Миссионерская православная газета. 2007 г. № 1. Январь.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Хи 1, ЯНВАРЬ 2007 Т РИФОНОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ 22 декабря 2006 года в Апатитах прошли вторые Трифоновские чтения, посвященные проблемам религиозного образования Молитва перед началом чтений Всем нам памятны горделивые слова школьных учебников по истории СССР, отмечавших с особой гордостью,что «первое в России высшее учебное заве­ дение» —Московский Импе­ раторский университет —бы­ ло первым вузом в мире, где не было богословского факуль­ тета. Печальный пример раз­ рыва светского образования с японского оружия, а в 1916-м грязно клеветать на импера­ торскую семью и захлебнув­ шуюся кровью окопной вой­ ны армию... И именно эти люди поведут «оболтанные» массы в поход против...нет, не монархии, а всей русской ис­ тории и культуры. Итог извес­ тен. О чём говорить, если с вы­ соких трибун мы полтора де­ участникам конференции, в котором Владыка подчеркнул важность восстановления на­ рушенного единства воспита­ ния и образования в условиях тесного сотрудничества светс­ ких и духовных учебных заве­ дений. Тему, заданную архиеписко­ пом, продолжил ивсовместном докладе митрофорный прото- Взаимодействие светского и духовного образования православной традициеи вы­ давался за высочайшее дости­ жение. Заодно и врали - про­ стенько так. между прочим —все же первым вузом страны была Славяно-греко-латин- ская академия (именно ее за­ канчивал Михайло Ломоно­ сов). заведение духовное. Ни­ когда не писалось в учебниках о том,что слабое знакомство с Православием породило фе­ номен беспочвенной, непат­ риотической интеллигенции, что место русских святых в со­ знании «образованного» об­ щества заняли поэты (и ес­ ли бы это был Пушкин! А то —Боборыкин и Надсон), что в 1905 г. эти образованны будут шампанским отмечать победы сятка лет постоянно слышим речи о «возрождении России». Только какую Россию мы воз­ рождаем? Неужели ту, предре­ волюционную и революцион­ ную? Без Веры, Царя и Оте­ чества? С обезбоженной куль­ турой, при господстве которой стал возможен геноцид и русс­ кого народа, и других народов нашей страны? Собственно, об этом и шла речь на секциях II Трифонов­ ских образовательных чте­ ний, состоявшихся 22 дека­ бря 2006 г. в Апатитах. Тема Чтений —«Проблема взаимо­ действия духовной и светской ветвей образования». Тон Чте­ ниям задало Приветственное слово архиепископа Симона иерей Иоанн Баюр, благочин­ ный Мончегорского округа и к. и. н. А. И Тучков, руководи­ тель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации. Подобного рода совместные доклады священ­ ника и мирянина становятся, надо отметить особо, доброй традицией Чтений. И если в данном случае мирянин обра­ тил внимание собравшихся на пленарное заседание участни­ ков и гостей Чтений на истори­ ческие корни разрыва духов­ ной и светской частей единого педагогического процесса, то о. Иоанн говорил о духовной сути происходивших событий и о тех задачах, которые стоят перед православными педаго­ гами по восстановлению на­ рушенной целостности систе­ мы воспитания и образования. Как человек един в сочетании духа, души и тела, так и воспи­ тывать его надо в гармоничес­ ком единстве, используя тыся­ челетний опыт Святых Отцов —такова была главная мысль совместного доклада. Пленарное заседание было коротким: по плану основная работа проводилась по сек­ циям — исторической, педа­ гогической. филологической. миссионерской и молодёжи и молодёжных организаций. Надо сказать, что в отличие от I Чтений, носивших не­ сколько академический ха­ рактер, на II упор был сделан на практику, на опыт конкрет­ ной прикладной работы. 34 доклада (из них два стендовых) стали хорошей базой для об­ суждения насущных проблем, вставших перед педагогами и духовенством. Конечно, в рамках газетной статьи прак­ тически невозможно дать хотя бы краткий обзор всех выступ­ лений (а среди них “проход­ ных “ не было) —есть надеж­ да на издание материалов Чте­ ний, но наиболее запомнив­ шиеся постараюсь отметить. Потрясающим было впечат­ ление от доклада учительни­ цы-логопеда Е. Чеботаевой и воспитательницы Л. Ткаченко 0 духовно-нравственном вос­ питании детей-сирот с огра­ ниченными возможностями здоровья. Было на конкретных примерах показано, как Пра­ вославие помогает адаптиро­ вать к жизни в обществе тех детей, которых на всю жизнь заклеймили кличкой “умс­ твенно отсталые” . В рамах своего выступле­ ния поделился интересней­ шими наблюдениями о пра­ вославной жизни в Италии иеромонах Митрофан (Бада- нин). Чрезвычайно инфор­ мативным и интересным бы­ ло выступление Н. Порцеля, посвященное православным ресурсам Интернета. О проти­ водействии сектантам в Лово- зерском районе рассказывал о. Леонид Сулоев. Возможнос­ ти православной адаптации англиканского “Альфа-кур­ са” для миссионерской рабо­ ты оценил о. Валерий Кома­ ров. Миссионерское значение 1Феодоритовских чтений вы­ явил в своём докладе Д. Лоску­ тов. И очень много внимания было уделено насущным про­ блемам воскресных и общеоб­ разовательных школ. Надо отметить то искреннее радушие, с которым принима­ ли гостей в Петрозаводском госуниверситете, прекрасную организацию работы Чтений, которую наладил Е. А. Вайн­ штейн. И, разумеется, учас­ тники и гости благодарны за истинно православное гостеп­ риимство прихода о. Василия Данильца. Совсем напоследок — Чте­ ния удались. Это обстоятельс­ тво позволяет со сдержанным оптимизмом смотреть в буду­ щее. В2007 г. Чтения состоятся тоже не в Мурманске. Апатиты показали, что и за пределами областной столицы есть кому учить и у кого учиться. . И. Тучков, руководитель епархиального отдела религиоз­ ного образования и катехизации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz