Миссионерская православная газета. 2007 г. № 1. Январь.
№ 1, ЯНВАРЬ 2007 - . ' :: ' 4 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА О Ф И Ц И А Л Ь Н А Я Х Р О ТУЧКОВ Антон Иванович, кандидат исторических наук 74 года Русская Православ ная Церковь была разлу чена с русской историей и культурой. Не в реальнос ти, конечно, а на страницах книг, в особенности учебни ков. Совсем недавно мож но было выпустить книгу о Куликовской битве, ни разу не упомянув в ней св. Сергия Радонежского или писать ис торию Смутного времени без Патриарха Гермогена или Авраамия Палицына. Книги же по истории русской культуры, где нет ни малейшего следа влияния Православия на культурный процесс, выходят до сих пор. К ко всему прочему, вдело подключается илицемер ная политкорректность. Свя той Благоверный князь Алек сандр Невский воевал, оказы вается, не против католиков, а против ... безбожников! Поло- гике авторов этого странного утверждения, тот, кто нападает на чужую землю, - безбожник; интересно было бы послушать, как воспринимают эту точку зрения священники до сей по ры существующего католичес кого Тевтонского ордена? И вообще, он какой-то несовре менный, этот князь, ведь с точ ки зрения иных наших полити ков и обслуживающих их инте ресы «публицистов», с Запада ничего плохого не может идти по определению. Почему же он прославлен «благоверным»? Когда забывают о святых, где уж тут помнить о простых лю дях. Тенденция устранения Цер кви из русской истории со храняется и сейчас, только действовать стали несколько «тоньше». Православие пре вращается из тысячелетнего стояния в Христовой Истине в эдакий фольклорный элемент, из стержня русской истории его пытаются сделать «милым народным обычаем», к тому же «несколько устаревшим» (впрочем, зачастую политкор ректность подводит, и тогда рубят с плеча — «отсталым», «реакционным», «средневеко вым»), В общем, коховско-но- водворский подход: «Что с них взять, туземцев»... Но русская история и куль тура вне Православия просто невозможна, как невозможно понять хрестоматийную «Ка питанскую дочку» Пушкина без знания хотя бы азов нашей веры. Что делать? Писать и го ворить правду. Это — не календарь памят ных дат, и даже не знаменитые в былые годы «Некруглые да ты» журнала «Наука и жизнь». Это —скромные зарубки на па мять. А так как в нашей Церк ви действует освященный ав торитетом Вселенских Собо ров юлианский календарь, не совпадающий с гражданским, мы избрали принципом нане сения наших «зарубок» поме щение дат за два месяца, а не за один. Перевести легко, на до только помнить, что для XX и XXI веков надо прибавить к дате “по старому стилю” число 13, для XIX века —12 и т. д. И меньше всего нам хотелось бы превращение новой рубри ки в подобие официальных ка лендарей. Поэтому и даты —не юбилейные, и события - ма лоизвестные широкой пуб- . лике. И люди - разные, как и события, и те, кто до сих пор в памяти, и те, кто забыт. Но мы —вспомним. 9 января 1905 г. Один из самых печальных дней в русской истории. В этот день спровоцирован ные революционерами рабо чие Санкт-Петербурга вышли на улицы города, чтобы идти с «челобитной» к Царю. Государя в столице не было, население было предупреж дено о недопустимости мас совых шествий, в город были введены войска. Но тем, кто в начале XX в. получил меткую кличку «коноводы», нужна была кровь. В том случае, ес ли Царь не капитулировал бы перед бунтовщиками. И кровь пролилась — десятки убитых, сотни раненых. Самую мрач ную роль в этих событиях сыг рал тюремный священник Га- пон, вначале сотрудничавший с полицией, потом ставший революционером, игравший за границей роль вождя русской революции (и удостоивший ся за это прозвища «красный поп» — «ле поп руж»), затем опять пошедший на службу в полицию и бесславно погиб ший в петле на даче в Озерках, повешенный теми самыми ра бочими, которых он втравил в революционную авантюру. Надо отметить особый цинизм революционеров - бунт был за маскирован под крестный ход, причём хоругви и иконы были «добыты» из взломанных по дороге шествия церквей... Эта грязная и кровавая про вокация послужила детонато ром революции 1905 -1907 гг., открывшей дорогу к потрясе ниям XX века. 22 января 1440 г. Родился Иван III Великий, Государь всея Руси, один из самых успешных правителей за всю историю Отечества. Он объединил русские земли в одно государство, сбросил ор дынское иго, выпустил первый общерусский Судебник (ут вердив его, как считают мно гие историки, на первом же Земском соборе). Собирал не земли, а власть, войны пору чал вести воеводам, а сам про славился как нелицеприятный судья (имел редкое для кня зя прозвище Правосуд), пра вил сурово, иногда жестко, но старался быть справедливым. Снискал репутацию грозного правителя, но не тирана, став образцом для умных правите лей поледующих эпох. При нем воздвигнуты стены Кремля, которые стоят до сих пор, мно гие соборы, украшающие нашу столицу. Но именно он начинает не виданные ранее конфликты с Церковью, пытаясь всецело подчинить Церковь светской власти. Это наложило тень на весьма успешное в целом прав ление этого выдающегося че ловека. “ Благодарная” страна удостоила его единственного памятника - фигура Ивана Ве ликого есть в числе деятелей русской истории на памятни ке Тысячелетия России в Нов городе. 8 февраля 1819 г. Открылся Санкт-Петер бургский университет. Открылся второй раз - был закрыт при “матушке Ека терине” . Надо отметить, что в системе образования, которую выстра ивал Александр I, университет был не только учебным заведе нием, но и просветительским, и даже методическим центром. Например, есл и где-то не хвата ло учителей, именно универси тет был обязан направить туда на работу своих выпускников. Что ж, эта добрая традиция со хранилась до сих пор —Санкт- Петербургский университет и сейчас славится тем внимани ем, с которым он подходит к педагогической практике сво их студентов. Университет дал целую плеяду выдающихся русских учёных, совмещавших занятия наукой с твердостью в православной вере. 26 декабря 2006 г. состоялась рабочая встреча правящего архиерея Мурманской и Мончегорской епархии с представителями Союза писателей России На встрече обсуждались вопросы организации очеред ного Славянского хода в 2007 году, совместное участие в праздновании Дней славянской письменности и культу ры, творческое взаимодействие Союза писателей и епар хиального Информационно-издательского отдела. Славянский ход в будущем году намечается не совсем обычный. Во время проведения этого хода планируется доставка частицы мощей св. адмирала Феодора Ушако ва. Все участники обсуждения сошлись на том, что не обходимо избрать оргкомитет, который тщательно про думает маршрут хода и правильное распределение встреч и мероприятий. В связи с тем, что Славянский ход будет сопровождаться доставкой частицы мощей, потребуется ряд согласований с некоторыми епархиями, админист рациями областей и городов, а также с командованием ВМФ. Предварительно проведение Славянского хода было намечено на сентябрь 2007 г. Самое бурное обсуждение вызвал вопрос о сотруд ничестве писателей и редакции «Православной мисси онерской газеты». Первоначально непонимание и раз ногласие было обусловлено тем, что писатели не имели информации о цели и назначении газеты. Руководителю информационно-издательского отдела епархии монахи не Вассе пришлось приложить некоторые старания, что бы объяснить суть и смысл данного периодического из дания: Православная миссионерская газета предназначена, прежде всего, для освещения внутренней жизни епар хии. Ее основная задача —доносить до членов православ ных общин информацию о том, что происходит на других приходах и в епархиальном управлении, как складывает ся приходская жизнь. Эту информацию нив каком другом издании публиковать невозможно. Уже сейчас, при уве личении количества приходов и активном развитии внут- риепархиальной жизни, в силу ограниченности площади газеты, не всегда представляется возможным размещение материалов, достойных быть опубликованными. Участникам встречи было предложено присылать свои материалы для публикации в новые культурно просветительские издания: журнал «Батюшка» и газету «Матушка», цель издания которых —миссия Правосла вия через призму культуры и науки. При достигнутом понимании и всеобщем согласии в предложенной форме сотрудничества встреча была за вершена. Недзельскому Владимиру Ивановичу была вручена премия администрации города Мурманска за активную общественную работу в области культуры и искусства На протяжении нескольких лет в епархии действует про грамма «Дети Кольской земли», целью которой является оказание помощи молодым людям, оказавшимся втяжё- лой жизненной ситуации. Несмотря на возникающие трудности, эта программа работает и уже есть результа ты. 22 декабря 2006г. руководителю этой программы Не дзельскому Владимиру Ивановичу была вручена премия администрации города Мурманска за активную обще ственную работу в области культуры и искусства, разви тия и реализации творческого потенциала. Православие в русской истории и культуре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz