Миссионерская православная газета. 2007 г. № 1. Январь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Хи 1, ЯНВАРЬ 2007 Т РИФОНОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ 22 декабря 2006 года в Апатитах прошли вторые Трифоновские чтения, посвященные проблемам религиозного образования Молитва перед началом чтений Всем нам памятны горделивые слова школьных учебников по истории СССР, отмечавших с особой гордостью,что «первое в России высшее учебное заве дение» —Московский Импе раторский университет —бы ло первым вузом в мире, где не было богословского факуль тета. Печальный пример раз рыва светского образования с японского оружия, а в 1916-м грязно клеветать на импера торскую семью и захлебнув шуюся кровью окопной вой ны армию... И именно эти люди поведут «оболтанные» массы в поход против...нет, не монархии, а всей русской ис тории и культуры. Итог извес тен. О чём говорить, если с вы соких трибун мы полтора де участникам конференции, в котором Владыка подчеркнул важность восстановления на рушенного единства воспита ния и образования в условиях тесного сотрудничества светс ких и духовных учебных заве дений. Тему, заданную архиеписко пом, продолжил ивсовместном докладе митрофорный прото- Взаимодействие светского и духовного образования православной традициеи вы давался за высочайшее дости жение. Заодно и врали - про стенько так. между прочим —все же первым вузом страны была Славяно-греко-латин- ская академия (именно ее за канчивал Михайло Ломоно сов). заведение духовное. Ни когда не писалось в учебниках о том,что слабое знакомство с Православием породило фе номен беспочвенной, непат риотической интеллигенции, что место русских святых в со знании «образованного» об щества заняли поэты (и ес ли бы это был Пушкин! А то —Боборыкин и Надсон), что в 1905 г. эти образованны будут шампанским отмечать победы сятка лет постоянно слышим речи о «возрождении России». Только какую Россию мы воз рождаем? Неужели ту, предре волюционную и революцион ную? Без Веры, Царя и Оте чества? С обезбоженной куль турой, при господстве которой стал возможен геноцид и русс кого народа, и других народов нашей страны? Собственно, об этом и шла речь на секциях II Трифонов ских образовательных чте ний, состоявшихся 22 дека бря 2006 г. в Апатитах. Тема Чтений —«Проблема взаимо действия духовной и светской ветвей образования». Тон Чте ниям задало Приветственное слово архиепископа Симона иерей Иоанн Баюр, благочин ный Мончегорского округа и к. и. н. А. И Тучков, руководи тель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации. Подобного рода совместные доклады священ ника и мирянина становятся, надо отметить особо, доброй традицией Чтений. И если в данном случае мирянин обра тил внимание собравшихся на пленарное заседание участни ков и гостей Чтений на истори ческие корни разрыва духов ной и светской частей единого педагогического процесса, то о. Иоанн говорил о духовной сути происходивших событий и о тех задачах, которые стоят перед православными педаго гами по восстановлению на рушенной целостности систе мы воспитания и образования. Как человек един в сочетании духа, души и тела, так и воспи тывать его надо в гармоничес ком единстве, используя тыся челетний опыт Святых Отцов —такова была главная мысль совместного доклада. Пленарное заседание было коротким: по плану основная работа проводилась по сек циям — исторической, педа гогической. филологической. миссионерской и молодёжи и молодёжных организаций. Надо сказать, что в отличие от I Чтений, носивших не сколько академический ха рактер, на II упор был сделан на практику, на опыт конкрет ной прикладной работы. 34 доклада (из них два стендовых) стали хорошей базой для об суждения насущных проблем, вставших перед педагогами и духовенством. Конечно, в рамках газетной статьи прак тически невозможно дать хотя бы краткий обзор всех выступ лений (а среди них “проход ных “ не было) —есть надеж да на издание материалов Чте ний, но наиболее запомнив шиеся постараюсь отметить. Потрясающим было впечат ление от доклада учительни цы-логопеда Е. Чеботаевой и воспитательницы Л. Ткаченко 0 духовно-нравственном вос питании детей-сирот с огра ниченными возможностями здоровья. Было на конкретных примерах показано, как Пра вославие помогает адаптиро вать к жизни в обществе тех детей, которых на всю жизнь заклеймили кличкой “умс твенно отсталые” . В рамах своего выступле ния поделился интересней шими наблюдениями о пра вославной жизни в Италии иеромонах Митрофан (Бада- нин). Чрезвычайно инфор мативным и интересным бы ло выступление Н. Порцеля, посвященное православным ресурсам Интернета. О проти водействии сектантам в Лово- зерском районе рассказывал о. Леонид Сулоев. Возможнос ти православной адаптации англиканского “Альфа-кур са” для миссионерской рабо ты оценил о. Валерий Кома ров. Миссионерское значение 1Феодоритовских чтений вы явил в своём докладе Д. Лоску тов. И очень много внимания было уделено насущным про блемам воскресных и общеоб разовательных школ. Надо отметить то искреннее радушие, с которым принима ли гостей в Петрозаводском госуниверситете, прекрасную организацию работы Чтений, которую наладил Е. А. Вайн штейн. И, разумеется, учас тники и гости благодарны за истинно православное гостеп риимство прихода о. Василия Данильца. Совсем напоследок — Чте ния удались. Это обстоятельс тво позволяет со сдержанным оптимизмом смотреть в буду щее. В2007 г. Чтения состоятся тоже не в Мурманске. Апатиты показали, что и за пределами областной столицы есть кому учить и у кого учиться. . И. Тучков, руководитель епархиального отдела религиоз ного образования и катехизации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz