­ ли Царь не капитулировал бы перед бунтовщиками. И кровь пролилась — десятки убитых, сотни раненых. Самую мрач­ ную роль в этих событиях сыг­ рал тюремный священник Га- пон, вначале сотрудничавший с полицией, потом ставший революционером, игравший за границей роль вождя русской революции (и удостоивший­ ся за это прозвища «красный поп» — «ле поп руж»), затем опять пошедший на службу в полицию и бесславно погиб­ ший в петле на даче в Озерках, повешенный теми самыми ра­ бочими, которых он втравил в революционную авантюру. Надо отметить особый цинизм революционеров - бунт был за­ маскирован под крестный ход, причём хоругви и иконы были «добыты» из взломанных по дороге шествия церквей... Эта грязная и кровавая про­ вокация послужила детонато­ ром революции 1905 -1907 гг., открывшей дорогу к потрясе­ ниям XX века. 22 января 1440 г. Родился Иван III Великий, Государь всея Руси, один из самых успешных правителей за всю историю Отечества. Он объединил русские земли в одно государство, сбросил ор­ дынское иго, выпустил первый общерусский Судебник (ут­ вердив его, как считают мно­ гие историки, на первом же Земском соборе). Собирал не земли, а власть, войны пору­ чал вести воеводам, а сам про­ славился как нелицеприятный судья (имел редкое для кня­ зя прозвище Правосуд), пра­ вил сурово, иногда жестко, но старался быть справедливым. Снискал репутацию грозного правителя, но не тирана, став образцом для умных правите­ лей поледующих эпох. При нем воздвигнуты стены Кремля, которые стоят до сих пор, мно­ гие соборы, украшающие нашу столицу. Но именно он начинает не­ виданные ранее конфликты с Церковью, пытаясь всецело подчинить Церковь светской власти. Это наложило тень на весьма успешное в целом прав­ ление этого выдающегося че­ ловека. “ Благодарная” страна удостоила его единственного памятника - фигура Ивана Ве­ ликого есть в числе деятелей русской истории на памятни­ ке Тысячелетия России в Нов­ городе. 8 февраля 1819 г. Открылся Санкт-Петер­ бургский университет. Открылся второй раз - был закрыт при “матушке Ека­ терине” . Надо отметить, что в системе образования, которую выстра­ ивал Александр I, университет был не только учебным заведе­ нием, но и просветительским, и даже методическим центром. Например, есл и где-то не хвата­ ло учителей, именно универси­ тет был обязан направить туда на работу своих выпускников. Что ж, эта добрая традиция со­ хранилась до сих пор —Санкт- Петербургский университет и сейчас славится тем внимани­ ем, с которым он подходит к педагогической практике сво­ их студентов. Университет дал целую плеяду выдающихся русских учёных, совмещавших занятия наукой с твердостью в православной вере. 26 декабря 2006 г. состоялась рабочая встреча правящего архиерея Мурманской и Мончегорской епархии с представителями Союза писателей России На встрече обсуждались вопросы организации очеред­ ного Славянского хода в 2007 году, совместное участие в праздновании Дней славянской письменности и культу­ ры, творческое взаимодействие Союза писателей и епар­ хиального Информационно-издательского отдела. Славянский ход в будущем году намечается не совсем обычный. Во время проведения этого хода планируется доставка частицы мощей св. адмирала Феодора Ушако­ ва. Все участники обсуждения сошлись на том, что не­ обходимо избрать оргкомитет, который тщательно про­ думает маршрут хода и правильное распределение встреч и мероприятий. В связи с тем, что Славянский ход будет сопровождаться доставкой частицы мощей, потребуется ряд согласований с некоторыми епархиями, админист­ рациями областей и городов, а также с командованием ВМФ. Предварительно проведение Славянского хода было намечено на сентябрь 2007 г. Самое бурное обсуждение вызвал вопрос о сотруд­ ничестве писателей и редакции «Православной мисси­ онерской газеты». Первоначально непонимание и раз­ ногласие было обусловлено тем, что писатели не имели информации о цели и назначении газеты. Руководителю информационно-издательского отдела епархии монахи­ не Вассе пришлось приложить некоторые старания, что­ бы объяснить суть и смысл данного периодического из­ дания: Православная миссионерская газета предназначена, прежде всего, для освещения внутренней жизни епар­ хии. Ее основная задача —доносить до членов православ­ ных общин информацию о том, что происходит на других приходах и в епархиальном управлении, как складывает­ ся приходская жизнь. Эту информацию нив каком другом издании публиковать невозможно. Уже сейчас, при уве­ личении количества приходов и активном развитии внут- риепархиальной жизни, в силу ограниченности площади газеты, не всегда представляется возможным размещение материалов, достойных быть опубликованными. Участникам встречи было предложено присылать свои материалы для публикации в новые культурно­ просветительские издания: журнал «Батюшка» и газету «Матушка», цель издания которых —миссия Правосла­ вия через призму культуры и науки. При достигнутом понимании и всеобщем согласии в предложенной форме сотрудничества встреча была за­ вершена. Недзельскому Владимиру Ивановичу была вручена премия администрации города Мурманска за активную общественную работу в области культуры и искусства На протяжении нескольких лет в епархии действует про­ грамма «Дети Кольской земли», целью которой является оказание помощи молодым людям, оказавшимся втяжё- лой жизненной ситуации. Несмотря на возникающие трудности, эта программа работает и уже есть результа­ ты. 22 декабря 2006г. руководителю этой программы Не­ дзельскому Владимиру Ивановичу была вручена премия администрации города Мурманска за активную обще­ ственную работу в области культуры и искусства, разви­ тия и реализации творческого потенциала. Православие в русской истории и культуре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz